Формирование кадрового потенциала для железнодорожной отрасли: практико-
ориентированный подход Development of Human Resources for the Railway Industry: Practice Oriented Approach
/1 московский
mm экономический
журнал
УДК 331.108 ББК У291.6-21 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15047 Ярилов Евгений Витальевич,
кандидат экономических наук, директор Забайкальского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Чита Evgeniy V. Yarilov,
Director of the Zabaykalsky Institute of Railway Transport - a branch of the Irkutsk State University of Communications, Ph.D.
Аннотация: В статье рассмотрен процесс формирования кадрового потенциала для железнодорожной отрасли с использованием практико-ориентированного обучения, позволяющего на допроизводственном этапе приобрести опыт практической деятельности. Определены порядок и показатели практико-ориентированного обучения. В заключении приведены диспропорции ожиданий работодателей и выпускников при реализации трудовых функций, которые возможно минимизировать при использовании рассматриваемого подхода к обучению.
Summary: The article considers the process of human resources development for the railway industry using practice oriented training, which allows to gain practical experience at the pre-production stage. It deals with the procedure and the indicators of practice oriented training. In conclusion, the article presents the lack of correspondence between expectations of employers and graduates when performing job functions. These disproportions can be minimized by using the training approach at issue.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение; работодатель; допроизводственный этап, практика.
Keywords: ractice oriented training; employer; pre-production stage, practice.
Используемые понятия и терминология: Практико-ориентированное обучение (далее ПОО) - процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования профессиональной (ых) компетенции (й) за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения лежит оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки. Так же это процесс взаимодействия трех субъектов обучения: преподавателя, студента и профильного предприятия. ПОО реализуется с целью развития личности, направленное с одной стороны на совершенствование ряда психологических характеристик студентов (внимание, мышление, мотивация), с другой - на самостоятельное приобретение ими новых знаний, формирования практического опыта их применения в окружающей действительности при решении жизненно важных задач и проблем, развитие мировоззрения и творческого потенциала.
Компетентность следует понимать, как способность мобилизовать свои знания и опыт для решения конкретных задач по профилю будущей деятельности.
Базовое предприятие в системе практико-ориентированного обучения - предприятие, имеющее договор о стратегическом сотрудничестве и партнерстве, подготавливающим для него квалифицированных специалистов.
Актуальность. Забайкальская железная дорога является главной и основной отраслью в Забайкальском крае, обеспечивая как работодатель более 46 тысяч рабочих мест. И это только основных. Каждый год ряды работников ОАО «РЖД» пополняют молодые кадры, выпускники высших и средне - профессиональных учебных заведений.
В настоящее время на Забайкальской железной дороге требуются кадры с высоким инновационным потенциалом, способные успешно решать производственные задачи, разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы.
В ОАО «РЖД» разрабатывается много программ, направленных на молодежь, на раскрытие ее профессионального и творческого потенциала, но действенных рычагов в становлении профессионалов из молодых специалистов до сих пор не найдено.
Практика трудоустройства выпускников бакалавриата Забайкальского института железнодорожного транспорта на предприятия Забайкальской железной дороги показывает, что молодые специалисты, пришедшие на производство, имеют недостаточный уровень профессиональных компетенций, необходимых для решения
задач производства в требуемом объеме. Профессиональное становление выпускника на предприятии занимает длительный период после окончания института и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов, а также материальных затрат на переквалификацию от предприятий дороги, в которых они работают.
Причинами создавшегося положения является ограниченность количества часов на производственную практику, предусмотренного учебным планом, которые не позволяют в полной мере освоить практические навыки на производстве, а так же формальное отношение работодателя к студенту, проходящему практику на предприятии, не позволяющее полностью вникнуть в производственный процесс.
По логике двухуровнего образования бакалавры должны продолжить обучение в магистратуре для получения законченного образования. Однако практика показывает, что основная часть выпускников - бакалавров идет устраиваться на работу.
Результатом всего этого является неконкурентоспособность выпускников бакалавриата, и, соответственно, трудности в трудоустройстве, как следствие - потеря специалистов для Забайкальской железной дороги и экономики Забайкальского края.
Отличительной особенностью ОАО «РЖД» является то, что благодаря наличию отраслевых учебных заведений имеется возможность приступить к становлению специалистов высокого класса еще на допроизводственном этапе. В сложившейся ситуации целесообразно изменить технологию обучения, и перейти от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта по принципу ЗНАНИЯ -УМЕНИЯ - НАВЫКИ - ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (практико-ориентированное обучение). В отличие от традиционного обучения, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное обучение направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, готовность обучающегося к определенным действиям и операциям на основе имеющихся у него знаний, умений и навыков.
Цели ПОО для всех участников процесса. Реализация ПОО позволит Работодателю получить возможность выбора наиболее подготовленных на заданный объект деятельности специалистов со сформированной мотивацией, способных приносить прибыль; предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты, при этом не тратить дополнительные средства и время на дополнительную подготовку и адаптацию специалиста после окончания вуза. Приобретается возможность готовить специалиста «под себя» с постановкой конкретных задач, которые необходимо решать на предприятии в реальной рабочей обстановке.
При общем курсе экономики и производства на цифровизацию и роботизацию в будущем прогнозируется огромная конкуренция на рабочие места, при этом шансы на получение бакалаврами в будущем высокооплачиваемой квалифицированной работы кратно снижаются. Участие обучающегося в ПОО позволит стать конкурентоспособным на рынке труда с большим перечнем компетенций, умений и знаний, чем потенциальный конкурент - выпускник классической школы высшего образования, а также получить узконаправленные знания специалиста по направлению прохождения ПОО и документальное подтверждение освоения практической компетенции (компетенций). По рекомендации руководителя предприятия приобретается реальная возможность трудоустройства на предприятиях железнодорожного транспорта.
Реализация ПОО позволит транспортному вузу повысить конкурентоспособность в современной среде образовательных услуг Восточной Сибири для привлечения будущих абитуриентов, что позволит значительно увеличить основные источники финансирования, поднять имидж бренда.
Рекомендуемый порядок действий. Организация и проведение практико-ориентированного обучения должны регламентироваться внутренним Положением вуза о ПОО, ОПОП, рабочим учебным планом по профилю подготовки, календарным учебным графиком, расписанием занятий студентов, локальными актами.
Для распределения обучающихся на производственные места вуз обязан подписать соглашение с Работодателями. В Соглашении должны быть прописаны и утверждены основные принципы взаимодействия между Работодателем и вузом в части подготовки студентов по модели ППО. На период практики на студентов распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка предприятия Работодателя, с которыми они знакомятся в установленном на нем порядке. Для руководства практикой студентов должны назначаться ответственные за организацию ПОО на кафедре (руководители ПОО) от вуза и кураторы от предприятия.
Руководителями ПОО от вуза должны назначаться преподаватели соответствующих выпускающих кафедр (профессоры, доценты и наиболее опытные старшие преподаватели), ведущие профилирующие предметы, а кураторами от предприятия должны назначаться руководители предприятий, их заместители или ведущие специалисты.
Порядок организации ПОО может выглядеть следующим образом: - выпускающая кафедра совместно с Работодателем до начала ПОО согласовывает из перечня необходимые для формирования и освоения компетенции на период практико-
ориентированного обучения, определяет дисциплины в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, а также научно-педагогических работников (преподавателей), ответственных за организацию ПОО на кафедре (Руководителей ПОО);
- руководитель ПОО до начала практики устанавливает связь с кураторами от Работодателя для распределения обучающихся по видам работ на производственных рабочих местах (не более 2-х студентов на одно предприятие для более полного освоения компетенций и ограничения нагрузки на специалистов - кураторов), согласовывает с ними тематику индивидуальных заданий, а с руководством Работодателя организационные вопросы по приему студентов;
- учебный отдел совместно с деканатом разрабатывают на каждый семестр учебного года расписание занятий по группам студентов по каждому направлению подготовки с выделением в нем одного дня в неделю (или другой порядок по согласованию с работодателем, но не более 8 часов в неделю) для прохождения практико-ориентированного обучения по выбранным кафедрой дисциплинам;
- до начала ПОО на основании собранной информации и заявлений от студентов на прохождение ПОО декан подготавливает приказ о направлении обучающихся на конкретное производственное место из перечня предприятий железнодорожного транспорта, закреплении за каждой группой студентов кураторов производственного обучения и научно-педагогических работников (преподавателей), ответственных за организацию ПОО на кафедре (Руководитель ПОО);
- режим времени присутствия обучающихся на рабочем месте регламентируется расписанием занятий по ПОО, но не более 8-ми рабочих часов;
- в течение семестра руководитель ПОО проводит выборочную проверку присутствия студентов на рабочем месте в соответствии с приказом как путем обзвона кураторов от предприятия, так и периодического (согласно расписанию) выезда на объекты Работодателя;
- для контроля качества практико-ориентированного обучения руководитель ПОО проводит текущую и промежуточную аттестацию студентов в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся»; - учитывая производственные характеристики на обучающихся от Работодателя Руководитель ПОО проводит оценку текущей успеваемости по практико-ориентированному обучению четыре раза в семестр в аттестационные точки, указанные в календарном учебном графике;
- выявленные нарушения при проверке присутствия студентов на рабочих местах, нарушениях трудовой дисциплины, нареканий от Работодателя, а также неудовлетворительное освоение материала контента и профессиональных компетенций по результатам текущей аттестации, доводятся руководителем ПОО до декана для определения им всех обстоятельств с применением необходимых дисциплинарных взысканий к обучающимся;
- в конце каждого семестра Руководитель ПОО совместно с Работодателем по расписанию экзаменационной сессии организует промежуточную аттестацию студентов с оценкой освоения обучающимися в процессе практико-ориентированного обучения профессиональных компетенций по направлению подготовки в соответствии с ФГОС ВО и рабочими программами учебных дисциплин;
- с целью получения дополнительных компетенций допускается дополнительное время нахождение на территории предприятия по личному заявлению студента, согласованное с руководителем предприятия, во внеурочное время. При этом время нахождения на дополнительном ПОО засчитывается в счет обязательной производственной практики, предусмотренной учебным планом, на основании предоставления установленных подтверждающих документов с предприятия;
- два раза в год по окончанию семестра (в феврале по результатам зимней сессии и в июле по результатам летней сессии) заведующий кафедрой представляет согласованный с Работодателем отчет о результатах практико-ориентированного обучения в кадровую службу работодателя;
- по результатам освоения обучающимися заявленных компетенций формируется паспорт специалиста, в котором указываются достижения, подтверждаемые работодателем.
Для организации ПОО Работодатель обязан принять на себя следующую ответственность:
- ежегодно подписывает договор (соглашение) о сотрудничестве в подготовке кадров с вузом «О практико-ориентированном обучении»;
- согласовывает с вузом перечень предприятий железнодорожного транспорта, с которыми заключаются договоры о направлении студентов на обучение;
- совместно с вузом утверждает перечень компетенций, необходимых для освоения в период практико-ориентированного обучения;
- согласовывает с вузом сроки проведения обучения и списочный состав обучающихся, направляемых на предприятия, в соответствии с потребностями;
- предоставляет и организует рабочие места в условиях производства с закреплением наставников из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) для обучения студентов практическим знаниям и приемам в работе по каждому направлению;
- предоставляет информацию о передовых методах организации труда в современных экономических условиях, новейшей технике и оборудовании, технологиях, применяемых на предприятии, а также своевременно обеспечивает обучающимся доступ к документации, практическим материалам и процессам за исключением информации, составляющей охраняемую законом коммерческую тайну;
- создает безопасные условия труда при прохождении обучения на предприятии студентами в соответствии с требованиями правил безопасности и норм по охране труда, санитарно-гигиеническими нормами и проводит соответствующий инструктаж в установленном порядке;
- совместно с вузом участвует в работе комиссии по присвоению квалификации обучающимся по направлению деятельности в виде рекомендации (не рекомендации) для дальнейшего трудоустройства обучающегося.
По окончании вуза выпускник сталкивается с проблемой адаптации. На практике возникает диспропорция ожиданий работодателей и выпускников при реализации трудовых функций (таблица 1).
Таблица 1
Соотношение ожидашш работодателя и молодых работников при реализации трудовых функций
■Ожидания работодателя Ожидания работника
Трудовые ожидания: - опыт работы; - универсальность; - добросовестное выполнение должностных о бязанностей; - проявление усердия, исполнительности: проявление творческого подхода, предприимчивости, инициативы; гибкость и желание обучаться и развиваться; -лояльность, дисциплина; - неукоснительное выполнение всех норм и реглаз.]ентов. Трудовые ожидания: -разу иная (не чрезмерная! нагрузка и ритмичность работы; комфортные условия труда: возможность повышения своего профессионального потенциала: - выполнение достаточно разнообразной работы: - быстрый карьерный рост.
Финансовые ожидания: - пропорциональны успешной реализации задач. Финансовые ожидания: уверенность е стабильном росте собственного благосостояния благодаря работе, ощущение уверенности в завтрашнем дне; рост оплаты труда, опережающий с ре д нерыночный: - максимально высокий денежный доход, позволяющий поддерживать высокий уровень жизни.
Показателями эффективности реализации ПОО является:
а) для работодателя:
- ускорение темпов адаптации молодых специалистов;
- получение «готовых» специалистов, ориентированных на реальные практические задачи работодателя;
- повышение профессионального роста, деловой и творческой активности молодых работников; - снижение затрат на обучение нового персонала;
- сокращение периода врабатываемости, времени выхода на высокий уровень производительности труда молодых специалистов
б) для выпускника:
- высокий уровень освоения компетенций;
- формирование адекватных ожиданий от практической деятельности;
- рекомендация руководителя предприятия для трудоустройства на предприятиях железнодорожной отрасли.
Реализацию ПОО можно рассматривать как «облачные» инвестиции в развитие кадрового потенциала.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
2. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
4. Положение об организации в ОАО "РЖД" практики студентов образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального и высшего образования, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 31.03.2015 г. №813р.
5. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: справочно-правовые системы. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда: - Монография / А.Я. Кибанов. - М. : Инфра - М, 2012. - 229 с.
8. Коноваленко В.А. Управление: персонально-креативный менеджмент в помощь руководителю: - Учебно-практ. пособие / В.А. Коноваленко, М.Ю.
9. Коноваленко - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 224 с.
10. Награльян А.А. Каждый на счету // Пульт управления. Персонал. 2015. № 2 (8) - с. 2427
11. Зверькова А.А. Как сделать адаптацию молодежи непринужденной и неформальной // Директор по персоналу. 2016. № 2 - http://e.hr-director.ru/artide.aspx?aid=441971.
Literature
1. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012g. № 273-FZ.
2. Polozheniye o praktike obuchayushchikhsya, osvaivayushchikh osnovnyye professional'nyye obrazovatel'nyye programmy vysshego obrazovaniya, utverzhdennoye prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 27 noyabrya 2015 g. № 1383.
3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 05.04.2017 g. № 301 «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury».
4. Polozheniye ob organizatsii v OAO "RZHD" praktiki studentov obrazovatel'nykh organizatsiy, realizuyushchikh programmy srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya, utverzhdennoye rasporyazheniyem OAO «RZHD» ot 31.03.2015 g. №813r.
5. Polozheniye o formakh, periodichnosti i poryadke tekushchego kontrolya uspevayemosti i promezhutochnoy attestatsii obuchayushchikhsya.
6. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 30.12.2015) [Elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tant Plyus: spravochno-pravovyye sistemy. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
7. Kibanov A.YA. Upravleniye personalom: konkurentosposobnost' vypusknikov vuza na rynke truda: - Monografiya / A.YA. Kibanov. - M. : Infra - M, 2012. - 229 s.
8. Konovalenko V.A. Upravleniye: personal'no-kreativnyy menedzhment v pomoshch' rukovoditelyu: - Uchebno-prakt. posobiye / V.A. Konovalenko, M.YU.
9. Konovalenko - M.: Izdatel'sko - torgovaya korporatsiya «Dashkov i K», 2012. - 224 s.
10. Nagral'yan A.A. Kazhdyy na schetu // Pul't upravleniya. Personal. 2015. № 2 (8) - s. 24-27/
11. Zver'kova A.A. Kak sdelat' adaptatsiyu molodezhi neprinuzhdennoy i neformal'noy // Direktor po personalu. 2016. № 2 - http://e.hr-director.ru/article.aspx?aid=441971.