УДК 316.61
О. А. Пикулёва
Классификации самопрезентации личности: теоретические основания и проблемные аспекты
В статье представлен обзор существующих теоретических оснований для выделения различных видов и типов самопрезентации, обозначены проблемные аспекты изучения и авторский подход к пониманию сущности рассматриваемого социально-психологического феномена в контексте привлечения знаний из других научных дисциплин. Рассматриваются вопросы осознанности-неосознанности, проактивности-реактивности самопрезентационного поведения, изучаются теоретические подходы к выделению тактик и стратегий само-презентации, приводятся результаты авторского исследования.
The article presents a review of existing theoretical basis for the allocation of different types of self-presentation, problematic aspects of the study and the author's approach to the understanding of the essence of the socio-psychological phenomenon in the context of knowledge from other scientific disciplines. Examines issues of awareness-unawareness, proactivity-reactivity of the self-presentational behavior, the theoretical approaches to the selection of the tactics and strategies of selfpresentation, are given the results of the author's research.
Ключевые слова: самопрезентация личности, управление впечатлением, виды и типы самопрезентации, стратегии и тактики самопрезентации.
Key words: self-presentation of the personality, impression management, kinds and types of self-presentation, strategies and tactics of self-presentation.
Попытки систематизации накопленных теоретических и практических знаний по вопросу самопрезентации личности предпринимались неоднократно. На данный момент в отечественной и зарубежной психологии нет единства ни в вопросе определения самого понятия «самопрезентация личности» (от англ. «selfpresentation» - ««Я сам» и ««представление, преподнесение»), ни в вопросе классификации ее видов [1-19]. Истоки изучения рассматриваемого нами социально-психологического феномена берут свое начало в зарубежных исследованиях второй половины ХХ в. Отметим, что единственной системной теоретической концепцией рассматриваемого нами феномена остается концепция социальной драматургии И. Гоффмана [13] - родоначальника самого понятия «самопрезентация», описавшего процесс самопрезентации и адаптировавшего в ролевой теории символическую перспективу инте-ракционистов (G.H. Mead, 1934 и др.).
© Пикулёва О. А.,2013
Дальнейшее изучение самопрезентации личности активно происходило в зарубежных исследованиях с 1970-х гг., а в отечественной науке с конца 1990-х гг. Отметим, что в последние годы рассматриваемый феномен активно привлекает внимание не только психологов, но и специалистов в области культурологии, культу-рантропологии, психолингвистики, лингвокультурологии, этнолингвистики, социологии, социальной философии. По нашему мнению, при том, что содержание работ этих направлений, безусловно, различно, данные исследования объединяет идея рассмотрения социального поведения человека в различных ситуациях и условиях его жизнедеятельности.
Усиление внимания к проблеме самопрезентации личности с началом XXI в. объясняется, на наш взгляд, не только ростом интенсивности межкультурных коммуникаций в условиях глобализации, но и все более широким пониманием важности ее роли в жизнедеятельности личности, как неотъемлемой составляющей на протяжении всей жизни человека. Именно расширенный, отличный от узко-манипулятивного понимания подход к трактованию понятия «самопрезентация личности» позволяет, по нашему мнению, выявить его сущность, выстроить систему психологических категорий, раскрывающих его содержание, его психологические детерминанты.
На основании анализа определений феномена самопрезентации личности, представленных в научной литературе, можно выделить шесть категорий для раскрытия сущности этого понятия (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные подходы к пониманию самопрезентации
Категория Автор
Деятельность / активность (в англоязычной литературе термин «activity») «самопрезентация - это целенаправленная деятельность по контролю за производимым на других впечатлением» [18, р. 521]; «самопрезентация - это деятельность, отражающая трансакцию между «Я» и аудиторией в особом социальном контексте и образованная комбинацией личностных, ситуационных и аудиторийных факторов» [18, р. 518]
Процесс «самопрезентация - это процесс формирования идентичности, которую один человек предъявляет другим людям, через внешние проявления» [20, р. 5]; «самопрезентация - кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении» [2, с. 317]; «процесс регуляции производимого субъектом впечатления с учетом специфики социальных ситуаций, и (или) выражения системы представлений о самом себе» [10, с. 33]
Поведение самопрезентация - «поведение, используемое для передачи некоторой информации о субъекте другим людям» [12, р. 398]; «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» [4, с. 96]
Способность самопредъявление - «способность человека быть готовым к выражению, а также презентации себя другим людям» [3, с. 142]; «самоподача - способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера» [1, с. 28]
Способ «самопрезентация - это способ, при помощи которого мы представляем себя другим» [16, р.122]
Средство это средство формирования образа «Я» и самооценки [4, 12], самопрезентация является средством подтверждения образа «Я» и поддержания самооценки [17]
Принимая во внимание разнообразие встречающихся определений, в рамках наших исследований мы придерживаемся мнения, что самопрезентация личности - это в различной мере осознаваемый, и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации [8].
Анализ научных исследований позволил выявить большое количество критериев для выделения различных видов самопрезентации. Так, по форме разделяют вербальную и невербальную самопрезентацию [11, 16, 17], в зависимости от цели выделяют ма-нипулятивный и неманипулятивный типы самопрезентации [5]. По глубине, широте и гибкости [6] дифференцируют полную и неполную самопрезентацию. По мнению В.В. Хороших [10], все виды самопрезентации можно условно распределить на четыре группы по соответствующим критериям:
1. По основанию - стремлению получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении - выделяют самопрезентацию ««восприимчивого» (acquisitive) и защитного (protective) стиля.
2. По осознанности действий субъекта выделяют осознаваемую (контролируемую) и неосознаваемую («автоматическую») са-мопрезентацию.
3. По критерию опосредованности можно выделить непосредственную самопрезентацию (субъект - объектное взаимодействие) и опосредованную самопрезентацию (субъект - объект - субъектное взаимодействие).
4. По способу предъявления информации выделяют прямую и косвенную самопрезентацию [10].
На наш взгляд, в данную классификацию следует добавить еще три критерия:
5. По критерию целенаправленности управления впечатлением (активность - пассивность самопрезентационных действий субъекта самопрезентации) можно выделить проактивную и реактивную самопрезентацию личности.
6. По критерию сочетания ведущего мотива и степени активности поведения можно выделить четыре вида самопрезентации: ассертивная, агрессивная, защитная, оправдывающаяся.
7. По критерию времени осуществления самопрезентацион-ных действий выделяются тактическая (tactical self-presentation) и стратегическая самопрезентация (strategic self-presentation) [8].
Зарубежные и отечественные исследователи выделяют различные стратегии и тактики самопрезентации. Согласно распространенному мнению, стратегическая самопрезентация предполагает продолжительный период времени и является формой вложения в будущее. «Тактическая» же самопрезентация является кратковременным явлением и направлена, как правило, на создание желаемого впечатления» [14, 15, 18].
Мы определяем эти понятия следующим образом:
Тактика самопрезентации - это краткосрочный поведенческий акт, включающий в себя совокупность приемов вербального и невербального поведения, направленный на создание желаемого впечатления, необходимого для определенных краткосрочных целей, о субъекте самопрезентации.
Стратегия самопрезентации - это в различной мере осознаваемое и планируемое поведение субъекта самопрезентации, направленное на создание желаемого впечатления с учетом долгосрочных идентичностей, и использующее для своей реализации определенные тактики самопрезентации [18].
В табл. 2 описаны защитные и ассертивные тактики самопрезентации [15], отнесенные нами к определенным группам - стратегиям самопрезентации.
Таблица 2
Стратегии и тактики самопрезентации личности
Стратегии самопрезентации [5] Тактики самопрезентации [12]
1. Уклонение (стратегия выделена по признаку «уход от ответственности и избегание решительных действий») • оправдание с отрицанием ответственности (З); • отречение (З); • препятствование самому себе (З)
2. Аттрактивное поведение (стратегия выделена по признаку «поведение, вызывающее благоприятное впечатление о субъекте само-презентации») • желание понравиться (А); • извинение (З); • примероносительство (образец для подражания) (А)
3. Самовозвышение (стратегия выделена по признаку: «демонстрация высокой самооценки и доминирования») • приписывание себе достижений (А); • преувеличение своих достижений (А); • оправдание с принятием ответственности (З)
4. Самопринижение (стратегия выделена по признаку: «демонстрация слабости» • просьба/ мольба (А);
5. Силовое влияние (стратегия выделена по признаку: «демонстрация силы и статуса») • запугивание (А); • негативная оценка других (А)
Условные обозначения:
(З) - тактика защитного типа самопрезентации;
(А) - тактика ассертивного типа самопрезентации.
Отметим, что исследования, проведенные нами [7-9] в последние годы на российской выборке при помощи методики С. Дж. Ли и др. [15], показали, что в процессе самопрезентации, независимо от степени осознания своих поведенческих действий, человек использует, как правило, практически весь спектр тактик и стратегий. Предпочтение тем или иным тактикам отдается в зависимости от социального контекста, личностных особенностей, а также целей и задач, обусловленных в основном социальным статусом и профессиональной деятельностью субъекта самопрезентации. При этом, несмотря на универсальность мотивов самопрезентационного поведения, наблюдаются значительные индивидуальные различия в осуществлении самопрезентации. Эти различия имеют как гендерный и личностно-возрастной, так и профессиональный характер [7, 8, 9].
В результате проведенного автором экспериментального исследования по изучению влияния значимости внешних и внутренних факторов на характер самопрезентации личности было также установлено, что:
• в ситуациях субъективно высокой значимости цели и объекта самопрезентации люди часто проявляют проактивное самопрезен-тационное поведение, направленное на управление впечатлением целевой аудитории - объекта самопрезентации. С этой целью ими осознанно используются самопрезентационные стратегии «аттрактивное поведение» и «самовозвышение» и не используется стратегия «силовое влияние». При этом в их поведении также могут проявляться стратегии «самопринижение» и «уклонение», носящие в данном контексте менее осознаваемый характер.
• в ситуациях субъективно невысокой значимости цели и объекта самопрезентации люди часто проявляют реактивное, неосознаваемое ими самопрезентационное поведение, не имеющее своей целью управлять производимым на других впечатлением. При этом ими часто используется стратегия «силовое влияние» и реже -стратегия «аттрактивное поведение».
Таким образом, представляется возможным говорить о взаимо-пересеченности проявления в самопрезентационном поведении человека (независимо от половой дифференциации) признаков осознанности-неосознанности им своего поведения, произвольность которого во многом детерминирована особенностями мотивации и личностными характеристиками субъекта самопрезентации.
Отметим, что вопрос осознанности самопрезентационного поведения воспринимается многими стереотипно, в русле понимания, что самопрезентация - это сознательное управление впечатлением, тождественности понятий «самопрезентация» и «управление впечатлением». Однако нам представляется, что самопрезентация личности является средством управления впечатлением, являющегося более широкой категорией. В процессе управления впечатлением люди стремятся построить в сознании окружающих определенные представления не только о себе, но и о других (например, друзьях и врагах), объектах (учреждении, жилье) или событиях. Таким образом, самопрезентация личности выступает в качестве субкатегории управления впечатлением, связанного с более широким процессом контроля и регулирования информации о других людях, объектах и событиях.
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие. - М., 2001. - 295 с.
2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб., 2001. - 544 с.
3. Майерс Д. Социальная психология: учеб. - СПб., 2000. - 512 с.
4. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб., 2000. - 224 с.
5. Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения: дис. ... психол. наук. - М., 2000.
6. Петрова Е.А. Психология имиджа: психосемиотический подход // Психология как система направлений. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - Т. 9. -Вып. 2. - М., 2002.
7. Пикулёва О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004.
- 26 с.
8. Пикулёва О.А. Самопрезентация личности: Мотивация и пространство «Я». Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Ко-ростылевой. Вып. 8. - СПб.: Изд-во С-Петербургского Ун-та., 2004. - С. 127145.
9. Пикулёва О.А., Чикер В.А. Тактики самопрезентации. Психология менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2010. - С. 305-317.
10. Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации: дис. ... канд. психол. наук, СПб., 2001.
11. Федорова Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации: автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2007. - 29 с.
12. Baumeister R. F., & Leary M. R. The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation. Psychological Bulletin, 117.
- 1995. - P. 497-529.
13. Goffman E. The presentation of self in everyday life. - NY., 1959.
14. Jones E. E. & Pittman, T. S. Toward a general theory of strategic selfpresentation. In J. Suls (Ed.), Psychological perspective on the self (P. 231-261). -Hillsdale, NJ: Erlbaum. - 1982.
15. Lee S.-J., Quigley B.M., Nesler M.S., Corbett A.B., Tedeschi J. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences. -1999. - P. 701-722.
16. Pearson J., Nelson P., Titsworth S., Harter L. Human communication. -2003. - 565 p.
17. Schlenker B. Self-presentation/ in HANDBOOK of Self and Identity / by M. Leary et al., 2003. - P. 488-518.
18. Schutz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers // Journal of Psychology, 1998. - 132(6). - P. 611-628.
19. Zelen Seymour L. Self-presentation: The Second Attribution-Personality Theory Conference. - CSPP-LA, 1986.