Н. БУРАВЦОВА, ст. преподаватель Новосибирский государственный университет экономики и управления
Согласно приоритетам сегодняшнего дня, когда актуальной становится задача организации образовательного пространства как условия качественной подготовки будущих профессионалов и гармоничного развития их личности, важнейшей особенностью реализации процесса воспитания студенчества является перемещение акцента на самовоспитание и саморазвитие. При этом воспитание понимается как «процесс идентификации человека в культуре через принятие им нравственных образцов - своеобразных культурных символов, регулирующих его поведение в обществе (качеств личности, моральных и нравственных принципов) » [1, с. 171]. Особое внимание уделяется тем юношам и девушкам, которые планируют свою дальнейшую деятельность в сфере «человек - человек». Выделены личностные качества педагога, позволяющие ему раскрыться в профессиональном плане: блок мировоззренческих установок (смысложизненные и ценностные ориентации и т.п.); блок личностных качеств (адекватная самооценка, высокий уровень само-принятия и самоуважения, высокая мотивация достижений и т.д.); блок социальнопсихологических качеств (коммуникативная и социально-перцептивная компетентность, социальный интеллект и т.д.) [2]. В то же время существует серьезная проблема, которая заключается в том, что при достаточной изученности феноменов смысложизненных и ценностных ориентаций мы пока не можем говорить о наличии целостной системы методов и способов влияния на процессы их развития. Недостаточно исследованной является и совокупность факторов, влияющих на их формирование. В качестве одного из таких факторов мы рас-
Влияние личностных границ на ценностносмысловую сферу студентов
сматриваем уровень суверенности личностных границ.
Психологическое пространство личности может быть представлено как «субъективно значимый фрагмент бытия, т.е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает в себя комплекс физических, социальных и психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территория,предметы, привязанности, установки, социальные связи и ценности). Значимыми эти явления становятся благодаря обладанию личностным смыслом для субъекта, и потому границы психологического пространства охраняются физическими и психологическими средствами» [3, с. 30]. Границы определяют личностную идентичность; с их помощью человек получает возможность активно выбирать способы самовыражения и самоутверждения, не нарушающие личной свободы и целостности личности; они создают возможность селекции внешних влияний и защиту от разрушительных воздействий. Наличие границ обусловливает пределы личной ответственности; они помогают понять, за что конкретно человек отвечает и за что он не должен нести ответственность. Личностное пространство может считаться суверенным, если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их; депривированным - если ему приходилось переживать бессилие в попытке отстоять границы личности; сверхсуверенным - в случае, если человек постоянно стремится к его защите независимо от наличия или отсутствия внешнего воздействия. Суверенность личностного пространства проявля-
Обсуждаем проблему
139
ется в переживании аутентичности собственной жизни, комфортности пространственно-временной структуры ее организации, уверенности в том, что жизнь протекает в соответствии со значимыми для личности ценностными ориентациями, с возможностью осуществления желаемых межличностных взаимодействий.
Для оценки влияния уровня суверенности личностных границ на формирование ценностно-смысловой сферы развивающейся личности было проведено исследование (2006-2007 гг.), в котором приняли участие студенты педагогических (119 чел.) и психологических (135 чел.) специальностей вузов Новосибирска в возрасте 18-22 лет. В качестве методов сбора данных использовались: опросник С.К. Нартовой-Бочавер «Суверенность психологического пространства личности (ППЛ)», тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной, индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик. В статье описаны некоторые результаты исследования.
Анализ личностных особенностей студентов показал, что будущих психологов можно охарактеризовать как людей, обладающих суверенными личностными границами. В наибольшей степени им свойственно отстаивать привычную форму организации жизни, а также право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими. Между тем будущие педагоги обладают меньшей степенью суверенности личностных границ. Они ощущают навязывание не близких им морально-нравственных установок и ценностей, испытывают протест против ущемления права обладать личными вещами, а также переживают дискомфорт, связанный с попытками нарушить их соматическое благополучие.
Общий уровень смысложизненных ориентаций студентов является высоким. В то же время у будущих педагогов осмысленность жизненных ориентаций выражена статистически значимо ниже, чем у студен-
тов-психологов. Будущих психологов в большей степени характеризует наличие устойчивых жизненных целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они воспринимают свою жизнь наполненной смыслом и демонстрируют удовлетворенность самореализацией, относятся к себе как к личностям, обладающим свободой принимать и претворять принятые решения. Наиболее выраженным у них является убеждение в том, что человек сам способен осуществлять контроль над течением своей жизни. Студентам-педагогам ощущение продуктивности прожитой части жизни, а также убеждение в возможности самостоятельно принимать решения и воплощать их присущи в меньшей степени. При этом взаимосвязь осмысленности жизни и выраженности жизненных ценностей с уровнем суверенности личностных границ у них проявляется более значимо, чем у студентов-пси-хологов. Анализ жизненных ценностей показывает, что будущих психологов в большей степени отличает стремление к развитию своих способностей, к расширению межличностных связей и реализации своей социальной роли.
К наиболее характерным индивидуально-типологическим характеристикам студентов относятся экстравертированность (потребность во взаимодействии с социальной средой), лабильность (эмоциональная возбудимость) и сензитивность (чувствительность, на основе которой проявляется интуиция, способность сопереживать и понимать другого). В наименьшей степени им свойственны тревожность (внутреннее напряжение, снижающее активность личности) и интровертированность (ориентация на собственную точку зрения, самопогру-женность). При этом потребность во взаимодействии с внешней средой у студентов-психологов значительно выше, чем у будущих педагогов.
Оказалось, что если границы психологического пространства юношей (33 чел.) являются вполне суверенными, то у деву-
шек(221 чел.) этот уровень несколько снижен. Процент юношей, границы личностного пространства которых являются суверенными, составляет 48,5%, девушек - 41,62%. Девушки в большей степени, чем юноши, переживают психологический дискомфорт, вызванный нежелательными прикосновениями, возможными попытками нарушить их соматическое благополучие, а также навязать не близкие им установки и ценности. У юношей существенно выше, чем у девушек, уровень суверенности в плане отстаивания права иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться другими.
Взаимосвязь осмысленности жизни и уровня суверенности личностного пространства у юношей и девушек проявляется также несколько по-разному. Так, у юношей обладание своей территорией связано с уверенностью в возможности лично контролировать жизненные процессы. Девушки осмысленность жизни связывают именно с физической (телесной) неприкосновенностью. Ожидаемой оказалась устойчивая взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни и стремлением студентов к суверенности личностных установок и жизненных ценностей. При этом как юношам, так и девушкам свойственна взаимосвязь уровня осмысленности жизни со стремлением к обладанию личными вещами (престижными атрибутами - сотовым телефоном, ноутбуком, красивой одеждой, денежными средствами - значимым источником экзистенциальной удовлетворенности).
Для анализа влияния специфики личностных границ на формирование ценностносмысловой сферы были выделены три группы лиц, обладающих различным уровнем суверенности психологического пространства личности. В первую группу (26,38%) вошли юноши и девушки, отличающиеся депривированностью границ личностного пространства. Вторая группа (42,52%) включала тех, кто определил свои личностные границы как суверенные. В третью группу (31,10%) вошли лица, границы психологического пространства которых опре-
деляются как гипертрофированные (сверх-суверенные).
Выявлено, что и у тех, кто обладает адекватным уровнем суверенности личностных границ, и у тех, кто чрезмерно стремится к их защите, наиболее выражена склонность к сохранению автономии в сфере привычек и социальных контактов. В меньшей степени у них проявляется стремление отстаивать неприкосновенность собственного тела и личных вещей. У молодых людей с депривированными личностными границами максимально проявляется стремление к неприкосновенности личной территории, а наиболее ущемленной является сфера жизненных установок и ценностей. При этом если у лиц с адекватным и гипертрофированным уровнем суверенности границ выраженность смысложизненных ориентаций является примерно равной, то у студентов с депривированными границами выраженность смысложизненных ориентаций значимо ниже.
Стремление молодых людей к реализации жизненных ценностей также зависит от специфики границ личностного пространства. Лица с суверенными границами характеризуются более высоким стремлением к саморазвитию (по сравнению с теми, чьи личностные границы депривированы либо гипертрофированы), к духовному удовлетворению (по сравнению с теми, чьи границы являются депривированными). Студенты с депривированными личностными границами в меньшей степени стремятся к повышению собственного престижа по сравнению с теми, чьи границы личности являются адекватными либо сверхзащища-емыми.
Таким образом, юноши и девушки, обладающие суверенными границами психологического пространства личности, - это люди целеустремленные, осознающие как процесс, так и результат своей жизни интересным и наполненным смыслом. Они воспринимают себя какличностей, наделенных свободой выбора - достаточной, чтобы строить свою жизнь в соответствии с
Обсуждаем проблему
141
собственными представлениями о ее смысле. Им свойственно отстаивать привычные для себя формы организации жизни; они не приемлют контроля над своими социальными контактами и связями. Им присущи такие индивидуально-типологические черты, как экстраверсия, спонтанность и лабильность, которые могут определять особенности их мотивации и поведения.
Лица, границы психологического пространства которых являются депривиро-ванными, характеризуются наличием определенных жизненных целей, но в то же время им может быть присуще сниженное ощущение эмоциональной наполненности жизни, сомнения в собственной возможности осуществлять контроль над событиями своей жизни. Наиболее значимыми жизненными ценностями они считают стремление к сохранению собственной индивидуальности, к независимости от других, а также достижение возможно более высокого уровня материального благосостояния. Им свойственна убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. В наименьшей степени им присуще стремление к получению морального удовлетворения и к достижению конкретных и ощутимых результатов в различных сферах деятельности.
Выявлены взаимосвязи показателей суверенности психологического пространства с основными параметрами смысложизненных ориентаций личности. При этом уровень осмысленности жизни связан со стремлением к независимости личности в плане мировоззрения, установок и наиболее значимых ценностей. Наблюдается прямая взаимосвязь ощущения продуктивности прожитой жизни со стремлением к реализации некоторых терминальных ценностей (духовная удовлетворенность, развитие своих творческих возможностей).
В то же время, если для молодых людей, обладающих адекватными личностными границами, имеют место только прямые взаимосвязи между уровнем суверенности
психологического пространства и смысложизненными ориентациями, то для юношей и девушек, обладающих депривированны-ми и сверхсуверенными границами личностного пространства, такие взаимосвязи носят противоречивый характер. Так, у тех, кто при любых обстоятельствах стремится к защите своих личностных границ, направленность на формирование новых смыслов жизни, на поиск доказательств возможности осуществлять личный контроль над ее протеканием может снижать внутреннее психическое напряжение. Напротив, для юношей и девушек с ущемленными личностными границами формирование смысложизненных ориентаций может проходить на фоне дальнейшего отказа от защиты границ психологического пространства. Выявлен также интересный феномен, заключающийся в том, что у лиц, которым приходилось переживать бессилие в попытке отстоять границы психологического пространства, сопротивление вторжению в личностные границы сопряжено с повышением способности сопереживать и понимать другого человека.
Итак, суверенность личностных границ (проявляющаяся в переживании аутентичности собственной жизни, комфортности пространственно-временных параметров, уверенности в том, что жизнь протекает в соответствии с желаниями, установками и ценностями человека) оказывает значимое влияние на формирование смысла жизни и определяет феномен личности. Только установление адекватных границ личности может способствовать развитию оптимальных смысложизненных и ценностных ориентаций.
Студенты, избравшие профессию сферы «человек - человек», должны овладеть рядом профессионально важных качеств, необходимых для успешной деятельности в ней. При этом немаловажную роль играет завершение процессов идентификации, начинающихся в детстве и завершающихся в юношеском возрасте. Экспериментально выявлено, что специфика психологическо-
го пространства юношей и девушек обусловливает уровень и качественные особенности проявления эмпатии (способности эмоционально отзываться на переживания других, понимать его переживания, мысли и чувства). Целостность личностных границ, осмысленность жизни позволяют проявлять эмпатию на более высоком уровне, качественнее использовать эмоциональнокогнитивные и коммуникативные свойства, способствуют формированию установок на проявление внимания к другой личности. Ущемленность личностных границ значительно снижает способность создавать открытую и доверительную атмосферу, а стремление к их сверхзащите ведет к невозможности понять другого. Если направленность на реализацию духовно-нравственных (постматериалистических) ценностей повышает способность соотносить свои переживания с переживаниями другого, то преобладание эгоистически-мате-риалистических мотивов может стать причиной снижения эмоциональной чуткости.
Таким образом, результаты данного исследования могут быть положены в основу программы формирования личностной и профессиональной идентичности будущих специалистов сферы «человек - человек» [4].
Студенты, обладающие развитой личностной и профессиональной идентичностью, более уверены в своей профессиональ-
ной компетентности, более открыты в коммуникативных ситуациях, готовы принимать на себя ответственность в проблемных случаях, проявляют уважение к личности другого. С развитием идентичности отмечается общее повышение мотивации к формированию предметно определенной и мотивационно осмысленной позиции специалиста, стимулируются творческий поиск, профессиональное экспериментирование. Таким образом, личностная и профессиональная идентичность выступает в качестве важного фактора в процессе профессиональной подготовки и управления дальнейшим профессиональным развитием.
Литература
1. Рындак В., Соколова Л. Воспитание лич-
ности будущего учителя // Высшее образование в России. - 2005. - № 1.
2. Мезинов В. Ориентация педагогического
образования на подготовку конкурентоспособного учителя // Высшее образование в России. - 2007. - № 4.
3. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психоло-
гическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 6.
4. См.: Тренинг профессиональной идентично-
сти: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов. - М., 2004.
Л. БОГАТОВА, доцент Казанский государственный технологический университет
Современная социокультурная ситуация, получившая у западных исследователей аттестацию «пост-постмодерн», в числе прочего характеризуется резким возрастанием во всех сферах общественной жизни социальной активности феминного фактора. Уникальность современного фазиса культуры заключается в значительном
Фактор феминизации гендерного пространства культуры
расширении «жизненного пространства» женщины, предоставлении ей реальных возможностей для полнейшей социальной самореализации в сфере не только семейно-брачных, но и профессиональных отношений. Выход женщины на авансцену истории в качестве равного в правах с мужчиной исторического субъекта коренным образом