МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Взаимообмен студентов как фактор повышения уровня профессионального образования
(.;
ДОРОНИН
Николай Андреевич,
кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор Уральского колледжа технологий и предпринимательства, Екатеринбург
Аннотация
В статье рассказывается о реализации международного образовательного проекта в колледже, послужившего развитию образовательной среды, повышению интереса студентов к избранной профессии
Ключевые слова:
стажировка, профессиональное взаимодействие, международное сотрудничество
ДУЛЬЦЕВА Наталья Викторовна,
заместитель директора по научно-методической работе Уральского колледжа технологий и предпринимательства, Екатеринбург
Нормативным основанием проекта является Соглашение о сотрудничестве между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Фондом Эберхарда Шёка (Баден-Баден, ФРГ). В его реализации с немецкой стороны принимают участие фонд Эберхарда Шёка, учебные центры и профессиональные школы Германии (Профессиональная школа маляров, г. Лар, Профессиональная школа Альфонса Керна, г. Пфорцхайм), где традиции по подготовке специалистов-ремесленников успешно сочетаются с новейшими направлениями в обучении.
Профессии проекта — столяр, плотник, маляр-дизайнер, кровельщик — актуальны и востребованы как в России, так и в Германии. Особенностью проведения стажировок по взаимообмену является создание команд из немецких и российских студентов для выполнения практических заданий. Делясь друг с другом своими знаниями и опытом, участники рабочих групп повышают профессиональную компетентность, творчески подходят к выполнению практических работ. Международное общение позволяет студентам обеих стран вбирать все новое, актуальное в своей профессии, понимать и уважать культуру народов.
Хроника стажировок
За годы реализации проекта 35 студентов колледжа по профессиям маляр-дизайнер, столяр, кровельщик прошли стажировку в образовательных учреждениях Германии. Всего в про-
С 2010 года в Уральском колледже технологий и предпринимательства реализуется международный культурно-образовательный проект «Вместе строим будущее». Его цель — повысить качество профессиональной подготовки молодых специалистов, сблизить культуры России и Германии через взаимообмен студентами и осуществление культурно-просветительской деятельности.
екте приняли участие более 70 студентов и 14 педагогов профессиональных школ Германии и колледжа. Семинары проходят с участием представителей Фонда Э. Шёка и специалистов Министерства образования Свердловской области. Мастер-классы проводят предприятия-социальные партнеры колледжа.
В ходе реализации проекта состоялись стажировки:
2010 г. — стажировка учебной группы из профессиональной школы г. Лар в учебных мастерских Уральского колледжа технологий и предпринимательства;
2011 г. — стажировка учебной группы колледжа в составе маляров-дизайнеров в профессиональной школе г. Лар по выполнению проекта «Оформление стены современными материалами фирмы «Деруфа»;
2013 г. — выполнение совместного проекта «Изготовление деревянной конструкции в стиле «фахверк» с двускатной крышей «Домик пасечника» в процессе стажировки учебной группы колледжа в составе кровельщиков и столяров в профессиональной школе г. Пфор-цхайм;
2013 г. — выполнение совместного проекта «Беседка садовая» в процессе стажировки учебной группы столяров профессиональной школы г. Пфорцхайм в колледже;
2013/2014 уч. г. — выполнение совместного проекта по отделке двух учебных кабинетов колледжа в ходе стажировки учебной группы профессиональной школы г. Лар в колледже;
2014 г. — трафаретная печать, разработка на компьютере трафарета рисунка в профессиональной школе г. Лар.
Так, в 2013 году учащиеся по профессии плотник из Германии и группа учащихся УКТП
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
из кровельщиков и столяров под руководством немецких и российских мастеров выполнили работу по строительству беседки из массива в стиле «фахверк», которая в последние дни семинара-практикума была собрана в зоне отдыха внутреннего дворика колледжа. Чертежи для изделия были выполнены Ф. Готье, мастером школы Альфонса Керна города Пфорц-хайм. Работа проводилась в четырех учебных мастерских: двух столярных, механической и мастерской общестроительного профиля, где проводилась предварительная сборка беседки.
Учащиеся отметили, что в период стажировки они познакомились с такими видами работ, как выполнение шипового соединения, шлифовка, овладели новым инструментом.
Трудностей в общении студенты и педагоги не испытывают. Ребята общались с помощью разговорника, учили незнакомые слова и словосочетания, каждый старался быть коммуникабельным. 75% студентов оценивают стажировку на «отлично» и 25% — на «хорошо». Все учащиеся выразили желание продолжать сотрудничество как в профессиональном, так и в культурном плане. Сегодня они продолжают общение через Интернет.
Результаты сотрудничества
Профессиональное взаимодействие немецких и русских студентов можно рассматривать как независимую экспертизу уровня образования наших ребят. Анализ его итогов позволяет
понять, правильно ли мы осуществляем учебный процесс и как он соотносится с международными стандартами подготовки рабочих кадров. Показательной является фраза одного из российских
студентов, высказанная в Ос°беНН°стьо Проведения СТОКИ-процессе совместной работы Р0в0к П0 взаим00бмеНу является над проектом: «Они такие же, С03ДаНИе К0МаНД ИЗ Немецких И как мы!». р0ссийских студеНтов для вып0л-
В результате международ- НеНия практических задаНий
ного сотрудничества:
- создана уральская модель подготовки ремесленников с элементами дуальной системы обучения;
- произошли коренные изменения в образовательном пространстве колледжа;
- выпускники колледжа востребованы на предприятиях города и области;
- осуществляется мультипликация опыта в образовательные организации не только Свердловской области, но и России;
- колледжу присвоен статус Учебно-производственного и методического центра по развитию профессиональных
квалификаций специалистов В результате междуНар0дН0Г0 малого предпринимательства. с0трудНичества с0здаНа ураль-Сегодня в колледже имеют- ская м0дель П0дг0т0вки реме-
ся все необходимые условия
для дальнейшего взаимооб- слеННик0вСЭлемеНтами дуальН0й
мена студентами с образова- системы 0бучеНия тельными учреждениями Германии. В ближайшей перспективе стажировка группы маляров-дизайнеров колледжа в профессиональной школе г. Лар в феврале 2016 года и ответный визит немецкой делегации в марте 2016 года. Также устанавливаются контакты по взаимообмену с профессиональными школами г. Траунштейн и г. Аугсбург по профессии сантехник.