ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ И ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
Н.В. Буравцова
В статье рассматривается проявление студентами эмпатии в зависимости от уровней суверенности их личностного пространства. Предложена структурно-функциональная модель психологического пространства, описаны особенности структурных компонентов. Доказано, что уровень личностной суверенности студентов-гуманитариев определяет их уровень эмпатии.
Ключевые слова: психологическое пространство личности, суверенность, эмпатия.
Interrelation of psychological space of the person and empathy of students — teachers and psychologists. In article display by students of empathy is considered depending on levels of the sovereignty of their personal space. The structurally functional model of psychological space is offered, features of structural components are described. It is proved, that the level of the personal sovereignty of students — humanists determines their level of empathy.
Keywords: psychological space of the person, the sovereignty, empathy.
Многие специалисты-исследователи отмечают, что психологические исследования в настоящее время должны быть направлены не столько на поиск новых феноменов, факторов и закономерностей психической жизни человека, сколько на более глубокое, под новым углом зрения, познание уже существующего в науке. Анализ научных исследований по проблемам развития личности свидетельствует, что, с одной стороны, интенсивность социально-исторических процессов в современном обществе предъявляет особые требования к личной автономии, свободе и ответственности каждого человека. Высокая взаимозависимость социальных интеракций, информационная и коммуникативная перегруженность ставят перед необходимостью селекции средовых влияний и усиления способ-
ности человека творить независимое, неконформное, аутентичное бытие. С другой стороны, еще не нашел своего полного разрешения ряд вопросов, затрагивающих различные аспекты интерперсонального взаимодействия в системе «Человек-Человек». Одним из механизмов такого взаимодействия выступает эмпатия как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей.
Несмотря на то что проблема эмпатии исследуется достаточно давно, интерес к ее изучению сохраняется, так как продиктован огромной значимостью этого механизма в формировании личности. Развитие эмпатии особенно важно в период юности, когда происходит становление жизненных перспектив, развитие духовнонравственных ценностей, формирование новых взглядов на отношения
между людьми. Данные положения получают еще большую актуальность при подготовке специалистов-профессионалов сферы «Человек-Человек», так как при подготовке представителей коммуникативных профессий без практического овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон коммуникативного взаимодействия.
Обращаясь к определениям эмпатии, предложенным К. Роджерсом (вхождение в личный мир другого)
[7], В.В. Бойко (средство «вхождения» в психо-энергетическое пространство другого) [1], И.М. Юсуповым (понимание внутреннего мира другого) [8] и рядом других авторов, можно сказать, что эмпатия выступает как механизм соприкосновения и как способ понимания психологического пространства другого человека. Эмпатия сама может быть представлена как особое пространство, формирующееся в процессе взаимодействия, выступающее как сложное образование и являющееся как «способом бытия» личности, коммуникативным навыком, так и динамичным процессом, способным осуществляться в ситуации взаимодействия.
Природа эмпатии до сих пор не совсем определена. Недостаточно исследованной является и совокупность факторов, влияющих на ее формирование. Это — особенности состава семьи, специфика взаимодействия матери и младенца (Е. 31оШпё, [9]); социальные установки (В.В. Бойко, [1]); степень эгоцентрической ориентации личности (И.М. Юсупов,
[8]); различие условий социализации (К. Роджерс, [7]). Важную роль в формировании этого механизма играет специфика личностного пространства эмпатирующего.
Для описания внутреннего мира человека К. Левин ввел понятие о психологическом времени и пространстве [3], Ф.Е. Василюк предложил понятие «жизненного мира» [2],
А.Б. Орлов — представление о внешнем и внутреннем «Я» [6]. О.И. Муравьева описывает существование человека в витальном, функционально-ролевом, самоактуализацион-ном и духовном пространствах [4]. С.К. Нартова-Бочавер определяет психологическое пространство как субъективно значимый фрагмент бытия, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает в себя комплекс явлений, с которыми человек себя отождествляет. Значимыми эти явления становятся благодаря обладанию личностным смыслом. Оно является «суверенным, если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их; депривированным — если ему приходилось переживать бессилие в попытке отстоять границы личности и разрушенным — если деструктивные влияния имели тотальный характер» [5, с. 77-78].
Целью данного исследования стало изучение взаимосвязи личностного пространства и эмпатии у студентов гуманитарной направленности. Исследование проводилось в 20062008 гг., выборку составили две экспериментальные группы студентов
ряда вузов г. Новосибирска (165 девушек и 109 юношей): 132 человека, обучающихся специальности «психология», и 142 человека, обучающихся педагогическим специальностям; группа сравнения включала 105 человек — обучающихся специальности «прикладная информатика».
Для изучения специфики личностного пространства использовались опросник суверенности психологического пространства С.К. Нартовой-Бочавер, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, морфологический тест жизненных ценностей
В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной. Диагностика эмпатии осуществлялась с помощью опросников А. Мех-рабиана — Н. Эпштейна и В.В. Бойко. Индивидуально-типологические тенденции респондентов оценивались с помощью опросника Л.Н. Соб-чик. Первичный анализ полученных данных показал целесообразность применения непараметрических методов мат.статистики: Н-критерия Краскела-Уоллиса, факторного анализа и корреляционного анализа Спирмэна.
Выявлено, что общий уровень суверенности личностных границ будущих педагогов и психологов является адекватным. В то же время студенты-психологи демонстрируют большую независимость в формировании привычек, моральных установок и ценностей (р < 0,01). Уровень смысложизненных ориентаций респондентов является высоким, их характеризует наличие устойчивых жизненных целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; воспринимают свою
жизнь наполненной смыслом; считают себя способными принимать и реализовывать принятые решения. Анализ жизненных ценностей показал, что будущих психологов отличает стремление к развитию личностных характеристик, к расширению социальных связей и реализации социальной роли. Студентам-педагогам более свойственно преобладание собственных мнений и убеждений над общепринятыми (р < 0,05). Студенты-программисты значимо ниже (р < 0,05) ориентированы на социальные контакты, им присуще стремление к индивидуализации деятельности.
Уровень эмпатии студентов-психологов — 21,63 балла, студентов-педагогов — 21,26 балла, что свидетельствует о сниженной (хотя и близкой к среднему уровню) способности к сопереживанию и сочувствию окружающим. Студенты гуманитарной направленности умеренно используют внимание, восприятие и мышление на понимание сущности другого человека; умение сопереживать и соучаствовать, предвидеть поведение партнеров по общению; способность идентифицировать себя с другой личностью. Наиболее сформированными у них являются социальные установки, определяющие проявление интереса к другому человеку. Уровень эмпатии студентов-программистов является значимо более низким — 20,90 балла (р < 0,05). Они чаще всего используют направленность внимания, восприятия и мышления, в меньшей степени эмоции и интуицию, а социальные установки, связанные с проявлением эмпатии, у них наименее сформированы.
Особенности мотивации студентов-психологов в основном определяет экстравертированность (р < 0,03), студентов-педагогов — лабильность и сензитивность. Общей для респондентов экспериментальных групп оказалась низкая интровертированность, значимее проявляющаяся у студентов-программистов (р < 0,03).
Имеют место прямые взаимосвязи (р < 0,05) показателей суверенности психологического пространства студентов-гуманитариев с основными параметрами смысложизненных ориентаций (между уровнем осмысленности жизни и уровнем личностной суверенности: И8 = 0,59). В наибольшей степени данные взаимосвязи проявляются в плане осмысленности жизни — отношения респондентов к обладанию личными вещами (И8 = 0,58) и независимостью формирования мировоззрения, установок и ценностей (И8 = 0,58). Смысложизненные ориентации студентов в большей степени связаны с реализацией гуманистических ценностей (стремление к познанию и саморазвитию, руководство морально-нравственными принципами, ориентация на духовные потребности, расширение социальных контактов), чем с реализацией ценностей эгоистической направленности.
Выявлено взаимовлияние специфики личностного пространства и эмпатии респондентов. При этом у будущих педагогов проникающая способность в эмпатии более тесно взаимосвязана как с суверенностью личностных границ, так и с осмысленностью жизни, чем у психологов: с уровнем суверенности границ: И8 = 0,46 и 0,31 соот-
ветственно; с уровнем осмысленности жизни: И8 = 0,44 и 0,31.
При исследовании проявления способности сопереживать окружающим установлено, что значимые обратные взаимосвязи с большинством параметров осмысленности жизни (например, с осознанием результативности жизни: И8 = -0,37; с общим уровнем осмысленности жизни: И8 = -0,32) имеют место только для группы сту-дентов-педагогов. Проявление у них способности сопереживать окружающим обратно взаимосвязано и с некоторыми терминальными ценностями: со стремлением к саморазвитию (И8 = -0,38), с повышением уровня престижа (И8 = -0,39), с сохранением личной индивидуальности (И8 = -0,50). У студентов-психологов подобные взаимосвязи полностью отсутствуют.
Для респондентов экспериментальных групп выявлена тенденция к обратной взаимосвязи установок, способствующих эмпатии, и стремления к повышению престижа в обществе. Т.е. стремление к признанию в обществе путем следования социальным требованиям может сочетаться с неуместностью проявления интереса к другой личности, с формированием убеждения в необходимости хладнокровного отношения к проблемам окружающих.
Анализ факторного отражения структуры взаимосвязей личностного пространства и эмпатии будущих педагогов и психологов позволил выделить пять однополярных положительных факторов, в совокупности объясняющих 64,75% доли суммарной дисперсии переменных. Наибо-
лее значимыми являются факторы личностной суверенности (27,45%) и ценностных ориентаций (16,09%). Третьим по значимости (10,10%) является фактор направленности внимания и мышления на понимание сущности другого человека. Четвертый фактор (6,58%) определяет уровень осмысленности жизни респондентов, а пятый (4,53%) — способности респондентов предвидеть поведение партнеров по взаимодействию. Для будущих программистов в качестве первых наиболее значимых выступают сходные факторы (30,17% и 14,54% соответственно), но третьим по значимости (10,14%) выступает фактор обращенности «на себя» (наличие внутреннего локуса контроля, определяющего осмысленность жизни).
Это дает нам основания для создания структурно-функциональной модели психологического пространства студентов гуманитарной направленности. Наиболее существенным, системообразующим выступает фактор личностной суверенности, осуществляющий функции самопри-нятия, обеспечения базового доверия к миру, развития субъектности, обозначения и поддержания социальной идентичности, освоения территории, возможности защититься от вторжений из внешней среды. В этот фактор включены телесная, территориальная и темпоральная суверенность, суверенность социальных контактов, установок и мировоззрения.
Следующим элементом является сфера ценностных ориентаций, функции которой — внутренняя координация и регуляция поведения, познание
окружающего мира, смыслообразова-ние, отображение и защита жизненных идеалов. Характеризуют сферу ценностных ориентаций терминальные ценности гуманистической направленности — стремление к саморазвитию, акцент на морально-нравственных принципах, творческий подход к изменению окружающей действительности, ориентация на социальные контакты, а также установки прагматической направленности — ориентация на достижение престижа в обществе путем следования определенным социальным требованиям, отношение к личным достижениям и материальному положению как смыслу существования, направленность на защиту своей индивидуальности и неповторимости.
Сфера межличностных отношений реализует функции выбора референтной группы или значимого другого, формирования пространства межличностного взаимодействия, принятия ответственности за отношения с другими, делает возможной «общение-встречу» и является основой толерантности. Область межличностных отношений студентов-гуманитариев включает умение сопереживать и сочувствовать другой личности посредством направленности внимания, восприятия и мышления на понимание сущности другого, на его состояние, проблемы и поведение, с учетом социальных установок, предписывающих возможность и уместность обращать внимание на проблемы другой личности. На этой основе формируется сфера смысложизненных ориентаций, выполняющая функции формирования смыслов происходящего и
предстоящих намерений, соотнесение процессов протекания жизни с сознательным контролем и возможностью влиять на них, обеспечение устойчивости образа мира. Данную сферу составляет наличие в жизни человека целей в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом; удовлетворенность самореализацией; уверенность в возможности управлять жизненными процессами.
Необходимо отметить, что выделенные структурные компоненты образуют целостную взаимосвязанную самоорганизующуюся систему — своего рода субъективно значимую «действительность», «освоенную» личностью и ставшую ее индивидуальной характеристикой. Данная система существует естественно, находится в состоянии постоянного взаимопроникновения с внешней средой и не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций.
В ходе исследования были выделены три группы лиц, обладающих различными уровнями суверенности психологического пространства. В первую группу в количестве 53 человек (19,34%) вошли респонденты с депривированными личностными границами. Вторая группа составила 135 человек (49,47%), обладающих суверенными границами личности. В третью группу вошли 86 человек (31,39%), личностные границы которых определяются как сверхзащи-щаемые (гипертрофированные). Оказалось, что характеристики смысло-
жизненных ориентаций лиц с адекватными психологическими границами находятся в пределах оптимальных значений, у респондентов с гиперсуверенностью они значимо выше, а у студентов, испытывавших бессилие в попытке отстоять личностные границы,— значимо ниже (р < 0,01). Стремление к развитию себя, ориентация на духовно-нравственные ценности у лиц с суверенными границами выше, чем у тех, чьи границы являются депривированными или гипертрофированными (р < 0,03).
Респонденты, личностное пространство которых является депривирован-ным и сверхзащищаемым, характеризуются пониженным уровнем эмпатии (19,4 и 21,04 балла), адекватный уровень суверенности, детерминирует средний уровень (22,4 балла). Эти различия значимы для р < 0,01.
Анализ факторной структуры показал, что независимо от уровня суверенности психологических границ респондентов, наиболее значимыми являются факторы ценностных и смысложизненных ориентаций. Следующими по значимости выступают факторы, так или иначе связанные с осознанием личностной суверенности, которые при наличии адекватного уровня суверенности обладают высокой значимостью, положительной направленностью и оказывают конструктивное влияние на специфику межличностного взаимодействия; в случае депривации границ — препятствуют проявлению интуиции и эмоционального отражения в эмпатии; в случае чрезмерной защиты границ — способствуют поверхностному расширению социальных связей
и формированию противостояния собственных установок и ценностей способности к эмпатийному реагированию.
Конкретизация параметров психологического пространства дает нам основания уточнить рабочую классификацию уровней психологической суверенности и определить психологическое пространство как адекватное (при наличии оптимального уровня личностной суверенности) или условно неадекватное (как при наличии депривации, так и при ориентации на чрезмерную защиту личностных границ).
На основании проведенного исследования сформулированы следующие выводы:
1. Психологическое пространство личности является взаимосвязанной системой, системообразующим фактором которой выступает суверенность личностных границ. На основе личностной суверенности формируются сферы ценностных ориентаций, межличностных отношений и осмысленности жизни студентов-гуманитариев.
2. Выделены характеристики личностного пространства, находящиеся в значимой взаимосвязи как с общим уровнем, так и со структурными компонентами эмпатии. Данная взаимосвязь является прямой для соотношений: осмысленность жизни, ценности гуманистической ориентации — общий уровень и уровень проникающей способности в эмпатии; и обратной для соотношений: ориентация на защиту личностных границ, ценности прагматической ориентации — проникающая способность в эмпатии и социальные установки,
определяющие возможность проявления интереса к другой личности. Взаимосвязь проявляется более разнопланово для сферы ценностных ориентаций студентов-психологов (в плане стремления к саморазвитию, руководству морально-нравственными принципами, проявлению творческих возможностей, расширению межличностных связей, реализации своей социальной роли) и менее разнопланово у будущих педагогов (по отношению к саморазвитию).
3. Выявлены уровни эмпатии, детерминированные уровнями личностной суверенности. Адекватный уровень суверенности позволяет проявлять эмпатию на более высоком уровне при сбалансированности всех ее структурных составляющих; условно неадекватные уровни детерминируют пониженный уровень эмпатии. Депривация границ формирует отказ от использования коммуникативных качеств, направленных на создание доверительной атмосферы и способствует сохранению в процессе общения атмосферы напряженности и подозрительности. Сверхжесткие границы снижают желание идентифицировать себя с другими в процессе эмпатии.
4. Установлена специфика взаимосвязи характеристик психологического пространства и эмпатии в контексте уровней личностной суверенности. У лиц с депривированными границами уровень и структурные составляющие эмпатии находятся в значимой взаимосвязи средней тесноты с основными структурно-функциональными факторами психологического пространства. По критерию направлен-
ности эта взаимосвязь является прямой для соотношения: общий уровень эмпатии — факторы личностной суверенности и осмысленности жизни; и обратной для соотношения: эмоциональный канал — стремление к реализации собственных жизненных ценностей. Рост эмпатии возможен только при условии повышения уровня личностной суверенности.
У лиц, выстроивших жесткие границы, общий уровень и структурные составляющие эмпатии находятся в значимой взаимосвязи средней тесноты с основными факторами ценностносмысловой сферы. По критерию направленности эта взаимосвязь является прямой для соотношений: общий уровень эмпатии — суверенность установок и ценностей; эмоциональный канал — осмысленность жизни, саморазвитие и сохранение индивидуальности; и обратной для соотношений: интуитивный канал — осмысленность жизни, направленность на социальное взаимодействие и достижение престижа. Повышение эмпатии возможно в случае отказа от чрезмерной защиты независимости при формировании собственных установок и ценностей.
5. Выявлены значимые различия в проявлении характеристик психологического пространства и эмпатии в контексте профессиональной направленности респондентов. У будущих педагогов взаимосвязи компонентов личностного пространства и эмпатии проявляются более тесно для соотношения: повышение уровня личностной суверенности — умение формулировать жизненные цели, удовлетворенность интенсивностью жизни и самореализацией; у студентов-
психологов — для соотношения: повышение уровня личностной суверенности — формирование веры в возможность самостоятельно контролировать качество жизни и стремление к установлению благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия.
6. Определена полоспецифич-ность взаимосвязи психологического пространства и эмпатии студентов-гуманитариев. Для юношей данные взаимосвязи проявляются более разнопланово, чем у девушек. По критерию направленности: у юношей обнаруженные взаимосвязи являются обратными для соотношений: повышение уровня личностной суверенности и развитие ценностных и смысложизненных ориентаций — идентификация в эмпатии, ее эмоциональный канал и ориентация на социальные установки; у девушек данные взаимосвязи являются прямыми для соотношений: повышение осмысленности жизни и развитие ценностных ориентаций — интуитивный канал и проникающая способность в эмпатии.
7. Установлены индивидуальнотипологические тенденции, взаимосвязанные как с факторами психологического пространства, так и со спецификой проявления эмпатии. По критерию направленности данная взаимосвязь является прямой для экстраверсии, способствующей росту соматического благополучия, самостоятельности в выборе социальных контактов, удовлетворенности процессом протекания жизни и проявлению эмпатии; и обратной для интровертированности, препятствующей проявлению эмпатийных качеств;
ригидности, понижающей проявление интуиции в эмпатии; и тревожности, снижающей стремление к саморазвитию и творчеству.
Таким образом, эмпатия действительно взаимосвязана с факторами, определяющими психологическое пространство личности. Данные взаимосвязи сложны и неоднозначны. С одной стороны, процессы формирования личностной суверенности, развитие ценностно-смысловой сферы благоприятно сказываются на проявлении эмпатии. В то же время ее развитие как профессионально важного качества также оказывает влияние на психологическое пространство, способствует его формированию в контексте гуманистической направленности и ориентации на социум.
Литература:
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко.- М., 1996.- 345 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.— 200 с.
3. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин.— СПб., 2000.— 365 с.
4. Муравьева О.И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности / О.И. Муравьева.— Томск: ТГУ, 2003.- 118 с.
5. Нартова-Бочавер С.К. Опросник «Суверенность психологического пространства» — новый метод диагностики личности/ С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. — 2004.— Том 25.— №5.— С. 77—89.
6. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов.— М.: Логос, 1995.— 215 с.
7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление личности / К. Роджерс.— М., Прогресс, 1994.— 480 с.
8. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов.— Казань: Татар. кн. изд-во, 1991.— 192 с.
9. Stotland E. Empathy and birth order. Some experimental explorations / E. Stotland.— Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 1971.