MOISEEV Anton Borisovich, Senior Lecturer of the Chair of Sociology and Political Science, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (12 Akademika Volgina St, Moscow, Russia, 117437; [email protected])
SATSUTA Aleksandr Il'ich, Cand. Sci. (Philos.), Professor; Professor of the Chair of Sociology and Political Science, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (12 Akademika Volgina St, Moscow, Russia, 117437; [email protected])
INTERACTION OF POLITICAL REGIME AND LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES
Abstract. The paper reveals the content and nature of the interaction of political regime and law enforcement agencies of the state and shows the place and the role of law enforcement agencies in the mechanism of realization of political power. The authors highlight the conditions, factors and features of the functioning and activities of law enforcement agencies of the state under totalitarian, authoritarian and democratic political regimes, and describes the means, methods, techniques and methods of influence of law enforcement agencies on public life.
Keywords: political regime, law enforcement agencies of state, interaction of political regime and law enforcement agencies of state, types of political regime, means, techniques and methods of law enforcement agencies' influence on public life
АРТЕМЬЕВ Алексей Александрович — преподаватель кафедры политологии Военного университета Министерства обороны РФ (123001, Россия, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14; а[email protected])
ФАТЫХОВ Шамиль Ринатович — адъюнкт кафедры политологии Военного университета Министерства обороны РФ (123001, Россия, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14; [email protected])
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье характеризуется взаимодействие Вооруженных сил Российской Федерации и религиозных объединений. Главный постулат авторов заключается в том, что религиозные организации России, и в первую очередь Русская православная церковь, обладая большим авторитетом в российском обществе, способны не только поддерживать свою внутреннюю устойчивую стабильность, но и при определенных условиях укреплять социальную и политическую стабильность российского общества. Ключевые слова: политическая стабильность, политическая система, религиозные объединения, религиозные институты, Русская православная церковь, Вооруженные силы РФ, армия
Происходящие в современной России социально-политические процессы свидетельствуют о значимости взаимодействия государства и религиозных объединений в построении современного российского общества. Одним из важных факторов стабильности государства и общества, их динамического развития необходимо считать духовно-нравственные основы человека. Данные качества индивида, как правило, формируются религией, которая выполняет мировоззренческую, регулятивную, воспитательную и консолидирующую функции. Возможности реализации религиозными объединениями сво-
его потенциала определяются условиями их взаимодействия с государством и отношением политической элиты к религиозным конфессиям.
Многие века религия в России была стержнем духовного и патриотического воспитания военнослужащих, а также выступала одним из наиболее устойчивых факторов, влияющих на политическую стабильность общества и государства.
Рассмотрение взаимодействия российской армии и религиозных объединений как фактора политической стабильности крайне необходимо и актуально в современное время. Институт военного духовенства функционирует на штатной основе в российской армии с 2009 г.
Отношения Вооруженных сил РФ и традиционных религиозных объединений в современной России обеспечивают не только реализацию прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедования, но и решение воспитательных задач в целях увеличения боевого потенциала вооруженных сил. «Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации»1, - констатируется в ст. 10 закона об обороне.
По данным ВЦИОМа (исследование опубликовано 15 декабря 2016 г.), наибольшую поддержку и одобрение деятельности государственных и общественных институтов наши сограждане по-прежнему выказывали армии (87,0%), а также Русской православной церкви (71,9%)2.
Боевой потенциал вооруженных сил складывается из военно-технического и духовного компонентов. Духовность военнослужащих формируется из совокупности идей, чувств, верований и ценностей, включая национальные и религиозные традиции. Религия с древнейших времен выступает регулятором общественных отношений. Религиозные нормы и правила обязывали общество, разрешали или запрещали, устанавливали, как действовать в тех или иных ситуациях. Церковь как важнейший социальный институт не может находиться и функционировать вне общества и государства. Так, Русская православная церковь занимает особое место в системе социальных отношений российского общества. Церкви удалось сохранить свой многовековой авторитет и влияние.
В результате взаимодействия армии и церкви влияние религии на военнослужащих может происходить по следующим основным направлениям.
1. Влияние на сознание военнослужащих. Военнослужащий, имеющий религиозные взгляды, имеет особенности мировоззрения.
2. Идеологическая поддержка или противостояние верующими военнослужащими государственной власти. Пропаганда религиозных ценностей оказывает влияние на авторитет государственной власти как положительно, так и отрицательно.
3. Интеграция и дифференциация военнослужащих по религиозному и национальному признаку.
4. Мобилизация верующих на защиту Отечества.
Таким образом, религиозные институты могут иметь мощные ресурсы и регуляторы политической активности военнослужащих, механизмы мобилизации и средства легитимации и делигитимации власти.
У Русской православной церкви сформировались определенные взгляды на роль государства, общества, политической власти и на вопросы войны и мира. Так, в Основах социальной концепции РПЦ отражены вопросы патриотизма,
1 Закон РФ «Об обороне». М.: Воениздат. 1993. Ст. 10.
2 http://wcюm.ru/index.php?id=236&шd=115998/ (проверено 23.03.2019).
который должен проявляться в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны и участии в делах государственного управления1.
По заявлению министра обороны РФ Сергея Шойгу, взаимодействие Вооруженных сил РФ и Русской православной церкви положительно влияет на боевой потенциал вооруженных сил2.
В то же время религиозные объединения, выражая различные конфессиональные интересы верующих военнослужащих, могут как интегрировать, так и дифференцировать военнослужащих по религиозному и национальному признаку, дестабилизируя обстановку в воинских коллективах. В данном случае необходим взвешенный подход командиров и начальников всех степеней к организации взаимодействия с религиозными объединениями в целях недопущения межконфессиональных конфликтов в воинских подразделениях.
Существуют и политические риски дестабилизации общества, связанные в первую очередь с ростом антирелигиозных настроений в определенных социальных группах. Так, в случае доминирования в российской политической элите антирелигиозных взглядов возможно идеологическое противостояние на религиозной почве в российском обществе. Данное противостояние может привести российское общество к состоянию нестабильности по причине смены идеологических и идейно-нравственных установок в государственных властных структурах и Вооруженных силах России.
Необходимо учесть и тот факт, что исторически государства видоизменяются, проходят различные периоды спада, стабильности, подъема, изменяя политический режим и политическую систему в целом. Как писал Гегель, «государство - это не произведение искусства, оно находится в мире, тем самым в сфере произвола, случайности и заблуждения; дурное поведение может внести искажение во множество его сторон» [Гегель 1990: 285].
В то же время традиционные религии проходят через различные кризисы и коллапсы, оставаясь на протяжении всей своей истории устойчивыми и неизменными в своих мировоззренческих, духовных, идейно-нравственных и организационных установках.
Религиозные организации России, а в первую очередь Русская православная церковь, обладая большим авторитетом в российском обществе, способны не только поддерживать свою внутреннюю устойчивую стабильность, но и при определенных условиях укрепить социальную и политическую стабильность российского общества. Даже учитывая многоконфессиональный и многонациональный состав России, традиционные религиозные объединения России солидарны в вопросах военной безопасности страны и сильной государственной власти. Если у государства, церкви и общества частично совпадают взгляды на различные социально-политические вопросы или они тождественны, если большинство российского социума поддерживает религиозные идейно-нравственные установки, все это работает на стабильность общества.
В истории политической мысли можно выделить различные модели политической стабильности. Во времена Античности политическая стабильность определялась как согласие и гармония между различными группами полиса. Авторитет христианской церкви, религиозные ценности и традиции были главным условием политической стабильности в Средние века. Принцип разделе-
1 Основы социальной концепции Русской православной церкви. Доступ: https://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi (проверено 29.02.2019).
2 Сергей Шойгу: Труд Церкви повлиял на нравственное состояние в армии. - Pravmir.ru: интернет-издание. Доступ: https://www.pravmir.ru/sergey-shoygu-trud-tserkvi-povliyal-na-nravstvennoe-sostoyanie-v-armii/ (проверено 23.03.2019).
ния властей и равновесие между ветвями власти определяли модель политической стабильности в Новое время.
По мнению авторов, существуют два основных противоположных подхода, определяющих критерии политической стабильности. Первый вытекает из либеральной традиции с идеей о том, что для политической стабильности необходим широкий и прочный общественный консенсус. Здесь речь идет о сильном гражданском обществе и его институтах, которые воздействуют на государство. Второй, консервативный подход связывает политическую стабильность с авторитетом государства и власти.
Т. Гоббс считал, что общество либо безоговорочно признает абсолютную власть государства, либо сползает к «естественному состоянию» - хаосу и войне всех против всех. Интересен тот факт, что политическую стабильность может гарантировать тоталитарный и авторитарный режимы. И тоталитарные коммунистические государства, и западные либеральные государства могут характеризоваться сильной и стабильной политической системой [Хантингтон 2004: 5].
Таким образом, политическая стабильность может достигаться как диктатурой государственной власти, так и развитием демократии при широком участии гражданского общества. Стабильность, достигаемая диктатурой государственной власти, как правило, не может быть долговременной. Стабильность на основе гражданского общества, развитых демократических институтов, как показала практика, более устойчива и долговременна.
Либеральный и консервативный подходы имеют свои преимущества и недостатки. Суммируя две противоположные идеологически разные позиции, можно утверждать, что сохранение и поддержание политической стабильности является главной задачей как институтов государства, так и институтов гражданского общества, к которым относятся и религиозные объединения.
Т. Парсонс считал, что «система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношения между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таково, что свойства и отношения, названные нами структурой, оказываются неизменными»1.
Американские ученые Г. Алмонд и Д. Пауэл указывали на корреляцию политической стабильности и взаимодействия структурных элементов политической системы и их ролей. Р. Миллс в работе «Властвующая элита» отмечал, что стабильность и развитие общества обусловлены тесным взаимодействием и солидарностью политического, экономического и военного институтов [Миллс 2007]. Природа взаимоотношений трех важных институтов вызвана общей заинтересованностью в обеспечении политической стабильности общества.
Таким образом, политическая стабильность связана с формированием, развитием и взаимодействием институтов политической системы общества, изменениями параметров социально-политических институтов и направлениями их совместной деятельности.
Уровни политической стабильности можно характеризовать как высокий, средний и низкий.
Высокий уровень политической стабильности характеризуется способностью социально-политических институтов общества и государства регулировать интересы и политические настроения различных социальных групп. На данном уровне происходит единение народа, армии и других силовых структур вокруг политического руководства страны, доминирование в общественном сознании идеи, что государственная власть стремится удовлетворять потребности соци-
1 Политическая стабильность как цель политического процесса. Доступ: http://txtb.ru/92/25.html (проверено 05.05.2019).
ума. Политическое руководство страны обладает большим авторитетом в вооруженных силах и других силовых структурах. В сознании большинства общества сохраняются духовно-нравственные принципы и нормы.
Средний уровень политической стабильности характеризуется лояльностью ведущих социальных групп общества экономическим и политическим реформам, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Вооруженные силы и другие силовые структуры выказывают свое доверие к государственной власти.
Низкий уровень политической стабильности характеризуется обострением социальных противоречий, экономическими проблемами населения, неспособностью руководства государства выполнять экономические и политические задачи, стоящие перед ним. Происходят протестные выступления различных социальных групп против действующего руководства страны, возникает недоверие армии и других силовых структур к представителям государственной власти. В сознании военнослужащих формируются протестные настроения. В обществе происходит падение моральных устоев и духовно-нравственных принципов.
Стоит отметить, что военно-политические отношения между государствами также оказывают свое воздействие на политическую стабильность общества. Своеобразие политической стабильности находится в зависимости от общественного баланса, интеграции социума на основе культуры, религии, традиций и ценностей, а также социально-политических интересов разнообразных социальных групп.
На наш взгляд, политическая стабильность - это устойчивое состояние политической системы общества, при которой сохраняется эффективное функционирование институтов государства и гражданского общества, обеспечивается защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Важным условием политической стабильности общества является лояльность вооруженных сил (армии) и других силовых структур по отношению к политическому руководству страны.
Противодействием политической нестабильности может выступать механизм взаимодействия Вооруженных сил Российской Федерации и традиционных религиозных объединений России, реализуемый в целях соблюдения прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедования, патриотического воспитания, защиты духовных основ военнослужащих и членов их семей, прогнозирования и нейтрализации социальных конфликтов в воинских коллективах, повышения идейно-нравственного состояния военнослужащих. Механизм военно-конфессиональных отношений способствует формированию воина-государственника, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей.
Для укрепления и сохранения политической стабильности в условиях взаимодействия религиозных объединений и Вооруженных сил РФ необходимо соблюдать следующие основные требования:
1) военно-конфессиональные отношения должны строиться на законных правах и интересах всех социальных групп военнослужащих;
2) военным священникам необходимо использовать духовно-нравственный потенциал религии в интересах военной безопасности России;
3) военно-политические органы Вооруженных сил РФ, отвечающие за взаимодействие с религиозными объединениями, должны результативно функционировать, предупреждая, выявляя и устраняя межэтнические и межконфессиональные конфликты в воинских коллективах.
Таким образом, опыт, накопленный традиционными религиозными объединениями России, может быть использован в сложной социально-политической
ситуации, когда дух индивидуальной экспансии в атмосфере распада прежних духовных и идейно-нравственных ценностей может привести к политической нестабильности всего российского общества.
Взаимодействие армии и религиозных объединений должно способствовать достижению гражданского мира, политической стабильности и военной безопасности.
Список литературы
Гегель Г.В.Ф. 1990. Философия права. М.: Мысль. 524 с.
Миллс Р. 2007. Властвующая элита. М.: Директмедиа Паблишинг. 844 с.
Хантингтон С. 2004. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс-Традиция. 480 с.
ARTEM'EV Aleksei Aleksandrovich, Lecturer at the Chair of Political Science, Military University of the Ministry of Defense of Russia (14 Bolshaya Sadovaya St, Moscow, Russia, 123001; [email protected]) FATYKHOV Shamil' Rinatovich, adjunct at the Chair of Political Science, Military University of the Ministry of Defense of Russia (14 Bolshaya Sadovaya St, Moscow, Russia, 123001; [email protected])
INTERACTION OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND RELIGIOUS ASSOCIATIONS AS A FACTOR OF POLITICAL STABILITY OF MODERN RUSSIAN SOCIETY
Abstract. The article describes the interaction of the Armed Forces of the Russian Federation and religious associations. Religious organizations of Russia, and the Russian Orthodox Church first of all, possessing great prestige in Russian society, can not only maintain their internal stable stability, but also, under certain conditions, strengthen the social and political stability of Russian society. The organic partnership of the state and traditional religious associations promotes political stability. Military-confessional relations are the factor in the political stability of modern Russian society. Keywords: political stability, political system, religious association, religious institutions, Russian Orthodox Church, Armed Forces of the Russian Federation, army