Экономические науки
УДК 331.108
Дружинина Юлия Игоревна Yuliya Druzhinina
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ ФОНОВОГО РЕГИОНА И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
INTERRELATION OF DESTABILIZING FACTORS OF A BACKGROUND REGION AND HUMAN RESOURCES OF RAILROAD TRANSPORTATION
Обобщены и сгруппированы внешние факторы, влияющие на привлечение рабочих кадров на железную дорогу, а также внутренние факторы, влияющие на их комплектование
Ключевые слова: фоновый регион, кадровое обеспечение, железнодорожные перевозки
The article covers external factors influencing staffing process for railway enterprises, as well as internal factors affecting its completion
Key words: background region, staffing processes, railway transportation
В результате трансформации экономики Российской Федерации в рыночные условия хозяйствования Читинская область (с 1 марта 2008 г. — Забайкальский край) превратилась в дотационный субъект Российской Федерации и по Типологии регионов РФ включена в состав депрессивных (фоновых) регионов.
Характерной чертой социально-экономического развития таких регионов является:
— низкий уровень прожиточного минимума населения;
— устаревшая материально-техническая база;
— недостаточное рыночное позиционирование;
— дефицит кадров.
Сложившиеся условия развития Забайкальского края как фонового региона оказывают существенное влияние на деятельность железнодорожного транспорта и особенно на обеспеченность железной
дороги кадрами в условиях их дефицита. Дефицит кадров является следствием малочисленности населения Забайкальского края (2,6 чел. на 1 км2), в том числе низкой заселенностью вдоль пролегания железной дороги.
Кроме того, на формирование кадрового состава железной дороги оказывают влияние такие факторы, как:
— миграция населения края;
— показатели рождаемости и смертности;
— продолжительность жизни населения;
— уровень занятости населения в конкурирующих с железной дорогой отраслях;
— уровень безработицы;
— низкий уровень образования.
Исследования особенностей развития
Забайкальского края как фонового региона и развития конкурирующих с железной дорогой организаций по привлечению рабочих кадров [1] позволили выявить, обоб-
щить и сгруппировать факторы, влияющие ную дорогу, и представить их в виде схемы на привлечение рабочих кадров на желез- (рис. 1).
Миграция населения края
Показатели рождаемости и смертности населения края
Рост
объемов
перевозок
Кадры
железной
дороги
Естественная убыль
Появление
конкуренции
+
Изменение объемов производства по отраслям экономики в регионе
Привлечение свободной рабочей силы на щриятие
Уровень занятости населения и наличие на региональном рынке свободной рабочей силы
Условия для перетока + рабочей силы из предприятия
Уровень заработной платы по видам экономической деятельности в регионе
Рис. 1. Внешние факторы, влияющие на привлечение кадров на железнуюдорогу
К таким факторам дорога вынуждена приспосабливаться. Они не зависят от организации деятельности предприятия, складываются, исходя из региональных особенностей и ограничить их влияние менее возможно или в отдельных случаях практически невозможно. Железная дорога не в силах их изменить. Поэтому по отношению к ней они являются внешними факторами.
Железнодорожный транспорт России в настоящее время находится в заверша-
ющей стадии осуществления структурной реформы, которая затрагивает все уровни управления и все сферы деятельности компании. Выделяются дочерние компании, изменяется система управления с учетом требования рынка транспортных услуг. Такие масштабные изменения ведущей и крупнейшей железнодорожной компании не имеют аналогов не только в отечественной, но и мировой практике.
Фактически ОАО «РЖД» переходит
из стадии межотраслевой конкуренции на рынке труда к конкуренции внутриотраслевой и даже внутрикорпоративной. Следовательно, на кадровую политику Забайкальской железной дороги оказывают влияние внутренние факторы [2], такие как:
— реорганизация железных дорог;
— реконструкция и обновление материально-технической базы;
— подбор и закрепление персонала по важным специальностям, профессиям и производственным группам;
— увеличение показателей производственно-финансовой деятельности;
— мотивация труда работников;
— креативность работников.
Реорганизация железных дорог в единую хозяйствующую коммерческую организацию означает изменение структурной, организационно-правовой формы, ведущее за собой поэтапное перераспределение экономических отношений между компанией и клиентами, в зависимости от разработанного долгосрочного бизнес-плана. В связи с этим возникают новые экономические взаимоотношения между определенными структурами, вводятся новые информационные технологии, идет переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и т.д. [3]. Поэтому на железную дорогу требуется привлечение специалистов «нового» качества (формации), которые обладают навыками принятия управленческих решений на основе хозяйственно-финансовой отчетности, на основе различных видов маркетинговой информации, на основе знаний о правовом поле хозяйственной деятельности и многими другими профессиональными качествами.
Реконструкция и обновление материально-технической базы, активно проводимой более 10 лет на Забайкальской железной дороге, вызывают изменение спроса на рынке труда во всех структурных подразделениях. Начиная с 1999 г., на Забайкальской железной дороге были значительно увеличены инвестиции на модернизацию и капитальный ремонт основных технических средств железнодорожного транспорта. Особое внимание уделялось и уделяется
обновлению инфраструктуры Компании, разработке нового и модернизации существующего подвижного состава, внедрению новых прогрессивных технологий и технологических процессов, информационных систем, компьютеров нового поколения и новых видов связи, а также других совре-менныхтехническихсредств [4].
Внедрение новой техники и технологий требует от работников более высокого уровня квалификации, но в то же время позволяет существенно сократить трудозатраты железной дороги за счет ликвидации неэффективных производственных и технологических процессов, а также ручного труда.
Соответственно повышается требовательность к квалификации персонала традиционных железнодорожных профессий, появляется потребность в специалистах и рабочих, относящихся к новым сферам деятельности (информационные технологии, программное обеспечение, обслуживание компьютеров и устройств связи).
Показатели производственно-финансовой деятельности оказывают не менее значимое влияние на формирование кадров. Программой развития Забайкальской железной дороги до 2015 г. по сравнению с уровнем 2007 г. [5 ] предусмотрено изменение данных показателей, а именно:
1) увеличение собственной погрузки в три раза;
2) рост объема грузопереработки в подсобно-вспомогательной деятельности на 17%;
3) увеличение пассажирооборота в два раза;
4) увеличение количества предоставляемых на вокзалах услуг в 4,2 раза;
5) рост объема перевозок и рост объема продаж на 40 % каждого;
6) увеличение грузооборота международных грузов на34 %;
7) рост числа исполнения заявок по материально-техническому снабжению на2 %.
Изменение перечисленных показателей в сторону увеличения потребует дополнительного привлечения кадров на Забайкальскую железную дорогу. Проблема по
подбору и закреплению работников связана с их укомплектованием по основным для функционирования дороги специальностям, профессиям и производственным группам. Наиболее остро эта проблема стоит в хозяйстве пути, где самый высокий уровень текучести руководителей, специалистов и монтеров пути, а кроме того, самый низкий по сети уровень укомплектованности штата машинистами путевых машин.
Также наиболее сложнокомплектуе-мыми профессиями являются слесари по ремонту локомотивов и вагонов, проводники пассажирских вагонов, электромонтеры по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки, а также устройств связи, электромонтеры контактной сети, машинисты тепловозов, осмотрщики вагонов всех наименований.
Важно отметить, что к проблемным группам относятся достаточно квалифицированные категории специалистов и рабочих, крайне необходимых дороге в условиях обновления производственной базы и перехода на коммерческие условия работы.
Многие из них востребованы и на рынке труда. Поэтому требуются меры по их закреплению, особенно накануне возникновения внутриотраслевой и внутрикорпоративной конкуренции.
В период реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте одной из основных проблем по управлению качеством труда является креативность руководящих кадров, т.к. от них зависит создание среды, направленной на улучшение и внедрение структурной реформы на железной дороге. От того, насколько руководители будут эффективны, насколько правильно будут ставить задачи руководителям более низких звеньев управления, демонстрировать веру в успех, зависит эффективность внедрения структурной реформы. Креативность — это основа всех преобразований и улучшений на Забайкальской железной дороге [6].
Перечисленные внутренние факторы, влияющие на комплектование кадров железной дороги, представлены на разработанной нами схеме (рис. 2).
Реконструкция и обновление материально-технической базы
Увеличение показателей
------ Увеличение спроса на
производственно- высоко _
финансовой деятельности квалифицированные
\
\
\
Реорганизация железных дорог
Мотивация
труда
работников
Закрепление кадров на дороге
Креативность
сотрудников
Подбор и закрепление персонала по важным специальностям, профессиям и производственным группам
Рис. 2. Внутренние факторы, влияющие на комплектование кадровжелезнойдороги
Каждый из них оказывает обособленное влияние на формирование и развитие кадровой политики, и вместе с тем данные факторы образуют взаимосвязанную систему, внутри которой они неразрывны между собой. Внутренние факторы целиком и полностью зависят от профессионализма кадрового менеджмента компании, от владения им искусством управления персоналом (кадрами).
В ходе исследования установлено, что с 1990-2009 гг. миграционная убыль населения составила 25% от общей численности населения края. Перечисленные внешние факторы рассматриваются нами как дестабилизирующие обеспечение железной дороги кадрами, на которые она не может оказать влияния и вынуждена к ним приспособиться. Наличие дестабилизирующих внешних факторов вызывает количествен-
ный недостаток потенциальных работников для их привлечения на железную дорогу.
Также в ходе исследования выявлены дестабилизирующие внутренние факторы, влияющие на комплектование кадров железной дороги. Некоторые из них, такие как реорганизация железных дорог или реконструкция и обновление материально-технической базы, вызывают необходимость привлечения кадров «новой» формации. Потребность в кадрах «новой» формации и их ограниченность в регионе создают проблемы для Забайкальской железной дороги в развитии кадровой политики. Одной из проблем привлечения кадров «новой» формации и их закрепления на рабочем месте является не только их ограниченность в регионе, но и несовершенство системного подхода к их подготовке и адаптации в условиях железнодорожной отрасли.
Литература
1. Читинская область в цифрах. Статистический ежегодник, 2007: стат. сб. — Чита: Чи-тастат, 2007. — 363 с.
2. Целевая программа «Молодежь ОАО «Российскиежелезные дороги» (2006 — 2010 гг.)» — [Электронный ресурс]. - URL: http://cm.rzd.ru/isvp/public/cbnm?STRUCTURE_ID=5045 (дата обращения: 25.04.2011).
3. Стратегические направления научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. — [Электронный ресурс]. - URL: http://www.1520mm.ru/rzd/ (дата обращения: 20.04.2011).
4. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. Утверждено Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2008 г. № 877р. — [Электронный ресурс]. - URL: www. mintrans.ru/pressa/TransStrateg_VV.htm(flaTa обращения: 19.04.2011).
5. Лапидус Б.М. Стратегия развития ОАО «РЖД» до 2015 года // Публичная лекция для студентов железнодорожных вузов. — М.: МИИТ, 9 октября 2006 г.
6. Штульберг Б.М. О депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса (материалы к парламентским слушаниям). — М.: СОПС, 2005.
Коротко об авторе_________________________________________________Briefly about the author
Дружинина Ю.И., ЗабИЖТ, филиал ГОУ ВПО Ум. Druzhinina, Transbaikal institute of railroad
ИрГУПС transportation, branch of State Educational Institution
[email protected] of Higher Professional Training «Irkutsk State Univer-
sity of Railway Engineering»
Научные интересы: кадровая политика Scientific interests: personnel selection