Научная статья на тему 'Взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования'

Взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1815
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / AESTHETIC EDUCATION / ENVIRONMENTAL EDUCATION / THE PROJECT ACTIVITY / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Альбина Явдатовна, Гильмиярова Софья Григорьевна

Рассматривается проблема взаимосвязи экологического образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования как способ формирования экологической культуры воспитанников. Описывается опыт использования проектной деятельности в различных объединениях в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Альбина Явдатовна, Гильмиярова Софья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION BETWEEN ENVIRONMENTAL AND AESTHETIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article deals with the interaction of the environmental and aesthetic education in the system of additional education as the method of the development of the ecological culture of students. The article describes students project activity experience in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования»

УДК 374.02

А. Я. Хасанова, С. Г. Гильмиярова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается проблема взаимосвязи экологического образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования как способ формирования экологической культуры воспитанников. Описывается опыт использования проектной деятельности в различных объединениях в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, экологическое образование, проектная деятельность, система дополнительного образования.

Природа - неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства [1, с. 18].

Эстетическое воспитание посредством наблюдения и изучения прекрасной природы есть процесс сущностного становления и духовного развития человека. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте [2; 3].

Формирование экологической культуры учащихся - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Важным направлением в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. Основой как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека и природы. Таким образом, нельзя отделить эстетическое воспитание от экологического [4; 5].

Ведущие исследования в области экологического образования учащихся принадлежат И. Д. Звереву, А. Н. Захлебному, И. Т. Суравегиной и др., в работах которых раскрываются концептуальные положения, теоретические основы содержания экологического образования, цели и задачи экологической деятельности учащихся [6; 7].

Вопросы экологического образования в Республике Башкортостан разрабатывались К. Ш. Ахия-ровым, С. Г. Гильмияровой, Г. П. Григорчак, Д. Н. Карповым, Б. М. Миркиным, Л. Г. Наумовой, Р. З. Тагариевым, Б. Х. Юнусбаевым и др.

Анализ работ этих авторов показал, что непременным условием успешного формирования у учащихся экологической культуры является взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания.

В основе проведенного нами исследования лежала следующая гипотеза: формирование экологической культуры учащихся в системе дополнитель-

ного образования будет более успешным, если экологическое образование будет взаимосвязано с эстетическим воспитанием.

Педагогический эксперимент выполнялся в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Станция юных натуралистов Кировского района городского округа «Го -род Уфа» Республики Башкортостан в объединениях «В мире животных», «Экология человека», «Экотеатр-планета», «Природная мастерская», «Химия вокруг нас», «Фитодизайн», «Декоративная композиция - зеркало природы» «Экология», «Растительный мир», «Биология на английском». Для определения уровней экологической культуры были использованы методики диагностики субъективного отношения к природе С. Д. Дерябо [8, с. 241].

По методике «Натурафил» было проанкетировано 100 воспитанников. Перцептивно-аффективная шкала, направленная на диагностику эстетического освоения объектов природы, показала следующее: низкий показатель — у 28 % воспитанников, у 51 % — средний, у 21 % — высокий.

Когнитивная шкала, показывающая уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, была такой: низкий уровень - у 40 % воспитанников, средний уровень - у 50 %, высокий - у 10 %.

Практическая шкала, направленная на диагностику уровня готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы, показала низкий уровень у 28 % воспитанников, средний - у 64 %, высокий - у 8 %. Натуралистическая эрудиция: низкая - у 15 % воспитанников, средняя - у 50 % и высокая - у 35 % воспитанников.

Диагностика субъектификации природных объектов была проведена у 74 детей. Природный объект может открыться личности как субъект, если она осуществит три специфически субъектные функции.

Первый субтест обеспечивает переживания личности своей динамики на основе установления параллелизма характеристик природного объекта со своими собственными. Результаты были следу-

ющими: низкий уровень - 12.2 %, средний - 50 % , высокий - у 37.8 % воспитанников.

По второму субтесту, опосредствующему построение личностью своих отношений к миру, было выявлено: низкий уровень - 8.2 %, средний уровень - 63.5 %, высокий - 28.3 %.

Третий субтест диагностирует аспект субъекти-фикации, где испытуемый откроется в качестве субъекта (партнера) совместной деятельности и общения. Результаты третьего субтеста были следующими: у 12.2 % воспитанников - низкий уровень, у 47.3 % - средний и 40.5 % - высокий уровень.

Подводя итоги констатирующего эксперимента, отметим, что по трем субтестам у 74 воспитанников дополнительного образования выявилось следующее: у 9.46 % - низкий уровень, у 59.46 % -средний и у 31.08 % - высокий уровень субъекти-фикации природных объектов.

Все вышеизложенное позволило сделать вывод, что существует взаимосвязь между уровнями развития экологической и эстетической культуры, но она недостаточно полно реализуется в процессе обучения. В связи с этим полагаем, что необходимо искать наиболее эффективные способы реализации взаимосвязи между эстетическим воспитанием и экологическим образованием, и главную роль в формировании этой взаимосвязи мы отводим проектной деятельности, в частности выполнению экологических проектов в системе дополнительного образования учащихся.

Система дополнительного образования имеет огромные возможности для того, чтобы раскрыть у детей способности к творчеству, и позволяет реализовать эстетическое воспитание и экологическое образование в комплексе. Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, ее образовании, ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно и разнонаправлено. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает учащимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил, знаний, полученных в базовом компоненте обучения.

Эколого-эстетическое воспитание учащихся в системе дополнительного образования наиболее содержательно осуществлялось в следующих объединениях: «Природная мастерская», «Фитодизайн», «Декоративная композиция - зеркало природы», «В мире животных», «Экология человека», «Экология», «Природа и творчество».

Объединение «Природная мастерская» помогает приобщить детей к природе, позволяет им на основе наблюдений за природными объектами и явлениями воплощать в реальную действительность

свою фантазию в виде полюбившихся или вновь созданных образов.

В основу своей творческой деятельности объединение включает работу с природными и синтетическими материалами (карандашные стружки, картон, кружево, крупа, ленты, материал бросовый, оберточный и природный, опилки крашеные, перо, песок, пластилин, поролон, скорлупа, семена, тесто соленое, ткань, трубочки картонные, шарики пластилиновые, шишки, шпагат, шерсть, фольга, пуговицы и т. д.), всевозможными художественными техниками (торцевание, айрис фолдинг, аппликация из пластилина, ассамбляж, бумагопластика, бумажный туннель, гофротрубочки, живопись бумажная, изонить, квиллинг, конструктор, оригами модульное, папье-маше, плетение, скрапбукинг, моделирование, коллаж). Это помогает развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь детей к прекрасному.

Программа объединения «Природная мастерская» направлена на формирование гармонически развитой личности ребенка, предусматривает работу по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, способствует формированию коммуникативных навыков, социализации детей.

Направленность творчества на объекты природы вовлекает ребенка в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомит с растительным и животным миром, учит бережно относиться к окружающей среде, стимулирует его любознательность. Использование разнообразных техник художественного творчества прививает полезные умения и навыки, помогает выявить и развить творческие способности ребенка, является элементом профессиональной ориентации школьника.

В объединение «Фитодизайн» эколого-эстетическое воспитание реализуется на основе овладения знаниями, умениями и навыками профессии флориста, цветовода-декоратора, ландшафтного дизайнера. Воспитанники создают различные эко-лого-флористические композиции, букеты и т. д.

В объединении «В мире животных» содержание занятий посвящено изучению жизни животных: их поведению в обычных и экстремальных условиях, способам приспособления к условиям обитания, взаимосвязи и взаимозависимости, взаимопомощи и общению среди животных, альтруизму и практичности. В основе объективно прекрасного в мире живой природы лежит органическая целесообразность. Животные в живом уголке являются объектом для эстетического воспитания в системе дополнительного образования.

Проектная деятельность на экскурсиях, по нашему мнению, имеет огромный потенциал для

комплексной реализации эстетического воспитания и экологического образования воспитанников. Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, единства и целостности природных комплексов, затрагивает проблемы экологии.

Во время экскурсии нужно обратить внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков природы в разные сезоны года, воспользоваться художественными образами из литературы и живописи [9, с. 8].

Непременная часть проектной деятельности на экскурсиях - самостоятельные наблюдения учащихся. Их цель - научить видеть происходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов.

Сообщение учащимся знаний о живой природе идет по трем взаимообусловленным направлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания; особенности их развития; многообразие видов живых существ. При этом главное - научить ребенка понимать связь между живым организмом и средой обитания. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной педагог обращает внимание школьников на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников.

В начале экскурсии учитель ориентирует детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов. Дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времени года. На этой основе следует раскрыть природную взаимосвязь и показать, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организовать практическое участие детей в охране природы (например подкормку птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения [10].

Представления о предметах и явлениях окружающей природы, труде людей в природе уточняются

и закрепляются в ходе дидактических и сюжетноролевых игр, требующих узнавания, классификации, соотнесения. Например, педагог раздает опавшие листья с различных деревьев (клен, дуб, береза), по его сигналу учащиеся должны подбежать к соответствующему дереву.

Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры.

Познавательные ситуации чаще предлагаются педагогом. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне следы - белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины. Ставятся вопросы, какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.

Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, понимания связей в природе, единства и целостности природных комплексов. Во время экскурсии необходимо обратить внимание воспитанников на своеобразие и красоту тех или иных участков природы в разное время года, воспользоваться художественными образами из литературы и живописи. Русские художники и писатели любили природу, умели ее наблюдать, увлекательно писали о ней и оставили прекрасные картины сезонной жизни различных ландшафтов. Рассказы о животных К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина, В. Бианки, А. Куприна также дополняют эколого-эстетиче-ское воспитание.

После экскурсии группы воспитанников обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, плодов, семян, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определенным условиям жизни. Результаты экскурсии оформляются в форме проекта.

Итоги промежуточного этапа педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что непременным условием формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования является взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания.

Исходя из вышеизложенного полагаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, но не считаем, что оно исчерпано, и в дальнейшем планируем продолжить его.

Список литературы

1. Печко Л. П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под ред. Л. П. Печко. М.: Педагогика, 1984. 136 с.

2. Смольянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 207 с.

3. Тимошенко Л. Г. Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 53-56.

4. Егорова Н. Н. Экологическая культура в системе образования: историческое развитие // Там же. 2004. Вып. 5(42). С. 170-174.

5. Зятева Л. А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания // Педагогика. 2002. № 7. С. 32-40.

6. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. 96 с.

7. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Технология определения уровня подготовки учащихся по экологии (поиски оснований). В сб.: Экологическое образование: концепции и технологии / под ред. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. С. 127-138.

8. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1999. 310 с.

9 Биологические экскурсии: кн. для учителя / И. В. Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. М.: Просвещение, 1983. 224 с. 10. Цикало Е. С. Проектная деятельность на экскурсиях // Биология в школе. 2007. № 8. С. 57-60.

Хасанова А. Я., аспирант.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.

Ул. Октябрьской революции, 3а, Уфа, Республика Башкортостан, 450000.

E-mail: [email protected]

Гильмиярова С. Г, доктор педагогических наук, профессор кафедры.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.

Ул. Октябрьской революции, 3а, Уфа, Республика Башкортостан, 450000.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 04.07.2011.

A. Y. Khasanova, S. G. Gilmiyarova

THE INTERACTION BETWEEN ENVIRONMENTAL AND AESTHETIC EDUCATION IN THE SYSTEM

OF ADDITIONAL EDUCATION

The article deals with the interaction of the environmental and aesthetic education in the system of additional education as the method of the development of the ecological culture of students. The article describes students’ project activity experience in the system of additional education.

Key words: aesthetic education, environmental education, the project activity, system of additional education.

Khasanova A. Y.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla.

Ul. Oktyabrskoy revolutsiy, 3 а, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia, 450000.

E-mail: [email protected]

Gilmiyarova S. G.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla.

Ul. Oktyabrskoy revolutsiy, 3 а, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia, 450000.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.