УДК 378
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ОРГАНИЗАТОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА»
© 2016
Одарич Ирина Николаевна, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки Строительство (уровень бакалавриата) в контексте требований профессионального стандарта «Организатор строительного производства». Представлено нормативное обоснование введения профессионального стандарта «Организатор строительного производства» в соответствии с действующим законодательством. Изучена структура описания квалификационной характеристики «Организатор строительного производства» в профессиональном стандарте, которая предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Показан порядок сдачи профессионального экзамена в центре сертификации профессиональных квалификаций. Рассмотрена обобщенная трудовая функция «Организация производства строительных работ на объекте капитального строительства», соответствующая требованиям к образованию и обучению в рамках высшего образования по направлению подготовки бакалавриат.
Ключевые слова: бакалавры строительного профиля, профессиональный стандарт, виды профессиональной деятельности, обобщенная трудовая функция, трудовая функция, профессиональный экзамен, сертификация профессиональных квалификаций.
PREPARATION OF THE FUTURE BACHELORS OF DIRECTIONS OF PREPARATION 08.03.01 CONSTRUCTION TO THE REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARD
«CONSTRUCTION OF PROMOTER»
© 2016
Odarich Irina Nikolaevna, a graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The article deals with the formation of professional competence in accordance with the federal state educational standards of higher education in the direction of preparation Construction (Bachelor level) in the context of a professional standard, "construction industry Organizer" requirements. Presented normative rationale for a professional standard "The organizer of the construction of production" in accordance with current legislation. The structure description of the qualifying characteristics of the "initiator of the construction of production" in the professional standards that require the use of more modern design in the form of combinations of requirements for the employee's knowledge, his skills, professional skills and experience. Showed procedure for taking the professional exam in the center of certification of professional qualifications. A generalized labor function "Production of construction works on the capital construction project", corresponding to the requirements of education and training within the framework of higher education in the field of training bachelor.
Keywords: bachelors building profile, professional standards, professional activities, generalized labor function, work function, professional examination, certification of professional qualifications.
Современной строительной отрасли требуются высококвалифицированные специалисты, способные к самостоятельному включению в сложные производственные процессы и в практической плоскости быстро и адекватно решать встающие перед ними профессиональные задачи, что требует соответствующей подготовки будущих бакалавров строительного профиля не столько на знаниевой, сколько на компетентностной основе, как наиболее соответствующей требованиям, предъявляемыми федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) [1], профессиональным стандартом по направлению «Организатор строительного производства» [2] и современным рынком труда в градостроительной области.
Таким образом, подготовка будущих специалистов строительной отрасли является актуальной задачей системы высшего образования, обусловленное внедрением федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта в градостроительной области, направленные на формирование различных компетентностей у бакалавров строительного профиля, способствующих успешной адаптации в производственной сфере, применению новых технологий и повышению продуктивности профессиональной деятельности выпускников.
Изучение существующей подготовки будущих бакалавров строительного профиля к реализации профессиональной деятельности в условиях инновационных изменений в градостроительной области требует соответ-
ствующего обновления содержания образовательного процесса [3-9].
Анализ научных работ по изучаемой проблеме показал, что формирование профессиональных компетенций у будущих инженеров-строителей [10-15] в системе высшего образования рассматривается с учетом специали-тета, при этом их формирование в рамках бакалавриата по направлению подготовки Строительство и, особенно, в рамках внедрения профессионального стандарта «Организатор строительного производства» до сих пор не стали предметом целенаправленного педагогического рассмотрения.
С 1 июля 2016 г., когда вступает в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающий:
- формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии);
- продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации;
- федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно Трудовому кодексу РФ: Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В отличие от ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ЕТКС (единый тарифно-квалификационный справочник) структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы [16].
Профессиональный стандарт определяет:
1. Требования к образованию и опыту работы работника (соискателя);
2. Трудовые действия, которые обязан уметь совершать работник (соискатель);
3. Необходимые умения работника (соискателя);
4. Необходимые знания работника (соискателя).
В отрасли строительства существует норма градостроительного законодательства, устанавливающая требования к квалификации работников: Градостроительный кодекс Российской Федерации ст.55.5 «Документы саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» определяет, что требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица, которые включают в себя:
1. Требование о наличии у работника образования определенного уровня и профиля;
2. Требование к повышению прохождению работником раз в 5 лет обучения по программам ДПО и аттестации;
3. Требования о наличии у работника определенного стажа работы [16].
Соответственно, для определения квалификации работника (соискателя), он сдает в центре сертификации профессиональных квалификаций (СПК) профессиональный экзамен (рисунок 1) [16], который включает в себя:
- теоретическую часть - проверяются знания работника (соискателя) на заявляемую квалификацию;
- практическую часть - проверяются навыки работника (соискателя) на заявляемую квалификацию.
Внедрение профессионального стандарта предусматривает меры стимулирования участников системы оценки профессиональной квалификации:
1. Для работодателей - включение в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, затрат на независимую оценку квалификации работников.
2. Для центров оценки квалификаций - освобождение от налога на добавленную стоимость.
3. Для работников (соискателей) - право на получение налогового вычета.
Согласно профессиональному стандарту «Организатор строительного производства» основная цель данного вида профессиональной деятельности:
- организация строительного производства на участ-
ке производства работ (объекте капитального строительства) и управление работниками возглавляемого участка;
- обеспечение соответствия результатов выполняемых видов строительных работ требованиям технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов в области строительства, а также требованиям проектной и технологической документации.
Рисунок 1 - Порядок прохождения сертификации профессиональных квалификаций (СПК)
Согласно профессиональному стандарту «Организатор строительного производства» основная цель данного вида профессиональной деятельности:
- организация строительного производства на участке производства работ (объекте капитального строительства) и управление работниками возглавляемого участка;
- обеспечение соответствия результатов выполняемых видов строительных работ требованиям технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов в области строительства, а также требованиям проектной и технологической документации.
Обобщенная трудовая функция «Организация производства строительных работ на объекте капитального строительства» включает в себя определенный набор трудовых функций, предъявляющих определенные требования к необходимым умениям и знаниям к выпускникам высшего образования по направлению подготовки бакалавриат [2]:
1. Подготовка к производству строительных работ на объекте капитального строительства.
Необходимые умения:
- осуществлять проверку комплектности и качества оформления проектной документации, оценивать соответствие содержащейся в ней технической информации требованиям нормативной технической документации;
- подготавливать документы для оформления разрешений и допусков для производства строительных работ на объекте капитального строительства;
- производить расчеты соответствия объемов производственных заданий и календарных планов производства строительных работ нормативным требованиям к персоналу и материально-техническим ресурсам;
- осуществлять планировку и разметку участка производства строительных работ на объекте капитального строительства;
- определять состав и объемы вспомогательных работ по подготовке и оборудованию участка производ-
ства строительных работ.
Необходимые знания:
- требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов к составу, содержанию и оформлению проектной документации;
- требования нормативных технических документов к организации производства строительных работ на объекте капитального строительства;
- состав и порядок оформления документов для оформления разрешений и допусков для производства строительных работ на объекте капитального строительства;
- технологии производства строительных работ;
- требования нормативных технических документов к производству строительных работ на объекте капитального строительства;
- особенности производства строительных работ на опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства;
- требования нормативных технических документов, определяющих состав временных сооружений и порядок обустройства и подготовки строительной площадки объекта капитального строительства (временные коммуникации, временные бытовые помещения, площадки для стоянки строительной техники, схемы движения транспорта, места хранения строительных материалов, изделий, конструкций, комплектующих) ;
- содержание и основные этапы выполнения геодезических разбивочных работ;
- виды и технические характеристики технологической оснастки (лесов, подмостей, защитных приспособлений, креплений стенок котлованов и траншей) ;
- способы и методы планирования строительных работ (календарные планы, оперативные планы, графики производства работ).
2. Материально-техническое обеспечение производства строительных работ на объекте капитального строительства.
Необходимые умения:
- определять номенклатуру и осуществлять расчет объемов (количества) и графика поставки строительных материалов, конструкций, изделий, оборудования и других видов материально-технических ресурсов в соответствии с производственными заданиями и календарными планами производства строительных работ на объекте капитального строительства;
- разрабатывать графики эксплуатации строительной техники, машин и механизмов в соответствии с производственными заданиями и календарными планами производства строительных работ на объекте капитального строительства;
- определять необходимый перечень и объем ресурсов, поставляемых через внешние инженерные сети (вода, электроэнергия, тепло) в соответствии с требованиями календарных планов и графиков производства строительных работ на объекте капитального строительства;
- производить документальный, визуальный и инструментальный контроль качества поставляемых материально-технических ресурсов;
- осуществлять документальное оформление заявки, приемки, распределения, учета и хранения материально-технических ресурсов (заявки, ведомости расхода и списания материальных ценностей).
Необходимые знания:
- нормативные и проектные показатели потребности строительства в материально-технических ресурсах;
- виды и свойства основных строительных материалов, изделий и конструкций;
- виды и характеристики основных строительных машин, механизмов, энергетических установок, транспортных средств и другой техники, применяемой при выполнении строительных работ;
- порядок оформления заявок на строительные мате-
риалы, изделия и конструкции, оборудование (инструменты, инвентарные приспособления), строительную технику (машины и механизмы) ;
- порядок приемки и документального оформления материальных ценностей;
- методы визуального и инструментального контроля качества и объемов (количества) поставляемых материально-технических ресурсов;
- правила транспортировки, складирования и хранения различных видов материально-технических ресурсов;
- правила содержания и эксплуатации техники и оборудования;
- правила страхования складов и складского имущества;
- порядок расчета затрат, связанных с потерями (порча, устаревание);
- порядок составления отчетной документации по использованию материальных ценностей.
3. Оперативное управление строительными работами на объекте капитального строительства.
Необходимые умения:
- разрабатывать и контролировать выполнение календарных планов и графиков производства строительных работ;
- определять виды и сложность, рассчитывать объемы строительных работ и производственных заданий в соответствии с имеющимися материально-техническими и иными ресурсами, специализацией подрядных организаций, специализацией и квалификацией бригад, звеньев и отдельных работников;
- определять соответствие технологии и результатов осуществляемых видов строительных работ проектной документации, нормативным техническим документам, техническим условиям, технологическим картам, картам трудовых процессов;
- осуществлять документальное сопровождение производства строительных работ (журналы производства работ, табели учета рабочего времени, акты выполненных работ).
Необходимые знания:
- требования нормативных технических документов к организации производства строительных работ на объекте капитального строительства;
- методы среднесрочного и оперативного планирования производства строительных работ;
- требования нормативных технических документов и проектной документации к порядку проведения и технологии производства строительных работ;
- порядок осуществления хозяйственных и финансовых взаимоотношений с заказчиками и подрядными организациями;
- методы определения видов, сложности и объемов строительных работ и производственных заданий;
- основные технологии производства строительных работ;
- правила ведения исполнительной и учетной документации при производстве строительных работ.
4. Контроль качества производства строительных работ на объекте капитального строительства.
Необходимые умения:
- осуществлять контроль соблюдения технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами;
- осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества результатов производства строительных работ;
- осуществлять визуальный и инструментальный (геодезический) контроль положений элементов, конструкций и частей объекта капитального строительства (строения, сооружения), инженерных сетей;
- осуществлять сравнительный анализ соответствия данных текущего контроля качества результатов производства строительных работ требованиям нормативной
технической и проектной документации;
- устанавливать причины возникновения отклонений результатов производства строительных работ от требований нормативной технической, технологической и проектной документации;
- осуществлять документальное сопровождение результатов операционного контроля качества работ (журнал операционного контроля качества работ, акты скрытых работ, акты промежуточной приемки ответственных конструкций);
- осуществлять документальное сопровождение приемочного контроля в документах, предусмотренных действующей в организации системой управления качеством (журналах работ, актах скрытых работ, актах промежуточной приемки ответственных конструкций).
Необходимые знания:
- требования законодательных актов, нормативных правовых и нормативных технических документов в области технического регулирования в строительстве;
- требования нормативной технической и проектной документации к составу и качеству производства строительных работ на объекте капитального строительства;
- требования нормативной технической и технологической документации к составу и содержанию операционного контроля строительных процессов и (или) производственных операций при производстве строительных работ;
- требования нормативных технических документов к порядку приемки скрытых работ и строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства;
- методы и средства инструментального контроля качества результатов производства строительных работ;
- схемы операционного контроля качества строительных работ;
- методы и средства устранения дефектов результатов производства строительных работ (применение альтернативных технологий производства работ, материалов и комплектующих, повышение квалификации работников) ;
- основные положения системы менеджмента качества;
- порядок составления внутренней отчетности по контролю качества строительных работ.
5. Подготовка результатов строительных работ к сдаче заказчику.
Необходимые умения:
- разрабатывать и контролировать выполнение мероприятий по обеспечению соответствия результатов строительных работ требованиям нормативных технических документов и условиям договора строительного подряда;
- разрабатывать исполнительно-техническую документацию по выполненным этапам и комплексам строительных работ.
Необходимые знания:
- требования законодательных и иных нормативных правовых актов к порядку приема-передачи законченных объектов капитального строительства и этапов (комплексов) работ;
- требования договора строительного подряда к спецификации объекта, порядку сдачи-приемки законченного объекта капитального строительства и этапов (комплексов) работ, наличию сопроводительной документации и срокам сдачи работ;
- основания и порядок принятия решений о консервации незавершенного объекта капитального строительства;
- состав работ по консервации незавершенного объекта капитального строительства и порядок их документального оформления;
- правила документального оформления приемки-сдачи результатов строительных работ.
6. Повышение эффективности производственно-хо-
зяйственной деятельности при строительстве объекта капитального строительства.
Необходимые умения:
- осуществлять технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности при производстве строительных работ на объекте капитального строительства;
- разрабатывать и планировать мероприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности;
- осуществлять расчет экономического эффекта от оптимизации использования материально-технических ресурсов, повышения уровня механизации и автоматизации, рациональных методов и форм организации труда при производстве строительных работ.
Необходимые знания:
- методы технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности при производстве строительных работ;
- основные факторы повышения эффективности производства строительных работ;
- методы и средства организационной и технологической оптимизации производства строительных работ;
- перспективные организационные, технологические и технические решения в области производства строительных работ.
7. Обеспечение соблюдения на строительстве объекта капитального строительства правил и норм по охране труда, требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
Необходимые умения:
- определять вредные и (или) опасные факторы воздействия производства строительных работ, использования строительной техники на работников и окружающую среду;
- определять перечень работ по обеспечению безопасности строительной площадки (ограждение строительной площадки, ограждение или обозначение опасных зон, освещение, обеспечение средствами пожаротушения, аварийной связи и сигнализации);
- определять перечень необходимых средств коллективной и (или) индивидуальной защиты работников;
- определять перечень необходимого обеспечения работников бытовыми и санитарно-гигиеническими помещениями;
- определять перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда;
- оформлять документацию по исполнению правил по охране труда, требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды (журнал инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности, журнал оперативного контроля состояния охраны труда, журнал осмотра оборудования (грузоподъемных и грузозахватных приспособлений, электросварочных и газосварочных агрегатов, электроинструмента)).
Необходимые знания:
- требования нормативных документов в области охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды;
- правила по охране труда и пожарной безопасности при производстве строительных работ;
- основные санитарные правила и нормы, применяемые при производстве строительных работ;
- основные вредные и (или) опасные производственные факторы;
- виды негативного воздействия на окружающую среду при проведении различных видов строительных работ и методы их минимизации и предотвращения;
- требования к рабочим местам и порядок организации и проведения специальной оценки условий труда;
- правила ведения документации по контролю исполнения требований охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
8. Руководство работниками на строительстве
объекта капитального строительства.
Необходимые умения:
- осуществлять расчет требуемой численности работников в профессионально квалификационном разрезе в соответствии с производственными заданиями и календарными планами участка производства однотипных строительных работ;
- определять оптимальную структуру распределения работников для выполнения календарных планов строительных работ и производственных заданий;
- осуществлять оценку результативности и качества выполнения работниками производственных заданий, эффективности выполнения работниками должностных (функциональных) обязанностей;
- осуществлять нормоконтроль выполнения производственных заданий и отдельных работ;
- вносить предложения о мерах поощрения и взыскания работников;
- осуществлять анализ профессиональной квалификации работников и определять недостающие компетенции.
Необходимые знания:
- основные требования трудового законодательства российской федерации, права и обязанности работников;
- методики расчета потребности производства строительных работ в трудовых ресурсах;
- основные принципы и методы управления трудовыми коллективами;
- правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, трудовые договоры;
- основные методы оценки эффективности труда;
- виды документов, подтверждающих профессиональную квалификацию и наличие допусков к отдельным видам работ;
- методы проведения нормоконтроля выполнения производственных заданий и отдельных работ;
- основные формы организации профессионального обучения на рабочем месте и в трудовом коллективе;
- основания и меры ответственности за нарушение трудового законодательства Российской Федерации [2].
Для обеспечения соответствия формирования профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) к необходимому уровню умений и знаний выполняемых трудовых функций в рамках профессионального стандарта «Организатор строительного производства» был разработан курс «Железобетонные и каменные конструкции».
В результате освоения дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции», в контексте требований Профессионального стандарта «Организатор строительного производства» должен:
- знать: основные тенденции развития конструктивных решений промышленных, гражданских и жилых зданий и комплексов; основные понятия, законы и методы механики деформируемого твердого тела; принципы объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений; основные физико-механические свойства бетонов, арматуры, железобетона и каменной кладки; классификацию бетонов, арматуры и каменной кладки; кассы и марки бетонов, классы арматуры, марки растворов и каменных материалов и их применение в конструкциях; основы расчета железобетонных конструкций по двум группам предельных состояний; основы армирования конструкций промышленных и гражданских зданий; расчетные схемы зданий и сооружений;
- уметь: пользоваться нормативно-технической литературой; и с ее помощью рассчитывать железобетонные и каменные конструкции; выполнять рабочие чертежи железобетонных конструкций со спецификациями; оценивать техническое состояние железобетонных и каменных конструкций;
- владеть: методами чтения и построения архитектур-118
но-строительных чертежей в ручной и машинной графике; методами расчетов зданий и сооружений, способами оформления технических решений на чертеже; основами расчета железобетонных и каменных конструкций зданий и сооружений на статические и динамические нагрузки; основами конструирования железобетонных и каменных конструкций зданий и сооружений.
Таким образом, введение в образовательный процесс дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» способствует соотнесению требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) и профессионального стандарта «Организатор строительного производства» к уровню необходимых умений и знаний в рамках подготовки будущих бакалавров строительного профиля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.
2. Профессиональный стандарт. Организатор строительного производства / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н.
3. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.
4. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компе-тентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
5. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.
6. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
7. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.
8. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды, обеспечивающей качество сформированности инновационной готовности будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-2. С. 44-47.
9. Пецина И.А. Современные подходы к определению понятия «профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 95.
10. Косенкова, И.В. Развитие аналитических способностей как основы организационно-управленческих умений будущих инженеров-строителей : на примере изучения математических дисциплин в вузе : дисс. ... канд. пед. наук /И.В. Косенкова - Тамбов, 2010.- 192 с.
11. Бареева Э.А. Формирование профессиональных компетенций студентов строительного колледжа : дисс. ... канд. пед. наук / Э.Р. Бареева - Саратов, 2011.- 177 с.
12. Петрова И.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов в ходе практико-ориен-тированного обучения : на примере строительных специальностей : автореферат дис. ... канд. пед. наук / И.В. Петрова - Ульяновск, 2010 - 255 с.
13. Приходько А.Н. Повышение эффективности и качества образовательных услуг для предприятий инвестиционно-строительного комплекса: автореферат дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / А.Н. Приходько - Санкт-Петербург, 2012.- 154 с.
14. Елизарова В.А. Формирование готовности будущих строителей к самостоятельной учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / В.А. Елизарова - Казань, 2013.- 195 с.
15. Рахимова О.Н. Компетентностно-ориентиро-ванные ситуации как фактор самореализации будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство»: диссертация ... канд. пед. наук / О.Н. Рахимова - Оренбург, 2015.- 236 с.
16. Система профессиональных квалификаций в строительстве / http://gkavis.ru/wp-content/uploads/2015/09/ Sistema-professionalnyh-kvalifikatsij-v-stroitelstve.pdf