ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
УДК 159.923
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей: гендерные аспекты
В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению гендерных особенностей тактик самопрезентации руководителей, влияния ценностных предпочтений менеджеров — мужчин и женщин — на особенности их самопрезентационного поведения, выбор тактик и стратегий самопрезентации личности. В результате авторского исследования установлено, что личностный и социальный фокусы ценностных предпочтений менеджеров влияют на выбор или избегание ими использования определенных тактик самопрезентации личности, независимо от гендерной дифференциации. Личностно-сфокусированные ценности, поддерживающие стремление личности к материальному успеху и индивидуальным социальным достижениям, способствуют ориентации человека на ассер-тивную стратегию самопрезентационного поведения «Самовозвышение» — демонстрацию высокой самооценки и доминирования, а социально-сфокусированные ценностные ориентации, направленные на заботу о благополу чии других, — препятствуют.
Ключевые слова: самопрезентация личности, тактики и стратегии самопрезентации, личностные ценности, самомониторинг.
О.А. Пикулёва
В современных рыночных условиях самопрезентационная компетентность руководителя может рассматриваться как важнейший квалификационный признак менеджера, позволяющий повышать его конкурентоспособность на рынке труда. Очевидным является тот факт, что деятельность современного менеджера связана с влиянием на деловых партнеров, коллег, начальников, подчиненных. Влиять на окружающих, подтверждать свое лидерство, укреплять авторитет, мотивировать, убеждать, поддерживать позитивный имидж возможно благодаря эффективной самопрезентации личности, способности успешно управлять впечатлением в ситуациях профессиональных взаимодействий.
Вслед за И. Гоффманом [4] и Б. Шленкером [8] мы полагаем, что самопрезентация личности (от
© Пикулёва О.А., 2014
97
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
англ. Self-presentation — Я сам, представление) является неотъемлемой составляющей любого акта социальной коммуникации, и определяем ее как постоянный процесс предъявления Я-информации в межличностном взаимодействии, независимо от осознанности субъектом самопрезентации своих поведенческих действий.
По критерию осознанности поведения, направленного на управление впечатлением, нами выделяются два вида самопрезентации личности: проактивная и реактивная самопрезентации, а по критерию мотивации социального одобрения — пять стратегий самопрезентации, включающих в себя двенадцать тактик ассертивного (assertive) и защитного (defensive) типов самопрезентации (табл. 1).
Таблица 1
Стратегии и тактики самопрезентации личности
Стратегии самопрезентации Тактики самопрезентации
1. Уклонение (стратегия выделена по признаку «уход от ответственности и избегание решительных действий») — оправдание с отрицанием ответственности (З); — отречение (З); — препятствование самому себе (З)
2. Аттрактивное поведение (стратегия выделена по признаку «поведение, вызывающее благоприятное впечатление о субъекте самопрезентации») — желание понравиться (А); — извинение (З); — пример для подражания (А)
3.Самовозвышение (стратегия выделена по признаку «демонстрация высокой самооценки и доминирования») — сообщение о своих достижениях (А); — преувеличение своих достижений (А); — оправдание с принятием ответственности (З)
4. Самопринижение (стратегия выделена по признаку «демонстрация слабости») — просьба / мольба (А)
5. Силовое влияние (стратегия выделена по признаку «демонстрация силы и статуса») — запугивание (А); — негативная оценка других (А)
Условные обозначения:
(З) — тактика защитного типа самопрезентации;
(А) — тактика ассертивного типа самопрезентации.
Под ассертивной самопрезентацией коллектив зарубежных исследователей, авторов используемой в наших исследованиях методики измерения самопрезентационного поведения, понимает проактивное поведение, нацеленное на создание определенных новых идентичностей в глазах окружающих, защитная же самопрезентация включает в себя поведенческие действия, направленные на воссоздание положительной идентичности или на изменение уже существующей негативной идентичности.
98
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
Исследования, проведенные на российской выборке при помощи адаптированной нами методики С. Дж. Ли и др. [6], показали, что в процессе самопрезентации, независимо от степени осознания своих поведенческих действий, человек использует, как правило, практически весь спектр тактик и стратегий. Предпочтение тем или иным тактикам отдается в зависимости от социального контекста, личностных особенностей, а также целей и задач, обусловленных в основном социальным статусом и профессиональной деятельностью субъекта самопрезентации [2].
Следует отметить, что в процессе анализа научных публикаций за последние 10 лет нам не удалось встретить исследований, изучающих влияние личностных ценностей на самопрезентационное поведение руководителей. В связи с этим представляется интересным изучить взаимосвязь ценностных предпочтений и выбора тактик и стратегий самопрезентации в группах мужчин и женщин, являющихся топ-менеджерами крупных организаций.
Цель исследования — выявить обусловленность установок личности по отношению к самопрезентационному поведению, выбору тактик и стратегий самопрезентации в группах руководителей — мужчин и женщин.
Гипотезы исследования
1. Вне зависимости от гендерной принадлежности статус руководителя определяет предпочтение ассертивных тактик и стратегий самопрезентации, наличие высокого уровня самомониторинга.
2. Ценностные предпочтения руководителей определяют особенности их самопрезентационного поведения, независимо от гендерной дифференциации.
Методика исследования
Участники исследования. Респонденты — топ-менеджеры крупных бюджетных и коммерческих организаций (численность персонала организации от 100 человек), имеющие стаж управленческой деятельности свыше 5 лет. Всего в исследовании участвовало 92 человека (группа женщин — 35 человека, средний возраст — 44 года; группа мужчин — 57 человек, средний возраст — 41 год). Средний управленческий стаж (для обеих групп) составил 10 лет.
Методы исследования
1. Для исследования базовых ценностей нами использовалась модифицированная шкала личностных ценностей Ш. Шварца в адаптации коллектива авторов [3]. Шкала опирается на уточненную теорию базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца [5], которая содержит ключевое положение теории ценностей: ценности формируют круговой мотивационный континуум, в пространстве которого выделяются 19 ценностей. При
99
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
этом смежные ценности являются наиболее совместимыми, а противоположные — в наибольшем конфликте друг с другом. По мнению Ш. Шварца, эти 19 видов ценностей могут быть распределены на 4 группы ценностей более общего порядка: сфокусированности на личности (Personal Focus), сфокусированности на социуме (Social Focus), свободном от тревоги росте (Growth Anxiety-Free) и связанной с избеганием тревоги самозащите (Self-ProtectionAnxiety-Avoidance).
Респонденту предлагалось с помощью 6-балльной шкалы оценить важность для него каждой из 57 ценностей (шкала имеет мужской и женский варианты). Далее в соответствии с ключом подсчитывается балл по каждой из 19 ценностей, выделенных Шварцем.
Кроме показателей 19 ценностей, мы изучали ценностные оппозиции (4 переменных). Сохранение — рассчитывается как среднее арифметическое блоков ценностей Безопасность, Конформность, Традиция. Открытость к изменениям — рассчитывается как среднее арифметическое блоков ценностей Самостоятельность, Стимуляция. Самоопределение — рассчитывается как среднее арифметическое блоков ценностей Благожелательность, Универсализм. Самовозвышение — рассчитывается как среднее арифметическое блоков ценностей Гедонизм, Достижение, Власть.
2. Для исследования способности контролировать свое вербальное / невербальное поведение с учетом реакций целевой аудитории и управлять производимым впечатлением использовалась методика М. Снайдера «Шкала самомониторинга» [9]. Под самомониторингом понимается тенденция отслеживать и изменять собственное поведение с целью произвести желаемое впечатление в ответ на «презентационные требования» ситуации, реакции других людей. Основное назначение шкалы самомониторинга — диагностика индивидуальных различий в управлении впечатлением, выявление гибкости (лабильности) поведения при взаимодействии с другими людьми.
Респонденту предлагалось высказать согласие (+) или несогласие (—) с каждым из 18 утверждений шкалы, подсчет баллов по результатам выявлял уровень выраженности самомониторинга у исследуемого. Максимальное количество баллов — 18 (самый высокий уровень самомониторинга). По данным М. Снайдера, лица с высоким уровнем самомониторинга обладают высокой чувствительностью к сигналам о ситуационном соответствии социального поведения, общительны, гибки и адаптивны, готовы и способны модифицировать свое поведение с учетом специфики конкретной социальной ситуации. В отличие от них, люди с низким уровнем самомониторинга сдержанны в социальных контактах, менее гибкие, прямолинейны в общении, ведут себя в соответствии со своими ценностями, установками и готовы с упорством отстаивать свое мнение, открыто проявляя свою принципиальность.
3. Для исследования предпочтений тактик и стратегий самопрезентации личности использовалась методика С.Ж. Ли и коллектива авторов
100
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
«Шкала тактик самопрезентации», ранее адаптированная нами на российской выборке. Шкала тактик самопрезентации представляет опросник из 64 утверждений, связанных с тем, как воспринимает себя человек. Респонденту предлагается ответить на вопросы, определяя для себя верность каждого утверждения по 9-балльной шкале (градации: от «очень редко — 1 балл» до «очень часто — 9 баллов»). Ключ к данному опроснику представляет собой распределение всех 64 утверждений по 12 группам, каждая из которых представляет определенную тактику защитного или ассертив-ного типов самопрезентации. К защитным тактикам самопрезентации исследователи относят первые 5 тактик, представленных в табл. 2, к ассер-тивным — последующие 7 тактик.
При обработке данных, полученных с помощью представленных выше методик, рассчитывались дескриптивные статистики (среднее, процентное распределение). Использовались также корреляционный и факторный методы анализа.
Результаты исследования
Рассматривая средние значения частоты использования тактик и стратегий самопрезентации, полученных для групп руководителей — мужчин и женщин (табл. 2), отметим, что попарное сравнение групп с помощью t-критерия Стьюдента выявило незначительное количество статистически значимых различий в отношении использования стратегий и тактик самопрезентации между анализируемыми группами руководителей-мужчин и руководителей-женщин.
Таблица 2
Средние значения тактик и стратегий самопрезентации в группах руководителей — женщин и мужчин
ТАКТИКИ Пол Сред. Стд. Стд. ошибка
самопрезентации значения отклонение среднего
Оправдание с отрицанием Женщины 3,64 1,461 ,258
ответственности Мужчины 3,59 1,243 ,321
Оправдание с принятием Женщины 4,03 1,957 ,346
ответственности Мужчины 4,33 1,871 ,483
Отречение Женщины 4,64 1,391 ,246
Мужчины 4,29 1,260 ,325
Препятствование самому себе Женщины 3,52 1,227 ,217
Мужчины 3,60 1,352 ,349
Извинение Женщины 7,05 1,413 ,250
Мужчины 6,76 1,210 ,312
101
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
Окончание табл.
ТАКТИКИ самопрезентации Пол Сред. значения Стд. отклонение Стд. ошибка среднего
Желание понравиться Женщины 3,73* 1,627 ,283
Мужчины 4,76** 1,389 ,359
Запугивание Женщины 2,89 1,801 ,313
Мужчины 3,31 1,483 ,383
Просьба / мольба Женщины 3,43 1,483 ,262
Мужчины 4,03 1,466 ,378
Сообщение о своих достижениях Женщины 3,79* 1,474 ,261
Мужчины 5,03** 1,207 ,312
Преувеличение своих достижений Женщины 3,52 1,779 ,315
Мужчины 4,16 1,630 ,421
Негативная оценка других Женщины 3,73 1,615 ,285
Мужчины 3,93 1,560 ,403
Пример для подражания Женщины 5,19 2,059 ,364
Мужчины 5,20 1,946 ,503
СТРАТЕГИИ самопрезентации
Уклонение Женщины 3,9354 1,05457 ,18642
Мужчины 3,8267 1,06094 ,27393
Аттрактивное поведение Женщины 5,3604 1,12083 ,19814
Мужчины 5,5728 1,04601 ,27008
Самовозвышение Женщины 3,7771 1,47336 ,26046
Мужчины 4,5067 1,24028 ,32024
Самопринижение Женщины 3,4250 1,48259 ,26209
Мужчины 4,0267 1,46554 ,37840
Силовое влияние Женщины 3,3563 1,39883 ,24728
Мужчины 3,6200 1,30395 ,33668
Условные обозначения: * — различия значимы (р < 0,05), ** — различия значимы (p<0,01)
Как видно из таблицы 2, статистически значимые различия в частоте использования руководителями самопрезентационных тактик и стратегий проявились в отношении только двух ассертивных тактик — «желание понравиться» и «сообщение о своих достижениях». Таким образом, руководители-мужчины чаще стараются вызвать симпатию окружающих посредством высказывания комплиментов, сходности мнений, делания подарков и услуг и чаще сообщают окружающим о своих успехах
102
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
и достижениях, чем это делают руководители-женщины. В то же время, рассматривая количественные значения показателей стратегий и тактик самопрезентации, представляется возможным сделать вывод, что менеджеры, независимо от половой дифференциации, используют в своем самопрезентационном поведении одинаково широкий спектр тактик, отдавая предпочтение тем, что составляют стратегию «Аттрактивное поведение» («желание понравиться», «извинение» и «пример для подражания»). Эти результаты подтверждают ранее сделанный нами вывод, на основании проведенных исследований [2], об отсутствии явно выраженных гендерных различий в использовании руководителями тактик и стратегий самопрезентации.
По результатам нашего исследования установлено, что показатель самомониторинга, отражающий способность индивида отслеживать реакции окружающих, модифицировать с их учетом свое коммуникативное поведение и управлять производимым впечатлением, также не имеет гендерных различий в отношении средних значений (женщины — 8,21; мужчины — 9,93). Данные значения характеризуют достаточно высокую способность менеджеров управлять производимым впечатлением.
Представляется интересным также проследить взаимосвязи данного показателя в мужской и женской выборках. Так, в целом для руководителей характерна позитивная взаимосвязь показателя «самомониторинг» с показателем «Самоэффективность межличностного общения» (p<0,01), то есть чем выше уровень самомониторинга у руководителей, тем выше степень их уверенности в успешности своего коммуникативного поведения. Таким образом, подтвердились наша гипотеза и полученные ранее данные [1] о том, что личностные особенности субъекта самопрезентации, выраженные уровнем самомониторинга, связаны с его самопрезентационным поведением в процессе межличностного общения, независимо от пола субъекта самопрезентации.
Отметим, что у женщин-руководителей выявлена отрицательная взаимосвязь показателя самомониторинга с самопрезентационной тактикой «препятствование самому себе» (p<0,05). Таким образом, чем более высоким уровнем самомониторинга они обладают, тем реже они приводят внешние причины (ссылки на болезнь, слабое здоровье и др.) в качестве объяснения своих неудач.
Одной из задач нашего исследования являлся анализ влияния ценностных ориентаций руководителей на их самопрезентационное поведение. В табл. 3 и на рис. 1 представлены средние значения по 19 показателям личностных ценностей, выявленным в группах руководителей. Статистически значимые гендерные различия обнаружены в отношении трех показателей: гедонизм, скромность и личная безопасность.
103
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
Таблица 3
Средние значения показателей личностных ценностей в группах руководителей — мужчин и женщин
Личностные ценности Пол Средние значения Стд. отклонение Стд. ошибка среднего
Самостоятельность: поступки Женщины 9,55 1,905 ,332
Мужчины 9,00 2,038 ,545
Безопасность: общественная Женщины 8,94 2,358 ,410
Мужчины 9,36 2,499 ,668
Гедонизм Женщины 6,30* 3,377 ,588
Мужчины 8,07** 3,025 ,808
Конформизм: межличностный Женщины 6,48 2,917 ,508
Мужчины 5,57 3,877 1,036
Универсализм: забота о других Женщины 8,52 2,266 ,394
Мужчины 7,79 2,636 ,705
Власть: доминирование Женщины 4,15 3,144 ,547
Мужчины 5,07 2,921 ,781
Скромность Женщины 7,06** 2,573 ,448
Мужчины 5,21* 1,762 ,471
Универсализм: забота о природе Женщины 7,06 3,061 ,533
Мужчины 6,29 3,315 ,886
Репутация Женщины 8,70 2,888 ,503
Мужчины 7,86 3,920 1,048
Стимуляция Женщины 7,48 2,819 ,491
Мужчины 8,00 2,112 ,565
Благожелательность: забота Женщины 10,06 2,091 ,364
Мужчины 9,57 2,472 ,661
Власть: ресурсы Женщины 6,39 2,772 ,483
Мужчины 7,29 2,164 ,578
Безопасность: личная Женщины 9,24** 1,953 ,340
Мужчины 7,64* 2,560 ,684
Универсализм: толерантность Женщины 8,48 1,805 ,314
Мужчины 7,43 2,954 ,789
Конформизм: правила Женщины 6,85 2,852 ,496
Мужчины 6,93 2,645 ,707
104
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
Окончание табл.
Личностные ценности Пол Средние значения Стд. отклонение Стд. ошибка среднего
Самостоятельность: мысли Женщины 9,33 1,726 ,300
Мужчины 8,79 2,082 ,556
Достижение Женщины 7,48 2,386 ,415
Мужчины 8,36 1,336 ,357
Традиции Женщины 7,12 2,881 ,501
Мужчины 6,86 3,183 ,851
Благожелательность: чувство долга Женщины 10,06 1,731 ,301
Мужчины 10,57 1,399 ,374
Рис. 1. Ценностные профили руководителей — женщин и мужчин
Таким образом, мужчины-руководители нашей выборки проявляют более ярко выраженное стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению, чем это делают женщины-руководители. В свою очередь, у женщин-руководителей более ярко выражено, по сравнению с мужчинами-руководителями, в качестве одной из мотивационных целей (Ш. Шварц) стремление выглядеть скромно, не быть хвастливой и не искать публичного внимания и похвалы, а также стремление к личной безопасности. (Примечание: относительно высоких показателей по скромности, надо заметить, что нельзя также исключать явление социальной желательности в процессе получения ответов респондентов.) Таким образом, ценностные предпочтения, или, иначе говоря, цели, определяющие мотивы поведения руководителей, являются сходными для мужчин и женщин.
105
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
На рис. 2 представлен профиль ценностных предпочтений руководителей по общей выборке.
12 1 - * Менеджеры - Россия -
Чл у' N—^
v&d’Siio.d'ikd'sggESJSsS&C £bE‘-o§£°-to"s-f-£-£S£S;S! eg |s S ш i 5 S £ g £ 3jn> £ 8 to й‘mm Pu G to 5 » « ц c; S3 <u ю g s s vo Ю о S * 5. E j (B > > n
Рис. 2. Ценностные предпочтения российских руководителей
Анализ ценностных предпочтений руководителей в целом позволяет сделать вывод о том, что у российских менеджеров преобладают личностно-сфокусированные ценности открытости к изменениям, индивидуального успеха, независимости, достижений и активности, наряду с ценностями равенства. Выявленные корреляционные связи показателей личностных ценностей с тактиками и стратегиями самопрезентации (в общей группе менеджеров) позволяют сделать вывод о влиянии личностного и социального фокусов ценностных предпочтений человека на выбор или избегание им использования определенных тактик самопрезентации личности. Так, обнаружено, что ценностные установки лично-сфокусированного типа (власть, достижения, стимуляция, самостоятельность) позитивно взаимосвязаны с такими ассертивными тактиками самопрезентации, как «сообщение о своих достижениях» (0,553**), «преувеличение своих достижений» (0,605*), «желание понравиться» (0,528**), «запугивание» (0,489*) и с ассер-тивной стратегией «Самовозвышение» (0,632**). В свою очередь, социально-сфокусированные ценностные установки (безопасность общественная, универсализм: забота о других, о природе, толерантность, конформизм) имеют отрицательную взаимосвязь с вышеназванными ассертивными тактиками и стратегией самопрезентации. Интересно отметить, что в своем круговом континууме ценностей — мотивационных целей [6] определяет одно из центральных личностно-сфокусированных направлений ценностных ориентаций термином «Самоутверждение» (self-Enhancement), что подтверждает содержательную обоснованность выделения нами в 2004 году самопрезентационной стратегии «Самовозвышение».
106
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
Таким образом, выдвинутая нами основная гипотеза потвердилась — ценностные предпочтения руководителей, ориентированные на личностные достижения, определяют особенности их ассертивного самопрезентационного поведения, независимо от гендерной дифференциации. Руководители (как мужчины, так и женщины) оперируют широким спектром самопрезентационных тактик, отдавая предпочтение ассертивным тактикам самопрезентации и стратегии «Самовозвышение».
Выводы
1. Менеджеры, независимо от гендерной дифференциации, используют в своем самопрезентационном поведении одинаково широкий спектр тактик самопрезентации, отдавая предпочтение тем, что составляют стратегию «Аттрактивное поведение» («желание понравиться», «извинение» и «пример для подражания»),
2. Личностный и социальный фокусы ценностных предпочтений человека влияют на выбор или избегание им использования определенных тактик самопрезентации личности.
3. Личностно-сфокусированные ценности, поддерживающие стремление личности к материальному успеху и индивидуальным социальным достижениям способствуют ориентации человека на ассертивную стратегию самопрезентационного поведения «Самовозвышение» — демонстрацию высокой самооценки и доминирования, а социально-сфокусированные ценностные ориентации, направленные на заботу о благополучии других, — препятствуют.
4. Использование ассертивных тактик и стратегий самопрезентации личности (тактики «приписывание себе достижений», «преувеличение своих достижений», «пример для подражания», «запугивание», «желание понравиться»; стратегии «Самовозвышение», «Аттрактивное поведение» и «Силовое влияние») связано с высоким уровнем самомониторинга, независимо от гендерной дифференциации руководителей.
Мы предприняли попытку рассмотрения влияния ценностей на самопрезентационное поведение менеджеров — мужчин и женщин на основании данных самооценки. Однако для более объективного изучения особенностей самопрезентации личности необходимо, на наш взгляд, провести дальнейшие эмпирические исследования с использованием методик экспертной оценки, в фокусе внимания которых будут находиться особенности самопрезентационного поведения руководителей в различных сферах общения (семейное, дружеское, профессиональное). С учетом понимания того, что ценности индивида, определяя его мотивационные цели, являются регулятором его коммуникативного поведения, остается также неизученной согласованность индивидуальной структуры ценностей с включением социальных и культурных ценностей при переходе в иную со-
107
Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации руководителей...
циокультурную среду, а также обусловленность самопрезентационного поведения согласованностью ценностей — как континуума от рассогласования до согласования ценностей.
Литература
1. Пикулева О.А., Чикер В.А. Тактики самопрезентации: Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2010. С. 305—317.
2. Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности: Монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 320 с.
3. Шварц Ш, Бутенко Т.П., Седова ДС. и др. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. Психология // Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 2. С. 43—70.
4. Goffman E. The presentation of self in everyday life. NY., 1959.
5. Lee S.-J, Quigley B.M., Nesler M.S., Corbett A.B., Tedeschi J. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences. 1999. № 26. P. 701—722.
6. Schwartz S, J.Cieciuh, M.Vecchione, E.Davidov, R.Fischer, C.Beierlein, A.Ramos, M.Verkasalo, J.-E.Lonnqvist, K.Demirutku, O.Dirilen-Gumus, M.Konty. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Т. 103. № 4. P. 663—688.
7. Schwartz S. H, Rubel T. Sex differences in value priorities: Cross-cultural and multi-method studies // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. V. 89. P. 1010—1028.
8. Schlenker B. Self-presentation/ in HANDBOOK of Self and Identity / by M. Leary et al., 2003. Р. 488—518
9. Snyder M, Gagnestad S.W. On the nature of self-monitoring: Matters of assessment, matters of validity // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. V. 51. P. 125—139.