УГРОЗЫ ИБЕЗОПАСНОСТЬ
21 (258) - 2014
УДК 343.97
современные угрозы для российской государственности и экономической стабильности со стороны международного экстремизма и терроризма, поиск новых форм и методов противодействия
а.в. карпов,
доктор юридических наук, проректор Столичного института бизнес-технологий и управления E-mail: [email protected]
В.В. ЛОМАКИН,
кандидат юридических наук,
доцент Всероссийского института повышения
квалификации сотрудников МВД России
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены некоторые новейшие способы и возможности воздействия на политическую и экономическую стабильность в России со стороны международных фундаменталистских религиозных организаций и течений, а также новые формы и признаки проявления религиозного экстремизма и межнациональных конфликтов. Раскрываются теоретические и практические аспекты по совершенствованию всего комплекса мероприятий, направленных на недопущение дестабилизации обстановки и противодействие экстремистским силам как извне, так и внутри регионов Российской Федерации. Обосновывается необходимость системного использования идеологических, политических, правотворческих и правоприменительных методов для дальнейшего улучшения работы правоохранительных органов государства по противодействию экстремизму и терроризму.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, противодействие терроризму, террористическая
деятельность, фундаменталистские организации, правоохранительная деятельность, профилактика преступности
Мощный религиозный, политический и идеологический потенциал радикального экстремизма является одним из глобальных вызовов нормальному прогрессивному развитию общественно-политических отношений в современном мире, особенно в регионах Ближнего Востока и в странах с сильным влиянием фундаменталистских направлений религии. В то же время в последние несколько месяцев наметились тенденции к расползанию и распространению подобного потенциала и на восточноевропейские страны, в том числе традиционно, географически и исторически близкие к России.
Спецслужбы западных государств, а также религиозно-политические структуры некоторых мусульманских стран сформировали новый вектор экстремистской атаки и начали новую фазу активного воздействия на религиозные, социально-экономические и политические институты нашей страны и ее ближайших региональных союзников. При этом активно практикуется такая форма воздействия, как агрессивный миссионерский экспансионизм.
Широта размаха данного процесса и вовлечение в него все новых представителей различных национально-этнических и социальных групп позволили дестабилизировать политическую и экономическую ситуацию в Украине настолько, что молодая государственность ближайшего соседа России оказалась под угрозой распада и раздела на несколько новых, в том числе националистических, радикально-религиозных экстремистских государственных образований, активно разжигающих национальную и религиозную ненависть и вражду.
Крах украинской национальной экономики, долгое время паразитировавшей на транзите российских энергоресурсов, назревал давно, еще с 1990-х гг. Благодаря географическому расположению и хитроумно выстроенной политике (как казалось самим авторам этой политики) шантажа по поводу выбора между Таможенным союзом и Европейским союзом, выторговывания под этим предлогом выгодных условий, цен и кредитов краха удавалось избежать даже во второй половине 2000-х гг. (уже после того, когда на транзитную газовую трубу был поставлен надежный трехсторонний счетчик). В конце концов, терпение европейских и российских партнеров было исчерпано, и неспособность украинских национальных элит четко и однозначно определиться с моделью дальнейшего экономического развития привела государство и экономику в закономерный тупик.
Ситуацией не преминули воспользоваться не только доморощенные многочисленные экстремистские и откровенно террористические организации, но и международные подрывные центры, вовремя успев скорректировать направленность народного недовольства в направлении наиболее жесткого воинственного противостояния. В формате террористической деятельности, используя щедрую помощь влиятельных международных экстремистских центров, неофашистские и фундаменталистские организации моментально набрали политический вес. Более того, 22 марта с.г. съезд
движения «Правый сектор» выдвинул Д. Яроша кандидатом в президенты Украины (несмотря на то, что Д. Ярош объявлен в международный розыск по каналам Интерпола, в отношении него вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого заочно). Комментарии здесь, как говорится, излишни.
Следует признать явный провал внешнеполитического и внешнеэкономического курса российского руководства в отношении Украины, поддавшегося на очевидный шантаж и предоставившего значительные преференции в торговле и кредитовании явно непопулярных реформ. Нет сомнения, что происходящие сегодня события в восточных регионах соседнего государства в течение достаточно продолжительного времени будут оказывать непосредственное влияние на социально-экономическую ситуацию в приграничных регионах России и на российскую экономику в целом.
В этой связи нельзя не учитывать активизировавшуюся деятельность мусульманских фундаменталистских организаций и подрывных центров по всему миру, которые, безусловно, попытаются извлечь как можно большую выгоду для себя в целях дальнейшей дестабилизации политической и экономической ситуации и распространения нестабильности и межнационального противостояния на сопредельные страны, в частности, используя свое религиозное и идеологическое влияние на традиционно приверженные исламу диаспоры, проживающие в Украине и в приграничных с ней регионах России.
В складывающейся ситуации возрастает роль духовенства отдельных православных конфессий (например, Украинской православной церкви) как глобального политического и особенно религиозного фактора. Негативную роль в этом процессе продолжает играть радикально-религиозная идеология, которая проявляется в провокационных лозунгах в виде «религиозного национального возрождения».
Как показывают последние события в мире, накопленный тревожный опыт быстротечных «цветных» революций, особенно ливийский сценарий развития конфликта, фундаменталистские религиозные доктрины и догмы продолжают оказывать крайне негативное влияние на мировое и российское сообщество. Продолжает осуществляться духовное, нравственное и идеологическое развращение подрастающего поколения, что приобретает особенно
разрушительное значение в контексте деятельности националистических экстремистских банд, радикально настроенных группировок, отдельных вербовщиков, а также их негативного воздействия на социально-экономические и международно-правовые отношения.
Религиозно-идеологическая деятельность некогда экстремистского бандподполья сегодня стала открыто провозглашаемой и навязываемой государствам политической деятельностью высших органов власти, в том числе представительных и законодательных, но не только их. Происходившее достаточно продолжительное время коррупционное перерождение правоохранительных органов целого государства в этих условиях показало полную неспособность выполнять свои основные функции -обеспечивать интересы власти и общества, защиту конституции и соблюдение законности и государственной целостности, противостоять экстремизму и терроризму. Почти вся некогда величественно гордая полицейская машина поникла в страхе: или разбежалась, или встала на колени перед бандитами и террористами (причем в буквальном смысле, что транслировалось по украинскому телевидению), причем моментально перекрасилась в некое подобие им. Теперь уже ответственные должностные лица правоохранительных органов встали на службу террористическим группам и отдают приказы по передаче им оружия, боеприпасов, спецсредств и техники.
Таким образом, масштаб террористической угрозы, характер и формы ее проявления приобретают новые специфические черты. Теперь на сторону экстремистов и террористов переходят правоохранительные структуры, армия, средства массовой информации, церковь и государственный аппарат.
Основная новая специфика связана с масштабированием экстремистской активности и угрозой внезапного и масштабного (массового) применения террористических акций в любом месте и в любое время. Другая особенность - явное возрастание вероятности расползания бесконтрольно передаваемого бандподполью оружия, трансграничный его транзит, а следовательно, возможные еще более громкие теракты с использованием смертников и смертниц в крупных городах европейской части России, на объектах транспорта (метро, железная дорога, аэропорты и др.) и объектах жизнеобеспечения (ЛЭП, газопроводы, нефтепроводы и др.), в местах массового скопления людей (при проведении
праздничных, спортивных и культурных мероприятий), в образовательных организациях и крупных учебных центрах (вузах, колледжах, школах, молодежных спортивных центрах).
Применяются также акции устрашения, направленные на физическое устранение оппозиционных представителей органов государственной власти, сотрудников правоохранительных органов и религиозных деятелей традиционных религий, муфтията -«идейных врагов» экстремистов. К новой специфике религиозно-политической бандподпольной деятельности также относится активизация движения на Северном Кавказе по подстрекательству терроризма, финансированию терактов, созданию новых джамаатов, воспитанию и поддержке новых молодых «авторитетов» бандподполья, по сути являющихся никем не контролируемыми бандами вымогателей, убийц, разбойников и грабителей.
Отмечается явная тенденция постепенного перемещения молодежных этнических бандгруппировок из так называемых «постоянных мест дислокации» на Северном Кавказе в крупные города центральной части России (особенно в Москву и Санкт-Петербург). Иногда такое перемещение носит временный характер - «залетные» совершают громкие, резонансные преступления (не просто преступления с корыстной целью) и тут же возвращаются обратно под видом законопослушных граждан в целях отсидки, сокрытия следов и создания алиби. Но чаще всего этнические религиозные экстремистские молодежные группировки пытаются легализоваться на постоянной основе в крупных городах, создавая инфраструктуру и с помощью преступлений корыстной направленности (вымогательства, разбои, грабежи, кражи, мошенничество и фальшивомонетничество) формируя необходимые материальные условия для последующей быстрой переброски необходимого количества соратников для организации некоего подобия украинского «майдана».
Как показывает анализ криминогенной обстановки, менталитет некоторых российских правоохранителей (взять хотя бы недавний скандал в ГУЭБ и ПК МВД России, когда был освобожден от должности начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ Д. Сугробов) не намного отличается от особенностей менталитета украинской милиции. А значит, есть вероятность, что лекала украинского сценария уже примеряются некоторыми западными спецслужбами к российским условиям.
Крайняя жестокость и агрессивность совершаемых этническими молодежными бандгруппами тяжких и особо тяжких преступлений сочетается с фундаменталистской демагогией, переходящей в террористические методы противостояния обществу. При этом радикально-религиозные экстремистские провокации являются неотделимым фактором такой террористической деятельности.
Еще одна специфическая черта - это целенаправленное физическое устранение именно тех сотрудников правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с экстремистами и ликвидацией террористов. Сегодняшние акты терроризма в основном также направлены на тех руководителей и политиков, которые стоят на позиции единства России и ведут бескомпромиссную и довольно успешную идеологическую и силовую борьбу с террористическим и экстремистским бандподпольем.
Специфичным проявлением является и то, что тактические действия экстремистского бандподпо-лья в основном опираются на определенное безразличие и психологическую усталость городского населения крупных российских городов, постепенное привыкание к происходящим событиям. Во многом это объясняется ухудшением экономической ситуации в регионах, связанной в том числе с хаосом и беспорядками, происходящими в Украине, падением курса национальной валюты, повышением цен на основные группы товаров (продукты питания, бензин, услуги ЖКХ), растущими инфляционными ожиданиями, дальнейшим разрастанием экономического кризиса и безработицы.
При этом всеобъемлющая коррупция, особенно в органах региональной власти и местного самоуправления (проявляющаяся, например, в различных финансовых махинациях с федеральным и региональным бюджетом), ужасающий уровень социального расслоения, безработица в целом ряде регионов, дикая коммерциализация, отсутствие положительных идеалов и идеологического воспитания молодежи являются основными причинами, порождающими недовольство населения и формирование дополнительных условий криминализации общества.
Подобная ситуация, много лет не меняющая свой вектор, позволяет радикально-религиозным экстремистам и террористическим группировкам продолжать свою деятельность, направленную на раскол многонационального российского общества. Экстремисты расширяют свою социальную базу за
счет недовольных социальными условиями жизни в российских регионах, малообразованных и маргинальных слоев населения, а также социально активной молодежи.
При этом формы и методы вербовки экстремистами и террористами «пушечного мяса» продолжают изощренно совершенствоваться в связи с тем, что проводимая в последнее время борьба с противоправной деятельностью радикальных и религиозных организаций, иностранных и правозащитных фондов приносит свои плоды.
В связи с этим, как показывает практика, необходимо все более активно высылать из нашей страны и закрывать въезд для разного рода радикальных иностранных миссионеров и проповедников, запрещать создание и деятельность подозрительных иностранных фондов и НКО, привлекать к уголовной ответственности руководителей ваххабитских и салафитских партийных и общественных организаций. Это способно существенно подорвать финансовую и материально-техническую поддержку радикальных религиозных и этнических криминальных сообществ и экстремистско-террористи-ческого бандподполья, что положительно отразится на криминогенной и правоохранительной ситуации в нашей стране [2].
Таким образом, в процессе широкомасштабного наступления государственных и правоохранительных структур на радикальный религиозный и националистический экстремизм и фундаментализм необходима целенаправленная активная ликвидация всей материально-технической и идеологической инфраструктуры, а также запрет на функционирование средств массовой информации, подконтрольных экстремистским идеологам конфессий, сект и медресе, а также поддерживающих экстремистов банковских и кредитных организаций, коммерческих структур. Эта деятельность государственных органов и исполнительной системы государства может в разы сократить масштабы информационно-пропагандистской деятельности экстремистов и террористов в субъектах РФ [3, с. 93].
Однако сегодня российское общество, столкнувшись с новыми вызовами, будет продолжать испытывать на себе традиционное по форме и характеру деятельности враждебное экстремистское и террористическое военно-психологическое и идеологическое давление, при котором основной мишенью, как и прежде, являются внутренний социально-экономический надлом и разрушение
общественно-правовых и политических отношений в российском обществе.
В то же время в традиционные формы подрывной экстремистской деятельности теперь попытаются внедрить новое содержание. Содержание подрывной деятельности в отношении потенциала экономического роста, возможно, будет направлено на создание дополнительных препятствий идеологического и политического характера для транспортировки российского газа потребителям в Европе, для экономического сотрудничества с предприятиями восточной части Украины со стороны экстремистских банд, добившихся господства на западе и в центральной части Украины.
Сегодня подобная противоправная деятельность позволила заинтересованным экстремистским группам и организациям сформировать недееспособные политические и экономические элементы государственных и муниципальных институтов, подконтрольные западным и ближневосточным политическим и финансовым структурам.
Неспроста попытки российского политического руководства «поломать игру» западным спонсорам «коричнево-оранжевой» революции в Украине вызвали всплеск активности по применению экономических санкций против России и ее крупнейших экспортных компаний. Политика здесь оказалась тесно связанной с экономикой - вложенные в революцию миллиарды долларов и евро должны дать быстрый и многократно окупаемый результат.
Основным разрушительным оружием в этих планах являются проводимая радикально-религиозная деятельность и ведение террористических войн, главными координаторами являются многоуровневые агенты влияния, различные спецслужбы, некоторые правозащитные организации и НКО, коррупционеры и продажные чиновники, подчиненные одной цели и единой идеологии - идеологии бессовестной наживы. При этом в своей религиозно-радикальной и националистической деятельности организациями и группами используется «пушечное мясо» - различные фанатские группы, неформальные молодежные группировки, а также протестная и маргинальная молодежь из различных стран, а также из отдельных субъектов РФ.
Сегодня идеи радикально-религиозного и политического экстремизма и терроризма имеют широкое распространение во многих регионах нашей страны и, что особенно тревожно, в субъектах РФ с традиционно установившимися нормами исламской религии.
Практически во всех регионах с традиционно господствующей мусульманской религией, таких как Северный Кавказ, Республика Татарстан, Республика Башкортостан и в некоторых других субъектах РФ имеются серьезные предпосылки внутриконфессиональных и национально-этнических конфликтных ситуаций, которым, как правило, свойствен кровопролитный и вооруженный вектор развития.
Экстремистская и террористическая деятельность в данном случае может выступать как современное и жестокое орудие, как один из способов борьбы и противостояния национально-этнических общностей в нарастающих национально-этнических столкновениях, а также в условиях возрастающей мировой глобализации. При этом продолжают совершенствоваться различные формы и методы экстремистской деятельности некоторых национально-этнических групп и политических партий. В частности, путем использования целого ряда подконтрольных, формально нейтральных общественных организаций и движений при борьбе за голоса избирателей на региональных и муниципальных выборах, по итогам которых после получения мандатов в этих органах власти начинается публичное и информационное выдвижение идей по коренной трансформации существующей политической и экономической реальности [1, с. 190].
Отметим, что ранее оружием экстремистов или террористов могли быть пистолет, нож или бомба. При этом их действия носили все же локальный характер в границах определенного города, района, региона. На современном этапе развития и использования экстремисткой и террористической деятельности, как правило, может использоваться огромный арсенал политических, радикальных, социальных, экономических и других средств, а также вооружение и военная техника, взрывчатые вещества и устройства, химическое, биологическое и другое оружие, в том числе массового поражения.
Также, наряду с данными формами и видами экстремистской и террористической деятельности, сегодня широко используются различные научно-технические достижения современности. Например, компьютерные сети, различные средства массовой коммуникации, электронные деньги, спекуляции на фондовых и валютных рынках и др. В данной ситуации правоохранительные органы становятся бессильными в своей борьбе с этим злом, даже при широких полномочиях и возможностях спецслужб,
разведки, контрразведки и финансовой полиции. Развитие ситуации в Украине в ноябре 2013 - феврале 2014 гг. - наглядное тому подтверждение.
Таким образом, необходима выработка своевременного правоохранительного (оперативно-розыскного, технического и агентурного) противодействия преступной деятельности экстремистов и террористов, которая с каждым годом совершенствуется. При этом активно осваивается глобальное информационное пространство и ведется поиск возможностей использования новейших научных, технологических и технических достижений мировых масштабов с выходом в киберпространство. Сегодня следует признать, что законодательная, уголовно-правовая, оперативно-розыскная деятельность правоохранительных, следственных и иных силовых органов в этой сфере не будет приносить должного результата без поиска и внедрения инновационных методов и мероприятий и принятия нетрадиционных форм противодействия экстремистской и террористической киберпреступности.
Нужные решения в вышеназванных областях необходимо разработать и реализовать в кратчайший срок, в том числе по совершенствованию федерального и регионального законодательства, например закона об оперативно-разыскной деятельности, который необходимо поэтапно дополнять и изменять в соответствии со складывающейся общественно-политической и криминогенной обстановкой в субъектах РФ.
Система мер, направленных на противодействие радикально-религиозному и иным видам экстремизма и терроризма, должна представлять собой целый комплекс современных правотворческих, межведомственных правовых, правоприменительных, профилактических, технических, оперативно-розыскных и иных предотвращающих мероприятий. В этом контексте речь должна вестись о мероприятиях правоустанавливающего и правоприменительного характера, предусматривающих более серьезные уголовные санкции, связанные с противоправной деятельностью, в том числе в сети Интернет.
Проблемы, связанные с противодействием экстремизму и терроризму в сети Интернет остаются актуальными во многих странах мира и сами по себе являются действенными факторами воздействия на обеспечение национальной безопасности российского государства. Отсутствие необходимых государственных ограничительных мер в этой
сфере может иметь разрушительный потенциал для дальнейшего негативного развития ситуации в стране. Это обусловлено тем, что значительная часть населения России представляет собой разноплановое мультиэтническое общество, где важнейшей детерминантой политических и социальных потрясений продолжают оставаться существующие исторические, социальные, территориальные и иные противоречия, в том числе принадлежность к той или иной национально-этнической группе, клану или тейпу.
Сам по себе фактор принадлежности к той или иной национально-этнической общности не может негативно повлиять на социальное, экономическое и политическое развитие страны. Однако, как показывает изучение практики, при провоцируемых извне ситуациях, направленных на ухудшение национальных взаимоотношений, может возникать крайне негативное воздействие на общественные, социальные и политические институты, проявляемое в виде дискриминации по национальному признаку, развития этноэгоизма, различных этно-фобий и в виде кровопролитных межнациональных столкновений в отдельных районах, городах или субъектах РФ.
При этом в случае обострения общественно-политической или криминогенной обстановки исторические, социальные, экономические и иные противоречия, которые длительное время накапливались в регионах и муниципальных образованиях, создают предпосылки к появлению фактора поиска населением данного региона какой-то собственной этнической принадлежности и высокой исторической миссии. В данной ситуации первоочередную роль в обеспечении правопорядка и общественной безопасности в субъектах РФ начинают приобретать мероприятия по сохранению межконфессионального спокойствия.
Таким образом, национально-этническая принадлежность отдельных групп населения, проживающих компактно на определенной территории, наряду с неразрешенными социальными, экономическими и этнополитическими проблемами в субъектах РФ играют особенную роль и могут стать той самой каплей, которая в состоянии переполнить чашу нынешней весьма хрупкой национально-этнической и конфессиональной стабильности в нашей стране [6].
Наряду с этим, как отмечают специалисты, усилия, предпринимаемые государственными и
общественными институтами в области борьбы с экстремистской и террористической деятельностью, очень часто оказываются неадекватными остроте существующей проблемы [7, с. 186].
Следует признать, что действующее региональное законодательство часто отстает от федерального, в его нынешнем виде не приносит должного результата, ведь оно не в состоянии реально помешать распространению деструктивных религиозных процессов. Продолжают существовать определенные трудности в применении и толковании отдельных норм уголовного и административного законодательства в территориальных органах прокуратуры и следствия относительно лиц, задержанных за экстремистскую и националистическую деятельность. Основные усилия в правоприменительной деятельности должны быть нацелены на ужесточение мер уголовной ответственности за экстремистские правонарушения, в том числе за насильственные преступления в отношении руководителей и активных членов общественных организаций и религиозных объединений, а также за совершаемые ими противоправные деяния.
Также в некоторых субъектах РФ (как следует из результатов проведенного анкетирования более 500 сотрудников территориальных органов внутренних дел по субъектам РФ) отсутствует эффективная регламентация в таких ключевых направлениях и формах сотрудничества правоохранительных органов, как обмен оперативной информацией, совместное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов, финансирования экстремистских и террористических группировок. Например, запросы органов внутренних дел в Росфинмониторинг России в отношении подозреваемых в финансировании экстремистской и террористической деятельности исполняются крайне долго - до 6 мес., что говорит о явном отсутствии должной оперативности в работе подразделений по противодействию экстремизму, связанной с противодействием финансированию террористической деятельности в субъектах РФ.
Анализируя современные формы противодействия радикальным организациям, рассматривая в этой связи формирование религиозного экстремизма и террористическую деятельность в России, можно сказать, что данные противоправные проявления в основном представлены исламскими организациями ваххабитов и салафитов, являющи-
мися структурами международного фундаменталистского направления в суннитском исламе. Более того, данное направление является идейной основой некоторых правящих династий современных государств с клерикальным режимом.
Наряду с этим, анализ событий, связанных с этнополитическими конфликтами последнего времени, позволяет сделать вывод о возможной трансформации в направлении крайней радикализации даже некоторых православных конфессий, противопоставивших себя традиционной Русской Православной Церкви. При этом возрастает вероятность вовлечения в политическую жизнь страны религиозного фактора в виде православного духовенства таких конфессий.
Таким образом, необходимо отметить, что современные тенденции присутствия в религиозном или этническом конфликте преобладающего конфессионального и радикального компонента можно рассматривать как глобальную тенденцию [5, с. 233]. То есть современный этап этнорелигиозного противостояния, выливающегося в экстремистскую деятельность, созвучен с концепцией С. Хантингтона, изложенной в книге «Столкновение цивилизаций» [8].
Из этого следует, что дальнейшее развитие радикального и политического терроризма [проявляющегося, например, в запрете говорить на русском (или ином) языке] и национально-этнического и религиозного экстремизма является тревожным сигналом для нашего государства и всей его правоохранительной системы в целом, а также для тех государств, которые граничат с Российской Федерацией. Сегодня сформировался настоящий узел хитросплетений и острейших проблем, которые стали угрозой безопасности и территориальной целостности нашего государства. По мнению правоохранительных органов и экспертов, в настоящее время в Российской Федерации действуют несколько тысяч экстремистских организаций и групп.
При этом наиболее важным направлением противодействия негативным факторам, препятствующим стабильному развитию государства, должна являться идеологическая, политическая и религиозная работа. Введение финансовых санкций, ограничений, моратория на отдельные виды деятельности, уголовное преследование международных преступников-террористов, в том числе с использованием возможностей Интерпола и Европола, контртеррористические и специальные
операции, ограничение на въезд в Россию и выезд в зарубежные страны, проверки деятельности подозрительных правозащитных и иных организаций и многое другое - перечень этих средств и методов достаточно широк.
В современных условиях органам внутренних дел и специальным службам необходимо повсеместно внедрять в практику деятельности систему, позволяющую проводить автоматический анализ досье на террористов и экстремистов с актуальными данными об их связях, финансовом и ресурсном обеспечении, особенно на этапе планирования и подготовки террористических и экстремистских акций [4].
На современном этапе противодействия терроризму и экстремизму важнейшие источники противостояния находятся не в кабинетах руководителей правоохранительных органов и местной власти, а в гражданском обществе, национально-этнических группах, культовых и религиозных учреждениях, в соборах и мечетях, которые были и будут основой для формирования и эффективного функционирования институтов многонационального общества, включая противодействие идеологии саудитов, экстремистов и террористов.
Очевидно, что в ходе будущих научно-теоретических разработок и различных дискуссий по этим злободневным проблемам могут появиться новые идеи, взгляды и подходы к решению проблем противодействия экстремизму и терроризму, построению взаимовыгодных взаимоотношений с различными религиозными организациями, органами местного самоуправления и институтами государства, к анализу факторов и причин появления религиозного экстремизма и терроризма.
Список литературы
1. Исхаков В.Б. Политическая партия как инструмент противодействия политическому экстремизму // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. 752 с.
2. Литовченко В. Апраксин Двор зачистили по делу об экстремизме // Коммерсантъ. 2013. 11 февраля. № 24/П.
3. Ломакин В.В. Конституционно-правовое обеспечение равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. М., 2011.
4. Ломакин В.В., Карпов А.В. Роль органов государственной власти в противодействии религиозному экстремизму и национализму в субъектах Российской Федерации // Национальные интересы приоритеты и безопасность. 2012. № 26.
5. Мусаев З.М., Хатуев И.З. Противодействие экстремизму - наша общая задача // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. 752 с.
6. Наумкин В., Макаров Д. Исламский фактор в мировой политике и интересы России // Стратегия России. 2007. № 7.
7. Ханбабаев К.М. Вызовы экстремизма и терроризма на Северном Кавказе и эффективность противодействия // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. 752 с.
8. Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: Изд-во АСТ, 2003. 603 с.
Threats and security
THE INTERNATIONAL TERRORISM MENACE TO RUSSIAN STATE SYSTEM AND ECONOMIC STABILITY: A SEARCH FOR NEW FORMS AND METHODS OF COUNTERACTION
Andrei V. KARPOV, Vasilii V. LOMAKIN
Abstract
The article deals with some of the latest techniques and possibilities to influence the political and economic stability in Russia coming from international
fundamentalist religious organizations and movements, as well as new features and manifestations of religious extremism and ethnic conflicts. The authors reveal the theoretical and practical aspects directed at improvement
of the whole complex of measures aimed at preventing destabilization of the situation and countering the extremist forces from abroad and within the regions of the Russian Federation. The article substantiates the necessity of use of a system of ideological, political, law-making and enforcement techniques to further improve the performance of the state law enforcement agencies to counter extremism and terrorism.
Keywords: religious extremism, counter-terrorism, terrorist activity, fundamentalist organizations, law enforcement, crime prevention
References
1. Ishakov V.B. [A political party as a tool to counter political extremism]. Aktual 'nye problemy pro-tivodeistviia religiozno-politicheskomu ekstremizmu: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii [Urgent problems of countering religious and political extremism: Proc. All-Russ. Sci. and Practical Conf.]. Makhachkala, Lotos Publ., 2007, 752 p.
2. Litovchenko V.G. Apraksin Dvor zachistili po delu ob ekstremizme [Apraksin Dvor was mopped up with regard to case of extremism]. Kommersant, 2013, February 11, no. 24.
3. Lomakin V.V. Konstitutsionno-pravovoe obespechenie ravnopraviia i samoopredeleniia narodov Rossiiskoi Federatsii [Constitutional and legal groundwork for equal rights and self-determination of the people of the Russian Federation]. Moscow, 2011.
4. Lomakin V.V., Karpov A.V. Rol' organov go-sudarstvennoi vlasti v protivodeistvii religioznomu ekstremizmu i natsionalizmu v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii [The role of state government bodies in combating religious extremism and nationalism in the
Russian Federation]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2012, no. 26.
5. Musaev Z.M., Khatuev I.Z. [Countering extremism is our common objective]. Aktual'nye problemy protivodeistviia religiozno-politicheskomu ekstrem-izmu: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Urgent problems of countering religious and political extremism: Proc. All-Russ. Sci. and Practical Conf.]. Makhachkala, Lotos Publ., 2007, 752 p.
6. Naumkin V., Makarov D. Islamskii faktor v mirovoi politike i interesy Rossii [Islamic factor in the world politics and interests of Russia]. Strategiia Rossii -Strategy of Russia, 2007, no. 7.
7. Khanbabaev K.M. [Challenges of extremism and terrorism in the North Caucasus and the effectiveness of counteraction]. Aktual 'nye problemy protivodeistviia religiozno-politicheskomu ekstremizmu: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Urgent problems of countering religious and political extremism: Proc. All-Russ. Sci. and Practical Conf.]. Makhachkala, Lotos Publ., 2007, 752 p.
8. Huntington S. Stolknovenie tsivilizatsii [Clash of Civilizations]. Moscow, AST Publ., 2003, 603 p.
Andrei V. KARPOV
Institute of Business and Management, Moscow, Russian Federation [email protected]
Vasilii V. LOMAKIN
All-Russian Advanced Training Institute of MIA of Russia, Moscow, Russian Federation [email protected]