4 |
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Международное сотрудничество как фактор развития профессионального образования Свердловской области
ДОРОНИН
Николай Андреевич,
кандидат педагогических наук, директор Уральского колледжа технологий и предпринимательства, Екатеринбург
Аннотация
В статье представлены результаты международного сотрудничества по развитию профессионального образования Свердловской области, реализованного на базе Уральского колледжа технологий и предпринимательства
Ключевые слова:
профессиональное образование, международное сотрудничество, фонд Эберхарда Шёка, учебно-материальная база, повышение квалификации педагогов, образовательный кластер, образовательные технологии, обмен студентами
ДУЛЬЦЕВА Наталья Викторовна
заместитель директора Уральского колледжа технологий и предпринимательства, Екатеринбург
Обеспеченность предприятий достаточным количеством высококвалифицированных специалистов является залогом и непременным условием стабильного развития экономики региона. В сфере производства Свердловской области активно применяются передовые технологии, что влечет за собой пересмотр кадровой политики на предприятиях и повышение требований к молодым специалистам. Одной из приоритетных задач, поставленных Государственной программой Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», является создание условий для подготовки в регионе квалифицированных рабочих, удовлетворяющих актуальные и перспективные потребности сферы производства [1].
Подготовка квалифицированных специалистов может быть обеспечена только профессиональными образовательными организациями, осуществляющими на системной основе подготовку работников, владеющих знаниями и умениями применять новейшие материалы, современное оборудование и технологии.
Уральский колледж технологий и предпринимательства с 1998 года ведет подготовку специалистов и рабочих кадров с учетом европейских практик и передовых технологий. На базе колледжа совместно с Фондом Эберхарда Шёка (Баден-Баден, Федеративная Республика Германия) и Министерством общего
Доронин Н. А., Дульцева Н. В. Международное сотрудничество как фактор развития профессионального образования Свердловской области // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 4-18.
и профессионального образования Свердловской области реализовано три инновационных образовательных проекта [4; 5; 6].
Целью первых двух проектов стала модернизация подготовки специалистов для строительной отрасли экономики Свердловской области [4; 5], целью третьего проекта — введение подготовки специалистов для автомобильного сектора по новым профессиям, подготовка по которым в системе профессионального образования ранее не осуществлялась [6].
За годы реализации проектов в колледже была разработана и внедрена модель (система) подготовки специалистов, которую партнеры по проектам назвали «уральской». Объединяя европейский, российский и региональный опыт подготовки специалистов, данная модель способствует повышению качества образования, его адаптивности к региональному рынку труда, соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и кадровым потребностям экономики Свердловской области [3].
В целях развития профессионального образования и подготовки высококвалифицированных специалистов для сферы производства Свердловской области Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Фондом Эберхарда Шёка было заключено Соглашение о сотрудничестве на 2015-2017 годы (далее — Соглашение), базой для реализации которого стал Уральский колледж технологий и предпринимательства.
Содержание образования
Обновление содержания профессионального образования в соответствии с тенденциями развития сферы производства является непременным условием подготовки квалифицированных кадров.
Основные профессиональные образовательные программы по профессиям строительного профиля были скорректированы с учетом требований профстандартов и соотнесены со стандартами ШогЫБкИЬ. Следует отметить, что программы, соответствующие современным требованиям производства, было бы невозможно разработать без консультационной поддержки ведущих предприятий — носителей современных технологий.
Также были разработаны и прошли процедуру лицензирования образовательные программы по профессиям ТОП-50 и специальностям ТОП-Регион строительного профиля.
В целях реализации опережающей подготовки специалистов для высокотехнологичных видов деятельности в сфере автомобильного сервиса созданы основные образовательные программы профессионального обучения по профессиям «Мастер кузовных работ», «Автомаляр», «Колорист», «Рихтовщик кузовов».
Разработаны учебно-методические комплексы к профессиональному модулю по рабочей профессии для специальностей 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям). Учебно-методические комплексы успешно апробированы при подготовке специалистов в колледже и готовы к мультиплицированию
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
для подготовки аналогичных специалистов в Краснодарском гуманитарно-технологическом колледже, в котором уральский колледж выступает в качестве модератора реализации российско-германского проекта «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Краснодарского края».
Модернизация учебно-материальной базы колледжа
В рамках реализации положений Соглашения принципиально модернизирована учебно-производственная база колледжа, в основу развития которой положен кластерно-профильный принцип подготовки специалистов. Такой подход позволяет решить проблемы развития не какой-либо одной образовательной программы, пусть даже важной и востребованной, а целого комплекса программ, входящих в образовательный кластер.
В образовательной среде колледжа выделено три основных кластера:
- строительный, включающий в себя строительные профессии (мастер отделочных строительных работ, монтажник санитарно-техниче-ских, вентиляционных систем и оборудования, мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства) и специальности (строительство и эксплуатация зданий и сооружений, архитектура);
- автомобильный (профессии — автомеханик, автомаляр, мастер кузовных работ; специальность — техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта);
- деревообрабатывающий (профессии — мастер столярного и мебельного производства, мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ; специальность — технология деревообработки).
В 2016 году на базе колледжа создан центр по подготовке специалистов для сферы автомобильного сервиса, охватывающий все профессии, связанные с ремонтом и обслуживанием автомобиля: доукомплектованы две лаборатории (лаборатория цветоподбора и лаборатория автопокраски) и две учебные мастерские (мастерская кузовного ремонта и автомеханическая мастерская), созданы две новые лаборатории (лаборатория разборочно-сборочных работ, лаборатория контроля технического состояния и диагностики автомобилей); учебный кабинет «Технического обслуживания и ремонта автомобилей» укомплектован мобильным компьютерным классом на 12 автоматизированных рабочих мест, электронными курсами с интерактивными тренажерами и электронными учебно-методическими комплексами.
В результате модернизации повысилось качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для высокотехнологичных видов работ в сфере автомобильного сервиса в соответствии с нормами ФГОС по Т0П-50, стандартами ШогЫБкИЬ, требованиями работодателей. Студенты колледжа занимают призовые места в Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)»; повысилась эффективность профессионального ориентирования школьников (используется форма профессиональных проб и компьютерное тестирование).
Учебно-материальная база строительного кластера позволяет не только осуществлять подготовку высококонкурентных специалистов для сферы строительства, проводить региональные чемпионаты «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», но и стажировки педагогов, нацеленные на освоение компетенций, актуальных для выполнения профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники. В настоящее время колледж как партнер Фонда Эберхарда Шёка проводит повышение квалификации в форме стажировки педагогов Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа по рабочей профессии «Облицовщик-плиточник» в рамках специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». По заявкам образовательных учреждений Свердловской области постоянно проводятся стажировки, мастер-классы по рабочим профессиям для преподавателей и мастеров производственного обучения, что позволяет повысить профессиональный рост педагогов, познакомить их с европейскими требованиями к подготовке рабочих кадров.
Сегодня в рамках реализации Соглашения особое внимание партнеров уделяется развитию кластера деревообработки и производства мебели, поскольку данная отрасль занимает одну из значимых позиций в экономике государства. Созданные в колледже учебные рабочие места в полной мере соответствуют требованиям национального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и получили аккредитацию Союза «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия». В мастерских осуществляется тренировка участников региональных и национальных чемпионатов «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенциям «Столярное дело», «Производство мебели», «Плотницкое дело», проводятся региональные чемпионаты. Но вызовы времени таковы, что развитие отрасли деревообработки предъявляет к образовательным организациям требование модернизации материально-технических условий с использованием нового поколения станков с программно-цифровым управлением, применением современных обрабатывающих центров с технологией 3Д, которые уже используются на передовых предприятиях Европы и России.
Подбор и определение технологического оборудования для учебно-производственных мастерских осуществлялись комплексно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, стандартов WorldSkills, профессиональных стандартов и перспективных направлений развития соответствующих отраслей производства. Сегодня обучение в мастерских колледжа максимально приближено к условиям производства.
Модернизация мастерских позволила не только эффективно отрабатывать темы рабочих программ учебной практики, но и позволила им стать постоянной площадкой проведения региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)» по компетенциям: «Сантехника и отопление», «Столярное дело», «Производство мебели», «Плотницкое дело», «Облицовка плиткой», «Малярные и декоративные работы», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Окраска автомобилей», «Кузовной ремонт».
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Повышение квалификации педагогов колледжа
В колледже выстроена системная работа по повышению профессионально-педагогического уровня педагогических и руководящих работников.
Повышение квалификации имеет как внутрикорпоративные, так и внешние формы.
К внутрикорпоративным формам повышения квалификации относятся:
- взаимопосещение уроков;
- курсы практических занятий;
- обучающие семинары;
- наставничество.
Внешние формы повышения квалификации включают в себя:
- стажировки в учебных центрах Германии;
- повышение квалификации (в том числе в форме стажировки) в образовательных организациях (Институт развития образования, Межрегиональный центр компетенций); на предприятиях социальных партнеров;
- участие в методических выставках, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях;
- в мастерских колледжа под руководством немецких специалистов или посредством проведения мастер-классов социальными партнерами (Festool, Derufa, Kreps, Henkel, Dukon и др.).
Создание условий и организация непрерывного профессионального обучения позволила повысить профессионально-педагогическую компетентность педагогов колледжа. Практически каждый преподаватель, мастер владеет современными технологиями производственного обучения:
- «Action learning — обучение действием» (наставничество, коучинг);
- «Деловое сотрудничество» (бригадный метод организации обучения);
- «Стажировка на реальном/модельном рабочем месте» (методы организации обучения «Рядом с профессионалом», «В отсутствие профессионала», «Групповая стажировка»);
- технологией проектного обучения;
- технологией проблемного обучения;
- технологией коллективного взаимодействия.
Уровень квалификации и компетентности педагогов колледжа выявляется в том числе посредством участия студентов в семинарах, выставках, конкурсах и олимпиадах, конференциях, чемпионатах WorldSkills (от уровня колледжа до международного уровня). Педагоги колледжа имеют статус сертифицированных экспертов WorldSkills Россия, привлекаются для проведения стажировок педагогов региона в качестве лекторов-модераторов и экспертов при реализации проектов Фонда Эберхарда Шёка в Российской Федерации.
Обмен студентами
С 2010 года в орбиту международного сотрудничества вовлечена студенческая аудитория. В рамках международного культурно-образовательного проекта «Вместе строим будущее» колледж установил партнер-
ские отношения с профессиональными школами Германии (города Лар, Пфорцхайм, Карлсруэ, Аугсбург) [2].
В период реализации Соглашения (2015-2017) состоялись стажировки студентов колледжа и учащихся профессиональных школ Германии по профессиям маляр-декоратор и сантехник. Объединенные команды российских и немецких студентов выполнили декоративную отделку стен в столовой колледжа, произвели устройство фонтана во внутреннем дворике колледжа.
За годы реализации проекта 43 студента колледжа по профессиям маляр-декоратор, столяр, кровельщик, монтажник СТС прошли стажировку в образовательных учреждениях Германии. Всего в проекте приняли участие более 120 студентов и 23 педагога профессиональных школ Германии и колледжа.
Следует отметить, что проект позволяет не только повысить качество профессиональной подготовки молодых специалистов России и Германии, но и способствует сближению молодежи двух стран через открытый диалог культур.
Мультипликация модели подготовки специалистов
Ресурсы колледжа используются для развития как самого колледжа, так и инновационных процессов в системе среднего профессионального образования Свердловской области и Российской Федерации. В качестве партнера Фонда Эберхарда Шёка колледж осуществляет организационно-экспертное сопровождение проекта «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Краснодарского края». Созданы управленческие и психолого-педагогические условия для ведения профессиональной программы по профессии плиточник в Краснодарском гуманитарном колледже. Осуществлено организационно-содержательное, программно-методическое, кадровое, экспертное сопровождение внедрения образовательной программы.
В 2018 году при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области колледж планирует мультиплицировать результаты проекта в Богдановичский политехникум.
Перспективы
Положительные результаты реализации Соглашения позволили продолжить совместную работу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Фонда Эберхарда Шёка по развитию профессионального образования в целях подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями на основе Соглашения от 06.09.2017 г.
Реализация нового Соглашения позволит:
- сформировать профессиональную элиту, в том числе по профессиям и специальностям ТОП-50;
- увеличить долю выпускников, трудоустроившихся по профессиям строительного, автомеханического и деревообрабатывающего профилей;
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- обеспечить опережающую подготовку кадров деревообрабатывающих и мебельных производств, строительства;
- осуществить трансфер программ и технологий подготовки кадров для сферы строительства в региональную систему среднего профессионального образования путем сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями Свердловской области;
- повысить квалификацию мастеров производственного обучения и преподавателей профессионального цикла региональной системы среднего профессионального образования по современным производственным технологиям;
- улучшить организацию проведения региональных чемпионатов ШогЫБкИЬ, олимпиад, конкурсов профессионального мастерства по компетенциям в сфере деревообработки, строительства;
- повысить экономическую эффективность использования образовательных ресурсов путем реализации кластерного подхода.
Результаты международного сотрудничества имеют положительное значение не только для Уральского колледжа технологий и предпринимательства, который занял серьезную конкурентную позицию на рынке образовательных услуг, но и для системы профессионального образования Свердловской области и Российской Федерации.
Литература
1. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» [Электронный ресурс] // Интернет-портал правовой информации Свердловской области. Официальный сайт. URL: http://goo.gl/cFu2N4.
2. Доронин Н. А., Дульцева Н. В. Взаимообмен студентами как фактор повышения уровня профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2015. — № 8. — С. 12-13.
3. Доронин Н. А. Уральская модель подготовки специалистов нового типа (ремесленников) с элементами дуального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — № 7. — С. 22-24.
4. Проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование», утвержден постановлением Правительства Свердловской области от № 25-П 13.01.1998 [Электронный ресурс] // Семерка. Российский правовой портал. Архив. URL: http://goo.gl/5mWfVL.
5. Проект «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Свердловской области», осуществляемый совместно с германской стороной», утвержден постановлением Правительства Свердловской области № 213-ПП от 10.03.2006 // Собрание законодательства Свердловской области. — 2006. — № 3-1.
6. Проект «Подготовка специалистов для высокотехнологичных видов работ в сфере автомобильного сервиса», утвержден постановлением Правительства Свердловской области № 589-ПП от 29.05.2012 // Областная газета. — 2012. — 15 июня.