Научная статья на тему 'Возрастно-половые факторы профессионального самоопределения подростков и юношей в связи с эмоциональным отношением к профессиональному будущему'

Возрастно-половые факторы профессионального самоопределения подростков и юношей в связи с эмоциональным отношением к профессиональному будущему Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1221
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СИТУАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / КРИЗИС ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ / ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ / PROFESSIONAL SELF-IDENTIFI CATION / ADOLESCENCE / SITUATION OF PROFESSIONAL CHOICE / CRISIS OF A PROFESSIONAL CHOICE / PROFESSIONAL TYPE OF THE PERSON / EMOTIONAL ATTITUDE TO PROFESSIONAL FUTURE / BEING READY FOR PROFESSIONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилова Марина Викторовна

Статья посвящена изучению возрастно-половых особенностей профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Выборку испытуемых составили подростки и юноши в возрасте 14-16 лет. Исследование позволило получить данные, свидетельствующие о кризисе выбора на начальном этапе профессионального самоопределения, показателями которого являются низкий уровень сформированности профессиональных планов, недостаточная степень информированности в мире профессий, внешние мотивы выбора профессии, снижение удовлетворенности жизненных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age- and sex-related factors of professional self-determination of teenagers and young men in connection with emotional attitude to professional future

Th e article is dedicated to study of age-related features of professional self-identifi cation in adolescence. Th e research was carried out on 14-16 year-old young people. Th e research allows to obtain the data representing choice crisis at the beginning of professional self-identifi cation, the criteria of which are low level of developed professional planning, inconsistent information about existed occupations, external motivation of professional choice, decreasing of life satisfaction.

Текст научной работы на тему «Возрастно-половые факторы профессионального самоопределения подростков и юношей в связи с эмоциональным отношением к профессиональному будущему»

М. В. Данилова

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ФАКТОРЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ В СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ1

Начальный этап профессионального самоопределения представлен в психологической литературе достаточно широко [1-3]. Стремление найти свое место в жизни, потребность в профессиональном самоопределении являются важными психологическими новообразованиями для человека в возрасте 14-16 лет. Работы авторов разных концепций [3-7] непротиворечивы в том, что профессиональное развитие личности сопряжено с кризисами. Однако проблема возникновения и протекания кризиса профессионального самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте остается недостаточно изученной.

В 14-16 лет у юношей и девушек происходит переоценка учебной деятельности, изменение мотивации. Обучение в старшей школе приобретает ориентацию на профильные направления, а в профессиональных учебных заведениях — на определенную профессиональную сферу, то есть учебно-познавательная ведущая деятельность сменяется учебно-профессиональной. Кардинально изменяется социальная ситуация развития: появляется возможность освоения новых социальных ролей. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации. Перед окончанием 9-го класса, а затем в связи с завершением школьного образования старшеклассники отчетливо переживают этот кризис, ядром которого является необходимость выбора профессионального образования или профессиональной подготовки. Итак, изменение ведущей деятельности и социальной ситуации способствуют возникновению кризиса профессионального развития личности.

В исследовании, направленном на изучение особенностей профессионального самоопределения, приняли участие 203 юноши и 272 девушки в возрасте 14-16 лет. Были использованы следующие эмпирические методы: анализ особенностей ситуации выбора (анкета оптанта, методика на определение статуса профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер), диагностика профессионально-личностной сферы (тест Д. Холланда) и выявление эмоционального компонента профессионального выбора (уровень психоэмоционального напряжения, эмоциональное отношение к профессиональному будущему).

Профессиональные намерения подростков и юношей находят свое выражение в формировании профессиональных планов, которые при условии выбора и профессии, и учебного заведения считаются сформированными. Если выбрана только профессия

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ, проект №10-06-00490а.

© М. В. Данилова, 2011

или только учебное заведение, то профплан идентифицируется как частично сформированный. Отсутствие вариантов выбора определяет план как несформированный.

По данным исследования, профессиональные планы сформированы у 32% юношей 14 лет, не сформированы — у 25%, в 42% случаев профпланы юношей сформированы частично. От 14 к 15 годам уровень сформированности их профпланов несколько повышается. Однако к 16 годам почти у половины их (45%) планы так и остаются сформированными лишь частично, а у 19% оказываются не сформированными вовсе. Это свидетельствует о том, что ранее выработанные планы либо не были осознаны и продуманы, либо решения были приняты не самостоятельно, и теперь вновь подвергаются коррекции, важнейшая задача возраста остается решенной не до конца.

У девушек профессиональные планы более сформированны (р < 0,01). Так, от 14 к 16 годам уровень сформировнности их профессиональных планов повышается с 43% до 67%, не сформированными они остаются у 6% 16-летних девушек.

Анализ половозрастных особенностей отношения к вопросам выбора образования и профессии показал, что для юношей они представляют особую важность в 15-летнем возрасте, а к 16 годам интерес к ним падает. У девушек от 14 к 16 годам наблюдается повышение значимости выбора профессии, при этом важность получения профессионального образования имеет тенденцию к снижению.

От 15 (2,9%) к 16 годам (14,8%) растет число юношей и девушек, собирающихся работать сразу после окончания школы. Общими для юношей и девушек в планировании профессионального будущего являются тенденции к снижению значимости роли образования. У современных юношей и девушек наблюдается мотивация на получение образования для приобретения определенного статуса, не обязательно связанного с конкретной профессией, что в целом свидетельствует о незрелости, отсутствии реального представления о профессиональных перспективах и может быть расценено как показатель кризисности ситуации.

Половозрастные особенности кризиса профессиональной ориентации проявляются при анализе основных мотивов и факторов влияния на выбор профессии. Так, у юношей 15-16 лет внешняя мотивация (материальная обеспеченность) проявляется чаще (р < 0,01), тогда как в группе девушек того же возраста наблюдается повышение внутренней мотивации выбора (р < 0,01), отражающей содержание труда и полезность его результатов. Юноши достоверно чаще, чем девушки, при выборе профессионального пути, подвержены влиянию референтной группы (друзей, знакомых) (р = 0,04), что может объяснить высокие показатели значимости внешней мотивации выбора.

Наряду с уровнем сформированности профессиональных планов и мотивацией выбора, важное значение имеет готовность к профессиональному выбору (автономность, информированность, принятие решения, планирование, эмоциональное отношение). Для всех испытуемых оказалась характерной наибольшая выраженность таких параметров готовности (при максимальном значении коэффициента равном 1) как автономность (0,69 у юношей и 0,72 у девушек) и эмоциональное отношение (0,66 у юношей и 0,65 у девушек). На последнем месте оказались показатели информированности о профессиях (0,47 у юношей и 0,5 у девушек). Можно говорить о том, что юноши и девушки, в целом проявляя стремление к самостоятельности в выборе и оптимизм в отношении своего профессионального будущего, отличаются недостаточной информированностью в мире профессий, вследствие чего другие компоненты профессиональной готовности могут отражать искаженное и неадекватное представ-

ление как о требованиях профессиональной среды, так и о своих собственных возможностях.

Значимым фактором успешности в профессиональной деятельности является соответствие личности профессиональной среде (тест Д. Холланда) Исследование показало, что выраженность и соотношение параметров профессионального типа у юношей и девушек проявляются по-разному. Для юношей 14-15 лет лидирующую позицию занимает «предпринимательский» тип личности, который к 16 годам сменяется «артистическим», а на третьем месте, наряду с конвенциональным, оказывается исследовательский тип, тогда как у девушек всех возрастов наиболее выражен «социальный» профессиональный тип, второе и третье места стабильно занимают «предпринимательский» и «артистический» типы, следовательно, есть все основания говорить, что процесс профессионального самоопределения у девушек отличается большей стабильностью и устойчивостью.

Таким образом, профессиональное самоопределение как одна из важнейших задач подростково-юношеского возраста в данном случае представляется наиболее существенной возрастной проблемой. Наблюдаемая от 14 к 16 годам тенденция к снижению значимости выбора образования на фоне роста числа молодых людей, планирующих работать сразу после окончания школы, слабая информированность в мире профессий, а также увеличение числа юношей с неопределенным выбором уровня образования, преобладающей внешней мотивацией выбора и девушек, озабоченных выбором трудовой деятельности без профессионального образования, возрастная перестройка профессионального типа личности у юношей — все это свидетельствует о высокой вероятности ошибочного или неадекватного профессионального выбора, отражает кризисный характер профессионального самоопределения в этот возрастной период.

Профессиональное самоопределение девушек характеризуется более ранними сроками формирования. К 16 годам профессиональные планы большинства девушек сформированы полностью или частично, тогда как 25% юношей оказываются в ситуации неопределенности профессионального пути. Профессиональное самоопределение юношей в период от 14 к 16 годам носит более кризисный характер.

Изучение эмоционального отношения к профессиональному будущему (методика М. Р. Гинзбурга) как внутреннего источника становления профессиональной идентичности [8] показало, что в 14-16 лет у юношей и девушек преобладает позитивный эмоциональный фон. Основные чувства по поводу профессионального будущего — это интерес, уверенность и оптимизм, реже всего отмечаются страх и безразличие. Учитывая наличие кризисных моментов в профессиональном самоопределении подростков и юношей, позитивный эмоциональный настрой и интерес, подкрепленные оптимизмом и уверенностью, могут выступать в качестве ресурса, на который следует опираться в профориентационной и коррекционной работе.

Одной из важных составляющих эмоционального компонента профессионального самоопределения можно назвать удовлетворенность жизнью и удовлетворенность основных жизненных потребностей (методика ПЭН: шкала удовлетворенности жизнью в целом и шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей). Показатели уровня удовлетворенности жизнью как в целом по выборке, так и в возрастных группах свидетельствуют о том, что, несмотря на кризисные моменты социальной ситуации и процесса профессионального самоопределения, в целом юноши и девушки имеют позитивное оптимистическое мироощущение. У юношей 15-16 лет эти пока-

затели отмечаются в рамках 9-10 баллов, у девушек — в пределах 8-10 баллов (при максимально возможных 15-ти). Однако микровозрастной анализ удовлетворенности основных жизненных потребностей как компонента личностной сферы (среднее значение 31-41 балл) показал значимое снижение этого показателя с возрастом у девушек с 48,3 до 44 баллов (р < 0,05). В группе юношей микровозрастные различия не обнаружены (в 15 лет — 48,2 балла, в 16 лет — 46, 3), видимо, они еще не готовы к анализу и переоценке своих жизненных потребностей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в период необходимости принятия решения о профессиональном будущем юноши и девушки по-разному воспринимают и реагируют на создавшуюся ситуацию. На фоне снижения с возрастом удовлетворенности основных жизненных потребностей ситуация профессионального выбора для девушек может быть определена как один из показателей кризиса профессионального самоопределения. Активизация личности в поиске путей разрешения кризисной ситуации может способствовать выходу ее на новый уровень, осознанию и формированию новой системы потребностей. Позиция юношей может быть идентифицирована как недостаточно зрелая, к эмоциональной переоценке изменений как внутренних (в личностном развитии), так и внешних (социальной ситуации) они еще не готовы.

Исследование показало специфику взаимосвязей параметров профессионального самоопределения с характеристиками ситуации выбора и эмоционального отношения к нему в связи с полом и возрастом испытуемых. Степень сформированности профессиональных планов у юношей связана с такими характеристиками готовности как «информированность о мире профессий» и «планирование», с показателями внутренней мотивации выбора, с чувством интереса к своему профессиональному будущему, с показателями влияния семьи, других значимых людей и разных источников информации (справочники, СМИ и пр.). То есть формирование профессиональных планов юношей вызывает их активный интерес, происходит под серьезным влиянием родителей и других источников информации, зависит от выраженности внутренних мотивов (интереса к работе, стремления к профессиональному росту и др.) и умения планировать свою деятельность и ставить цели. Под влиянием ближайшего окружения (друзей, учителей) и различных внешних источников информации осуществляется формирование «предпринимательского», «конвенционального», а также «социального» профессиональных типов у юношей. Позитивное чувство интереса они испытывают к исследовательским профессиям.

Анализ также выявил взаимосвязи показателей негативного эмоционального отношения с параметрами профессионального самоопределения. Так, с деятельностью в «предпринимательской» сфере, которая является одной из ведущих в профессиональном коде юношей, связано чувство страха, тревожности и неуверенности. С выбором профессий «реалистического» типа — чувство безразличия. С профессиями «конвенциональной» среды — отсутствие интереса. С показателями «предпринимательского» типа у юношей связаны и неудовлетворенность основных жизненных потребностей (р < 0,01), и несформированность статуса «достигнутой идентичности» (р < 0,01). Больше всего связей между параметрами профессиональной идентичности у показателей «преждевременной» идентичности, которая, в свою очередь, тесно связана с неудовлетворенностью жизнью и жизненных потребностей, с чувством страха и тревожности.

Таким образом, можно сделать вывод, что юноши, формируя свои профессиональные планы, находятся под виляниям внешних факторов, «предпринимательский» профессиональный тип личности у них, с одной стороны, является одним из основных, а с другой — наиболее проблемным. Формированию их профессиональных планов может способствовать усиление внутренней мотивации выбора профессии, повышение чувства интереса, расширение информированности о профессиях, освоение знаний и навыков планирования профессионального будущего.

У девушек связи показателей профессионального самоопределения более дифференцированы. Степень сформированности профессиональных планов тесно связана (р < 0,01) с уровнем готовности к выбору профессии («автономность», «планирование», «эмоциональное отношение») и находится по влиянием семьи, значимого окружения и профориентационных мероприятий в школе. Наибольшее количество связей в корреляционной плеяде параметров профессионального самоопределения девушек обнаружил «конвенциальный» профессиональный тип. Наличие именно этого типа сопряжено, с одной стороны, с отсутствием чувства интереса (р < 0,05), с другой — с формированием готовности девушек к «принятию решений» и внутренней мотивации выбора.

Что касается фактора возраста, то у девушек он тесно положительно связан с показателями степени сформированности профессиональных планов, а также с показателями автономности, планирования и эмоционального отношения в аспекте готовности к профессиональному выбору. Девушки от 14 к 16 годам приобретают умение принимать решения и брать на себя ответственность, повышается их эмоциональная включенность в решение важных жизненных задач, их профессиональные планы принимают все более ясные очертания. Кризисным моментом в профессиональном самоопределении девушек можно считать то, что с возрастом серьезная подверженность девушек различным внешним влияниям приводит к снижению удовлетворенности жизненных потребностей, которые обеспечивали им эмоциональный комфорт на более ранних стадиях развития (обнаружены отрицательные связи (р < 0,05) параметра возраста с удовлетворенностью жизненных потребностей). Юноши с возрастом реже попадают под влияние внешних мотивов выбора профессии, что можно рассматривать как позитивный момент для формирования их профессионального самоопределения.

В целом проведенное исследование поло-возрастных факторов профессионального самоопределения подростков и юношей показало следующее:

1. Старшие подростки и юноши переживают серьезные кризисные моменты в процессе определения своего профессионального будущего. В основе данного кризиса профессионального развития лежит одна из основных возрастных задач — выбор профессионального будущего, вследствие чего он может быть определен как кризис первичного профессионального выбора.

2. Кризис первичного профессионального выбора неотделим от возрастного кризиса и характеризуется выраженными половыми особенностями. У девушек он, видимо, проявляется раньше, и к 14-15-летнему возрасту параметры их профессионального самоопределения отличаются большей устойчивостью и дифферен-цированностью, тогда как у юношей от 14 к 16 годам происходит смена ведущей профессиональной направленности и серьезно повышается степень неопределенности профессионального выбора. Полученные данные позволяют считать воз-

раст 16 лет критическим в процессе профессионального самоопределения, особенно у юношей.

3. В период 14-16 лет в профессиональном самоопределении обнаружились кризисные моменты. Критериями кризиса первичного профессионального выбора являются низкий уровень сформированности профессиональных планов, недостаточная информированность о мире профессий, преобладание внешних мотивов выбора, нестабильность ведущей профессиональной направленности (что касается в основном юношей), снижение удовлетворенности основных жизненных потребностей, как следствие значительных затруднений в ситуации необходимости принятия решений.

4. Выявлены возрастно-половые особенности включенности профессионального самоопределения в эмоционально-потребностную сферу личности и в ситуацию выбора.

5. Ресурсом личности в конструктивном выходе из кризиса первичного профессионального выбора является эмоциональный потенциал, заключающийся в позитивном интересе, оптимизме и уверенности в отношении профессионального будущего, а также стремление к самостоятельности и ответственности за свой выбор.

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2002. С. 160-166.

2. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 252 с.

3. Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-59.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 336 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 304 с.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Междунар. фонд «Знание», 1996.

308 с.

7. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / ред. Л. М. Митина. 2-е изд., испр. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2003. 184 с.

8. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: Моск. пси-холого-социальный ин-т: Флинта, 2004. 600 с.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.