УДК 316.6 ББК 67
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ И ДРУГИХ, СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
ИРИНА НИКОЛАЕВНА ПАНИНА,
аспирант кафедры социальной психологии. Московский институт психоанализа E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Целью исследования — изучение структуры мотивации, формирование и развитие мотива достижения успехов, особенностей людей, мотивированных на достижение успеха, изучение связи мотива достижения успехов с мотивацией трудовой деятельности у сотрудников организаций.
Ключевые слова: мотивация достижения успехов, мотивационный тренинг, мотивация трудовой деятельности, формирование, развитие.
Annotation. The aim of the research was to study the structure of motivation, the formation and development of the motive to achieve success, features of people who are motivated to achieve success, to study connection between motive to achieve success and company workers' labor activity motivation.
Keywords: Achievement motivation, motivational training, motivation of labor activity, formation and development.
Постановка проблемы. Инициатором исследования мотивации достижения успехов на теоретическом уровне явился Г. Меррей, создатель самого полного перечня человеческих потребностей и тематического апперцептивного теста (ТАТ) — проективной методики, которую Д. МакКлелланд переработал и использовал для измерения данного мотива [2]. В 1938 году Г. Мер-рей впервые включил мотив достижения успехов в перечень человеческих потребностей, характеризуя ее как стремление справляться с чем-то трудным, с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их, делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно» [6, с. 367].
Д. МакКлелланд охарактеризовал мотив достижения успехов как «ключевой фактор в экономическом росте», а поведение людей, мотивированных на успех, по его мнению, «должно при определенных условиях приводить к большей успешности в реальном мире» [2, с.285,286]. Х. Хекхаузен относит мотивацию достижения к так называемой интринсивной (внутренней) мотивации [6]. К ней обращаются многие современные теории мотивации трудовой деятельности, называя ее наиболее эффективной движущей силой,
управляющей поведением человека, основной побуждающей силой его деятельности.
Сила потребности в достижении успехов, по Д. МакКлелланду, может изменяться, и она нуждается в своеобразной тренировке. Автором были выявлены особенности людей, мотивированных на достижение успехов. Это такие качества личности, как стремление к успеху, выбор заданий средней степени сложности, потребность в конструктивной и быстрой обратной связи, рассмотрение денежного вознаграждения своей деятельности как меру успеха, склонность к соревнованию, потребность в признании. Эвристический, творческий характер труда, склонность к предпринимательству, принятие на себя ответственности за результаты своего труда [2].
Можно установить корреляцию между факторами, отвечающими за мотивацию трудовой деятельности, которые были названы авторами различных теорий, и качествами личности человека, мотивированного на достижение успехов [1,2,3,6,7].
Объект и методы исследования. Исследование проводилось в рамках формирующего эксперимента в течение двух лет с 2014 по 2016 гг. В нем приняли участие 207 сотрудников московских торгово-промыш-
ленных и других организаций в возрасте от 24 до 56 лет, 42 мужчины и 165 женщин.
Участники эксперимента были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе приняли участие 85 человек, из которых 14 испытуемых — мужчины, 71 испытуемых — женщины. В контрольной группе приняли участие — 122 испытуемых, из них 30 мужчин и 92 женщины. Статистическая обработка данных, полученных в исследовании выполнялась с применением 1-критерия Стьюдента.
Для проведения психодиагностики испытуемых были использованы несколько методик, среди которых «Тест мотивации в работе», результаты которого описаны в данной статье [5] .
Исследование проводилось в виде разработанного в данном исследовании тренинга по формированию и развитию мотива достижения успехов, который включал в себя серию специальных тренировочных занятий с его участниками, рассчитанных на достижение поставленной цели. В исследовании оценивалось изменение важных для трудовой деятельности мотивов у тех сотрудников организации, которые участвовали в тренинге.
До начала и после окончания тренинга были проведены, соответственно, входная и выходная контрольные психодиагностики уровня развития у участников тренинга индивидуальных, профессиональных и личностных качеств с использованием психодиагностических тестов (методик).
Перед началом тренинговых занятий с участниками были проведены кратковременные вводные информационно-теоретические встречи.
Тренинг включал в себя следующие виды тренировочных занятий:
Занятий, направленных на формирование моти-
ва достижения успехов; умения адекватно оценивать вероятность достижения или не достижения поставленных целей; выработку навыков самоподдержки и планирования; формирование внутреннего локуса контроля по Дж. Роттеру; самоанализ поведения, направленного на достижение успехов и избегание неудач; выявление собственных ценностей и их места в профессиональной жизни участников тренинга; определение возможности достижения поставленных целей за счет старания и приложения усилий; упражнения, направленные на поиск внутренних ресурсов; упражнения, направленные на освобождение от неэффективных стратегий поведения в условиях достижения успехов и избегания неудач; освоение практики це-леполагания; упражнения, направленные на создание в жизни участников тренинга условий, необходимых для формирования мотива достижения успехов; формирование мотива ассертивного поведения; выработку способов адекватного реагирования на неудачи с их оценкой и поиском причин; получение навыка разделения причин неудач на личные и объективные, а также навыка примирения с неудачами, которых избежать невозможно.
Результаты исследования и их обсуждение.
Состояние дел в сфере формирования у испытуемых экспериментальной группы других мотивацион-но-волевых качеств личности, свойственных людям, мотивированным на достижение успехов и мотивирующих их в работе, иллюстрируют результаты теста, определяющего мотивацию в работе, который был направлен на исследование мотивов человека, важных для него в трудовой деятельности. Результаты теста отражены в таблице 1, где описывается динамика изменения мотивации в работе у испытуемых экспериментальной и контрольной групп с указанием 1-критерия Стьюдента для каждого из сравнений.
Мотивация в работе у испытуемых экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента и после него
Таблица 1.
Мотивы трудовой деятельности. 1 2 5 4 5 6
Финансовый 21,28 15,86 г=2,55; р<0,05 20,16 19,83 1=0,12; р>0,05
Признания и самовыражения. 19,14 23,14 1=2,20; р<0,05 16,83 17,66 1=0,47; р>0,05
Ответственность. 16,57 19,29 1=3,52; р<0,05 17,66 16,83 1=0,34; р>0,05
Отношения с руководителем. 16,00 13,57 1=0,86; р>0,05 11,50 15,17 1=1,54; р>0,05
Продвижения по службе. 13,57 11,14 1=0,66; р>0,05 16,33 16,00 1=0,13; р>0,05
Достижения успехов. 20,71 24,57 1=4,21; р<0,05 21,16 17,16 1=1,94; р>0,05
Содержания работы. 17,86 15,00 1=1,20; р>0,05 20,16 19,00 1=0,44; р>0,05
Сотрудниче ства. 14,86 17,43 1=2,21; р<0,05 16,17 18,33 1=1,30; р>0,05
Примечания:
1 — средний балл у испытуемых экспериментальной группы до эксперимента.
2 — средний балл у экспериментальной группы после эксперимента.
3 — значение ^критерия Стьюдена при сравнении показателей испытуемых экспериментальной группы до и после эксперимента.
4 — средний балл у испытуемых контрольной группы до эксперимента.
5 — средний балл у испытуемых контрольной группы после эксперимента.
6 — значение ^критерия Стьюдена при сравнении показателей испытуемых контрольной группы до и после эксперимента.
В процессе мотивационного тренинга в экспериментальной группе произошли следующие изменения в мотивационном профиле испытуемых:
Успешность проведения мотивационного тренинга подтверждает возросший у испытуемых экспериментальной группы мотив достижения успехов. До его начала среднее значение силы мотива достижения успехов у испытуемых экспериментальной группы составило 20,71 баллов, после эксперимента — 24,57 баллов 0=4,21; р<0,05). В контрольной группе испытуемых сила мотива достижения успехов, напротив, снизилась 0=1,94; р>0,05).
Статистически значимо уменьшился финансовый мотив к работе у испытуемых экспериментальной группы. Среднее значение 21,28 уступило место среднему значению 15,86; при этом коэффициент Стьюдента t= 2,55; р<0,05 указывает на достоверность различий в силе финансового мотива до и после эксперимента. Финансовый мотив в контрольной группе испытуемых достоверно не изменился 0=0,12; р>0,05).
Статистически значимо увеличился мотив признания и самовыражения. У испытуемых экспериментальной группы сила этого мотива увеличилась со среднего значения 19,14 до 23,14, с ^критерием Стьюдента равным 2,20; р<0,05, тогда как в контрольной группе испытуемых сила этого мотива значимо не изменилась 0=0,47; р>0,05).
Статистически значимо возросла ответственность испытуемых экспериментальной группы за результаты своего труда. Среднее значение до эксперимента мотива ответственности составляло в этой группе 16,57 баллов, а после эксперимента стало равным 19,29 баллов. При этом ^критерий Стьюдента составил t=3,52; р<0,05. В контрольной группе испытуемых значимых изменений не произошло 0=0,34; р<0,05).
Работа в команде в процессе мотивационного тренинга способствовала развитию мотива сотрудничества у испытуемых экспериментальной группы. Его среднее значение составило до эксперимента 14,86, а после него 17,43 0=2,21; р<0,05). В контрольной группе испытуемых этот мотив достоверно не изменился0=1,30; р>0,05).
Другие мотивы, исследуемые данной тестовой методикой, не получили своего развития или изменения в той мере, чтобы говорить о статистической значимости соответствующих изменений. В экспериментальной группе испытуемых мотив «отношения с руководителем» изменил свое среднее значение с 16,00 до 13,57 (t=0,86; р>0,05); мотив продвижения по службе изменился с 13,57 до 11,14 баллов (t= 0,66; р>0,05). Мотив «содержание работы» изменился с 17, 86 до 15,00 баллов (t=1,20; р>0,05). В контрольной группе испытуемых данные мотивы также не изменились.
Выводы. Таким образом, изменения мотивационного профиля испытуемых экспериментальной группы свидетельствуют о приобретении ими психологических характеристик, свойственных людям, мотивированным на достижение успехов, а также мотивированным к трудовой деятельности. Среди них — развитие мотива достижения успехов, снижение значимости финансового мотива в мотивации трудовой деятельности, повышение мотива признания и самовыражения, повышение ответственности за результаты своего труда, развитие мотива сотрудничества.
Таким образом, в результате мотивационного тренинга у испытуемых экспериментальной группы были сформированы качества личности, положительно влияющие на их мотивацию трудовой деятельности в соответствующей организации.
Литература
1. Дуэк Кэрол. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей / Кэрол Дуэк: Манн, Иванов и Фебер; Москва, 2013.
2. Макклелланд Д. Мотвация человека. — СПб.: Питер, 2007. — 672 с.: ил
3. Маслоу А. Мотивация и личность 3-е изд.\Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2012. — 352 с. — (Серия «Мастера психологии»).
4. Немов Р.С. «Общая психология. В 3 т. Т.Ш. Психология личности: учебник / Р.С.Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 739 с.
5. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель). Энциклопедия психодиагностики, том 2. / Психодиагностика взрослых. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. — 704 с.: ил.
6. Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПБ.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с: ил.
7. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер с англ. Под ред. В.А. Спивака. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.: ил.
8. Mc Clelland et al. Motives in Fantasy, Actions and Society. — N. Y. — 1968. Mc Clelland D. C. Power: The Inner Experience. — N. Y. — 1975.
9. Mc Clelland D. C., Winter D. G. Motivating Economic Achievement. — N. Y. -1969.