М. В. Данилова
ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ФАКТОРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ В СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ1
Начальный этап профессионального самоопределения представлен в психологической литературе достаточно широко [1-3]. Стремление найти свое место в жизни, потребность в профессиональном самоопределении являются важными психологическими новообразованиями для человека в возрасте 14-16 лет. Работы авторов разных концепций [3-7] непротиворечивы в том, что профессиональное развитие личности сопряжено с кризисами. Однако проблема возникновения и протекания кризиса профессионального самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте остается недостаточно изученной.
В 14-16 лет у юношей и девушек происходит переоценка учебной деятельности, изменение мотивации. Обучение в старшей школе приобретает ориентацию на профильные направления, а в профессиональных учебных заведениях — на определенную профессиональную сферу, то есть учебно-познавательная ведущая деятельность сменяется учебно-профессиональной. Кардинально изменяется социальная ситуация развития: появляется возможность освоения новых социальных ролей. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации. Перед окончанием 9-го класса, а затем в связи с завершением школьного образования старшеклассники отчетливо переживают этот кризис, ядром которого является необходимость выбора профессионального образования или профессиональной подготовки. Итак, изменение ведущей деятельности и социальной ситуации способствуют возникновению кризиса профессионального развития личности.
В исследовании, направленном на изучение особенностей профессионального самоопределения, приняли участие 203 юноши и 272 девушки в возрасте 14-16 лет. Были использованы следующие эмпирические методы: анализ особенностей ситуации выбора (анкета оптанта, методика на определение статуса профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер), диагностика профессионально-личностной сферы (тест Д. Холланда) и выявление эмоционального компонента профессионального выбора (уровень психоэмоционального напряжения, эмоциональное отношение к профессиональному будущему).
Профессиональные намерения подростков и юношей находят свое выражение в формировании профессиональных планов, которые при условии выбора и профессии, и учебного заведения считаются сформированными. Если выбрана только профессия
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ, проект №10-06-00490а.
© М. В. Данилова, 2011
или только учебное заведение, то профплан идентифицируется как частично сформированный. Отсутствие вариантов выбора определяет план как несформированный.
По данным исследования, профессиональные планы сформированы у 32% юношей 14 лет, не сформированы — у 25%, в 42% случаев профпланы юношей сформированы частично. От 14 к 15 годам уровень сформированности их профпланов несколько повышается. Однако к 16 годам почти у половины их (45%) планы так и остаются сформированными лишь частично, а у 19% оказываются не сформированными вовсе. Это свидетельствует о том, что ранее выработанные планы либо не были осознаны и продуманы, либо решения были приняты не самостоятельно, и теперь вновь подвергаются коррекции, важнейшая задача возраста остается решенной не до конца.
У девушек профессиональные планы более сформированны (р < 0,01). Так, от 14 к 16 годам уровень сформировнности их профессиональных планов повышается с 43% до 67%, не сформированными они остаются у 6% 16-летних девушек.
Анализ половозрастных особенностей отношения к вопросам выбора образования и профессии показал, что для юношей они представляют особую важность в 15-летнем возрасте, а к 16 годам интерес к ним падает. У девушек от 14 к 16 годам наблюдается повышение значимости выбора профессии, при этом важность получения профессионального образования имеет тенденцию к снижению.
От 15 (2,9%) к 16 годам (14,8%) растет число юношей и девушек, собирающихся работать сразу после окончания школы. Общими для юношей и девушек в планировании профессионального будущего являются тенденции к снижению значимости роли образования. У современных юношей и девушек наблюдается мотивация на получение образования для приобретения определенного статуса, не обязательно связанного с конкретной профессией, что в целом свидетельствует о незрелости, отсутствии реального представления о профессиональных перспективах и может быть расценено как показатель кризисности ситуации.
Половозрастные особенности кризиса профессиональной ориентации проявляются при анализе основных мотивов и факторов влияния на выбор профессии. Так, у юношей 15-16 лет внешняя мотивация (материальная обеспеченность) проявляется чаще (р < 0,01), тогда как в группе девушек того же возраста наблюдается повышение внутренней мотивации выбора (р < 0,01), отражающей содержание труда и полезность его результатов. Юноши достоверно чаще, чем девушки, при выборе профессионального пути, подвержены влиянию референтной группы (друзей, знакомых) (р = 0,04), что может объяснить высокие показатели значимости внешней мотивации выбора.
Наряду с уровнем сформированности профессиональных планов и мотивацией выбора, важное значение имеет готовность к профессиональному выбору (автономность, информированность, принятие решения, планирование, эмоциональное отношение). Для всех испытуемых оказалась характерной наибольшая выраженность таких параметров готовности (при максимальном значении коэффициента равном 1) как автономность (0,69 у юношей и 0,72 у девушек) и эмоциональное отношение (0,66 у юношей и 0,65 у девушек). На последнем месте оказались показатели информированности о профессиях (0,47 у юношей и 0,5 у девушек). Можно говорить о том, что юноши и девушки, в целом проявляя стремление к самостоятельности в выборе и оптимизм в отношении своего профессионального будущего, отличаются недостаточной информированностью в мире профессий, вследствие чего другие компоненты профессиональной готовности могут отражать искаженное и неадекватное представ-
ление как о требованиях профессиональной среды, так и о своих собственных возможностях.
Значимым фактором успешности в профессиональной деятельности является соответствие личности профессиональной среде (тест Д. Холланда) Исследование показало, что выраженность и соотношение параметров профессионального типа у юношей и девушек проявляются по-разному. Для юношей 14-15 лет лидирующую позицию занимает «предпринимательский» тип личности, который к 16 годам сменяется «артистическим», а на третьем месте, наряду с конвенциональным, оказывается исследовательский тип, тогда как у девушек всех возрастов наиболее выражен «социальный» профессиональный тип, второе и третье места стабильно занимают «предпринимательский» и «артистический» типы, следовательно, есть все основания говорить, что процесс профессионального самоопределения у девушек отличается большей стабильностью и устойчивостью.
Таким образом, профессиональное самоопределение как одна из важнейших задач подростково-юношеского возраста в данном случае представляется наиболее существенной возрастной проблемой. Наблюдаемая от 14 к 16 годам тенденция к снижению значимости выбора образования на фоне роста числа молодых людей, планирующих работать сразу после окончания школы, слабая информированность в мире профессий, а также увеличение числа юношей с неопределенным выбором уровня образования, преобладающей внешней мотивацией выбора и девушек, озабоченных выбором трудовой деятельности без профессионального образования, возрастная перестройка профессионального типа личности у юношей — все это свидетельствует о высокой вероятности ошибочного или неадекватного профессионального выбора, отражает кризисный характер профессионального самоопределения в этот возрастной период.
Профессиональное самоопределение девушек характеризуется более ранними сроками формирования. К 16 годам профессиональные планы большинства девушек сформированы полностью или частично, тогда как 25% юношей оказываются в ситуации неопределенности профессионального пути. Профессиональное самоопределение юношей в период от 14 к 16 годам носит более кризисный характер.
Изучение эмоционального отношения к профессиональному будущему (методика М. Р. Гинзбурга) как внутреннего источника становления профессиональной идентичности [8] показало, что в 14-16 лет у юношей и девушек преобладает позитивный эмоциональный фон. Основные чувства по поводу профессионального будущего — это интерес, уверенность и оптимизм, реже всего отмечаются страх и безразличие. Учитывая наличие кризисных моментов в профессиональном самоопределении подростков и юношей, позитивный эмоциональный настрой и интерес, подкрепленные оптимизмом и уверенностью, могут выступать в качестве ресурса, на который следует опираться в профориентационной и коррекционной работе.
Одной из важных составляющих эмоционального компонента профессионального самоопределения можно назвать удовлетворенность жизнью и удовлетворенность основных жизненных потребностей (методика ПЭН: шкала удовлетворенности жизнью в целом и шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей). Показатели уровня удовлетворенности жизнью как в целом по выборке, так и в возрастных группах свидетельствуют о том, что, несмотря на кризисные моменты социальной ситуации и процесса профессионального самоопределения, в целом юноши и девушки имеют позитивное оптимистическое мироощущение. У юношей 15-16 лет эти пока-
затели отмечаются в рамках 9-10 баллов, у девушек — в пределах 8-10 баллов (при максимально возможных 15-ти). Однако микровозрастной анализ удовлетворенности основных жизненных потребностей как компонента личностной сферы (среднее значение 31-41 балл) показал значимое снижение этого показателя с возрастом у девушек с 48,3 до 44 баллов (р < 0,05). В группе юношей микровозрастные различия не обнаружены (в 15 лет — 48,2 балла, в 16 лет — 46, 3), видимо, они еще не готовы к анализу и переоценке своих жизненных потребностей.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в период необходимости принятия решения о профессиональном будущем юноши и девушки по-разному воспринимают и реагируют на создавшуюся ситуацию. На фоне снижения с возрастом удовлетворенности основных жизненных потребностей ситуация профессионального выбора для девушек может быть определена как один из показателей кризиса профессионального самоопределения. Активизация личности в поиске путей разрешения кризисной ситуации может способствовать выходу ее на новый уровень, осознанию и формированию новой системы потребностей. Позиция юношей может быть идентифицирована как недостаточно зрелая, к эмоциональной переоценке изменений как внутренних (в личностном развитии), так и внешних (социальной ситуации) они еще не готовы.
Исследование показало специфику взаимосвязей параметров профессионального самоопределения с характеристиками ситуации выбора и эмоционального отношения к нему в связи с полом и возрастом испытуемых. Степень сформированности профессиональных планов у юношей связана с такими характеристиками готовности как «информированность о мире профессий» и «планирование», с показателями внутренней мотивации выбора, с чувством интереса к своему профессиональному будущему, с показателями влияния семьи, других значимых людей и разных источников информации (справочники, СМИ и пр.). То есть формирование профессиональных планов юношей вызывает их активный интерес, происходит под серьезным влиянием родителей и других источников информации, зависит от выраженности внутренних мотивов (интереса к работе, стремления к профессиональному росту и др.) и умения планировать свою деятельность и ставить цели. Под влиянием ближайшего окружения (друзей, учителей) и различных внешних источников информации осуществляется формирование «предпринимательского», «конвенционального», а также «социального» профессиональных типов у юношей. Позитивное чувство интереса они испытывают к исследовательским профессиям.
Анализ также выявил взаимосвязи показателей негативного эмоционального отношения с параметрами профессионального самоопределения. Так, с деятельностью в «предпринимательской» сфере, которая является одной из ведущих в профессиональном коде юношей, связано чувство страха, тревожности и неуверенности. С выбором профессий «реалистического» типа — чувство безразличия. С профессиями «конвенциональной» среды — отсутствие интереса. С показателями «предпринимательского» типа у юношей связаны и неудовлетворенность основных жизненных потребностей (р < 0,01), и несформированность статуса «достигнутой идентичности» (р < 0,01). Больше всего связей между параметрами профессиональной идентичности у показателей «преждевременной» идентичности, которая, в свою очередь, тесно связана с неудовлетворенностью жизнью и жизненных потребностей, с чувством страха и тревожности.
Таким образом, можно сделать вывод, что юноши, формируя свои профессиональные планы, находятся под виляниям внешних факторов, «предпринимательский» профессиональный тип личности у них, с одной стороны, является одним из основных, а с другой — наиболее проблемным. Формированию их профессиональных планов может способствовать усиление внутренней мотивации выбора профессии, повышение чувства интереса, расширение информированности о профессиях, освоение знаний и навыков планирования профессионального будущего.
У девушек связи показателей профессионального самоопределения более дифференцированы. Степень сформированности профессиональных планов тесно связана (р < 0,01) с уровнем готовности к выбору профессии («автономность», «планирование», «эмоциональное отношение») и находится по влиянием семьи, значимого окружения и профориентационных мероприятий в школе. Наибольшее количество связей в корреляционной плеяде параметров профессионального самоопределения девушек обнаружил «конвенциальный» профессиональный тип. Наличие именно этого типа сопряжено, с одной стороны, с отсутствием чувства интереса (р < 0,05), с другой — с формированием готовности девушек к «принятию решений» и внутренней мотивации выбора.
Что касается фактора возраста, то у девушек он тесно положительно связан с показателями степени сформированности профессиональных планов, а также с показателями автономности, планирования и эмоционального отношения в аспекте готовности к профессиональному выбору. Девушки от 14 к 16 годам приобретают умение принимать решения и брать на себя ответственность, повышается их эмоциональная включенность в решение важных жизненных задач, их профессиональные планы принимают все более ясные очертания. Кризисным моментом в профессиональном самоопределении девушек можно считать то, что с возрастом серьезная подверженность девушек различным внешним влияниям приводит к снижению удовлетворенности жизненных потребностей, которые обеспечивали им эмоциональный комфорт на более ранних стадиях развития (обнаружены отрицательные связи (р < 0,05) параметра возраста с удовлетворенностью жизненных потребностей). Юноши с возрастом реже попадают под влияние внешних мотивов выбора профессии, что можно рассматривать как позитивный момент для формирования их профессионального самоопределения.
В целом проведенное исследование поло-возрастных факторов профессионального самоопределения подростков и юношей показало следующее:
1. Старшие подростки и юноши переживают серьезные кризисные моменты в процессе определения своего профессионального будущего. В основе данного кризиса профессионального развития лежит одна из основных возрастных задач — выбор профессионального будущего, вследствие чего он может быть определен как кризис первичного профессионального выбора.
2. Кризис первичного профессионального выбора неотделим от возрастного кризиса и характеризуется выраженными половыми особенностями. У девушек он, видимо, проявляется раньше, и к 14-15-летнему возрасту параметры их профессионального самоопределения отличаются большей устойчивостью и дифферен-цированностью, тогда как у юношей от 14 к 16 годам происходит смена ведущей профессиональной направленности и серьезно повышается степень неопределенности профессионального выбора. Полученные данные позволяют считать воз-
раст 16 лет критическим в процессе профессионального самоопределения, особенно у юношей.
3. В период 14-16 лет в профессиональном самоопределении обнаружились кризисные моменты. Критериями кризиса первичного профессионального выбора являются низкий уровень сформированности профессиональных планов, недостаточная информированность о мире профессий, преобладание внешних мотивов выбора, нестабильность ведущей профессиональной направленности (что касается в основном юношей), снижение удовлетворенности основных жизненных потребностей, как следствие значительных затруднений в ситуации необходимости принятия решений.
4. Выявлены возрастно-половые особенности включенности профессионального самоопределения в эмоционально-потребностную сферу личности и в ситуацию выбора.
5. Ресурсом личности в конструктивном выходе из кризиса первичного профессионального выбора является эмоциональный потенциал, заключающийся в позитивном интересе, оптимизме и уверенности в отношении профессионального будущего, а также стремление к самостоятельности и ответственности за свой выбор.
Литература
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2002. С. 160-166.
2. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 252 с.
3. Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-59.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 336 с.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 304 с.
6. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Междунар. фонд «Знание», 1996.
308 с.
7. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / ред. Л. М. Митина. 2-е изд., испр. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2003. 184 с.
8. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: Моск. пси-холого-социальный ин-т: Флинта, 2004. 600 с.
Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.