DOI: 10.12731/2218-7405-2013-3-17 УДК 159.922.8
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Магазева Е.А., Чуватаева М.К.
В статье изучаются особенности учебной мотивации студентов медицинского вуза по специальностям «лечебное дело» и «медико-профилактическое дело». Данная работа опирается на основные подходы к проблеме мотивации и, в частности, учебной мотивации, что выступило предпосылкой рассмотрения ее связи со смысложизненными ориентациями личности. Особенности исследования заключались в выявлении показателей учебной мотивации студентов медицинского вуза и установлении связи этих показателей с показателями смыс-ложизненных ориентаций. Определенные в результате исследования корреляционные взаимосвязи позволяют дать содержательное описание и раскрыть особенности учебной мотивации студентов медицинского вуза.
Ключевые слова: мотивация; учебная мотивация; смысложизненные ориентации.
THE CORRELATION BETWEEN LEARNING ACTIVITY MOTIVATION AND LIFE SENSE ORIENTATION OF MEDICAL INSTITUTE STUDENTS
Magazeva E.A., Chuvataeva M.K.
In the article the special features of academic motivation of medical institute students in field of "Medical Care" and "Medical preventive Care" are studied. This study is based on fundamental approaches to the motivation problems and, particularly, academic motivation which was a major precondition for examining its connection with life sense orientation of a personality. The research particularities consist in revealing of academic motivation characteristics of the students and determination of connection of these characteristics with life sense orientation characteristics. The correlations determined as a result of studies make possible to give a factful description and reveal the academic motivation particularities of the students.
Keywords: motivation, academic motivation, life sense orientation.
Проблема учебной мотивации студентов при обучении в вузе в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку с введением новых образовательных стандартов третьего поколения большое внимание уделяется повышению роли самостоятельной работы студентов, что в свою очередь ведет к стимулированию саморазвития студентов. Значимость нашей темы исследования обусловлена повышением требований общества к проблеме эффективности профессионального образования в высшей школе. Исследования, затрагивающие проблему учебной мотивации, обладают исключительной научной значимостью еще и потому, что внутренняя мотивация на освоение учебных дисциплин является необходимым компонентом успешной учебной и будущей профессиональной деятельности выпускников вуза.
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождает-
ся противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей. Ведущие мотивы, присущие данному возрасту, связаны с развитием самосознания, осознанием положения собственного "Я" в системе социальных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформирован-ности личности.
Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Поэтому особый интерес для психолого-педагогической теории и практики представляет изучение учебной мотивации в связи с особенностями смысложизненных ориентаций личности, поскольку ориентация человека на дальние цели, согласованность его ближних и дальних жизненных целей, развернутая перспектива будущего обусловливают формирование внутренней учебной мотивации, способствующей более глубокому усвоению дисциплин.
В связи с этим становится очевидной актуальность изучения учебной мотивации студентов в процессе обучения, что даст возможность использовать различные педагогические приемы и методы, способствующие формированию внутренней учебной мотивации.
Изучение проблемы учебной мотивации и ее взаимосвязи со смысложиз-ненными ориентациями не в меньшей степени отвечает требованиям педагогической практики, так как, опираясь на смысложизненные ориентации студентов, можно по-разному строить педагогический процесс, создавать условия личной заинтересованности и включенности в процесс обучения в вузе.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловлена множественностью подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения [1, 3, 6].
Мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей обучающихся, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива [2, 3]. С другой стороны, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок той социальной группы, представителем которого является личность. Также учебная мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, особенностями организации образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося и субъективными особенностями педагога.
Учебная мотивация тесным образом связана со смысловыми структурами личности, к которым относятся ценности, установки, убеждения и смысложиз-ненные ориентации. По мнению исследователей, смысложизненные ориентации - это основные регуляторы направленной деятельности человека как субъекта, как личности [4, 6]. Они представляют собой обобщенную структурно-иерархическую и динамическую систему представлений, являющуюся базовым элементом внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированную и закрепленную жизненным опытом индивида в ходе социализации и социальной адаптации на фоне индивидуально-типологических особенностей.
Несмотря на исключительную значимость смысложизненных ориентаций в структуре личности, их взаимосвязь со спецификой внутренней и внешней учебной мотивации студентов исследована недостаточно.
Поэтому, на наш взгляд, является необходимым изучение особенностей учебной мотивации студентов в связи с их смысложизненными ориентациями.
Исходя из этого, целью нашего исследования является выявление особенностей учебной мотивации студентов медицинского вуза лечебного и медико-профилактического факультетов и определение специфики ее взаимосвязи со смысложизненными ориентациями.
В качестве теоретической гипотезы исследования выступило предположение о том, что учебная мотивация студентов взаимосвязана с показателями их смысложизненных ориентаций.
Теоретическое предположение конкретизировалось в ряде частных эмпирических гипотез:
1. Показатели учебной мотивации студентов лечебного факультета по параметрам: «приобретение знаний», «овладение знаниями», «высококвалифицированный специалист», «готовность к занятиям», «успешная профессиональная деятельность» выше по сравнению с аналогичными показателями студентов медико-профилактического факультета.
2. Показатели учебной мотивации студентов лечебного факультета значимо связаны со следующими показателями смысложизненных ориентаций: «цели в жизни», «результативность жизни», «локус-контроля - Я» и «локус-контроля - жизнь».
Для получения диагностических данных применялся комплекс методик, включающий: «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина), «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан и В.А. Якунин), «Тест смысложизненных ориентаций» (в адаптации Д.А. Леонтьева). С целью статистической обработки данных применялись: U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
В исследовании приняли участие 98 студентов, из них - 54 студента лечебного и 44 студента медико-профилактического факультета.
Первым этапом нашего исследования было выявление различий в показателях учебной мотивации студентов лечебного и медико-профилактического факультетов.
Рис. 1. Различия в преобладании мотивов учебной деятельности у студентов лечебного и медико-профилактического факультетов.
Показатели по шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией» у студентов лечебного факультета значимо выше по сравнению с аналогичными показателями у студентов медико-профилактического факультета.
Это различие объясняется доминированием внутренних учебных мотивов у студентов лечебного факультета по сравнению со студентами медико-профилактического факультета. У студентов лечебного факультета выше стремление к приобретению знаний, к овладению профессиональными знаниями, что ведет к формированию профессионально важных качеств. Они испытывают высокий интерес к приобретению знаний, умений и навыков и, возможно, данный интерес сформирован на уровне смысложизненных структур: ценностей и смысложизненных ориентаций. Студенты прогнозируют на долговременную перспективу овладение профессиональными знаниями и приобретение навыков.
По показателю «получение диплома» средние значения выше у студентов медико-профилактического факультета (М = 6,7 при р<0,01) по сравнению со студентами лечебного факультета (М = 6 при р<0,01). Это можно объяснить преимущественной ориентацией студентов медико-профилактического факуль-
тета на внешние атрибуты профессиональной принадлежности. Их преимущественная ориентация - на результат учебной деятельности, а не на процесс изучения учебных дисциплин.
По показателю «успешно продолжить обучение на последующих курсах» средние значения выше у студентов медико-профилактического факультета (М = 6,3 при р<0.01) по сравнению со студентами лечебного факультета (М = 5,8 при р<0.01). Это объясняется желанием студентов медико-профилактического факультета быть успешными в процессе осуществления учебной деятельности, достичь общественного благополучия.
По показателю ««постоянно получать стипендию» среднее значение выше у студентов медико-профилактического факультета (М = 5,2 при р<0,01) по сравнению со студентами лечебного факультета (М = 4,4 при р<0,01). Можно объяснить, на наш взгляд, стремлением студентов медико-профилактического факультета к материальному достатку, способности самостоятельно обеспечить свое благосостояние.
Показатель «не отставать от сокурсников» выше у студентов медико-профилактического факультета (М = 5,5 при р<0,05) по сравнению со студентами лечебного факультета (М = 4,8 при р<0,05). По показателю «добиться одобрения родителей и окружающих» выше у студентов медико-профилактического факультета (М = 5,9 при р<0,05) по сравнению со студентами лечебного факультета (М = 5,2 при р<0,05). По показателю «избежать осуждения и наказания» выше у студентов медико-профилактического факультета (М = 5 при р<0,01) по сравнению со студентами лечебного факультета (М = 3,8 при р<0,01). Это можно объяснить доминированием внешних учебных мотивов у студентов медико-профилактического факультета, состоящее в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение и заслужить у них авторитет.
В целом, по данному этапу исследования можно сделать вывод, что студенты медико-профилактического факультета имеют в качестве более выра-
женных мотивов учебной деятельности внешние мотивы, которые выражают либо их стремление к социальному и материальному благополучию, либо ориентированы на одобрение окружающих. Студенты лечебного факультета более направлены на получение знаний и приобретений знаний и, скорее всего, выявленная у них структура мотивов учебной деятельности связана с преобладанием у них смысложизненных ориентаций, которые характеризуются наличием целей в долговременной и кратковременной перспективе.
Вторым этапом нашего исследования было установление корреляционной взаимосвязи показателей учебной мотивации с показателями смысложизненных ориентации студентов.
В ходе анализа была установлена прямая корреляционная связь следующих показателей: показатель «приобретение знаний» значимо связан с показателями «цели в жизни» (г=0.4 при р< 0.05), «результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» (г=0.4 при р< 0.05), «локус контроль - Я (Я - хозяин жизни)» (г=0.4 при р< 0.05), «локус контроля - жизнь, или управляемость жизни» (г=0.4 при р< 0.05). Данные результаты свидетельствуют о том, что студенты, имеющие высокие показатели мотива «приобретений знаний» имеют четкие жизненные цели, испытывают удовлетворенность в процессе обучения в вузе, воспринимают жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом, воспринимают себя как личность, способную контролировать свою жизнь.
Также установлена связь показателя «овладение знаниями» с показателями «локус контроль - Я (Я - хозяин жизни)» (г=0.4 при р< 0.05), «локус контроля - жизнь, или управляемость жизни» (г=0.4 при р< 0.05). Полученные данные позволяют предположить, что студенты, направленные на овладение знаниями, стремятся построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, учатся без внешнего принуждения, получая при этом удовольствие от демонстрации своих знаний, проявляют настойчивость, ориентированы на получение прочных знаний, умений, навыков.
Установлена связь показателя «высококвалифицированный специалист» с показателем «локус контроля - жизнь, или управляемость жизни» (г=0.4 при р< 0.05).Это можно интерпретировать следующим образом: студенты, которые четко представляют цели обучения и стремятся к реализации профессиональных устремлений, характеризуются присутствием чувства осмысленности жизни, наличием целей в жизни, положительным переживанием настоящего периода жизни, уверенностью в своей способности контролировать события собственной жизни, обладают представлениями о себе как о сильной личности.
Установлена связь показателя «получение диплома» с показателем «ло-кус контроля - жизнь, или управляемость жизни (г=0.4 при р< 0.05). Направленность студентов на получение диплома основывается на ощущении продуктивности и осмысленности жизни и на позитивной оценке себя и своей жизни.
Установлена связь показателя «прочные знания» с показателями «цели в жизни» (г=0.5 при р< 0.05), «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (г=0.5 при р< 0.05), «результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» (г=0.5 при р< 0.05), «локус контроль - Я (Я -хозяин жизни)» (г=0.5 при р< 0.05), «локус контроля - жизнь, или управляемость жизни» (г=0.4 при р< 0.05). Данная взаимосвязь свидетельствует о целеустремленности студентов, их вере в свои планы и их осуществление. Они воспринимают жизнь как эмоционально насыщенную, стремятся к ее продуктивности и убеждены в том, что в состоянии сознательно контролировать процесс своей жизни и деятельности в обозначенный жизненный период.
Установлена связь показателя «достичь уважения преподавателей» с показателями «цели в жизни» (г=0.4 при р< 0.05), «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (г=0.4 при р< 0.05), «результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» (г=0.4 при р< 0.05), «локус контроль - Я (Я - хозяин жизни) (г=0.4 при р< 0.05), «локус контроля - жизнь, или управляемость жизни) (г=0.4 при р< 0.05).
Таким образом, в результате второго этапа исследования подтвердилась гипотеза о связи показателей учебной мотивации студентов с показателями их смысложизненных ориентаций.
В результате проведенного исследования были получены данные, подтвердившие гипотезу исследования и позволившие сделать следующие выводы:
1. Выявлены различия в преобладании мотивов учебной деятельности у студентов лечебного и медико-профилактического факультетов. Показатели по шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией» у студентов лечебного факультета выше по сравнению с аналогичными показателями у студентов медико-профилактического факультета.
2. Выявлены следующие различия на достоверном уровне значимости по показателям учебной мотивации студентов: «получение диплома», «успешно продолжить обучение на последующих курсах», «постоянно получать стипендию», «не отставать от сокурсников», «добиться одобрения родителей и окружающих», «избежать осуждения и наказания».
3. На основании первого этапа исследования выявлено, что студенты медико-профилактического факультета имеют в качестве более выраженных мотивов учебной деятельности внешние мотивы, которые выражают либо их стремление к социальному и материальному благополучию, либо ориентированы на одобрение окружающих. Студенты лечебного факультета более направлены на получение знаний и приобретений знаний.
4. На втором этапе исследования подтвердилась вторая эмпирическая гипотеза о связи показателей учебной мотивации студентов с показателями их смысложизненных ориентаций: «цели в жизни», «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией», «локус контроль - Я (Я - хозяин жизни) и «ло-кус контроля - жизнь, или управляемость жизни).
Список литературы
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 41-42.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. С. 114.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2006.
6. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб: Питер, 1999.
References
1. Aseev V.G. Motivatsiyapovedeniya i formirovaniya lichnosti [The motivation of behavior and formation of a personality]. Moscow.: Mysl, 1976.
2. Bozhovich L.I. Problema razvitiya motivatsionnoy sfery rebenka [The problem of development of a child's motivation sphere]. Izuchenie motivatsii povedeniya detey i podrostkov [The study of the motivation of children's behavior]. Moscow.: Pedagogika, 1972. pp. 41-42.
3. Ilin E.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint-Petersburg: Piter, 2000.
4. Leontev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, struktura i dinamika smyslovoy realnosti [The psychology of sense: the nature, the structure and its dynamics of sense reality]. Moscow.: Smysl, 1999. p. 114.
5. Leontev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZhO) [The sense orientation test]. Moscow.: Smysl, 2006.
6. Rubinshteyn S.P. Osnovy obshchey psikhologii [The basis of general psychology]. Saint-Petersburg: Piter, 1999.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Магазева Елена Анатольевна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук
Омская государственная медицинская академия ул. Ленина, 12, г. Омск, 644043, Россия magazeva. elena@yandex. ru
Чуватаева Майра Куркутбаевна, преподаватель кафедры физики, математики и медицинской информатики
Омская государственная медицинская академия ул. Ленина, 12, г. Омск, 644043, Россия
DATA ABOUT THE AUTHORS
Magazeva Elena Anatolevna, associate professor of Pedagogics and Psychology Department, Cand. Sc. (Psychology)
Omsk State Medical Academy
12, Lenin Street, Omsk, 644043, Russia
magazeva. elena@yandex. ru
Chuvataeva Mayra Kurkutbaevna, lecture in Physics, Mathematics and Medical informatics Department
Omsk State Medical Academy
12, Lenin Street, Omsk, 644043, Russia
Рецензент:
Четвериков Д.В., заведующий Амбулаторным психотерапевтическим отделением, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, Бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова»