УДК 159.923.3
Т. А. Дворецкая, Л. Р. Ахмадиева
Дворецкая Т. А., аспирант кафедры психологии
и педагогической антропологии факультета гуманитарных наук МГЛУ; e-maiL: dvoretskaya_ta@maiL.ru
Ахмадиева Л. Р., кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии и педагогической антропологии
факультета гуманитарных наук МГЛУ; e-maiL: atossa@rambLer.ru
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В статье рассматривается взаимосвязь внешних и внутренних мотивов учебной деятельности, мотивации достижения и смысложизненных ориентаций. В результате эмпирического исследования показано, что часть внешних (успех-удача, интроецированная мотивация, экстернальная мотивация, амотивация) и внутренних мотивов (успех-призвание, успех-преодоление препятствий, познавательная мотивация, мотивация достижения и др.) связаны со смысложизненными ориента-циями по-разному. Если внутренние мотивы учебной деятельности положительно связаны со смысложизненными ориентациями, то внешние мотивы связаны с ними отрицательно.
Ключевые слова: учебная мотивация; внутренние и внешние мотивы учебной деятельности; мотивация достижения; потребность в автономии; экстернальная, интроецированная, идентифицированная регуляция.
T. A. Dvoretskaya, L. R. Akhmadieva
Dvoretskaya T.A., Postgraduate, Department of PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy, FacuLty of the Humanities, MSLU; e-maiL: dvoretskaya_ta@maiL.ru
Akhmadieva L. R., Ph.D. (PsychoLogy), Ass. Prof., Department of PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy, FacuLty of the Humanities, MSLU; e-maiL: atossa@rambLer.ru
MEANINGFUL LIFE AND ACADEMIC MOTIVATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS
The articLe deaLs with the interreLation of externaL and internaL motives of academic activity, motivation of achievement and purpose in Life. As a resuLt of empiricaL research it has been shown that part of externaL (success and Luck, intrajected motivation, externaL motivation, amotivation) and internaL motives (success and vocation, success in overcoming obstacLes, cognitive motivation, achievement motivation, etc.) are reLated to the purpose in Life in different ways. WhiLe the internaL motives of academic activity have positive correLation with the purpose in Life, the externaL motives have negative correLation.
Key words: academic motivation of students; intrinsic and extrinsic motives of learning activity; motivation for achievement; need for autonomy; externally regulated behavior; introjected regulation of behavior; regulation through identification.
Эффективность обучения студентов в вузе является актуальной и важной темой как для науки, так и для практики. В наше время предпринято множество попыток улучшить систему высшего образования в Российской Федерации. Был принят новый федеральный закон об образовании, разработаны новые федеральные государственные стандарты, которые постулируют компетентностный подход, согласно которому вуз обязан не только передавать информацию обучающимся, а формировать у них различные компетенции (общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные). Изменение требований к образовательному процессу неразрывно связано с изменением требований к обучающимся. Формирование навыков диктует необходимость дополнительной активности с их стороны. В свою очередь, дополнительная активность предполагает изменение системы побуждений, регулирующих учебную деятельность. Таким образом, мотивация учебной деятельности в наше время становится актуальной темой для изучения, так как было установлено, что направленность учебной мотивации влияет на эффективность обучения. Внутренняя мотивация и отдельные виды внешней мотивации, а именно: интроецированная мотивация (обучение из-за чувства долга) и мотивация самоуважения способствуют повышению эффективности обучения [Гижицкий 2016].
Изучая мотивацию учебной деятельности, ученые пытаются понять, с какими психологическими характеристиками она связана. Чаще всего учебная мотивация рассматривается в связи с когнитивными или интеллектуальными переменными или же непосредственно с академических достижений [Гижицкий 2016; Гончар 2012; Гордеева, Сычев, Осин 2014; Семенова 2016]. В зарубежных теориях также есть исследования связи учебной мотивации с учебной настойчивостью или же с таким понятием, как «упорство» («grit») [Гижицкий 2016; Duckworth, Peterson, Matthews, Kelly 2007]. Мы решили продолжить эту линию исследований и посмотреть, существует ли связь между мотивационными структурами и смысложизненными ориентациями личности. Под смысложизненными ориентациями (СЖО) понимается то, что придает смысл жизни, это могут быть цели в жизни, насыщенность жизни или удовлетворенность самореализацией [Зенкина,
Агибалова 2016]. СЖО считаются целостной системой, в которой отражаются и направленность личности, и жизненные цели, и осмысленность выбора. Таким образом признается, что СЖО должны быть каким-то образом связаны с мотивационной сферой, и в то же время характер и направленность этой связи не описывается, что делает актуальным ее исследование [Гончар 2012].
Студенческий период - это то время, когда человек уже определяет для себя профессиональные виды деятельности и степень значимости отношений с другими людьми, начинает осознавать, чего он хочет от жизни: как в плане каких-либо профессиональных достижений, так и в плане семейной жизни. Таким образом, студенчество признается значимым для социализации периодом. Этот период считается сензитивным для образования смысловой сферы, в том числе смыс-ложизненных ориентаций [Гончар 2012]. И именно в студенческие годы закономерным образом проявляется, развивается и формируется мотивация учебной деятельности.
В отечественной и зарубежной традиции принято делить виды мотивов деятельности на внутренние и внешние. Так, например, Л. И. Бо-жович разделяет мотивы, которые связаны непосредственно с самой деятельностью и получением удовольствия от нее, и мотивы, связанные с общением и желанием занять свое место в обществе [Божович 1972].
Одновременное формирование СЖО и мотивации учебной деятельности позволяет выдвинуть гипотезу о наличии связи между ними. Для нас значимым является не столько связь внутренних и внешних мотивов с конкретным смыслом жизни, сколько связь с ориентацией смысла жизни на будущее (цели), настоящее (насыщенность жизни) или прошлое (результативность жизни). Определив данную связь, мы сможем выдвинуть гипотезу о том, что конкретно стоит формировать у студентов, для того чтобы повышалась внутренняя мотивация учебной деятельности или продуктивные виды внешней мотивации, оказывающие позитивное влияние на академическую успешность обучающихся.
Цель исследования - выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций студентов с внешними и внутренними мотивами учебной деятельности.
Достижение поставленной цели осуществлялось в процессе последовательного решения следующих задач исследования:
1) диагностика учебной мотивации и мотивации достижения у студентов;
2) диагностика смысложизненных ориентаций;
3) выявление связей между показателями мотивации и степенью выраженности смысложизненных ориентаций.
В данном исследовании участвовало 142 студента в возрасте от 16 до 27 лет (средний возраст 19,6), из них 114 - девушки и 28 - юноши.
В исследовании для проверки выдвинуты следующие гипотезы:
первая гипотеза - внутренние мотивы учебной деятельности и интериоризация успеха будут положительно коррелировать с показателями сымсложизненных ориентаций, т. е. чем выше значения по шкалам смысложизненных ориентаций, тем выше значения показателей внутренних мотивов;
вторая гипотеза - внешние мотивы учебной деятельности и экстериоризация успеха будут отрицательно коррелировать с сформированностью смысложизненых ориентаций, т. е. чем выше значения смысложизненных ориентаций, тем ниже показатели внешних мотивов.
Методы исследования
1. Для определения направленности мотивации нами было использовано 2 методики: методика Т. А. Дворецкой, Л. Р. Ахмадиевой «Профиль учебной мотивации студента» [Дворецкая 2017] и методика С. А. Пакулиной «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» [Пакулина 2008].
Методика «Профиль учебной мотивации студента» была разработана на основе методики «Шкалы академической мотивации» Т. О. Гордеевой, О. А. Сычёва и Е. Н. Осина [Гордеева, Сычёв, Осин 2014] и методики А. Лазаруса «Структурный профиль». Утверждения, использующиеся в опроснике, взяты из методики Т. О. Гордее-вой, однако представлены в новой форме. Участникам исследования предлагается самим оценить, насколько в процентном соотношении у них выражен каждый из видов мотивации. В данном опроснике представлены виды мотивов учебной деятельности.
Внутренние мотивы:
• мотивация познания - стремление узнать новое, понять изучаемый предмет. Оно связано с переживанием интереса и удовольствия в процессе познания;
• мотивация достижения - стремление добиваться максимально высоких результатов в учебе, испытывать удовольствие в процессе решения трудных задач;
• мотивация саморазвития - стремление к развитию своих способностей, своего потенциала в рамках учебной деятельности, к достижению ощущения мастерства и компетентности.
Внешние мотивы :
• мотивация самоуважения - желание учиться ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки за счет достижений в учебе;
• интроецированная мотивация - побуждение к учебе, обусловленное ощущением стыда и чувства долга перед собой и другими значимыми людьми;
• экстернальная мотивация - потребность учиться, обусловленная необходимостью для учащегося следовать требованиям, диктуемым социумом. При наличии данного вида мотивации учащийся воспринимает учебную деятельность как вынужденную;
• амотивация - отсутствие интереса и ощущения осмысленности учебной деятельности.
Методика С. А. Пакулиной «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» [Пакулина 2008] позволяет диагностировать ценностные предпочтения мотивов успеха студентов в вузе, которые и составляют профиль мотивации достижения. В методике также присутствует разделения мотивов на внешние и внутренние, т. е. различают интериори-зацию и экстериоризацию успеха. С одной стороны, успех рассматривается как что-то связанное с предметной сферой, с другой стороны, он представлен как результат деятельности человека.
В данной методике представлены виды мотивов успеха.
Экстериоризация успеха:
• успех-удача - везение, т. е. неустойчивый, ситуативный результат деятельности;
• успех как материальный уровень жизни - ценность представляют материальные вещи, уровень благосостояния;
• успех-признание - ценность составляет одобрение авторитетными «значимыми» другими;
• успех-власть - для человека важно доминирование над другими, желание субъекта контролировать социальное окружение.
Интериоризация успеха:
• успех как результат собственной деятельности - ориентация на достижение результата в деятельности;
• успех как психическое состояние - важен положительный эмоциональный подъемом, переживание чувства удовлетворенности;
• успех как преодоление препятствий - для человека важно достигнуть новых высот путем преодоления трудностей;
• успех-призвание - рефлексивная оценка значимости не только результата, а прежде всего самой деятельности, поведения и растворения себя в профессиональном деле.
2. Для исследования СЖО был использован «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева [Леонтьев 2000].
В данном тесте представлены следующие шкалы:
• цели в жизни - наличие или отсутствие целей в жизни, которые придают ей осмысленность;
• процесс жизни - восприятие процесса жизни как интересного, эмоционального и наполненного смыслом;
• результативность жизни - оценка пройденного пути, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была пройденная часть жизненного пути;
• локус контроля-Я - представление о себе как о сильной личности, которая способна контролировать свою жизнь;
• локус контроля-жизнь - убеждение в том, что человек может (или не может) контролировать свою жизнь;
• осмысленность жизни (ОЖ) - общий показатель осмысленности жизни [Леонтьев 2000].
3. Методы статистической обработки результатов, включающие в себя проверку на нормальность при помощи критерия Колмогорова-Смирнова и корреляционный анализ.
Содержание и основные результаты исследований
Исследование проводилось во время аудиторных занятий в группах по 10-15 человек. На заполнение методик у участников уходило от 20 до 30 минут, в зависимости от усталости.
Для проведения корреляционного анализа для переменных с распределением, не отличающимся от нормального, использовался коэффициент Пирсона. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Корреляционные связи между внутренними и внешними мотивами достижения и СЖО
Коррелирующие показатели Успех -удача Успех - материальный уровень Успех -признание Успех -власть Успех -призвание
Цели в жизни -0,11 0,12 0,14 0,01 0,22
Процесс жизни -0,01 0,10 0,13 0,05 0,18
Результативность -0,07 0,06 0,15 0,08 0,04
Локус-я -0,17 0,10 0,12 0,07 0,19
Локус-жизнь -0,19 0,10 0,14 -0,03 0,15
ОЖ -0,14 0,11 0,14 0,03 0,20
* жирным шрифтом в таблице выделены коэффициенты корреляции, значимые на уровне p<0,05.
Согласно представленным в таблице 1 данным, понимание успеха как случайности, т. е. удачи, отрицательно связано со значениями по шкалам СЖО. Участники исследования не полагаются на удачу в том случае, если они верят в то, что могут контролировать свою жизнь. Для них успех будет являться скорее результатом собственных усилий: чем сильнее усилия, тем лучше результат. С другой же стороны, если человек не считает, что он может свою жизнь контролировать, он будет скорее надеяться на случай.
Внутренний мотив достижения «успех-призвание» положительно коррелирует с ориентацией на будущее и на настоящее. Также мы видим положительную связь с локусом-я и общим показателем осмысленности жизни. Человек, для которого важно найти свое призвание, будет обращать свое внимание не только на результат, но и на сам процесс деятельности. Жизнь для такого человека полна смысла и он уверен в способности ее контролировать.
Величины коэффициентов ранговой корреляции, проведенной по методике Спирмена для переменных, распределение которых отличалось от нормального, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Корреляционные связи между внутренними мотивами достижения и СЖО (коэффициент Спирмена)
Коррелирующие показатели Успех - результат деятельности Успех - психическое состояние Успех - преодоление препятствий
Цели в жизни 0,16 0,16 0,20
Процесс жизни 0,22 0,23 0,23
Результативность 0,21 0,11 0,26
Локус-я 0,18 0,19 0,22
Локус-жизнь 0,15 0,20 0,19
ОЖ 0,21 0,20 0,26
* жирным шрифтом в таблице выделены коэффициенты корреляции, значимые на уровне p<0,05.
Согласно корреляционному анализу, внутренние мотивы достижения успеха связаны практически со всеми шкалами СЖО. Интересным кажется тот факт, что внутренний мотив успеха как результата собственной деятельности связан со шкалой процесса жизни и результативностью жизни, мотив же успеха как психического состояния связан только с процессом жизни. Чем больше у человека выражено ощущение успешности себя и чем выше ощущение удовлетворенности от нынешнего устройства жизни, тем больше человек ориентирован на результативность своей деятельности. Соответственно мы можем сказать, что студенты, которые довольны своими прошлыми и настоящими успехами, больше ориентируются на результат деятельности. В то время как у людей, которым важно само ощущение успеха и эмоции, которые с ним связаны, выражено только удовлетворение от текущего жизненного процесса, результат деятельности для них кажется второстепенным, не являясь источником удовлетворения.
Успех как преодоление препятствий связан со всеми шкалами СЖО. Для человека, склонного видеть успех в преодолении препятствий на своем пути, характерно видеть эти препятствия как в прошлом, так и в настоящем, и в будущем. Он уверен в своих силах, знает, что его достижения зависят только от предпринятых им усилий.
Корреляции с внутренними мотивами учебной деятельности представлены в таблице 3.
Таблица 3
Корреляционные связи между внутренними учебными мотивами и СЖО (коэффициент Спирмена)
Коррелирующие показатели Познавательная мотивация Мотивация достижения Мотивация саморазвития
Цели в жизни 0,08 0,29 0,08
Процесс жизни 0,18 0,11 0,12
Результативность 0,19 0,13 0,14
Локус-я 0,10 0,31 0,11
Локус-жизнь 0,20 0,22 0,11
ОЖ 0,15 0,30 0,13
* жирным шрифтом в таблице выделены коэффициенты корреляции, значимые на уровне p<0,05.
По результатам, представленным в данной таблице, видно, что познавательная мотивация и мотивация достижения связана со смысло-жизненными ориентациями почти в равной степени. Познавательная мотивация больше связана с удовлетворенностью процессом жизни и ее результативностью, тогда как мотивация достижения больше связана с наличием жизненных целей и уверенности в том, что жизнь можно контролировать. Представляется логичным то, что люди, настроенные на достижения, характеризуются сформированными жизненными целями. Для них также важно осознавать, что всё в их жизни зависит только от них, а не от сторонних факторов. Чем больше усилий они приложат, тем лучшего результата они добьются.
Результаты корреляционного анализа для внешних учебных мотивов шкал СЖО (см. табл. 4).
Таблица 4
Корреляционные связи между внешними учебными мотивами и СЖО (коэффициент Спирмена)
Коррелирующие показатели Мотивация самоуважения Интроецированная мотивация Экстернальная мотивация Амотивация
Цели в жизни 0,06 -0,11 -0,28 -0,31
Процесс жизни 0,09 -0,18 -0,29 -0,31
Результативность 0,05 -0,22 -0,29 -0,30
Локус-я 0,12 -0,17 -0,34 -0,26
Локус-жизнь 0,004 -0,23 -0,31 -0,23
ОЖ 0,12 -0,19 -0,38 -0,32
* жирным шрифтом в таблице выделены коэффициенты корреляции значимые на уровне p<0,05.
Из представленных в таблице 4 результатов мы видим, что интрое-цированная мотивация, экстернальная мотивация и амотивация отрицательно связаны со всеми шкалами СЖО. Интроецированная мотивация, т. е. мотивация, которая основана на чувстве долга и вины не зависит от целей в жизни. Однако она отрицательно связана с удовлетворенностью процессом жизни и ее результатами. Из этого можно сделать вывод, что если человек удовлетворен своей жизнью на данном этапе, то у него в меньшей степени будет выражен мотив долга. Примечательно, что экстернальная мотивация будет понижаться при снижении любого показателя СЖО, т. е. неважно, нашел ли человек цель в жизни, доволен ли он ее процессом или удовлетворен результатом жизни, мотивация «получения оценок» будет в любом случае отходить на задний план. То же самое касается и амотивации, т. е. отсутствия учебной мотивации вообще. Таким образом, помощь с поиском целей в жизни или повышение уровня удовлетворения обучение в вузе могло бы снизить процент амотивированных студентов или же студентов, которые ходят в университет только за получением оценок.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что внутренние мотивы учебной деятельности и интериоризация успеха связаны со смысложизненными ориентациями. Таким образом, чем больше обучающийся доволен процессом своей жизни, ее результативностью, уверен, что он в силах контролировать свою жизненную траекторию, тем выше внутренние мотивы учебной деятельности и внутренние мотивы достижения успеха.
Что касается внешних мотивов учебной деятельности и экстерио-ризации успеха, то тут ситуация менее однозначная. Если говорить о связи мотивов достижения с вышеназванными переменными, то ее фактически нет. За исключением внешнего мотива «успех - удача». Очевидно, что человек, который уверен в том, что он может контролировать свою жизнь, не будет полагаться на удачу. С другой стороны, внешние мотивы учебной деятельности показали достаточно сильную отрицательную корреляцию с шкалами СЖО (кроме мотивации самоуважения). Опираясь на данные результаты можно сказать, что любые изменения в названных параметрах СЖО будут оказывать влияние на изменение внешних мотивов учебной деятельности.
Результаты исследования позволяют углубить наше понимание мотивационной структуры личности обучающегося и их связи со смысложизненными ориентациями. Кроме этого, полученные результаты могут быть использованы на практике, так как они подтверждают гипотезу о том, что повышение удовлетворенности процессом жизни, результатом жизни и формирование жизненных целей понижают показатели внешних мотивов учебной деятельности и повышают показатели внутренних. Таким образом, есть основания предполагать что при повышении удовлетворенности процессом жизни с помощью организации учебной и досуговой деятельности обучающихся, а также при проведении мероприятий, связанных с постановкой профессиональных целей на будущее, можно усилить внутреннюю мотивацию учебной деятельности и продуктивные виды внешней мотивации, тем самым повысив академическую успеваемость студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной ; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. М. : Педагогика, 1972. С. 7-44.
Гижицкий В. В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников : дис. ... канд. психол. наук. М., 2016. 200 с.
Гончар С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь : Меркурий,
2012. С. 17-19.
Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития : дис. ... д-ра психол. наук. М.,
2013. 444 с.
Гордеева Т. О., Сычёв О. А., Осин Е. Н., Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 96-107.
Зенкина В. Г., Агибалова А. А. Балльно-рейтинговая система оценки знаний как эффективная мотивация студентов к успешному обучению // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 818-821.
Дворецкая Т. А. Изменения мотивационно-потребностной сферы личности в процессе адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Социальная психология личности и акмеология: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М. : Перо, 2017. С. 89-92.
Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2000. 18 с.
Пакулина С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 23-32.
Семенова Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25-37.