Н. Ю. Есенкова
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета.
Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Т. Д. Василенко
В статье рассмотрены структурно-динамические особенности учебной мотивации и удовлетворенности студентов медицинского вуза, выявлена связь учебной мотивации и удовлетворенности на разных этапах профессиональной подготовки.
Ключевые слова: учебная мотивация, психологическое благополучие, осмысленность жизни, временная перспектива, удовлетворенность учением, удовлетворенность профессией.
N. Yesenkova
FEATURES OF MOTIVATIONAL PROCESSES AND THEIR INFLUENCE ON MEDICAL STUDENTS’ SATISFACTION
The article deals with the structural and dynamic features of learning motivation and satisfaction of medical students. The interrelation of learning motivation and satisfaction at different stages of vocational training is revealed.
Key words: learning motivation, psychological well-being, sense of life, time perspective, satisfaction with study, satisfaction with a profession.
В современном образовательном процессе медицинского вуза на первый план выходит формирование личности студента как активного деятеля. Одним из оснований субъектогенеза является овладение основными структурными компонентами деятельности [1, с. 11]. Поэтому важно, чтобы сама структура учебной мотивации обеспечивала направленность и содержание активности личности студента.
В ходе обучения в вузе выделяются учебноакадемическая и учебно-профессиональная деятельности [6, с. 302]. В связи с этим в структуре мотивации можно выделить собст-
енно мотив профессиональной деятельности и мотив профессиональной подготовки, при этом второй подчинен первому [3, с. 119]. Относительно эффективности учебно-профессиональной деятельности, побуждаемой познавательными и профессиональными мотивами, существуют три предположения; мы разделяем точку зрения, которая утверждает их единство в учебной деятельности студента. Помимо вышеуказанных внутренних мотивов существуют и внешние, при преобладании которых студент, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность,
переживает бессмысленность происходящего, его активность носит вынужденный характер [7, с. 120]. В целом, достижение субъектности предполагает формирование мотивационной структуры адекватной будущей профессиональной деятельности [3, с. 121].
Осознание и принятие собственного смысла учения обусловливают формирование устойчивого долгосрочного положительного эмоционального отношения к деятельности - удовлетворенности. Согласно Е. П. Ильину, удовлетворенность не является непосредственным побудителем, а скорее усиливает мотив; обеспечивает долгосрочную мотивационную установку на выполнение деятельности [2, с. 63].
Удовлетворенность мы трактуем как систему отношений студентов к процессу и содержанию учения, которая отражает особенности переживания образовательного процесса в вузе и уровень личностно-профессионального развития. Психологическая удовлетворенность представлена удовлетворенностью учением и удовлетворенностью будущей профессией и включает ряд личностных параметров: психологическое благополучие, осмысленность жизни, временную перспективу, удовлетворенность базовых потребностей. Психологическое благополучие представляет собой интегральный показатель, отражающий состояние благополучия студентов, субъективное ощущения счастья, удовлетворенность жизнью [9, с. 96]. Осмысленность жизни показывает, насколько студент рассматривает свою жизнь как имеющую смысл, насколько широки его цели в жизни, удовлетворенность своим настоящим периодом жизни и насколько его прошлое воспринимается им как наполненное смыслом [4, с. 250]. Также в структуру этого параметра входят аспекты локуса контроля. Удовлетворенность базовых потребностей характеризует, как на данном этапе жизни ситуация позволяет студенту реализовать потребности во взаимосвязи с другими людьми, в компетентности, автономии, которые лежат в основе внутренне мотивированной активности [7, с. 127]. Временная перспектива рассматривается как ментальная проекция мотивационной сферы студентов;
в свою очередь, протяженная, структурированная, реалистичная и активная временная перспектива определяет целенаправленное и продуктивное планирование и осуществление долговременных проектов, способствует нахождению путей их реализации [5, с. 370]. Таким образом, внутренние мотивы и компоненты удовлетворенности выступают детерминантами субъектогенеза.
Проблема нашего исследования заключается в выявлении связи структурных особенностей учебной мотивации с параметрами удовлетворенности студентов в образовательном процессе медицинского вуза.
Цель нашего исследования состоит в выявлении связи структурных особенностей учебной мотивации с параметрами удовлетворенности студентов на разных этапах подготовки студентов к врачебной деятельности.
Достижение поставленной в исследовании цели предполагает решение следующих задач:
• изучить особенности учебной мотивации студентов-медиков 2-го и 5-го курсов;
• исследовать особенности удовлетворенности студентов-медиков 2-го и 5-го курсов;
• выявить связи мотивов учебно-профессиональной деятельности и удовлетворенности.
Мы предполагаем, что на разных этапах обучения учебную мотивацию отличают структурные особенности, которые находят свое отражение в удовлетворенности студен-тов-медиков.
В исследовании приняли участие 77 студентов лечебного факультета Курского государственного медицинского университета 2-го и 5-го курсов в возрасте от 18 до 25 лет, из них 21 мужчина, 56 женщин. Исследование проводилось в октябре - ноябре 2007 г. на базе лаборатории экспериментальной психологии кафедры психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета.
В качестве методов исследования выступают следующие:
1. Психодиагностические методики: тест «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина); методика «Исследования психологического
благополучия личности» (Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко); тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (СЖО); опросник Ф. Зимбардо по временной перспективе в адаптации А. Сырцовой, тест «Удовлетворенность базовых потребностей» Р. Райна, Э. Деси (Ryan, Deci, 2000).
2. Анкеты для определения субъективного отношения студентов к различным аспектам учебной деятельности и выбранной профессии основаны на методе семантического дифференциала Ч. Осгуда, которые предлагают студенту оценить данные параметры, отнеся их с точкой на пятибалльной или семибалльной шкале, полюса которой антонимичны.
3. Для статистической обработки были использованы методы описательной и сравнительной статистики: анализ средних тенденций, непараметрические критерии U Манна-Уитни, корреляционный анализ (метод ранговой корреляции). Математическая обработка проведена с использованием пакета прикладных программ «STATISTICA 6.0».
Анализ структуры учебной мотивации студентов-медиков выявил преобладание мотивации на получение знаний, т. е. направленность на получение нового знания является смыслообразующим фактором деятельности студентов. Отсутствие значимых различий по структуре учебной мотивации студентов-медиков 2-го и 5-го курсов указывает на стабильность компонентов мотивационной структуры учебной деятельности студентов.
Анализ показателей смысложизненных ориентаций как параметра удовлетворенности студентов выявил значимое обогащение целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, увеличение эмоциональной насыщенности жизни, более позитивную оценку прожитой части жизни, значимое увеличение удовлетворенности самореализацией, уверенности в своих силах контролировать события собственной жизни, т. е. мотивационный процесс принятия врачебной профессии сопровождается повышением общей осмысленности жизни.
К 5-му курсу значимо возрастает удовлетворенность потребности в автономии
(р = 0,007), что говорит о принятии студентом активной позиции субъекта, который сам определяет цели учения и управляет учебной работой.
В результате сравнения по критерию и Манна-Уитни были выявлены значимые различия по параметрам психологической благополучия: «осмысленность жизни» (р = 0,029), «человек как открытая система» (р = 0,015), «автономия» (р = 0,011). На основании данных можно говорить, что студенты-медики к 5-му курсу приобретают целостный, реалистичный взгляд на жизнь, гармонично сочетающийся с открытостью новому опыту, умение отстаивать собственное мнение, самостоятельность в принятии решений в личностно значимых ситуациях и постановке жизненный целей.
Наиболее существенным результатом анализа параметров временной перспективы мы считаем обнаружение у студентов «сбалансированной» временной перспективы, обеспечивающей гармоничное существование, полное осознание своего человеческого потенциала.
В целом, студенты рассматривают свою будущую профессию как перспективную и удовлетворены процессом и содержанием образовательного процесса в вузе.
На каждом этапе профессиональной подготовки взаимосвязи мотивов учения и удовлетворенности имеют специфический характер. На 2-м курсе показатели мотивации на получение знаний находятся в положительной связи с показателями осмысленности жизни (Я = 0,542, р = 0,0003), удовлетворенностью учением (Я = 0,37, р = 0,02), компетентностью (Я = 0,45, р = 0,003), связностью (Я = 0,38, р = 0,002). Мотивация на овладение профессией имеет положительные связи с осмысленностью жизни (Я = 0,59, р = 0,00004), позитивным прошлым (Я = 0,323, р = 0,042), удовлетворенностью учением (Я = 0,335, р = 0,034), удовлетворенностью профессией (Я = 0,337, р = 0,034), отрицательные - с общей эмоциональной оценкой себя и собственной жизни (Я = - 0,562, р = 0,0002), негативным прошлым (Я = - 0,332, р = 0 ,0362). Мотивация на получение диплома положительно коррелирует с осмысленностью жизни (Я = 0,317, р = 0,005) и связностью (Я = 0,35, р =0,025).
Полученные данные дают основания предположить, что студенты, направленные на получение знаний, ставят перед собой жизненные цели, удовлетворены процессом и содержанием профессиональной подготовки, в ходе которой удовлетворяются потребности в значимых межличностных отношениях и переживании собственной компетентности. Студентов, которые видят цели учения в реализации профессиональных устремлений, характеризуют позитивное отношение к будущей профессии и учению, присутствие чувства осмысленности жизни, положительная реконструкция прошлого, теплое ностальгическое отношение к прошлому, позитивная эмоциональная оценка себя и собственной жизни. Мотивация на получение диплома в меньшей степени связана с осмысленностью жизни, удовлетворенностью потребности в значимых межличностных отношениях.
На 5-м курсе мотивация на получение знаний положительно коррелирует с осмысленностью жизни (Я = 0,411, р = 0,011), управляемостью жизни (Я = 0,44, р = 0,006), удовлетворенностью профессией (Я = 0,423, р = 0,007), потребностью в автономии (Я = 0,41, р = 0,01), потребностью в компетентности (Я = 0,45, р = 0,005); отрицательно - с общей эмоциональной оценкой себя и собственной жизни (Я = - 0,436, р = 0,007). Была установлена статистически значимая связь мотивации на овладение профессией с удовлетворенностью профессией (Я = - 0,383, р = 0,019) и потребностью в автономии (Я = 0,33; р = 0,005). Мотивация на получения диплома положительно коррелирует с результативностью жизни (Я = 0,361, р = 0,021), отрицательно - с общей эмоциональной оценкой себя и собственной жизни (Я = - 0,376, р = 0,022).
На 5-м курсе познавательная мотивации по количеству и силе связей является ведущей, определяя высокую осмысленность жизни, веру в собственную способность осуществлять контроль над собственной жизнью; примечательно появление новых связей с позитивной эмоциональной оценкой себя, потребностями в автономии и компетентности. Студенты, которые стремятся стать профессионалами, удовлетворены выбранной профессией, самостоятельно инициируют и регулируют учебную работу. Направленность студентов на получение диплома основывается на ощущении продуктивности и осмысленности прожитого отрезка жизни и позитивной эмоциональной оценке себя и жизни.
Таким образом, доминирующими мотивами учения студентов-медиков являются мотивы на получение знаний. Структура учебной мотивации не испытывает существенных изменений в процессе обучения. В целом, характер мотивации будущих врачей определяется как адекватный учебной деятельности. Психологическая удовлетворенность студентов-медиков находит свое отражение в повышении общей осмысленности жизни и потребности в самодетерминации, переживании психологического благополучия, положительном отношении к выбранной профессии, к образовательному процессу в вузе. На этапе профессионального обучения учебная мотивация студентов-медиков связана с показателями удовлетворенности: осмысленностью жизни, удовлетворенностью будущей профессией и учением, положительной эмоциональной оценкой себя и собственной жизни, удовлетворением базовых потребностей, позитивным отношением к прошлому.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданович Н. А. Субъект как категория отечественной психологии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 20 с.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 512 с.
3. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.
4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. 487 с.
5. НюттенЖ. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
6. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности: дис. на соис. учен. степ. докт. психол. наук. М., 1999. 311 с.
7. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116-132.
8. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.
REFERENCES
1. Bogdanovich N. A. Sub’yekt kak kategoriya otechestvennoy psikhologii: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2004. 20 s.
2. Il’in E. P Motivatsiya i motivy. SPb.: Izd-vo «Piter», 2000. 512 s.
3. Kovalev V. I. Motivy povedeniya i deyatel’nosti. M.: Nauka, 1988. 192 s.
4. Leont’yev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real’nosti. 2-e izd., ispr. M.: Smysl, 2003. 487 s.
5. Nyutten Zh. Motivatsiya, deystviye i perspektiva budushchego / pod red. D. A. Leont’yeva. M.: Smysl, 2004. 608 s.
6. Povarenkov Yu. P. Psikhologiya professional’nogo stanovleniya lichnosti: dis. na sois. uchen. step. dokt. psikhol. nauk. M., 1999. 311 s.
7. Chirkov V. I. Samodeterminatsiya i vnutrennyaya motivatsiya povedeniya cheloveka // Voprosy psikhologii. 1996. N 3. S. 116-132.
8. Shevelenkova T. D., Fesenko P. P. Psikhologicheskoye blagopoluchiye lichnosti (obzor osnovnykh kontseptsiy i metodika issledovaniya) // Psikhologicheskaya diagnostika. 2005. N 3. S. 95-129.