УДК 339.7(571.5):656.2.003
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ
ОТРАСЛИ РЕГИОНА
Бахарев Е.В., аспирант кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»
МГУПС (МИИТ)
В данной статье рассмотрены особенности инвестиционной политики и экономический потенциал Забайкальского края. Приведена и проанализирована статистика инвестиционной деятельности в регионе. Отмечена ведущая роль железнодорожного транспорта и предложены некоторые меры по повышению эффективности развития отрасли в регионе, в том числе - за счет государственной поддержки.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, Забайкальский край, железнодорожный транспорт.
EVALUATION OF THE INVESTMENT CLIMATE IN THE TRANS-BAIKAL REGION AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFICIENCY OF THE RAILWAY INDUSTRY IN
THE REGION
Bakharev E., the post-graduate student, Finance and credit chair, FSEIHPE «Moscow State University of Railway Engineering» (MGUPS
(MIIT)
This article describes the features of the investment policy and economic potential of the Trans-Baikal Territory. Statistics are presented and analyzed the investment activity in the region. Noting the leading role of rail transport, and proposed several measures to improve the efficiency of the industry in the region, including - due to government support.
Keywords: investment climate, investment potential, Chita Region, railway transport.
В решении задач обеспечения долгосрочного экономического роста России и в условиях складывающейся геополитической ситуации первостепенная роль принадлежитзадачам более активного развития инфраструктуры в интересах обеспечения национальной безопасности нашей страны.
Имеющее место отставание в развитии инновационных технологий может привести к ухудшению конкурентоспособности российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях внешнеэкономической нестабильности, что, в свою очередь в совокупности приводит к снижению экономической безопасности. Выход из сложившегося положения может быть в грамотном использовании бюджетных поступлений и привлечении внешних заимствований для комплексного развития региона.
Одним из ключевых регионов для модернизации является Забайкальский край, являющийся связующим звеном между европейской частью России и ее восточными регионами, между нашей страной и странами АТР.
Наиважнейшим конкурентным преимуществом, характеризующим Забайкальский край как регион с мощным потенциалом развития, является приграничные торгово-экономические связи, прежде всего, с КНР, одной из самых крупных и быстрорастущих экономик мира, и другими государствами Юго-Восточной Азии. Это обусловлено выгодным геоэкономическое положение края, прохождением через территории Края стратегических железнодорожных и автомобильных магистралей, также стоит отметить наличие свободных трудовых, энергетических и земельных ресурсов.
Инвестиции в транспортный сектор региона должны стать фактором, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, создание новых рабочих мест (до 80% рабочих занято на железной дороге), повышение грузооборота, повышение транспортного потока из соседнего Китая и обеспечение транзита через регион на запад страны.
Реализация национальных интересов России в АТР предполагает стратегическое планирование развития Забайкалья на долгосрочную перспективу с учетом особых характеристик его развития, сформировавшихся под воздействием, как объективных, так и субъективных факторов.
Наиболее действенным путем реализации национальных интересов России в Забайкалье, является разработка и реализация стратегии комплексного социально-экономического развития края, ориентированной на ускоренный рост на инновационной основе его экономического потенциала и закрепление населения в регионе, путем формирования комфортной среды обитания и оптимизации системы расселения.
За последние годы в Забайкалье реализован комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной деятельности.
Ключевые инвестиционные проекты Забайкальского края связаны с развитием горнорудной промышленности на Юго-Востоке (Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс) и Севере (Чарский территориально промышленный комплекс, зона БАМа), где сконцентрирован ряд крупных месторождений черных, цветных, благородных металлов и угля. Определяющим является развитие главной транспортной «жилы» региона - Забайкальской железной дороги.
При этом, индекс промышленного производства в 2014 году в Забайкальском крае сократился на 4,2% по сравнению с 2013 годом, причинами спада стали события на Украине (многие предприятия работали на украинский рынок, но вследствие политических причин сотрудничество приостановлено, а альтернативных рынков нет), а также снижение цены на нефть на мировом рынке.
Основной целью инвестиционной политики Забайкальского края в области железнодорожного транспорта, как утверждает правительство, является создание условий для улучшения социально-экономического положения края, что достигается за счет снижения совокупных транспортных издержек, снабжения растущих потребностей экономики в транспортных услугах, повышения транспортной доступности и улучшения качества транспортных услуг, а также мобильности населения.
Однако, при этом согласно данным Федеральной службы государственной статистики инвестиции в основной капитал в регионе в 2013 году сократились на 21,7% по сравнению с 2012 годом, а в 2014 выросли по сравнению с 2013 всего на 2,1%. Общее изменение за 3 года составило 20,03% , то есть сокращение составило 13537,4 млн. руб.. Одновременно, поступление иностранных инвестиций в экономику края совершает методичное падение в последние 3 года: в 2013 году инвестиции сократились на 70,4 млн.долл., а в 2014 году на 30 млн.дол. С учетом угроз, возникающих из-за политической напряженности в мире, можно прогнозировать дальнейшее снижение уровня привлекаемых в Забайкальский край инвестиций
Основная доля инвестиций приходится на добычу полезных ископаемых- 92,2%, а на развитие транспорта всего 0,4%. Однако та же добыча угля, урана золота и серебра подразумевает дальнейшую транспортировку сырья на перерабатывающие и обогащающие заводы, что производится за счет железной дороги. Следовательно, потенциал данная отрасль имеет, но его необходимо повысить.
Для повышения инвестиционного потенциала железнодорожной
отрасли Края можно предложить следующие меры, которые должны осуществляться на уровне органов государственной власти:
1) Постоянное совершенствование законодательства в инвестиционной сфере. Продолжение увеличения количества разных мотивационных механизмов для инвесторов, которые, наравне с имеющимися, будут закреплены в региональном законодательстве. Это должно привести приведет к существенному увеличению денежных потоков, поступающих в экономику Края. Ктаким механизмам можно отнести работы о осуществлению благоприятного налогового режима для инвесторов на законодательном уровне, а также субсидирование процентной ставки по кредитам.
2) Активная поддержка и развитие отрасли. Железнодорожный транспорт Забайкальского края - это одно из основных звеньев транспортной сети Сибирского федерального округа. Из-за географических и социальных особенностей региона эта отрасль не имеет экономической альтернативы при перевозке массовых грузов на средние и дальние расстояния стабильными потоками. Из этого следует, что спрос на услуги этой отрасли существует, а значит необходимо постоянное развитие. Необходимыми элементами для этого являются развитие инфраструктуры железной дороги, прокладка новых путей. Осуществление этих целей возможно при активной поддержке государства, что привлечетв отрасль частных инвесторов, и позволит значительно увеличить поток инвестиций.
3) Формирование имиджа отрасли. Разработка и решение проблем формирования имиджа становятся весьма актуальными в последнее время. Предприятия отрасли, в которых руководство понимает важность имиджа и принципы его построения, получают большую заинтересованность со стороны партнеров, инвесторов при условии, что имидж несет объективную, положительную окраску. Все аспекты отрасли - от развития инфраструктуры до настроения работников предприятий отрасли - влияют на имидж и объем инвестиций.
4) Развитие инновационной деятельности. Введение инновационных технологий окажет благоприятное влияние на повышение технологического уровня и конкурентоспособности отрасли. Также будет обеспечен рост производительности труда в региональной экономике, вырастет уровень развития науки и техники. Как следствие, будут созданы условия для привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную сферу.
За последние годы ОАО РЖД увеличивает свои инвестиции в строительство и модернизацию ЗабЖД, по следующим направлениям:
1. обновление парка тягового подвижного состава
2. создание возможностей для увеличения внешнеторговых перевозок
3. подготовка квалифицированных кадров
4. повышение безопасности движения
5. улучшение качества пассажирских перевозок
В первом полугодии 2013 года ОАО "РЖД" инвестировало 8,6 млрд рублей в обновление тягового подвижного состава Забайкальской железной дороги. При этом инвестиции в данной области увеличились почти в 3 раза: за весь 2013 год инвестиции составили 15,7 млн. руб. на ремонт железнодорожных переездов. В 2014 году на эти же цели было запланировано около 51 млн. рублей.
Статистика инвестиционной деятельности ОАО РЖД показывает, что в 2014 году инвестиции на модернизацию Забайкальской железной дороги увеличились почти в 10 раз. В 2013 году на модернизацию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей было выделено 99,4 млн. руб., в то время как в следующем планировалось потратить на развитие пропускных и провозных способностей 891,0 млн. руб.
Особое внимание должно быть уделено развитию БАМа, расширению ее пропускной способности, что приведет к перераспределению нагрузки с Транссибом. Для усиления пропускной способности Транссиба за счет выноса транзитного грузового движения из крупных железнодорожных узлов необходимо построить железнодорожные обходы гг. Новосибирска, Омска, Томска, Читы и Иркутска.
Большое социально-экономическое значение будет иметь 105-километровая ветка Тыгда - Зея, в строительство которой с 2016 по 2030 годы планируется вложить 11 млрд. рублей.
Стоит отметить, что даже в условиях изменений внешней среды, связанных с политической и экономической ситуацией в регионе и государстве в целом, подавляющая часть инвестиционных проектов в Забайкальском крае по-прежнему сохраняет свою сырьевую на-
правленность. Более половины объема вливаний денежных средств направлены на разработку новых мощностей на разрезе «Тунгуй-ский» и Татауровском месторождении.
При этом согласно сообщениям, размещенным на сайте министерства экономического развития Края, общий объем инвестиций в экономику и социальную сферу за первый квартал 2015 года снизился почти на две трети по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 5,1 млрд. рублей.
Очевидно, что в условиях сохраняющейся экономической неопределенности инвесторов, роста стоимости заемных ресурсов, удорожанием импорта товаров из-за падения курса рубля продолжится сокращение финансовых ресурсов для инвестиций из федерального бюджета. Одновременно с этим будет расти дефицит бюджета края, что отсрочит реализацию всех инвестпрограмм в регионе, в том числе и на транспорте.
Целью всех реализуемых сегодня инвестиционных проектов должно быть комплексное решение двух взаимосвязанных стратегических задач - обеспечение опережающего развития транспортной инфраструктуры для создания провозной, пропускной и перерабатывающей способности участков, железнодорожных узлов и станций и внедрение оптимальной эксплуатационной модели, которая позволит рационально использовать возможности всех участков перевозочного процесса.
Следует отметить, что темпы прироста инвестиций в регион Забайкалья всё еще остаются низкими, а эффективность инвестиций - слабой. Основная причина заключается в том, что, во-первых, в российских регионах не уделяется достаточного внимания работе, связанной с повышением инвестиционной привлекательности -важного фактора развития субъектов РФ. Во-вторых, привлеченные инвестиции часто используются не на внедрение прогрессивных инновационных продуктов и технологий, а на ремонт изношенного оборудования, основных средств, которые уже не в состоянии принимать вызовы и требования новой экономики.
Протяженность и густота транспортной сети в различных частях РФ неодинаковы. Интересы безопасности страны требуют повышение роли законодательной и исполнительной власти в управлении транспортом, объекты которого размещены на огромных территориях, пространственно разобщены, что усложняет контроль за его развитием и деятельностью. Только сохранив единство транспортной системы, можно обеспечить национальную безопасность и территориальную целостность Российского государства.
Литература:
1. Графова, Г. Ф. Экономическая оценка инвестиций [Текст] : учебное пособие / Г. Ф. Графова, С. В. Гуськов. - М. : Дашков и К, 2007. - 138 с.
2. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия «Дальний восток и Забайкалье» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://assoc.khv.gov.ru/files/docs/2015/2273ba79d65182b18db7. pdf
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (вместе с "Планом мероприятий по реализации в 2008 - 2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года"), "Собрание законодательства РФ", 21.07.2008, N 29 (ч. II), ст. 3537
4. Официальный сайт ОАО «РЖД» Адрес страницы в сети Интернет: http://zabzd.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID= 39&layer_id=4070&refererLayerId=4069&id=108972&print=1
5. Постановление от 26 декабря 2013 года n 586 Об утверждении стратегии социально - экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года (в редакции Постановлений Правительства Забайкальского края от 22.07.2014 N 420, от 05.02.2015 N 44, от 27.10.2015 N 534)