DOI 10.14526/01_1111_112 УДК 370.179. 1 ББК 74.200.50
У75
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ
А.И. Колесник - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: avnokn@mail. ru
Аннотация.Продолжающаяся деградация природы, неспособность человеческого сообщества остановить процесс ухудшения условий жизнедеятельности людей обусловливают необходимость переосмысления значимости первоочередных задач по улучшению качества жизни населения страны. Специалисты по экологии, ученые других отраслей знаний, передовые общественные деятели давно осознали степень угрозы экологической катастрофы. Однако сложившаяся система хозяйствования не может быть модернизирована за сравнительно короткий период времени, что представляет собой значительную сложность, связанную с масштабными финансовыми затратами. Не менее сложной проблемой является переориентировка сознания людей, направленного на потребительское отношение к природе. Психологический настрой населения страны на гармонизацию с природой связаны с целенаправленной деятельностью по формированию экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры. Материалы. В статье рассматриваются вопросы необходимости формирования экологического самовоспитания как главного показателя его эффективности, базисом которого выступает определенный уровень сформированности экологической культуры. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных. Результаты. Автором выявлены педагогические условия повышения эффективности экологического самовоспитания, реализация которых позволит решить задачу преобразования потребительского отношения к природе к гармоничному взаимодействию со средой обитания. Результаты педагогического эксперимента показали, что учет данных условий придает качественно новый импульс содержанию учебного процесса по экологии студентов педагогического вуза, приобретению опыта практической экологической деятельности, степени сформированности экологического самовоспитания. Заключение. Построение учебного процесса, ориентированного на усвоение ценностей природы, норм и правил природосообразного поведения, формирование личной ответственности каждого субъекта за состояние окружающей природы способствует осознанию будущими специалистами роли и значимости природы для сохранения современной цивилизации. В ходе педагогического эксперимента была выявлена перспективность данного направления в совершенствовании учебного процесса по экологии в педагогическом вузе. Ключевые слова: экологическое самовоспитание, природопользование, педагогические условия, методика, критерии оценки, педагогический эксперимент.
CONDITIONS OF ECOLOGICAL SELF-UPBRINGING EFFECTIVENESS
Anna I. Kolesnik
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov ", 432700 Ulyanovsk, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, house 4, Russia
E-mail: avnokn@mail.ru
Annotation. Nature degradation, inability ofpeople to stop the process of life worsening conditions cause the necessity to rethink the importance of life improvement conditions initial objectives among the population of the country. Specialists in ecology, scientists in other spheres of knowledge, progressivepublic figures long ago realized the degree of ecological catastrophe. However, the existing system of management can't be improved in a short time period and it is a great difficulty connected with great finance costs. One more difficult problem is mind reorientation of people, directed at a consumer's attitude to nature. Psychological mood of population oriented at harmony with nature is connected with a purposeful activity on ecological awareness, ecological thinking and ecological culture formation. Materials. The article is about the necessity of ecological self-upbringing formation as the main index of its effectiveness, the base of which is a definite level of ecological culture formation. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, questionnaire survey,statistical data manipulation. Results. The author revealed pedagogical conditions of ecological self-upbringing increase, the realization of which will help to solve the problem of a consumer's attitude change into a harmonious interaction with environment. The pedagogical experiment results showed that taking into consideration these conditions gives a new impulse to the content of educational process in ecology of students from pedagogical higher educational establishments, experience gaining of a practical ecological activity, the degree of ecological self-upbringing formation. Conclusion. Educational process organization, oriented at nature values, norms and rules of nature protecting behavior mastering, personal responsibility formation of each subject for environment state provides the role and importance of nature realization by the future specialists for the modern civilization preservation. During the pedagogical experiment the prospectivity of this direction in educational process development in the sphere of ecology at a pedagogical higher educational establishment was revealed.
Keywords: ecological self-upbringing, use of natural resources, pedagogical conditions, methodology, evaluation criteria, pedagogical experiment.
Актуальность. Возникновение информационных и компьютерно-телекоммуникационных технологий
обусловило изменение мировоззрения, возникновение нового этапа развития культуры, частью которой является экологическая культура, определившая соответствующие нормы и правила жизнедеятельности в современных условиях общественного развития. Интернет, спутниковое вещание определили основные тенденции дальнейшего развития культуры: интеграцию стран и формирование глобальной культуры; сохранение разнообразия видов национальных культур.
Благодаря распространению
технологий на глобальном уровне большинство людей разных стран и концессий усваивают цивилизованные нормы, правила поведения и стиль жизни, находятся в пространстве постоянного взаимовлияния культур,
сформировавшихся в процессе взаимодействия с природой. По мере отчуждения культуры от природы человек стал отдаляться от естественной среды обитания и устанавливать более тесные связи с культурой, определяющей систему его жизнедеятельности. Отстранение от природы детерминировало
принципиальное изменение характера взаимодействия общества и среды
обитания, поставив на первое место получение материальных благ от природы, абстрагируясь от таких ее ценностей, как психическое, эмоциональное и физическое оздоровление, благотворное воздействие красоты природы на духовно-нравственное развитие. А.В. Назаренко, 2013, в своих исследованиях указывает, что у людей возможны три вида отношения к среде обитания: полное подчинение
окружающей природе; использование для получения материальных благ;
взаимодействие с природой при сохранении гармоничных с ней отношений. Третий вид отношений является единственно верным, так как обеспечивает самовосстановление
природы при удовлетворении запросов потребностей человека в духовном и материальном плане.
На всероссийском и
международном уровне экологическая безопасность является неотъемлемой частью мировой политики. Согласованная деятельность в сфере экологии обусловливает взаимосвязь и
взаимозависимость различных государств. Лишь глобальная экологическая политика в состоянии обеспечить экологическую безопасность и устойчивое экологическое развитие стран.
Как особый вид общей культуры экологическая культура определяет вектор духовно-нравственного развития личности, позволяющий гармонизировать отношения со средой обитания, осознавая личную ответственность за самостоятельно принятые решения в процессе поиска способов выхода из экологической ситуации, рассматривая экологическую культуру как определенный уровень сформированности экологического
познания законов развития природы, обеспечивающего экологическое
самовоспитание индивида [3, 5, 8].
Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости выявления условий эффективности экологического самовоспитания.
Задачи. 1. Выявить условия эффективности экологического
самовоспитания.
2. Разработать методику реализации данных условий и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Материалы. Анализ научной и научно-методической литературы по проблемам экологии свидетельствует о необходимости выявления
закономерностей преобразования
восприятия человеком природы как источнике материальных благ в осознание ее истинных ценностей, определяющих характер отношения людей со средой обитания. В связи с этим базисом экологического самовоспитания являются:
- глубокое осознание индивидом себя частью окружающей природы, исходя из аксиомы: природа - вечна, жизнь человека продолжается относительно недолгий период времени;
- понимание уязвимости природы при грубом вмешательстве человека. Так, при значительной вырубке леса или выжигании, по вине людей, его значительных площадей, изменяется соотношение различных видов животного и растительного мира; происходит изменение структуры земли, ухудшение состава и качества воды и воздуха; уменьшение подземных источников пресной воды и т.д.;
- восприятие природы как среды обитания, качество которой обусловлено разнообразием растительного и животного мира, рациональным соотношением лесных, сельскохозяйственных массивов, лугов, торфяников, болот, водоемов, определяющих характер погодных и климатических условий;
- осознание необходимости защиты природы от загрязнений промышленными, сельскохозяйственными, бытовыми отходами, способствующих ее разрушению и деградации;
- проведение сопоставительного анализа состояния природы в разные периоды общественного развития: от
первобытного до современного, технически оснащенного сложнейшими механизмами, приборами, оборудованием, позволяющим добывать полезные ископаемые в сложных, труднодоступных местах: на большой глубине, на морском и океанском дне, в условиях мерзлоты и т.д., что существенно меняет структуру планеты.
Одновременно с этим на землю, в различные водоемы направляются огромные объемы отходов продуктов жизнедеятельности общества, что делает их непригодными для жизни.
Изучение и обобщение литературы по теме исследования, материалы собственной работы в данном направлении позволили сформулировать условия эффективности экологического
самовоспитания:
1. Глубокое знание основных компонентов экологической культуры.
2. Усвоение системы ценностей, правил и норм природосообразного поведения.
3. Осознание личной ответственности за состояние окружающей природы.
По мнению специалистов по экологии С.В. Алексеева,2000; М.С. Багова, 2000;, С.Г. Гильмияровой; Л.О. Бобылевой, 2003, А.В. Назаренко, 2013 и др., экологическую культуру необходимо рассматривать как составную часть общей культуры, ее подсистему. Важно при этом учитывать, что экологическая культура имеет социально-педагогический аспект, оказывая влияние на компетентность будущего специалиста и на его жизненную позицию. Базисом экологической культуры является экологическое сознание и экологическое мышление, уровень сформированности которых определяет степень компетентности и готовность субъекта к культивированию собственного экологического стиля профессиональной и общественной деятельности.
В процессе усвоения экологической культуры в течение всего периода обучения в вузе студенты усваивают
информацию об экологической ситуации в развитых странах, в России, в своем регионе; выявляют степень взаимосвязи и взаимозависимости будущей
профессиональной деятельности и экологической; определяют пути личностного экологического развития посредством выработки собственной Я-концепции и разработки индивидуальной программы экологического
самовоспитания [2, 8, 9]. В условиях эколого-образовательного пространства педагогического вуза у будущего специалиста формируется способность к познавательной деятельности - базисе повышения уровня экологической культуры, экологического сознания и экологического мышления при
использовании различных форм обучения и воспитания, создающих образовательно-экологическую среду:
- учебных занятий по экологии;
- консультаций со свободным обменом мнений;
- экскурсий на промышленные предприятия с целью ознакомления с технологиями и системами очистки отходов производства;
- научных студенческих конференций по проблемам экологии и др.
По мере усвоения новой информации в сфере экологии, расширения и углубления специальных знаний студент самостоятельно определяет траекторию личностного развития и экологического самовоспитания. При этом необходимо учитывать, что процесс экологического развития и
самосовершенствования является
сложным. В период становления гражданской позиции будущего специалиста, выработки личностной Я-концепции структурные элементы данного процесса высокодинамичны. Их содержание и взаимосвязи
детерминированы ситуациями,
обстоятельствами, внутривузовской
системой образования и воспитания. С учетом реалий существующего вузовского экологического образования можно
выделить следующие этапы
экологического развития и экологического самовоспитания будущего специалиста:
- начальный, информационно-познавательный, направленный на усвоение основ экологической культуры, экологического сознания и экологического мышления;
- этап становления личностной гражданской позиции, операционно-деятельностный, развития экологического мышления, аналитических способностей, позволяющих изучать, сопоставлять, обобщать и оценивать различные подходы к решению экологических проблем, формировать и высказывать собственное мнение;
- этап совершенствования, выработки собственной Я-концепции; формирования потребности в самостоятельной экологической деятельности, экологического самовоспитания на базе развитого экологического сознания и экологического мышления, позволяющий устанавливать долго- и краткосрочные обратные связи с внешним миром. Это в значительной степени определяет содержание индивидуальной программы самовоспитания и готовность к профессиональной экологической деятельности в соответствии со сформированным уровнем экологической культуры.
При ориентации на достигнутый уровень экологической культуры необходимо реализовать ее основные структурные компоненты: мотивационно-деятельностный, профессионально-
когнитивный и коммуникативно-операционный. Направленность
экологической профессиональной
деятельности на использование данных компонентов обеспечивает экологическое равновесие между деятельностью человека и состоянием окружающей природы. Важным условием эффективности экологического самовоспитания является усвоение системы ценностей, правил и норм природосообразного поведения.
Соответствующий уровень
сформированности экологического
сознания, экологического мышления, экологической культуры ориентирует людей на осознание величия и вечности природы, вне которой человечество не может существовать. Природа своими совершенными формами, их глубоко эстетичным сочетанием на фоне совершенной цветовой и звуковой гаммы диктует людям направления духовно-нравственного и физического развития.
Всем своим внутренним
содержанием и внешним видом, целебным воздействием, гармонирующим психоэмоциональное состояние человека, природа утверждает его роль и место в окружающей действительности, раскрывая свои непреходящие ценности, нормы и правила поведения, взаимодействия и взаимоотношения с природой с позиций их философского осмысления,
оздоровительного и эстетического воздействия, экономического
сотрудничества, духовности, повышения профессиональной компетентности,
правовых отношений.
Философское осмысление
позволяет людям понять их место в природе, осознать себя ее частью, призванной развиваться и
совершенствоваться в гармонии с внешним миром. Чистый воздух, необычайное сочетание природных звуков умиротворяюще действуют на
психоэмоциональное состояние, снимают стресс, облагораживают мысли и чувства, способствуют духовному возрождению человека.
Красота природы, во все времена года приобретающая свое специфическое проявление, оказывает неизгладимое впечатление, гармонизирует внутреннее состояние, формирует эстетический вкус, эстетический идеал, эстетический образ. Соразмерность природы, ее способность к самовосстановлению и
самосовершенствованию способствуют пониманию основных направлений профессионального роста, путей
достижения экономического
взаимодействия с природой в рамках гармоничных отношений, не нарушающих ее целостности.
Осознание личной
ответственности за состояние природы - основополагающее условие
эффективности экологического
самовоспитания, является стержнем профессиональной экологической
компетентности. Достижение уровня понимания собственной ответственности за среду обитания обеспечивает концентрацию интеллектуальных
возможностей и способностей на разработку новых идей, направлений, способов решения экологических проблем и улучшения экологических ситуаций.
Мерой оценки степени осознания личной ответственности за состояние окружающей природы является возникновение стремления к экологическому самовоспитанию, направленному на усвоение передового опыта восстановления разрушенных объектов природы, новых идей по формированию экологического сознания, экологического мышления, экологической культуры, детерминирующих преобразование потребительского отношения к среде обитания в природосообразное, гармоничное, обусловленное объективными законами развития природы.
Экологическое самовоспитание
предусматривает также усвоение норм и принципов экологического поведения по отношению к внешнему миру. Степень сформированности потребности в экологическом самовоспитании определяется по следующим параметрам:
- заинтересованному подбору и изучению специальной литературы по проблемам экологии;
- готовности к участию в научной студенческой работе с целью ознакомления с состоянием окружающей природы в регионе;
- стремлению к участию в научных экологических экспедициях по родному краю;
- критическому самоанализу и самооценке знаний, умений и навыков в сфере экологии;
- осознанию необходимости повышения уровня теоретической,
методической, практической готовности к активной экологической деятельности.
Результаты и их обсуждение. С целью проверки эффективности реализации условий повышения уровня экологического самовоспитания был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты 1-3-го курсов педагогического университета в количестве 112 человек. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 56 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента выявлялся исходный уровень готовности будущих специалистов к экологическому самовоспитанию по следующим показателям:
- чтению дополнительной литературы по экологии;
- участию в научной студенческой работе по проблемам экологии;
- стремлению к участию в научных экологических экспедициях;
- участию в деловых играх по проблемам экологии;
- подготовке докладов к научной студенческой конференции.
Степень выраженности данных показателей оценивалась экспертной комиссией в составе 5 специалистов по экологии. Анализ полученных результатов не выявил различий между КГ и ЭГ (р>0,05). Учебные занятия по экологии в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с учебным планом. В ЭГ реализовывались условия повышения эффективности
экологического самовоспитания. Будущие специалисты знакомились с ценностями природы, закономерностями ее развития, усваивали характер взаимосвязей между воздействием людей на среду обитания и происходящими в ней изменениями; выявляли оздоровительное и эстетическое воздействие природы на человека; влияние чистоты окружающей атмосферы, воды, воздуха, продуктов питания на здоровье и продолжительность жизни.
Базисом экологического воспитания является уровень сформированности экологической культуры, что обусловило необходимость выявления и уточнения ее содержания, структурных компонентов, критериев оценки; значимости экологической культуры для профессиональной компетентности будущих специалистов по экологии.
Большое внимание в ЭГ уделялось формированию чувства личной ответственности за состояние окружающей природы. После окончания педагогического эксперимента проводилась повторная оценка показателей активности к экологическому самовоспитанию. Анализ результатов исследования показал, что улучшение произошло в обеих группах -КГ и ЭГ, однако в ЭГ положительная динамика была выражена более значительно. Так, в КГ при исходных данных, характеризующих чтение дополнительной литературы по экологии, 3,12±0,24 балла к завершению педагогического эксперимента улучшение показателя произошло до 3,43±0,20 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,09±0,18 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты увеличились до 4,17±0,20 балла (р<0,05). В КГ при исходной оценке участия внаучной студенческой работе по проблемам экологии 2,74±0,15 балла к завершению педагогического
эксперимента данный показатель составил 3,01±0,17 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,79±0,16 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 4,03±0,22 балла (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим критериям оценки готовности студентов к экологическому
самовоспитанию.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали следующее: экологическое самовоспитание является сложным и длительным процессом, эффективность которого определяется рядом
педагогических условий. Уровень
экологического самовоспитания
обусловлен сформированностью
экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры, определяющей взгляды, отношения, действия и поведение индивида. Это позволяет рассматривать экологическую культуру как базис для экологического самовоспитания. Одним из ведущих педагогических условий эффективности экологического самовоспитания является усвоение системы ценностей, правил и норм природосообразного поведения. Это свидетельствует о необходимости организации целенаправленной
воспитательной деятельности,
раскрывающей значение окружающей природы для духовно-нравственного и физического развития человека, укрепления его здоровья, осознания себя частью природы.
Основополагающим условием
экологического самовоспитания является осознание личной ответственности за состояние окружающей природы. Значимость данного условия заключается в том, что необходимый уровень сформированности личной
ответственности субъекта за состояние внешнего мира способствует появлению новых идей, разработке направлений и способов решения экологических проблем. Личная ответственность выступает источником творческих способностей, направленных на сохранение среды обитания. Реализация данных условий является, таким образом, важной теоретической предпосылкой для эффективного экологического
самовоспитания.
Литература
1. Алексеев, С. В. Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. В. Алексеев. - Санкт-Петербургский ун-т пед. мастерства. - СПб.,1998. -34 с.
2. Андреева, Н. Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе : автореф. дис. ... д-ра пед.наук / Н. Д. Андреева. - Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб, 2000. - 65 с.
3. Астафьева, Л. С. Формирование экологической культуры студентов технического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.С. Астафьева. - Моск. гос. ун-т. - Майкоп, 2000. - 23 с.
4. Багов, М. С. Естественнонаучные основы, национально-региональные аспекты экологического образования и воспитания учащихся средней школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. С. Багов. - Адыгейский гос. ун-т. -Майкоп, 2000. - 23 с.
5. Бобылева, Л. О. О воспитании экологической культуры / О. Л. Бобылева // Высшее образование в России. - 2003. - № 5. - С. 31-34.
6. Гильмиярова, С. Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. Г. Гильмиярова. - Уфа. - 2002. - 52 с.
7. Назаренко, А. В. Формирование экологического сознания у детей, подростков и учащейся молодежи (учебно-методическое пособие) / А. В. Назаренко. - Ульяновск, 2013. -116 с.
8. Назаренко, А. В. Условия формирования нравственности подрастающих поколений как средство воспитания бережного отношения к природе /А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№ 4 (25). - С. 103-108.
9. Назаренко, А. В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения / А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 2 (23). - С. 90-96.
10. Nazarenko A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik// Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015), Volume III, "UFRJ Press", 2015, 436-443 р.
References
1. Alekseev S. V. Teoreticheskie osnovy i metodika ekologicheskoi podgotovki uchitelya v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya [Theoretical basis and a methodology of ecological training of a
Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.
teacher in the system of post-graduation education] abstract of dissertation of the doctor of pedagogics, Saint-Petersburg, 1998, 34 p.
2. Andreeva N. D. Sistema ekologo-pedagogicheskogo obrazovaniya studentov-biologov v pedagogicheskom vuze [The system of ecological-pedagogical education of students- biologists at a pedagogical higher educational establishment], abstract of dissertation of the doctor of pedagogics, Saint-Petersburg, 2000, 65 p.
3. Astafeva L. S. Formirovanie ekologicheskoi kul'tury studentov tekhnicheskogo kolledzha [Ecological culture formation among students of a technical college], abstract of dissertation of the candidate of pedagogics, Maykop, 2000, 23 p.
4. Bagov M. S. Estestvennonauchnye osnovy, natsional'no-regional'nye aspekty ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya uchashchikhsya srednei shkoly [Natural-scientific basis, national-regional aspects of ecological education and upbringing of secondary school pupils], abstract of dissertation of the candidate of pedagogics , Maykop, 2000, 23 p.
5. Bobyleva L. O. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2003, No. 5, pp. 31-34.
6. Gilmiyarova S. G. Nepreryvnoe ekologicheskoe obrazovanie budushchikh uchitelei v Rossii i SShA [Lifelong ecological education of the future teachers in Russia and the USA], abstract of dissertation of the doctor of pedagogics, Ufa, 2002, 52 p.
7. Nazarenko, A. V. Formirovanie ekologicheskogo soznaniya u detei, podrostkov i uchashcheisya molodezhi [Ecological awareness formation among children, teen-agers and students], Ulyanovsk, 2013, 116 p.
8. Nazarenko A.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No.4 (25), pp.103108. Availabl at: http ://elibrary.ru/item. asp?id=18772429.
9. Nazarenko, A. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No.2 (23), pp. 90-96.
10. Nazarenko A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik// Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015), Volume III, "UFRJ Press", 2015, 436-443 p.
Колесник Анна Игоревна - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4. e-mail: avnokn@mail.ru