УДК: 322
АРТЕМЬЕВ Алексей Александрович, преподаватель кафедры информационного обеспечения, Военный университет Министерства Обороны РФ., Москва Россия aleksey-artemev@bk.ru
ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрены политические взаимоотношения Русской Православной Церкви и различных государственных структур. Дается оценка влиянию Церкви на современные Вооруженные силы Российской Федерации, на общественное и политическое сознание, в процессе формирования мировоззрения и социальных установок у военнослужащих и членов их семей, которые затем проявляются в политическом поведении граждан.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, православие, государство, влияние РПЦ на государство, политическое влияние, вооруженные силы, Российская армия, военное духовенство.
ARTEMYIEV Alexey Alexandrovich, Instructor/ Lecturer, Chair of Information (Data) Dispatching/ Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation., Moscow, Russia aleksey-artemev@bk.ru
INFLUENCE EXERTED BY THE RUSSIAN CHRISTIAN ORTHODOX CHURCH ON THE ARMED FORCES OF RUSSIAN FEDERATIONR
The paper considered political relations of the Russian Christian Orthodox Church with various government agencies. The study evaluated impact the Church exerted on the contemporary Russian Federation' Armed forces, on public conscience and political consciousness, in the process of shaping the Outlook and social attitudes in military men and women and their families, which then manifest themselves in the political conduct of citizens.
Keywords: Russian Christian Orthodox Church, Christian Orthodoxy, the state, influence of the Christian Orthodox Church to the State, political influence, the Armed forces, the Russian army, military clergy.
Стремление оказывать политическое влияние на государство и гражданское общество возникает у любой религиозной организации в различных странах мира.
Русское государство на всем протяжении своего более чем тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне Православной веры хотя включало в себя и другие конфессии [3].
Русская Православная Церковь является неполитической организацией, но Русская Церковь имела и имеет свою политическую позицию и видение в развитии, как Российского государства, так и Вооруженных сил Российской Федерации.
В результате чего Русская Православная Церковь является политическим субъектом, с политизированными связями, хотя современные официальные документы РПЦ это отрицают.
Восстановление симфонической модели церковно-государственных отношений в ее классической форме: византийской или российской допетровской - в наше время невозможно. Но вполне актуальной задачей ныне является устроение своего рода симфонии в отношении Православной Церкви и российского общества [1].
В настоящий момент в Вооруженных силах Российской Федерации резко увеличивается количество верующих военнослужащих, отождествляющих себя с православием.
Православие во все смутные времена играло мобилизирующую роль в России просто потому, что Русская Православная Церковь всегда была априори заинтересована в геополитическом единстве русского народа и Российского государства, когда оно оказывалось на грани распада [7].
21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации, поручил Министру обороны принять необходимые решения, направленные на введение в Вооруженных силах России института военного духовенства.
К принятию такого решения побуждала также и реальная обстановка в Вооруженных силах России. Опросы, проводимые Научно-исследовательским (социологическим) институтом Минобороны России в 2008-2009 гг. показали, что верующие люди составляют около 70% от числа всего личного состава. Все они граждане России, имеющие право на свободное исповедание своей веры и удовлетворение религиозных потребностей. Таким образом, решение главы государства создало условия для обеспечения конституционных прав военнослужащих [8].
На современном этапе Русская Православная Церковь широко использует такие эффективные методы влияния на верующих военнослужащих, как:
- пастырское окормление и религиозное просвещение военнослужащих и членов их
семей;
- совершение богослужений и обрядов на территории воинских частей и подразделений;
- на подведомственных территориях Минобороны России действуют православные храмы и часовни. Строятся новые войсковые храмы.
Пастырское окормление предполагает регулярное проведение занятий с военнослужащими по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания в соответствии с утвержденным планом работы с определением времени и места проведения занятий.
В связи с этим основная работа по подбору кандидатов на должности войсковых и флотских священнослужителей осуществляется Управлением по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом ВС РФ совместно с Отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Московского Патриархата, с которым налажено повседневное плодотворное сотрудничество. В настоящее время на штатной основе в войсках работают 132 священнослужителя, в том числе 129 православных, 2 мусульманина и 1 буддист [8].
Православные священники проводят встречи и воспитательные занятия с военнослужащими Российской армии и призывниками с целью благотворного влияния на поднятие патриотизма и качественную службу Отечеству.
Основными задачами военного духовенства являются:
- совершение богослужений и религиозных обрядов;
- духовно-просветительская работа;
- участие в мероприятиях, проводимых командованием по патриотическому и нравственному воспитанию военнослужащих (служащих) и членов их семей;
- оказание содействия командованию в проведении профилактической работы по укреплению правопорядка и дисциплины, предупреждению правонарушений, неуставных взаимоотношений и суицидальных происшествий;
- консультирование командования по религиозным вопросам;
- участие в формировании в коллективах отношений, основанных на нормах христианской морали;
- содействие формированию здорового нравственного климата в семьях военнослужащих (служащих) [5].
Для офицерского состава Вооруженных сил РФ и других силовых структур действует Центр духовного образования военнослужащих при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где офицеры
получают дополнительное высшее богословское образование. Многие офицеры после увольнения из Вооруженных сил становятся православными священниками или работают в структурах Русской Православной Церкви.
В качестве эффективного метода взаимоотношений Православной Церкви с молодым поколением и влияния на общество можно привести примеры обучения подрастающей молодежи будущих защитников Отечества в воскресных православных школах.
Русская Православная Церковь имеет свои типографии, издательства, творческие объединения и магазины реализации православной продукции, ориентированной на армейскую и патриотическую тематику.
Используя эти ресурсы, церковь может издавать печатную продукцию как массового (газеты и агитации), так и специализированного характера (монографии и книги). Причем решение о распространении такой печатной продукции в Вооруженных силах принимается Синодом или лично Патриархом Православной Церкви.
Православная церковь довольно широко использует государственные средства массовой информации для военно-патриотической и воспитательной работы в Вооруженных силах РФ.
Среди основных методов влияния на Российскую армию можно отнести специализированные богослужения и религиозные обряды с представителями руководящего состава Министерства обороны, церковные проповеди, интервью с военными православными священнослужителями, видеосюжеты показывающие взаимоотношения армии и Русской Православной Церкви, совместные религиозные церемонии и православные праздники в воинских частях и органах военного управления - все эти методы связей с общественностью часто используются для православного влияния как на военнослужащих, так и на все население страны.
Информационная работа Русской Православной Церкви проводится по следующим направлениям:
- создает позитивный имидж Русской Православной Церкви в Российской армии;
- дает своевременные, компетентные и понятные простому военнослужащему ответы на вызовы современного мира, в частности на проблемы этические, культурные, социальные;
- сотрудничает со светскими СМИ, создает информационные поводы, интересные офицерам и основной массе солдат, способствующие позитивному имиджу Православной Церкви в современной армии;
- разрушает негативные мифы о Православной Церкви, царящие в обществе и армии, раскрывает положительные процессы в реальной внутренней жизни Церкви, ее социальные инициативы на благо Российских вооруженных сил;
- создает епархиальные пресс-центры для тесного сотрудничества со светскими СМИ, специализирующимися на армейской тематике;
- улучшает качество церковных СМИ, развивает общецерковные, епархиальные и местные издания, радио и телепередачи, интернет-сайты для популяризации армейской службы среди подрастающей российской молодежи и всего населения страны;
- создает школы православной журналистики для подготовки кадров и повышения их квалификации для работы и освещения жизни воинских частей России;
- создает информационно-консультационные центры при духовных учебных заведениях или редакциях ведущих церковных СМИ для журналистов, пишущих на армейскую тематику;
- открыто обсуждает насущные церковные и армейские проблемы в СМИ с привлечением к такой дискуссии командного состава действующих воинских частей.
Следует заметить, что роль и значение влияния русского православия на Вооруженные силы в российском обществе оценивается неоднозначно в либеральных кругах.
Существует точка зрения на роль и влияние православия в армии, которая часто встречается в либеральных СМИ, о том, что религия - враг современной армии и является неким чужеродным телом.
Что касается правового статуса Русской Православной Церкви, то, поскольку особое значение Православной Церкви для России подчеркнуто в преамбуле к ныне действующему закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», нужно так усовершенствовать законодательную систему, чтобы соответствующее положение из преамбулы не оставалось только декларацией, чтобы законы влияли на законодательство и отражались как в конкретных правовых нормах, так и в реальной политике государства [1].
Можно сделать вывод о необходимости совершенствования правового регулирования деятельности всех религиозных объединений.
Политическая сила православия - предмет довольно опасный именно с точки зрения этой религии, которая на Руси никогда не знавала политики и ее честолюбия. Она не шла по воинственной стезе католичества или по пути протеста лютеранства, не брезговавшего оружием. Ее рычаг - духовный, но могущества непобедимого [2].
Таким образом, политическое решение руководства страны о возрождении института военного духовенства положило начало принципиально новому подходу в работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации.
Русская Православная Церковь играет значительную роль в культурном развитии и воспитании военнослужащего, а создаваемые Православной Церковью ценности духовного характера значительно обогащают не только светскую и религиозную, но и общечеловеческую культуру каждого военнослужащего.
Русская Православная Церковь оказывает значительное влияние на современные Вооруженные силы Российской Федерации, формируя мировоззрение и социальные установки у военнослужащих и членов их семей, которые затем проявляются в политическом поведении граждан.
Церковь оказывает влияние на общественное и политическое сознание, в том числе и на поведение военнослужащих.
Социальная и политическая роль Русской Православной Церкви оказывает определенное влияние на государство и обороноспособность Российской Федерации, степень ее влияния растет.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое право. - М., 2011.
2. Христолюбивое воинство // Российский военный сборник. - М.: Русский путь, 2006.
3. А. Трапезников. Православие в России и предстоятели церкви. - М., 2011.
4. Интернет-журнал // Вестник военного и морского духовенства http://kapellan.ru.
5. Официальный сайт Московского патриархата http://www.patriarchia.ru/.
6. Сайт Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами http://pobeda.ru/ob-otdele.
7. Портал «Единое отечество» http://www.otechestvo.org.ua.
8. Интернет-журнал // Вестник военного и морского духовенства http://kapellan.ru/voennomu-duxovenstvu-vooruzhennyx-sil-rossii-pyat-let.html.
REFERENCES
1. Protopriest Vladislav Tsypin. Canon law. - M., 2011.
2. Religous troops, the Russian military collection. - M.: Russian way, 2006.
3. Atropunicea. Orthodoxy in Russia and the heads of the Church. - M, 2011.
4. Internet magazine. Bulletin of the military and naval clergy http://kapellan.ru
5. The official website of the Moscow Patriarchate http://www.patriarchia.ru/
6. The website of the Synodal Department of the Moscow Patriarchate, in cooperation with the Armed forces and law enforcement agencies http://pobeda.ru/ob-otdele
7. Portal Single Fatherland http://www.otechestvo.org.ua
8. Internet magazine. Bulletin of the military and naval clergy http://kapellan.ru/voennomu-duxovenstvu-vooruzhennyx-sil-rossii-pyat-let.html