УДК 316.614.034
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ ИНВАЛИДНОСТИ
Александра Юрьевна Давыдова, аспирантка кафедры психологии Сер-гиево-Посадского гуманитарного института (НОУ ВПО СПГИ); ул. Лодочная, д. 15, корп. 2, Москва, Россия, 125362; е-шаП: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу описательной модели социально-психологических детерминант мотивации достижения людей с ограниченными возможностями здоровья, различающихся временем возникновения инвалидности (этап социализации) и происхождением инвалидности (присущая с детства или как следствие травмы). Полученные результаты обосновывают разный подход к технологиям формирования, развития и коррекции мотивации достижения как личностного ресурса людей с разным происхождением инвалидности.
Ключевые слова: мотивация достижения, инвалидность, совладающее (копинг) поведение, базовые убеждения, интерперсональные свойства, ценностно-мотивационная сфера.
ВВЕДЕНИЕ
Инвалидность представляет собой не только медицинский, но и социальный феномен. Исключение из активного участия в социальной жизни людей с инвалидностью деприви-руют одну из главных человеческих потребностей - в аффилиации, т.е. не быть изолированным от общества [13]; остро ставит проблему их выживания в глобализующемся мире и человеческого способа существования, отношения человека к человеку и к себе [1].
Сообщество людей с ограниченными возможностями здоровья представляет серьезный демографический ресурс государства (10% всего населения России [14]) при условии обеспечения социальной интеграции, в т.ч. за счет инклюзивного образования [13] и вовлечения в профессиональную деятельность. Многие современные профессии основаны на применении интернет-технологий и могут осуществляться дистанционно, что расширяет профессиональный выбор и позволяет повысить уровень эффективности труда людей с инвалидностью до общепринятых стандартов для других граждан [15].
Возможность диалога осложняется действием разноуровневых социально-психологических факторов. На макроуровне главным фактором признается культурный контекст в России (отношения, ценности, стереотипы и предрассудки людей) [6, 12, 13], на микроуровне - специфика семейной социализации ребенка-инвалида [3, 5].
При рассмотрении акмеологичекого развития личности вопрос неизбежно касается проблемы формирования и развития мотивации достижения, имеющей социальную природу (К. Левин, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен, Х.Д. Шмальт и др.) [4].
В отечественной психологии мотивация достижения рассматривается как когнитивный процесс выбора целей и средств их достижения (Т.О. Гордеева, М.Ш. Магомед-Эминов и др.), как личностный ресурс преодолевающего поведения в сложных жизненных ситуациях (Л.И. Анцыферова, Н.Е. Водопьянова, Е.В. Либина, Е.С. Старченкова, К. Муздыбаев, А. Руковишников) [2, 4, 7, 11]; как целенаправленная деятельность, которая осуществляется в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с другими людьми [8].
Проблема социально-психологической детерминации мотивации достижения людей с ОВЗ неизбежно связана со спецификой ее формирования в подростковом возрасте [9, 10]. В случае инвалидности с детства семейная социализация ребенка-инвалида отличается рядом специфических социально-психологических характеристик, искажающих мотивацию до-
стижения. В случае позже приобретенной инвалидности у человека уже была сформирована адекватная мотивация достижения, но полученный вследствие травмы негативный опыт отражается на специфике мотивации достижения людей с приобретенным ОВЗ.
Таким образом, недостаточная разработанность в науке проблемы социально-психологической детерминации мотивации достижения, с одной стороны, а также специфика формирования и развития мотивации достижения как личностного ресурса людей с разным происхождением ОВЗ, с другой стороны, определили цель, объект, предмет и гипотезу нашего исследования. Мы предположили, что особенности мотивации достижения людей с разным происхождением ОВЗ проявляются в системе ее взаимосвязей с ценностно-мотивационной, интерперсональной и поведенческой сферами личности.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методики исследования были выбраны на основе разработанной автором теоретической модели мотивации достижения людей с ОВЗ. Были применены методики: «Диагностика личности на мотивацию к успеху и мотивацию к избеганию неудач» (Т. Элерс); «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири и др.); «Шкала базовых убеждений» (Р.Янов-Бульман), «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), «LOT» (Ч. Шейер и М. Карвер, адаптация О.А.Сычева); «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптация Н.Водопьяновой и др).
Факторные модели мотивации достижения в системе взаимосвязей инреперсональных отношений, ценностно-мотивационной и поведенческой сфер личности людей с разным характером ОВЗ были построены при помощи программы «IBM SPSS Statistics 20.0».
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
На основании статистического анализа были определены две 4-факторные модели, отражающие латентные взаимосвязи мотивации достижения с показателями выделенных сфер личности (прямые связи отмечены «+», обратные - « - »).
В модели №1 (в случае «ОВЗ с детства», табл. 1) социально-адаптивное поведение (фактор 1), неадаптивные (фактор 2) и конструктивные стратегии совладания (фактор 4) не связаны с мотивацией достижения. При этом социально-адаптивное поведение людей с «ОВЗ с детства» связано с психологическим благополучием во всех анализируемых сферах личности.
Таблица 1
Модель №1 «Мотивация достижения в системе взаимосвязей инреперсональных отношений, ценностно-мотивационной и поведенческой сфер личности людей с ОВЗ с детства» (n = 27)
Фактор 1: социально-адаптивное поведение Фактор 2: неадаптивное поведение (неконструктивный копинг) ФакторЗ: поведение достижения Фактор 4: Конструктивное преодоление (просоциальный копинг)
Ценностно-мотивационная сфера
+ убеждения - в контролируемости и справедливости мира; в самоконтроле и самоценности Я; в благосклонности мира и доброте людей; + ожидания - благоприятный исход (оптимизм) + конфликт ценности-цели и возможности ее достижения: + мотив успеха; - мотив избегания
Сфера отношений (совпадение образов «Я» реал. и «Я» соц.)
+ «доминирующая личность» + «лидер» + «Дружелюбие»; + мотив избегания - мотив успеха - «Агрессивность»
Поведенческая сфера
+ Ассертивность (уверенное поведение); + импульсивность (свободное самовыражение) + Асоциальность; + Непрямые действия (манипуляция); + Избегание; + Осторожность; + Агрессия + «Избегание неудачи, защита»; - «Стремление к успеху, надежда на успех» + Социальный контакт; + Социальная поддержка
При рассмотрении фактора 3 выявлено, что высокое расхождение «ценности» и «доступности» вызывает стремление к успеху, низкое - избегание, отказ от активности в данной сфере деятельности. В сфере межличностных отношений «агрессивность» прямо связана со стремлением к успеху, а «дружелюбие» проявляется как избегание неудачи. Мотивация достижения характеризуется крайностью вектора направленности - только к успеху или только к избеганию (обратная корреляция мотивов успеха и избегания). Таким образом, мотивация достижения людей «ОВЗ с детства» характеризуется неадекватным соотношением сложности цели и возможности ее достижения; демонстрацией либо силы, либо заискивания в отношениях как проявление боязни неуспеха; отсутствием гибкости выбора стратегии поведения; не актуализируется в ситуациях преодоления и психологического благополучия; т.е. имеет несформированный характер.
Рассмотрим содержание модели 2 («ОВЗ приобретенное, табл. 2). Компонент «ценность-доступность» был исключен из модели на основании «вылетания» в отдельный фактор, не имеющий корреляций. Таким образом, конфликт «ценность-доступность» не связан с мотивацией достижения.
Таблица 2
Модель №2 «Мотивация достижения в системе взаимосвязей инреперсональных отношений, ценностно-мотивационной и поведенческой сфер личности людей с приобретенным ОВЗ (п = 45)
Фактор1: мотивация избегания неудачи Фактор 2: мотивация достижения успеха Фактор 3: социальная уверенность (ассертивное поведение) Фактор 4: социальное доминирование (ответственное поведение)
Мотивационно-ценностная сфера
- Отношение к миру - Мотив избегания неудачи + Осмысленность мира + Мотив успеха - + Оптимизм + Ценность «Я»
Сфера отношений - совпадение образов «Я-реальное» и «Я-социальное»
- «Дружелюбие» + «Агрессивность» + «Доминирование» - «Подчинение»
Поведенческая сфера
+ Асоциальность + Агрессия + Избегание + Импульсивность + Непрямые действия + Социальная поддержка + Социальный контакт + Осторожность + Ассертивность
Из таблицы 2 видно, что мотивы успеха и избегания относительно независимы друг от друга, что обеспечивает гибкость поведения. Актуализация мотива избегания неудачи (фактор 1) прямо связана с отношением к миру, т.е. чем лучше мир, тем сильнее страх неудачи, который сдерживает деструктивные (как активные, так и пассивные) модели со-владающего поведения, т.е. социально-неадаптивное поведение.
Мотив успеха (фактор 2) детерминирован убеждением в контролируемости событий и осмысленности жизни, его актуализация поддерживает как социально-ориентированный копинг, так и адекватность осторожности поведения как следствие травматического опыта.
ВЫВОДЫ
Таким образом, мотивация достижения людей с «приобретенным ОВЗ» сформирована и обеспечивает социально-адаптивное поведение как в случае избегания, так и в случае стремления к успеху за счет разной детерминации.
Заключение. Представленные модели мотивации достижения людей с разным происхождением ОВЗ выявили специфику ее социально-психологической детерминации, обусловленную условиями формирования. Полученные результаты позволяют дифференцировать стратегии социально-психологической реабилитации людей с ОВЗ для повышения эффективности помощи.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2012. № 1. С. 133.
[2]. Белан Е.А. Акмеологический аспект совладающей активности личности // Акмеология. 2007. Т. 1. Спецвып. С. 53.
[3]. Галасюк И.Н. Диагностическое обследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида // Акмеология. 2012. № 3. С. 87.
[4]. Гордеева Т.О. Психология мотивация достижения. М.: Смысл, 2006.
[5]. Дворянчикова И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества. Дисс. ... канд. со-циол. наук. Самара, 2003. Научн. библиотека диссертаций disser Cat.
[6]. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aupam.narod.ru/ inva/page.
[7]. Дубинко Н.А. Базисные стратегии копинг-поведения руководителей // Акмеология. 2008. № 1. С. 76.
[8]. Кондратьева М.В. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижения у студентов-будущих специалистов социальной работы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2005.
[9]. Либин А.В. «Стратегии жизненного успеха и мотивация достижения», 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www elitarium.ru.
[10]. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека / Д. Мак-Клелланд. СПб.: Питер, 2007.
[11]. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. Вып. 2.
[12]. Новиков М.Л Обзорно-аналитический материал по итогам исследования о потребностях инвалидов в специальных условиях труда и существующих для них барьерах на рабочем месте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aupam.narod.ru/ inva/page.
[13]. Соловьева Н.В., Панферова О.С. Интегративные процессы в инклюзивной образовательной среде // Акмеология. 2011. № 1.
[14]. Суханов В. Не делайте их изгоями! [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http:// www.disability.ru/story/show.php?id=5497.
[15]. Шенцева Н.Н., Давыдова А.Ю. Описательная модель социально-психологической реабилитации группы «молодых людей-инвалидов» // Научный диалог. 2013. № 4 (16). С. 85-97.
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MODEL OF ACHIEVEMENT MOTIVATION OF PEOPLE WITH DIFFERENT DISABILITY ORIGIN
Alexandra Yu. Davydova, postgraduate of Sergiev Posad Humanitarian Institute, Department of Psychology; 15, Bl.2, Lodochnaya St., Moscow, 125362, Russia.
ABSTRACT
This abstract is devoted to the analysis of the descriptive model of social-psychological determinants of achievement motivation of people with disabilities, differing in time of disability occurrence (stage of socialization) and the disability origin (inherent in childhood or as a result of injury). The results obtained justify a different approach to technology of formation, development and correction of the achievement motivation of people with different disability origin as a person's personal resource being in difficult life situation. Key words: achievement motivation, disability, coping behavior, the basic beliefs, interpersonal qualities, value-motivational sphere.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. Modern studies of self-consciousness and self-concept of the subject in the context of S.L. Rubinstein's ideas // Akmeology. 2012. № 1. P. 133.
[2]. Belan E.A. Acmeological aspect of person's coping activity // Akmeology. 2007. Book 1, special edition. P. 53.
[3]. GalasyukI.N. Diagnostic examination of families raising a disabled child // Akmeology. 2012. № 3. P. 87.
[4]. Gordeeva T.O. Psychology of achievement motivation. M.: Smysl, 2006.
[5]. Dvoryanchikova I.A. Family of the disabled in social structure of society. Candidate of sociologic science's thesis. Samara, 2003. Scientific library of theses and abstracts «disserCat».
[6]. Dobrovolskaya T.A., ShabalinaN.B. Social-psychological peculiarities of relationships between disabled and healthy [online resource]. Access mode: http://aupam.narod.ru/ inva/page.
[7]. Dubinko N.A. Basic strategy of leader's coping behavior // Akmeology. 2008. № 1. P. 76.
[8]. KondratyevaM.V. Psychological and pedagogical conditions of the development of achievement motivation of students-future social work specialists: Astract of a thesis ... candidate of Psychological Sciences. Stavropol, 2005.
[9]. Libin A.V. The Strategy of life success and achievement motivation. 2007 [online resource] / Access mode: http://www elitarium.ru.
[10]. Mak-KlellandD. Person's motivation / D. Mak-Klelland. SPb.: Piter, 2007.
[11]. Muzdybaev K. Strategy of coping with life obstacles // Journal of sociology and social anthropology. 1998. Book I, issue 2.
[12]. Novikov M.L. Review and analytical material on the results of the needs of persons with disabilities in special working conditions and existing barriers for them in the workplace research. [Online resource]. Access mode: http://aupam.narod.ru/ inva/page.
[13]. Solovyova N.V., Panferova O.S. Integrative processes in the inclusive educational environment // Akmeology. 2011. № 1.
[14]. Suhanov V. Don't make them outcasts! [Online resource]. 2012. Access mode: http://www. disability.ru/story/show.php?id=5497.
[15]. Shentseva N.N., Davydova A.Yu. Descriptive model of social-psychological rehabilitation of the group «young invalids» // Science dialogue. 2013. № 4 (16). P. 85-97.