УДК 159.923
Н.В. Буравцова, ст. преп. НГУЭУ, г. Новосибирск, Е-mail:[email protected]; [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Представлена структурно-функциональная модель психологического пространства личности студентов-гуманитариев. Рассматривается проявление студентами эмпатии в зависимости от уровней их личностной суверенности. Доказано, что уровень личностной суверенности студентов-гуманитариев определяет их уровень эмпатии.
Ключевые слова: психологическое пространство личности, суверенность, эмпатия.
Интенсивность социально-исторических процессов, происходящих в современном обществе, предъявляет особые требования к личной автономии, свободе и ответственности каждого человека. Высокая взаимозависимость социальных интеракций, информационная и коммуникативная перегруженность ставят человека перед необходимостью селекции средовых влияний и усиления способности творить независимое, аутентичное бытие. С другой стороны, еще не нашел своего полного разрешения ряд вопросов, затрагивающих различные аспекты интерперсонального взаимодействия в системе «Человек-Человек». Одним из механизмов такого взаимодействия выступает эмпатия как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей.
Несмотря на то, что проблема эмпатии исследуется достаточно давно, интерес к ее изучению сохраняется, так как продиктован огромной значимостью этого механизма в формировании личности. Развитие эмпатии особенно важно в период юности, когда происходит становление жизненных перспектив, развитие духовно-нравственных ценностей, формирование новых взглядов на отношения между людьми. Данные положения получают еще большую актуальность при подготовке специалистов-профессионалов сферы «Человек-Человек», так как при подготовке представителей коммуникативных профессий без практического овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон коммуникативного взаимодействия.
Обращаясь к определениям эмпатии, предложенным К. Роджерсом (вхождение в личный мир другого) [1], В.В. Бойко (средство «вхождения» в психо-энергетическое пространство другого) [2], И.М. Юсуповым (понимание внутреннего мира другого) [3] и рядом других авторов, можно сказать, что эмпатия выступает как механизм соприкосновения и как способ понимания психологического пространства другого человека. Эмпатия сама может быть представлена как особое пространство, формирующееся в процессе взаимодействия, выступающее как сложное образование, и являющееся как «способом бытия» личности, коммуникативным навыком, так и динамичным процессом, способным осуществляться в ситуации взаимодействия.
Природа эмпатии до сих пор не совсем определена. Недостаточно исследованной является и совокупность факторов, влияющих на ее формирование. Это - особенности состава семьи, специфика взаимодействия матери и младенца (Е. БМ-1ап<1, [4]); социальные установки (В.В. Бойко, [2]); степень эгоцентрической ориентации личности (И.М. Юсупов, [3]); различие условий социализации (К. Роджерс, [1]). Важную роль в формировании этого механизма играет специфика личностного пространства эмпатирующего.
Для описания внутреннего мира человека К. Левин ввел понятие о психологическом времени и пространстве [5], Ф.Е. Василюк предложил понятие «жизненного мира» [6], А.Б. Орлов - представление о внешнем и внутреннем «Я» [7]. О.И. Муравьева описывает существование человека в витальном, функционально-ролевом, самоактуализационном и духовном пространствах [8]. С.К. Нартова-Бочавер определяет психологическое пространство как субъективно значимый фрагмент бытия, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни
человека. Оно включает в себя комплекс явлений, с которыми человек себя отождествляет. Значимыми эти явления становятся благодаря обладанию личностным смыслом. Оно является «суверенным, если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их; депривированным -если ему приходилось переживать бессилие в попытке отстоять границы личности и разрушенным - если деструктивные влияния имели тотальный характер» [9, с. 77-78].
Цель исследования - изучение взаимосвязи личностного пространства и эмпатии у студентов гуманитарной направленности. Исследование проводилось в 2006-2008 г.г., выборку составили две экспериментальные группы студентов ряда вузов г. Новосибирска (165 девушек, и 109 юношей): 132 человека, обучающихся специальности «психология» и 142 человека, обучающиеся педагогическим специальностям; контрольная группа включала 105 человек - обучающихся специальности «прикладная информатика».
Для изучения специфики личностного пространства использовались опросник суверенности психологического пространства С. К. Нартовой-Бочавер, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной. Диагностика эмпатии осуществлялась с помощью опросников А. Мехра-биана - Н. Эпштейна и В. В. Бойко. Индивидуально-типологические тенденции респондентов оценивались с помощью опросника Л.Н. Собчик. Первичный анализ полученных данных показал целесообразность применения непараметрических методов мат.статистики: Н-критерия Краскела-Уоллиса, факторного анализа и корреляционного анализа Спирмэна.
Выявлено, что общий показатель суверенности личностных границ будущих педагогов и психологов является адекватным. В то же время, студенты-психологи демонстрируют большую независимость в формировании привычек, моральных установок и ценностей (р<0,01). Уровень смысложизненных ориентаций респондентов является высоким, их характеризует наличие устойчивых жизненных целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; воспринимают свою жизнь наполненной смыслом; считают себя способными принимать и реализовывать принятые решения. Анализ жизненных ценностей показал, что будущих психологов отличает стремление к развитию личностных характеристик; к расширению социальных связей и реализации социальной роли. Студентам-педагогам более свойственно преобладание собственных мнений и убеждений над общепринятыми (р<0,05). Студенты-программисты значимо ниже (р<0,05) ориентированы на социальные контакты, им присуще стремление к индивидуализации деятельности.
Уровень эмпатии студентов-психологов - 21,63 баллов, студентов-педагогов - 21,26 баллов, что свидетельствует о сниженной (хотя и близкой к среднему уровню) способности к сопереживанию и сочувствию окружающим. Студенты гуманитарной направленности умеренно используют внимание, восприятие и мышление на понимание сущности другого человека; умение сопереживать и соучаствовать, предвидеть поведение партнеров по общению; способность идентифицировать себя с другой личностью. Наиболее сформированными у них являются социальные установки, определяющие проявление интереса к другому человеку. Уровень эмпатии студен-тов-программистов является значимо более низким - 20,90
баллов (р<0,05). Они чаще всего используют направленность внимания, восприятия и мышления, в меньшей степени -эмоции и интуицию, а социальные установки, связанные с проявлением эмпатии, у них наименее сформированы.
Особенности мотивации студентов-психологов, в основном, определяет экстравертированность (р<0,03), студентов-педагогов - лабильность и сензитивность. Общей для респондентов экспериментальных групп оказалась низкая интровер-тированность, значимее проявляющаяся у студентов-программистов (р<0,03).
Имеют место прямые взаимосвязи (р<0,05) показателей суверенности психологического пространства студентов-гуманитариев с основными параметрами смысложизненных ориентаций (между уровнем осмысленности жизни и общим показателем личностной суверенности: К^=0,59). В наибольшей степени данные взаимосвязи проявляются в плане осмысленности жизни - отношения респондентов к обладанию личными вещами (К^=0,58) и независимостью формирования мировоззрения, установок и ценностей (К^=0,58). Смысложизненные ориентации студентов в большей степени связаны с реализацией гуманистических ценностей (стремление к познанию и саморазвитию, руководство моральнонравственными принципами, ориентация на духовные потребности, расширение социальных контактов), чем с реализацией ценностей эгоистической направленности.
Выявлена взаимозависимость специфики личностного пространства и эмпатии респондентов. При этом у будущих педагогов проникающая способность в эмпатии более тесно взаимосвязана с суверенностью личностных границ (с общим показателем суверенности: К^=0,46 и 0,31 - соответственно), а у студентов-психологов с выраженностью способности самостоятельно контролировать жизненные процессы ^=0,33 и 0,44 - соответственно).
При исследовании проявления способности сопереживать окружающим установлено, что значимые обратные взаимосвязи с большинством параметров осмысленности жизни (напр., с осознанием результативности жизни: К^=-0,37; с общим уровнем осмысленности жизни: К^=-0,32) имеют место только для группы студентов-педагогов. Проявление у них способности сопереживать окружающим обратно взаимосвязано и с некоторыми терминальными ценностями: со стремлением к саморазвитию (К^=-0,38), с повышением престижа (К^=-0,39) с сохранением личной индивидуальности (Ез—
0,50). У студентов-психологов подобные взаимосвязи полностью отсутствуют.
Для респондентов экспериментальных групп выявлена тенденция к обратной взаимосвязи установок, способствующих эмпатии, и стремления к повышению престижа в обществе. Т.е. стремление к признанию в обществе путем следования социальным требованиям может сочетаться с неуместностью проявления интереса к другой личности, с формированием убеждения в необходимости хладнокровного отношения к проблемам окружающих.
Анализ факторного отражения структуры взаимосвязей личностного пространства и эмпатии будущих педагогов и психологов позволил выделить пять однополярных положительных факторов, в совокупности объясняющих 64,75% доли суммарной дисперсии переменных. Наиболее значимыми являются факторы личностной суверенности (27,45%) и ценностных ориентаций (16,09%). Третьим по значимости (10,10%) является фактор направленности внимания и мышления на понимание сущности другого человека. Четвертый фактор (6,58%) определяет уровень осмысленности жизни респондентов, а пятый (4,53%) - способности респондентов предвидеть поведение партнеров по взаимодействию. Для будущих программистов, в качестве первых наиболее значимых, выступают сходные факторы (30,17% и 14,54% соответственно), но третьим по значимости (10,14%) выступает фактор обращенности «на себя» (наличие внутреннего локуса контроля, определяющего осмысленность жизни).
Это дает нам основания для создания структурнофункциональной модели психологического пространства лич-
ности студентов гуманитарной направленности. Наиболее существенной, системообразующей, выступает такая характеристика как личностная суверенность, осуществляющая функции самопринятия, обеспечения базового доверия к миру, развитие субъектности, обозначение и поддержание социальной идентичности, освоение территории, возможность защититься от вторжений из внешней среды. Она включает телесную, территориальную и темпоральную суверенность, суверенность социальных контактов, установок и мировоззрения.
Следующим элементом является сфера ценностных ориентаций, функции которой - внутренняя координация и регуляция поведения, познание окружающего мира, смыслообра-зование, отображение и защита жизненных идеалов. Характеризуют сферу ценностных ориентаций терминальные ценности гуманистической направленности - стремление к саморазвитию, акцент на морально-нравственных принципах, творческий подход к изменению окружающей действительности, ориентация на социальные контакты, а также установки прагматической направленности - ориентация на достижение престижа в обществе путем следования определенным социальным требованиям, отношение к личным достижениям и материальному положению как смыслу существования, направленность на защиту своей индивидуальности и неповторимости.
Сфера межличностных отношений осуществляет функции выбора референтной группы или значимого другого, формирования пространства межличностного взаимодействия, принятия ответственности за отношения с другими, делает возможной «общение-встречу» и является основой толерантности. Область межличностных отношений студентов-гуманитариев включает умение сопереживать и соучаствовать другой личности посредством направленности внимания, восприятия и мышления на понимание сущности другого, на его состояние, проблемы и поведение, с учетом социальных установок, предписывающих возможность и уместность обращать внимание на проблемы другой личности.
На этой основе формируется сфера смысложизненных ориентаций, выполняющая функции формирования смыслов происходящего и предстоящих намерений, соотнесение процессов протекания жизни с сознательным контролем и возможностью влиять на них, обеспечение устойчивости образа мира. Данную сферу составляет наличие в жизни человека целей в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом; удовлетворенность самореализацией; уверенность в возможности управлять жизненными процессами.
Необходимо отметить, что выделенные структурные компоненты образуют целостную взаимосвязанную самоорганизующуюся систему - своего рода субъективно значимую «действительность», «освоенную» личностью и ставшую ее индивидуальной характеристикой. Данная система существует естественно, находится в состоянии постоянного взаимопроникновения с внешней средой и не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций.
Основываясь на том, что показатель личностной суверенности является критерием, определяющим специфику психологического пространства, нами были выделены три группы лиц, обладающих различными уровнями суверенности психологического пространства. В первую группу в количестве 53 человека (19,34 %) вошли респонденты с депривированными личностными границами. Вторая группа составила 135 человек (49,47 %), обладающих суверенными границами личности. В третью группу вошли 86 человек (31,39 %), личностные границы которых определяются как сверхзащищаемые (гипертрофированные). Оказалось, что характеристики смысложизненные ориентации лиц с адекватными психологическими границами, находятся в пределах оптимальных значений, у респондентов с гиперсуверенностью они значимо выше, а у студентов, испытывавших бессилие в попытке отстоять личностные границы - значимо ниже (р<0,01). Стремление к раз-
витию себя, ориентация на духовно-нравственные ценности у лиц с суверенными границами выше, чем у тех, чьи границы являются депривированными или гипертрофированными (р<0,03).
Респонденты, личностное пространство которых является депривированным и сверхзащищаемым, характеризуются пониженным уровнем эмпатии (19,4 и 21,04 баллов), адекватный уровень суверенности, детерминирует средний уровень (22,4 балла). Эти различия значимы для р<0,01.
Анализ факторной структуры показал, что независимо от уровня суверенности психологических границ респондентов, наиболее значимыми являются факторы ценностных и смысложизненных ориентаций. Следующими по значимости, выступают факторы, так или иначе связанные с осознанием личностной суверенности, которые: при наличии адекватного уровня суверенности - обладают высокой значимостью, положительной направленностью и оказывают конструктивное влияние на специфику межличностного взаимодействия; в случае депривации границ - препятствуют проявлению интуиции и эмоционального отражения в эмпатии; в случае чрезмерной защиты границ - способствуют поверхностному расширению социальных связей и формированию противостояния собственных установок и ценностей способности к эмпатийному реагированию.
Конкретизация параметров психологического пространства дает нам основания уточнить рабочую классификацию уровней психологической суверенности и определить психологическое пространство как адекватное (при наличии оптимального уровня личностной суверенности) или условно неадекватное (как при наличии депривации, так и при ориентации на чрезмерную защиту личностных границ). Таким образом, структурно-функциональная модель психологического пространства студентов-гуманитариев получает свое развитие (Рисунок 1).
На основании проведенного исследования сформулированы следующие выводы:
1. Психологическое пространство личности является взаимосвязанной системой, системообразующией характеристикой которой выступает суверенность личностных границ. На основе личностной суверенности формируются сферы ценностных ориентаций, межличностных отношений и осмысленности жизни студентов-гуманитариев.
2. Выделены характеристики личностного пространства, находящиеся в значимой взаимосвязи, как с общим уровнем, так и со структурными компонентами эмпатии. Данная взаимосвязь является прямой для соотношений: осмысленность жизни, ценности гуманистической ориентации - общий уровень и уровень проникающей способности в эмпатии; и обратной для соотношений: ориентация на защиту личностных границ, ценности прагматической ориентации - проникающая способность в эмпатии и социальные установки, определяющие возможность проявления интереса к другой личности. Взаимосвязь проявляется более разнопланово для сферы ценностных ориентаций студентов-психологов (в плане стремления к саморазвитию, руководству морально-нравственными принципами, проявлению творческих возможностей, расширению межличностных связей, реализации своей социальной роли) и менее разнопланово у будущих педагогов (по отношению к саморазвитию).
3. Выявлены уровни эмпатии, детерминированные уровнями личностной суверенности. Адекватный уровень суверенности позволяет проявлять эмпатию на более высоком уровне при сбалансированности всех ее структурных составляющих; условно неадекватные уровни детерминируют пониженный уровень эмпатии. Депривация границ формирует отказ от использования коммуникативных качеств, направленных на создание доверительной атмосферы и способствует сохранению в процессе общения атмосферы напряженности и подозрительности. Сверхжесткие границы снижают желание идентифицировать себя с другими в процессе эмпатии.
4. Установлена специфика взаимосвязи характеристик психологического пространства и эмпатии в контексте уров-
ней личностной суверенности. У лиц с депривированными границами уровень и структурные составляющие эмпатии находятся в значимой взаимосвязи средней тесноты с основными структурно-функциональными факторами психологического пространства. По критерию направленности это взаимосвязь является прямой для соотношения: общий уровень эмпатии - факторы личностной суверенности и осмысленности жизни; и обратной для соотношения: эмоциональный канал -стремление к реализации собственных жизненных ценностей. Рост эмпатии возможен только при условии повышения личностной суверенности.
У лиц, выстроивших жесткие границы, общий уровень и структурные составляющие эмпатии находятся в значимой взаимосвязи средней тесноты с основными факторами ценностно-смысловой сферы. По критерию направленности это взаимосвязь является прямой для соотношений: общий уровень эмпатии - суверенность установок и ценностей; эмоциональный канал - осмысленность жизни, саморазвитие и сохранение индивидуальности; и обратной для соотношений: интуитивный канал - осмысленность жизни, направленность на социальное взаимодействие и достижение престижа. Повышение эмпатии возможно в случае отказа от чрезмерной защиты независимости при формировании собственных установок и ценностей.
5. Выявлены значимые различия в проявлении характеристик психологического пространства и эмпатии в контексте профессиональной направленности респондентов. У будущих педагогов взаимосвязи компонентов личностного пространства и эмпатии проявляются более тесно для соотношения: повышение личностной суверенности - умение формулировать жизненные цели, удовлетворенность интенсивностью жизни и самореализацией; у студентов-психологов - для соотношения: повышение личностной суверенности - формирование веры в возможность самостоятельно контролировать качество жизни и стремление к установлению благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия.
6. Определена полоспецифичность взаимосвязи психологического пространства и эмпатии студентов-гуманитариев. Для юношей данные взаимосвязи проявляются более разнопланово, чем для девушек. По критерию направленности: у юношей обнаруженные взаимосвязи являются обратными для соотношений: повышение личностной суверенности и развитие ценностных и смысложизненных ориентаций - идентификация в эмпатии, ее эмоциональный канал и ориентация на социальные установки; у девушек данные взаимосвязи являются прямыми для соотношений: повышение осмысленности жизни и развитие ценностных ориентаций - интуитивный канал и проникающая способность в эмпатии.
7. Установлены индивидуально-типологические тенденции, взаимосвязанные как с факторами психологического пространства, так и со спецификой проявления эмпатии. По критерию направленности данная взаимосвязь является прямой для экстраверсии, способствующей росту соматического благополучия, самостоятельности в выборе социальных контактов, удовлетворенности процессом протекания жизни и проявлению эмпатии; и обратной для интровертированности, препятствующей проявлению эмпатийных качеств; ригидности, понижающей проявление интуиции в эмпатии; и тревожности, снижающей стремление к саморазвитию и творчеству.
Таким образом, эмпатия действительно взаимосвязана с факторами, определяющими психологическое пространство личности. Данные взаимосвязи сложны и неоднозначны. С одной стороны, процессы формирования личностной суверенности, развитие ценностно-смысловой сферы благоприятно сказываются на проявлении эмпатии. В то же время, ее развитие как профессионально важного качества также оказывает влияние на психологическое пространство, способствует его формированию в контексте гуманистической направленности и ориентации на социум.
Сфера ценностных ориентаций Функции:
внутренняя координация и регуляция поведения, формирование жизненных выборов, смыслообразование, отображение и защита жизненных идеалов
Личностная суверенность Функции:
самопринятие, обеспечение базового
Сфера межличностных отношений Функции:
выбор референтной группы или значимого другого, формирование пространства межличностного взаимодействия, обретение социальной идентичности ответственность за отношения с другими.
доверия к миру, обозначение и поддержание личной идентичности, защита от вторжений из внешней среды
Сфера смысложизненных ориентаций Функции:
формирование смыслов происходящего и намерений, соотнесение процессов жизни с контролем и возможностью влияния, устойчивость образа мира
чш
Уровень суверенности личностных границ как критерий психологического пространства
Рисунок 1. Структурно-функциональная модель психологического пространства личности студентов-гуманитариев Библиографический список
1. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию, становление личности / К. Роджерс. - М., «Прогресс», 1994.
2. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М., 1996.
3. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.
4. Stotland, E. Empathy and birth order. Some experimental explorations / E. Stotland. - Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 1971.
5. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб., 2000.
6. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Московского университета, 1984.
7. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. - М.: Логос, 1995.
8. Муравьева, О. И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности / О. И. Муравьева. - Томск: ТГУ, 2003.