УДК 316.614.034
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ У ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Давыдова Александра Юрьевна, аспирант кафедры психологии Сергиево-Посадского
гуманитарного института (НОУ ВПО СПГИ); заместитель главного врача ГБУ «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов»; ул. Лодочная, д. 15 корп. 2, Москва, Россия, 125362; e-mail: [email protected]
Шенцева Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии НОУ ВПО «СПГИ»; Московское шоссе, д.12а, г. Сергиев Посад, Московская обл., Россия, 141300; e-mail: [email protected]
Агапов Валерий Сергеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХ и ГС при Президенте РФ; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Результаты эмпирического исследования взаимосвязей мотивации достижения и базовых убеждений людей, имеющих разные типы происхождения инвалидности (как особенность развития или как следствие травматического опыта). Обоснована специфика технологий оптимизации мотивации достижения людей с инвалидностью как личностный ресурс развития и преодоления тяжёлой жизненной ситуации.
Ключевые слова: мотив избегания неудачи; мотив успеха; инвалидность, присущая с детства или вследствие травмы; базовые убеждения личности в безопасности.
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое благополучие личности во многом определяется удовлетворённостью потребности в безопасности, которая является базовой потребностью человека (А. Маслоу) [11], составляет ядро субъективного мира личности (Р. Янов — Бульман) [17] и относится к универсальным типам ценностей (Ш. Шварц и У. Билски) [5, с.102-103]. В когнитивной концепции безопасности (Р. Янов — Бульман) [17] рассматривается система базовых убеждений личности, включающая три категории — убеждение в благосклонности мира и людей, справедливости и контролируемости мира и себя, собственной самоценности. Базовые убеждения как в отношении себя, так и в отношении окружающего мира могут существенно измениться в результате перенесённых травматических событий, повлёкших за собой серьёзные изменения во многих сферах жизни. К подобным следствиям относится состояние инвалидности, что приводит к снижению не только физического статуса (ограниченные возможности здоровья), но и часто социо-экономического (про-
фессиональный, семейный, материальный и т.п.). В результате перенесённого негативного опыта возникает чувство беспомощности и потери контроля, разрушаются привычные представления, изменяется мотивационно-поведенческая сфера личности. Осмысление нового статуса вызывает долговременные и тяжёлые психологические проблемы. Люди с одинаковым статусом ОВЗ, но с разным происхождением инвалидности (вследствие травматических событий и без экстремального негативного опыта) могут иметь различия в базовых убеждениях [7, 17].
Мотивация достижения признана главным фактором различий в достижении успеха у людей, живущих в одинаковой среде (Р. Стернберг) [16, с. 251-252]; внутренним ресурсом конструктивного совладания личности с тяжёлыми жизненными ситуациями [4, 3] и основой проактивной стратегии поведения в стрессе (Е. Старченкова) [цит. по 6, с. 276]; входит в различные модели человеческого потенциала (Дж. Рензулли, 1986; Хеллер, 1997) [цит. по 8, с. 14]. Формирование мотивации достижения — важная задача при формировании «акме» личности [1, 2, 15].
В многочисленных теориях мотивации достижения (Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Т.О. Гордеева и др.) доказана её социальная природа, соответственно обусловленность спецификой социализации личности в сенситивный период формирования (до 13 лет) [8, 10, 14]. Таким образом, у людей с ранней или врождённой инвалидностью и у людей с приобретённой позже и вследствие травмы инвалидностью мотивация достижения качественно различается (как по силе и направленности, так и по соотношению мотивов успеха и избегания).
Специфические условия формирования и изменения базовых убеждений в безопасности и формирования и развития мотивации достижения у людей с разным происхождением инвалидности позволяют предположить качественно разные взаимосвязи этих двух психологических феноменов, в значительной степени определяющих психологическое благополучие личности.
Выявление особенностей мотивации достижения (силы и соотношения мотивов успеха и избегания) и специфики её взаимосвязей с показателями базовых убеждений в безопасности у людей с разным происхождением инвалидности позволит разработать оптимальные технологии социально-психологической реабилитации инвалидов.
Реализация программы эмпирического исследования осуществлялась в ГБУ «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов» Департамента социальной защиты населения г. Москвы на выборке людей с инвалидностью, проходящих реабилитацию в Центре. Общая выборка была разделена на две группы по критерию времени возникновения и характера происхождения инвалидности (с детства как особенность развития личности или приобретённая вследствие травматического опыта): первая группа (ОВЗ с детства) — 36 человек, вторая (приобретённые ОВЗ) — 50 человек. Группы респондентов уравновешены по возрастному и гендерному статусам. Все респонденты психически сохранны, что является условием применения психологических методов исследования.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для получения эмпирической базы данных были использованы методики А.Ю. Давыдовой [9].
При психодиагностике мотивации достижения выявляются два разных мотива достижения, имеющих разную направленность: стремление к успеху или стремление к избеганию неудачи (защита). Мотивы достижения устанавливались при помощи двух тестов — опросников Т. Эллерса: «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» и «Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач» [12]. Показатели методик позволяют выявить силу мотива успеха и мотива избегания неудачи, а также оценить их соотношение (доминирование одного из мотивов по силе), что определяет результирующую тенденцию мотивации (к успеху или избеганию), при этом возможны как положительная, так и обратная корреляция между мотивами. Поэтому в данном ис-
следовании устанавливались взаимосвязи каждого мотива (успеха и избегания) отдельно с показателями системы базовых убеждений личности, а также проводился сравнительный анализ мотивации достижения людей с разным типом инвалидности.
Показатели удовлетворённости в безопасности определялись при помощи «Шкалы базовых убеждений» (Р. Янов — Бульман) [13, с. 66-71]. Удовлетворённость потребности в безопасности — значимый показатель психологического благополучия личности. Здоровое ощущение безопасности относится к базовым убеждениям нормального человека, которые составляют ядро субъективного мира личности.
Согласно ключу методики производилась оценка уровня благополучия личности по следующим показателям (в норме по всем шкалам не менее 3,5 баллов): «благосклонность окружающего мира» («благосклонность мира» и «доброта людей»); «осмысленность мира» («справедливость мира», «контролируемость мира» и «случайность происходящих событий»); «собственная ценность» («ценность «Я», «самоконтроль», «везение»).
Сравнительный анализ распределения по силе мотивов достижения в выборках осуществлялся с помощью критерия х2 Пирсона, доминирование мотивов — с помощью Т-критерия Вилкоксона. Сравнение проводилось с исключением влияния гендерного статуса для установления специфики, обусловленной типом инвалидности (сравнение отдельно мужчин и женщин разных выборок). Корреляционный анализ проводился по методу Спирмена, позволяющему установить направленность и тесноту взаимосвязи изучаемых факторов.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
При оценке соотношения мотивов достижения было выявлено преобладание высокого мотива успеха над среднесильным мотивом избегания в общей выборке людей с ОВЗ как у мужчин, так и у женщин (р < 0,01); таким образом мотивация достижения имеет вектор направленности на успех.
Распределение выборок по уровням мотивации достижения представлено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение выборки по уровням мотивации достижения (%) с учётом гендерного статуса
Выборка Мотивация к успеху (100%) Мотивация к избеганию (100%)
« и к и § ес « и к о с « и н нде « и к м и « и к и § ес и к о с и н нде и к з и
ч ов ы в р с н ч ов ы в р с н
муж овз/дет (п = 22) 45 14 36 5 23 18 27 32
муж овз/пр. (п = 32) 25 31 44 0 9 16 31 44
жен овз/дет (п = 14) 21 50 29 0 7 50 7 36
жен овз/пр (п = 18) 33 45 22 0 6 33 44 17
Сравнительный анализ обнаружил достоверные различия по следующим показателям мотивации достижения людей с разным типом инвалидности:
• по силе и характеру распределения мотива избегания в выборке у людей с «ОВЗ с детства» крайне высокий и низкий уровень защиты, у людей с «ОВЗ приобретённые» — средний и низкий уровни избегания неудачи (различия при р < 0,05);
• мужчины с «ОВЗ с детства» характеризуются сильным мотивом избегания и сильным мотивом успеха, мужчины с «ОВЗ приобретённые» — слабым мотивом избегания и средним мотивом успеха (различия по избеганию на уровне р < 0,05; по успеху — р < 0,01);
• женщины различаются только по мотиву избегания — в случае «ОВЗ с детства» отмечена поляризация мотива (нет среднего уровня), в случае «ОВЗ приобретённые» — нормальное распределение (уровень значимости различийр < 0,01).
Таким образом, в случае «ОВЗ с детства» мотивация достижения отличается конфликтным соотношением противоположных мотивационных стремлений (к успеху и к избеганию) на высоком и очень высоком уровне (у мужчин); неадекватным выбором сложности целей, обусловленным крайними уровнями мотивации к избеганию, защите (у женщин); в случае «ОВЗ приобретённые» мотивация достижения более адекватно сформирована — преобладание средней силы мотивации к успеху над стремлением к защите (у мужчин) и умеренная защита, позволяющая гибкий выбор целей (у женщин); более низкий уровень стремления к защите в целом.
Рассматривая показатели системы базовых убеждений в соответствии с ключом методики, обнаружено, что респонденты общей выборки людей с ОВЗ продемонстрировали высокую убеждённость в безопасности, при этом наиболее оптимистичное отношение к себе, людям и миру присуще группе людей с «ОВЗ с детства» по всем измеренным шкалам, то есть они ощущают себя психологически более благополучными, чем люди с приобретённой инвалидностью (см. табл. 2). Норма > 3,5 балла.
Таблица 2
Показатели средних значений категорий базовых убеждений людей с ограниченными возможностями здоровья (в баллах)
Выборка Отношение к миру Осмысленность мира Ценность Я
«ОВЗ с детства»
муж (п = 22) 4,25 3,75 4,07
жен (п = 14) 4,33 3,69 3,96
«ОВЗ приобретённые»
муж (п = 32) 3,66 3,65 3,8
жен (п = 18) 3,9 3,49 3,69
Проанализируем взаимосвязи мотивации достижения с показателями базовых убеждений у людей с разным типом происхождения инвалидности. Были установлены следующие корреляции мотивов успеха и избегания с отдельными убеждениями, входящими в базовые категории системы психологической безопасности личности:
1) В группе № 1 («ОВЗ с детства») наблюдаются взаимосвязи мотивации достижения только с категорией «осмысленность мира», которая включает «контролируемость мира», «справедливость мира», «случайность происходящих событий»; при этом выявлены тендерные особенности;
• у мужчин существует тесная и прямая связь «стремления к успеху» с «контролируемостью мира» (г = 0,562 на уровнер < 0,01), то есть чем выше стремление к успеху, тем сильнее уверенность в контролируемости себя и собственной жизни и чем больше уверенность в подконтрольности событий, тем более активно они стремятся к достижениям.
• у женщин мотив «успеха» прямо связан со «справедливостью мира» (г = 0,659 на уровне р < 0,05) и обратно — со «случайностью событий» (г = -0,67 на уровне р < 0,05); а мотив «избегания» прямо связан с «контролируемостью мира» (г = 0,6 на уровне р < 0,05), то есть. убеждение в справедливости мира соответствует стремлению к достижению высоких результатов; а уверенность в случайности событий, наоборот, подавляет это стремление. Таким образом, можно предположить, что для женщин важно положительное подкрепление активной деятельности, уверенность в том, что достойный труд приведёт к положительной оценке и соответствующему усилиям результату. Уверенность в подконтрольности мира у женщин связана со стремлением к избеганию. Мы предполагаем, что эта связь объясняется страхом перед ответственностью за собственную жизнь,
боязнью неудачи как результата своей активности или принятием внешнего контроля при собственном уклонении от действия.
2) В группе № 2 («ОВЗ приобретённые») выявлена взаимосвязь мотивации достижения только с категорией «отношение к миру», которая включает убеждения «благосклонность мира» и «доброта людей»; только у мужчин; при этом «благосклонность мира» (г = 0,4 на уровне р < 0,05) и «доброта людей» (г = 0,487 на уровне р < 0,01) прямо коррелирует со стремлением «к избеганию», с защитой.
Чем сильнее мужчины данной выборки убеждены в «доброте людей и мира», тем меньше стремятся к достижениям и чаще прибегают к стратегии избегания неудачи, к защите от травматических событий жизни; то есть психологическое благополучие основано на изменении отношения к ситуации и переносе ответственности за происходящее на внешний мир. Для женщин с «приобретённым ОВЗ» сфера «безопасности» никак не связана со сферой «достижения». Можно предположить, что потребность в безопасности депривирована настолько, что не актуализирует сферу достижения; ощущение психологической безопасности основано на ожидании хорошего от мира и других людей, но не на собственной активности и ответственности.
ВЫВОДЫ
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы о мотивации достижения (силы и соотношение мотивов) и базовых убеждениях личности в безопасности как психологических ресурсах развития и преодоления тяжёлой жизненной ситуации, специфика которых обусловлена типом происхождения инвалидности (как особенность развития или как следствие травматического опыта).
Результирующая тенденция направленности мотивации достижения личности с ограниченными возможностями здоровья — стремление к успеху. Однако специфика формирования мотивации достижения в сенситивный период её развития (от 5 до 13 лет), обусловленная особой социализацией в семьях с детьми-инвалидами, у людей с инвалидностью как особенностью развития личности выражается в её неадекватном характере, а именно — в конфликте сильных противоположных стремлений (к успеху и к избеганию) у мужчин и полярном проявлении мотивации к избеганию у женщин (или полный отказ от целей, или отсутствие самокритики — неадекватный выбор сложности целей). У людей с приобретённой инвалидностью мотивация достижения сформирована более адаптивно, противоположные мотивы не вступают в конфликт. Однако наблюдается более низкий уровень мотивации достижения в целом как у мужчин, так и у женщин, что связано с серьёзным опытом неудачи. Выявленная специфика мотивации достижения как личностного ресурса требует различно ориентированных программ актуализации и развития мотивации у людей с разным типом происхождения инвалидности.
При рассмотрении сферы базовых убеждений личности более психологически благополучными ощущают себя люди, имеющие инвалидность с детства как особенность развития, что связано с восприятием мира и себя в нём таковыми с детства, не имея другого опыта жизнедеятельности. Мотивация достижения связана с когнитивной сферой — категория «осмысленность мира»; активизированы оба мотива — как успеха, так и избегания, как у мужчин, так и у женщин.
В случае получения инвалидности вследствие произошедшей трагедии базовые убеждения личности в безопасности мира вступают в противоречие с экстремальным негативным опытом, что вызывает чувство беспомощности и потери контроля над собственной жизнью, снижает психологическую безопасность личности. Актуализация мотивации достижения связана с эмоциональной сферой, основана на категории убеждений «отношение к миру»; при этом актуализирован только мотив избегания и только у мужчин, убеждение в психологической безопасности у женщин не связано с мотивацией достижения. Опираясь на концепцию А. Маслоу о порядке удовлетворения и актуализации потребностей личности от низших к высшим [10], можно предположить, что у людей с приобретённой
инвалидностью потребность в безопасности не удовлетворена в достаточной мере, чтобы актуализировать потребность в достижении (развитии и саморазвитии).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате эмпирического исследования нами установлена специфика психологических ресурсов развития и преодоления тяжёлых жизненных ситуаций людей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся особенности проявления мотивации достижения, её взаимосвязей с базовыми убеждениями личности в безопасности, обусловленные типом происхождения инвалидности (как особенность развития личности или как следствие травматического опыта). Полученные результаты и основанные на них выводы приводят к необходимости разработки особых технологий для оптимизации мотивации достижения в процессе социально-психологической реабилитации инвалидов с учётом происхождения ограниченных возможностей здоровья.
В случае инвалидности с детства как особенности развития личности воздействие должно быть направлено на оптимизацию конфликта противоположных стремлений (к успеху и к избеганию неудачи) и на обучение гибкому поведению: актуализация и оптимизация соотношения мотивов достижения (сбалансировать соотношение мотивов, нивелировать крайности), оптимизация уровня притязаний; обучение оптимальной тактике це-леполагания, коррекция межличностной поддержки семьи в ситуациях достижения и др. Формами работы могут быть как индивидуальные занятия (психодиагностика мотивов достижения с обсуждением результатов, семейное консультирование, коучинг личностной эффективности), так и групповые (тренинг мотивации достижения и целеполагания, интерактивные лекции, круглый стол, дискуссии).
В случае инвалидности приобретённой вследствие травмы внимание должно быть акцентировано на следующих направлениях работы: формирование «синдрома достижения» (поэтапная актуализация мотива успеха), снижение боязни неудачи (сильно выраженной из-за негативного опыта) и уровня тревожности, укрепление самооценки. При этом можно использовать также групповые (тренинг мотивации достижения, интерактивное обучение, дискуссии и т.п.) и индивидуальные формы работы, в том числе с применением методов НЛП, арт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии (А. Бек, А. Эллис).
В качестве дополнительного условия повышения эффективности психологической работы по развитию мотивации достижения как психологического ресурса личности на основе опыта практической работы реабилитационных центров инвалидов мы предлагаем привлечение специалистов-психологов, имеющих личный опыт преодоления сложных жизненных ситуаций при наличии инвалидности.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле исследований // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 26-28.
[2]. Акмеологический словарь/под ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004.
[3]. Белан Е.А. Акмеологический аспект совладающей активности личности // Акмеология (спецвыпуск), 2007. Т.1. — С. 53
[4]. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования. № 1(3). 2009.
[5]. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности. — М., 2009.
[6]. ВодопьяноваН.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер. — 2009.
[7]. Галасюк И.Н. Диагностическое обследование семей, воспитывающих ребёнка-инвалида // Акмеология. — 2012. — № 3. — С. 87
[8]. Гордеева Т.О. Психология мотивация достижения. — М.: Смысл, 2006.
[9]. Давыдова А.Ю. Программа и методики эмпирического исследования мотивации достижения людей с ограниченными возможностями здоровья.: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. В.С. Агапова. — Сергиев Посад: Изд.-во M'ART, 2014.
[10]. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. — СПб.: Питер, 2007.
[11]. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008.
[12]. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред-сост. Д.Я. Райгородский — Самара: «БАХРАХ-М», 2009.
[13]. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеро-вой. — М.:Смысл, 2008.
[14]. ХекхаузенХ. Психология мотивации достижения. — СПб., 2008.
[15]. Шенцева Н.Н. Оптимальная мотивация достижения успеха как фактор личностного и профессионального развития // Акмеология (спецвыпуск). 2007. — Т. 4. — № 3. — С. 127
[16]. SternbergR. Successful Intelligence. New York: Simon and Schuster, 1996.
[17]. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. New York: Free Press, 1992.
CORRELATION BETWEEN THE ACHIEVEMENT MOTIVATION AND THE BASIC PERSONAL BELIEFS OF PEOPLE WITH DISABILITY
Alexandra Y. Davidova, doctoral candidate in Sergiev Posad Humanitarian Institute, department of psychology; Lodochnaya str., 15, bl.2, Moscow, Russia, 125362; e-mail: [email protected]
Natalia N. Shentseva, candidate of Science in Psychology, Sergiev Posad
Humanitarian Institute; Moscow highway,12a, Sergiev Posad, Moscow
region, Russia, 141300; e-mail: [email protected]
Valeriy S. Agapov, PhDr of Psychological Science, Professor, Russian
Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
akmeology and psychology of professional activity Department. e-mail:
ABSTRACT
This abstract is devoted to the results of an empirical study of the correlation between the achievement motivation and the basic personal beliefs of people with origin disability. The results obtained substantiate the specificity of technology optimization of achievement motivation as a personal resource development people with different experiences of origin disability Key words: the motive of success; the motive to avoid failure; the disability inherent in childhood or as a result of injury; the basic personal beliefs in the security.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. The concept of I and self-realization of the subject: problem field research // Akmeology. — 2012. — № 3 (43). — p.26-28.
[2]. Acmeological dictionary / under A.A. Derkach. — М.: RAGS, 2004.
[3]. Belan E.A. Acmeological aspect of person's coping activity // Akmeology. — 2007, book 1, special edition, p.53
[4]. Belinskaya E.P. Coping as a socio-psychological problem |// Psychological research. 2009. — № 1(3).
[5]. Belinskaya E.P., Tihomandritskaya O.A. Social psychology of personality. — М., 2009.
[6]. Vodopianova N.E. Psychodiagnostics stress. — SPb.: Piter, 2009.
[7]. Galasyuk I.N. Diagnostic examination of families raising a disabled child // Akmeology. — 2012. — № 3, p.87.
[8]. Gordeeva T.O. Psychology of achievement motivation. — M.: Smysl, 2006.
[9]. Davidova A. Y. Program and Methods empirical research achievement motivation of people with disability: Educational and methodical gran/ under edition Prof. V.S. Agapov. — Sergiev Posad, 2014.
[10]. Mak-Klelland, D. Person's motivation / D. Mak-Klelland — SPb.: Piter, 2007.
[11]. Maslow A. Motivation and personality. — SPb.: Piter, 2008.
[12]. Practical diagnostics. Methods and tests / under D.J. Rajgorodsky — Samara, 2009.
[13]. Psychodiagnostics tolerance of personality / under G.U.Soldatova, L.A. Shajgerova. — M.: Smysl, 2008.
[14]. Heckhausen J. Psychology of achievement motivation. — SPb.: Piter, 2008.
[15]. Shentseva N.N. Optimal achievement motivation as a factor in personal and professional development // Akmeology. — 2007, book 4, № 3 special edition, p.127.
[16]. SternbergR. Successful Intelligence. New York: Simon and Schuster, 1996.
[17]. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. New York: Free Press, 1992.