УДК 159.9:372(470 + 571 + 517.3) Баасанхуу Энхмаа
аспирант факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ МОНГОЛЬСКИХ И РОССИЙСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Baasankhuu Enkhmaa PhD student,
Education Science and Psychology Department, Moscow State Pedagogical University
COMPARATIVE ANALYSIS OF CAREER-ORIENTED PERSONALITY TYPES OF MONGOLIAN AND RUSSIAN HIGH SCHOOL STUDENTS
Аннотация:
В статье представлена профессионально ориентированная типология личности старшеклассников, а также результаты анализа классификации профессиональных типов личности монгольских и российских старшеклассников и соотнесения их с видами профессий. Акцентируется внимание на психологических особенностях профессионального самоопределения школьников двух стран.
Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, профессионально ориентированный тип личности, выбор профессии, популярные профессии.
Summary:
This article deals with creation of the career-oriented personality typology of high school students. The author carries out an analysis of the occupational classification of personality types of Mongolian and Russian high school students and their correlation with the types of professions. The psychological aspects of professional self-determination of students of the two countries are discussed.
Keywords:
professional self-determination, career oriented personality type, career choices, popular professions.
Профессиональное самоопределение является сложной психологической проблемой, поскольку в нем отражаются как ценностные ориентации, мотивы, смыслы, интересы и способности, установки человека, так и особенности личности. Многое в адекватности профессионального самоопределения человека зависит от начала этого процесса, то есть выбора профессии учащимися школы.
Е.М. Борисова рассматривает профессиональное самоопределение как «длительный, динамичный процесс, охватывающий значительную часть жизненного пути индивида» [1, с. 7]. Автор выделяет основные психологические составляющие профессионального самоопределения: профессиональные способности, мотивацию, самопознание, темперамент и т. д. Рассматривается психологическая готовность к профессиональному самоопределению по следующим основным направлениям: непрерывное образование, трудовое воспитание, оценка своих умений и возможностей для осуществления профессионального самоопределения, мотивация, познавательный интерес и склонность к профессии, эмоционально-волевая устойчивость. В школьном возрасте идет формирование готовности учащихся к выбору профессии, так как каждый возрастной этап развития имеет свою специфическую структуру психологической готовности к выбору будущей профессии.
С.Н. Чистякова определяет профессиональное самоопределение как «процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации, согласование индивидуальных и социально-профессиональных потребностей» [2, с. 8-9]. Автор полагает, что профессиональное самоопределение определяется «совокупностью внутренних и внешних условий». К внутренним условиям профессионального самоопределения относятся: особенности ценностно-смысловой сферы личности; осознание своих потребностей, направленности, мотивов; предыдущий опыт личности; знания, умения и навыки; индивидуально-психологические особенности личности, значимые в труде. К внешним условиям профессионального самоопределения относятся: условия и содержание учебной или профессиональной деятельности; требования этой деятельности к человеку и его качествам; условия жизни, быта; особенности влияния на личность взаимоотношений в семье, коллективе, общественных отношений.
Как видно, общим в этих определениях является то, что профессиональное самоопределение - длительный, динамичный процесс жизненного пути индивида [3, с. 7], а также процесс профессионально-трудовой деятельности, способ самореализации [4, с. 8-9]. Позиции этих авторов различаются тем, что Е.М. Борисова, в отличие от С.Н. Чистяковой, не затрагивает тему психологической готовности профессионального самоопределения личности и условий профессионального самоопределения.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 8)
А.В. Мордовская ссылается на исследователей (А.Е. Голомшток, С.Н. Чистякова, П.А. Ша-вир), выделяющих три основные группы психологических предпосылок, способствующих профессиональному самоопределению:
1) самооценка личностью себя и своего места в жизни;
2) профессиональная направленность личности;
3) сформированные ценностные ориентации как высший уровень внутренней структуры личности (знания, интересы, склонности, идеалы и т. д.) [5, с. 45].
Профессиональное самоопределение учащихся России и Монголии во многом обусловлено знаниями о содержании профессиональной деятельности, паспортов профессий, профессиональными пробами, а также социоэкономической ситуацией в обеих странах, особенностями рынка труда. Специфика профессионального самоопределения проявляется в мотивации выбора профессии, ценностных приоритетах, представлениях учащихся о профессиональном будущем, престижности той или иной профессии, осознанности и самостоятельности выбора профессиональной деятельности.
Для определения профессионально ориентированных типов личности старшеклассников нами был использован опросник Дж. Холланда. Как утверждает автор данной методики, профессиональная успешность, удовлетворенность, устойчивость личности зависят от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Каждая профессия привлекает к себе личностей, которые характеризуются общими взглядами, наклонностями, установками и т. д. «Поскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством, то во многих ситуациях они реагируют в достаточной мере одинаково, создавая тем самым свою характерную интерперсональную среду» [6, с. 162]. На основании этого Дж. Холланд выделил шесть профессионально ориентированных типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенци-альный, предприимчивый, артистический.
В исследовании приняли участие 198 старшеклассников Монголии и 110 учащихся школ России. Сравнительный анализ типов личности старшеклассников двух стран представлен на рисунке 1.
25
20
0 15 Ф
S
1 10
У >
5
1 1 1
10 кл. Монголии
11 кл. Монголии
10 кл. России
11 кл. России
VP
/ </ /
J4
АЛ*
v <f Л1
VY»
у ^
к*
Тип личности Дж. Холланда Рисунок 1 - Сравнительный анализ по типам личности
0
Результаты анализа проведенного исследования показали, что среди монгольских учащихся 10-х классов преобладает социальный тип личности, который характеризуется стремлением поучать и воспитывать, гуманностью, эмоциональностью, умением общаться, зависимостью от мнения группы, хорошо развитыми вербальными способностями. У монгольских школьников 11-го класса преобладает конвенциальный тип личности, который характеризуется четкой структурированностью, преобладанием математических способностей, конкретностью, стереотипностью, практической направленностью и усидчивостью.
У российских школьников 10-го класса доминирует интеллектуальный тип, в котором преобладают теоретические ценности, направленность на решение задач, требующая абстрактного мышления, аналитического склада ума, оригинальности. У обучающихся этих классов гармонично развиты вербальные и невербальные способности. У учащихся 11 -го класса российской выборки обнаружена наибольшая склонность к предприимчивому типу, благодаря которому из-
бирается деятельность, позволяющая проявлять энтузиазм, энергию, импульсивность. Они проявляют стремление к лидерству, признанию, предпочитают руководить, любят приключения. Им не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости, зато данные обучающиеся хорошо решают задачи, связанные с руководством, статусом и властью, они агрессивны и предприимчивы, обладают развитыми вербальными способностями.
Основываясь на данных исследования, можно констатировать, что маловыраженными типами личности среди учащихся 10-11-х классов Монголии являются предприимчивый (11-й класс) и реалистический (10-й класс).
Это объясняется тем, что для учащихся 11-х классов основной целью является поступление в высшее или среднее профессиональное учебное заведение, которое они выбирают по совету старших, а также по запросам рынка труда и под влиянием общественного мнения, что, в свою очередь, было выявлено в ходе опроса старшеклассников. Для учащихся 10-х классов ма-ловыраженность реалистического типа личности объясняется тем, что проблема выбора профессии отсрочена во времени.
Маловыраженными типами личности среди русских учащихся 10-11-х классов являются артистический (11-й класс) и конвенциальный (10-й класс).
Слабая выраженность артистического типа личности у русских учащихся 11 -го класса объясняется тем, что данные профессии не являются массовыми и входят в группу риска. У обучающихся с артистическим типом личности сильно развиты моторные и вербальные способности, им характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего Я. Обычно представители означенного типа личности опираются на эмоции, воображение, интуицию, имеют сложный взгляд на жизнь. У учащихся 10-го класса российских школ мало выражен конвенциальный тип личности. Они не проявляют критичность, оригинальность, консервативны (не любят смену деятельности), зависимы, не стремятся к организаторской деятельности.
Таким образом, мы видим, что для монгольских школьников характерны социальный и конвенциальный типы личности, а для русских - интеллектуальный и предприимчивый. Минимально выражены у монгольских школьников предприимчивый, реалистический типы, а у русских - артистический и конвенциальный.
Различие между профессионально ориентированными типами монгольских и русских старшеклассников проявляется в степени выраженности по критерию Манна - Уитни реалистического, инструментального и конвенционального типов (U = 0,001, U = 0,002, U = 0,007 соответственно). У монгольских школьников наблюдается ярко выраженный конвенциальный тип личности, у российских учащихся этот тип слабо выражен. Российским ученикам преимущественно свойственен предприимчивый тип личности, что не характерно для монгольских обучающихся. Различия выражаются также по выборкам 10-х и 11-х классов. Общие тенденции заключаются в степени выраженности двух типов: реалистического и инструментального, но в 10-х классах обнаружены различия по предприимчивому типу (U = 0,01), а в 11-х - по конвенциальному (U = 0,07).
Следующей задачей нашего исследования явилось соотнесение профессионально ориентированных типов личности старшеклассников с выбором конкретных профессий. Наибольшую популярность среди учащихся школ Монголии получили такие профессии, как программист, дизайнер, менеджер по торговле, что соответствует конвенциальному типу, а также зоотехник, учитель, врач - социальному типу. Наименьший интерес среди учащихся школ Монголии вызвали следующие профессии: археолог, садовник, переводчик (реалистический тип).
Российские школьники проявили интерес к таким профессиям, как философ, биолог (интеллектуальный тип); бухгалтер (конвенциальный тип); инженер-конструктор (реалистический тип). Наименьший интерес у российских учащихся вызвали профессии водителя, метеоролога, переводчика по художественной литературе, связанные с реалистическим типом. В российской выборке старшеклассников наблюдается большой разброс и несоответствие выбранной профессии профессионально ориентированному типу личности, что свидетельствует о незавершенности процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
Ссылки:
1. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1995.
2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере : учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. М., 2011. 160 с.
3. Борисова Е.М. Указ. соч. С. 7.
4. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Указ. соч. С. 8-9.
5. Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Основы профориентологии : учеб. пособие для бакалавров. М., 2011. 235 с.
6. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учеб. пособие. М. ; Воронеж, 2008. 256 с.