ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Г. А. Корнилов
взаимодействие субъектов оперативно-розыскной деятельности в целях противодействия транснациональной преступности
В статье рассмотрена совокупность основных признаков оперативно-розыскного взаимодействия, проанализирована сущность и дана характеристика его организационных форм. Разработаны предложения по совершенствованию оперативно-розыскного взаимодействия в целях противодействия транснациональной преступности.
Ключевые слова: оперативно-розыскное взаимодействие; классификация форм оперативно-розыскного взаимодействия; интернационализация социально-экономических и политических процессов; транснациональные преступные группы; криминальная миграция капитала.
В общественных науках (философия, социология, теория права, теория управления и др.) термин «взаимодействие» используется в тех случаях, когда с его помощью номинируются взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, состояние бесконечного сплетения связей и взаимоотношений личности, гражданина, общества и государства.
Там, где осуществляется групповая деятельность людей, направленная на достижение определенных совпадающих целей, возникает объективная потребность взаимного их действия [1; 2 и др.].
в соответствующих отраслях права и в юриспруденции в целом категория взаимодействия исследуется с учетом специфики содержания их предметов. теория оперативно-розыскной деятельности (ОРД) изучает проблемы взаимодействия в основном с позиции их структурно-содержательных характеристик в условиях реализации оперативно-розыскных функций обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также борьбы с преступностью. При этом акцент исследований сделан на спектр взаимоотношений субъектов ОРД с другими государственными структурами, вследствие чего ряд проблем взаимодействия не получил надлежащего научного обоснования.
Попытки разрешить противоречия формулировкой универсальной дефиниции термина «взаимодействие» не устранили представление о том, что определение взаимодействия ограничено рамками понимания органами внутренних дел (овД) борьбы с преступностью и обязательности его основы на законах и подзаконных актах.
Следует отметить, что большинство исследователей давали свои формулировки, исходя из имевшейся практики, еще до выхода в свет Федерального закона
от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД») или на начальном этапе его действия. Преобладание в них интересов органов МВД России связано с тем, что тогда агентурно-оперативная работа осуществлялась всего двумя субъектами - МВД и КГБ - и рассматривалась как средство уголовного процесса. В настоящее время ОРД занимаются семь субъектов, а их деятельность стала затрагивать кроме уголовного процесса административное (в том числе таможенное) и антикоррупционное направления наряду с выявлением угроз безопасности государству [3, ст. 7; 8; 15].
При определении содержания понятия «взаимодействие» были выявлены дополнительные признаки: деятельность «равноправных структурных подразделений и служб по совместному решению стоящих перед ними задач»; «обеспечение информацией, представляющей оперативный интерес»; «использование данных, полученных оперативно-розыскным путем» [4; 5, с. 14; 6].
Отдельные авторы в содержание понятия «взаимодействие» включают систему принципов, на которых оно строится, а затем формулируют определение термина, его номинирующего, которое отражает наиболее существенные признаки понятия. Под взаимодействием они понимают сотрудничество, основанное на общности цели и выражающееся в организации и использовании наиболее рациональных форм сочетания сил, средств и методов, присущих компетентным субъектам.
Полагаем методически обоснованным философский подход к определению термина «взаимодействие» как групповой деятельности людей, направленной на достижение определенных совпадающих целей и вызывающей объективную потребность их взаимного действия, сущность которой можно раскрыть посредством следующих системообразующих признаков:
- общность целей и задач, решаемых субъектами ОРД (таможенных органов), с другими правоприменительными органами, обеспечивающими экономическую безопасность страны. Кроме субъектов ОРД это иные государственные правоохранительные органы, межведомственные инспекции и счетная палата; органы субъектов РФ, местной и судебной власти; юридические лица, хозяйствующие субъекты; общественные организации; средства массовой информации; правоохранительные органы других государств;
- согласованность мероприятий и действий субъектов правоприменения при выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений (в таможенной сфере) в форме совместной деятельности при решении конкретных оперативно-тактических задач взаимодействия;
- паритетность взаимодействия, которая выражается в равенстве участвующих в нем субъектов, при необязательности их прямого подчинения друг другу, при единстве целей и задач борьбы с противоправными проявлениями;
- динамичность, которая заключается в непрерывном планово организованном процессе согласования этапов работы, наращивании эффективности тактических приемов борьбы с преступностью;
- персональная ответственность взаимодействующих субъектов, которая означает равенство, индивидуальность ответственности за результаты проводимых согласованных мероприятий.
Совокупность рассмотренных признаков позволяет сформулировать следующее определение: взаимодействие - это такая организационная форма
деятельности, которая основывается на общности целей и задач, определяемых правовыми нормами, согласованная по времени и месту функционирования компетентных субъектов по рациональному применению имеющихся в их распоряжении сил, средств и методов для своевременного выявления, предупреждения и раскрытия совершаемых преступлений, обеспечения безопасности его участников. На наш взгляд, такое определение создает научную основу системного подхода к решению профессиональных задач взаимодействующими субъектами.
Изложенный методологический подход к сущности понятия «взаимодействие» позволяет все многообразие его организационных форм классифицировать по трем родовым признакам: 1) внутриведомственные; 2) межведомственные; 3) международные.
Такая классификация не противоречит мнению ведущих теоретиков и экспертов. Так, профессор В. А. Жбанков считает, что таможенные органы реализуют правоохранительные функции разнообразными способами, среди которых можно выделить осуществление ОРД, организацию взаимодействия между подразделениями таможенных органов с подразделениями иных правоохранительных органов РФ и учреждениями других ведомств, а также с правоохранительными органами и иными организациями зарубежных стран [7, с. 113-116].
Внутриведомственное взаимодействие оперативно-розыскных подразделений (ОРП) таможенных органов с другими подразделениями представляет собой сложную структурную подсистему, охватывающую субъектов различной функциональной специализации:
- первую классификационную группу составляют подразделения и службы, наделенные функцией ОРД в борьбе с преступностью. Это может быть взаимодействие между ОРП внутри таможенного органа, а также по вертикали и горизонтали (ОРП других таможенных подразделений, Региональное оперативно-поисковое управление, Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры);
- вторую классификационную группу субъектов внутриведомственного взаимодействия составляют подразделения таможенных органов, осуществляющие дознание по делам о преступных посягательствах в таможенной сфере, не требующих предварительного следствия или относящихся к категории смешанной подследственности;
- третью классификационную группу субъектов внутреннего взаимодействия составляют все другие службы и подразделения таможенных органов РФ, объединенные общностью их целей и задач как органов исполнительной власти, реализующих непосредственно государственную политику в области таможенного дела и осуществляющих в пределах своих полномочий государственное управление данной сферой общественных отношений [8, с. 118-157].
Межведомственное взаимодействие ОРП предполагает согласование стратегии и тактики выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в сфере таможенного дела с теми субъектами, которые по своим полномочиям в той или иной степени имеют возможность содействовать выполнению правоохранительной функции государства.
К наиболее близким по целевому предназначению и частоте проведения согласованных действий взаимодействующими субъектами можно считать следующие ведомственные структуры: Федеральную службу безопасности (ФСБ России) с ее
пограничной службой; Министерство внутренних дел РФ (МВД России); Федеральную налоговую службу (ФНС России); Службу внешней разведки РФ (СВР России) и др. Для повышения эффективности выявления, пресечения и раскрытия преступлений в сфере таможенного дела имеются все основания использовать потенциальные возможности хозяйствующих субъектов, государственных и ведомственных контролирующих подразделений и служб.
Проблемам межведомственного взаимодействия при осуществлении ОРД уделяли внимание российские ученые и практики таможенного дела. Так, А. Ю. Козловский выделяет взаимодействие на различных уровнях: министерств и ведомств, подразделений центральных аппаратов, региональных управлений, территориальных органов. он же приводит перечень основных форм взаимодействия: совместный анализ и мониторинг оперативной обстановки и планирование; законотворческая и нормотворческая межведомственная деятельность; совместное проведение мероприятий; обмен опытом и совместное обучение сотрудников [9].
оказание взаимопомощи таможенными органами РФ базируется на выполнении фискальной и правоохранительной функций, зачастую ориентированных на использование полученных от зарубежных таможенных служб ответов на международные запросы.
Ряд авторов говорят о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей сотрудничество с зарубежными странами, начиная с разработки инструкции о порядке подготовки международных запросов.
тем не менее международные нормативные акты не препятствуют таможенным органам РФ активно применять инструменты оРД в борьбе с преступностью. Сыскная деятельность ОРП таможенных органов, осуществляемая с использованием специальных сил, средств, форм и методов, является основным видом деятельности таможенных органов РФ в борьбе с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей и иных противоправных деяний, что позволяет собирать материалы, необходимые для формирования уголовно-процессуальных доказательств.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об ОРД» право осуществления сыскной деятельности имеют семь государственных органов. оРП таможенных органов практически взаимодействуют с каждым из них: МВД России, ФСБ России, Федеральной службой охраны, СВР России, Федеральной службой исполнения наказания, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. С одной стороны, общность задач оперативных подразделений, а с другой - различия в ведомственной принадлежности и компетенции, зачастую их территориальная разобщенность предопределяют необходимость взаимодействия с тем, чтобы в общегосударственном масштабе ими эффективно выполнялись задачи борьбы с преступностью.
Международное взаимодействие. Всесторонний анализ криминальной ситуации показывает, что преступность в России все больше приобретает транснациональный характер. таможенные органы РФ находятся в состоянии стабильного противодействия с хорошо подготовленной криминальной системой.
В преступных комбинациях по незаконному ввозу-вывозу товаров, уклонению от уплаты таможенных платежей, невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте участвуют десятки коммерческих структур, расположенных вдали от пропускного пункта либо за рубежом.
Преступность имеет три уровня проявления: глобальный (всемирный), региональный, национальный, которые могут иметь существенные отличия [10].
Для эффективной борьбы с преступными проявлениями в сфере таможенного дела жизненно важна организация международного сотрудничества с правоохранительными ведомствами различных стран. На международное сотрудничество по борьбе с преступностью оказывает влияние множество объективных факторов:
- интернационализация социально-экономических и политических процессов и фактическая открытость границ, что позволяет, например, рыбакам сбывать улов в районе промысла без таможенного и пограничного оформления;
- нарастающая активность деятельности транснациональных преступных групп и сообществ, действующих как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья;
- возрастание степени коррумпированности должностных лиц, злоупотреблений и нарушений законности;
- отставание правовой базы международной правоохранительной деятельности от реальных процессов, происходящих в правоохранительной практике России и взаимодействующих государств.
В сфере ОРД взаимодействие проявляется в обмене информацией, полученной из непроцессуальных источников, о наличии фактических данных о коммерческих структурах, поддерживающих криминальные связи с транснациональными преступными организациями; обмене штатными должностными лицами для проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и тактических операций по документированию преступных действий разрабатываемых; оперативно-розыскном обеспечении государственной защиты субъектов ОРД и участников уголовного процесса и др.
Так, многообразие видов таможенных пошлин, налогов и сборов, способов их расчета и уплаты, а также сложный порядок их правового регулирования позволяют недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) использовать эти факторы для осуществления противоправной деятельности [11, с. 103].
Практика таможенных органов также показывает, что криминализация сфер экспортного перемещения нефти характерна и для государств-членов Таможенного союза. Выявлены, например, факты, когда даже беспошлинная поставка предназначенной для переработки в Казахстане российской нефти проходит таможенную процедуру экспорта как «остатки от переработки нефти» и направляется в третьи страны. Используется схема реэкспорта в связи с тем, что в Казахстане действуют ставки вывозных таможенных пошлин, в два-три раза меньшие, чем российские [12]. Естественно, что указанные и другие преступные схемы, используемые недобросовестными участниками ВЭД, распространяются на множество материальных ценностей, перемещаемых в сферах экспорта-импорта. Для их выявления, документирования и пресечения необходимо владеть не только методиками экономико-правового анализа или методами ОРД, но и иметь надежное партнерство как на межведомственном, так и на международном уровне.
Начало функционирования Единого экономического пространства и Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и иных международных договоров повлияли на правовой статус таможенных органов. При этом, как полагают ученые Российской таможенной академии, необходимо
сохранять и развивать взаимодействие с иностранными таможенными администрациями и международными организациями [13].
В международной системе правового регулирования значительная роль отведена актам Европейского союза, в которых взаимное содействие таможенных служб рассматривается в качестве эффективного инструмента борьбы с транснациональной преступностью в таможенной сфере. Нередки ситуации, когда возникает необходимость раскрывать правонарушения «по горячим следам» или проводить оперативно-розыскные действия и мероприятия на территории другого государства, для чего должны создаваться международные оперативно-следственные группы. Правовое регулирование выполнения обязательств в рамках межправительственных и межведомственных договоров о сотрудничестве в таможенных делах осуществляется на основании Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». По мнению Д. А. Постновой, многие международные правовые акты допускают такие направления и формы международного сотрудничества, которые не предусмотрены для таможенных органов РФ внутренним законодательством [14, с. 9].
наряду с законным ростом доходов населения получает развитие тенденция роста незаконных доходов, большая часть которых вывозится за пределы России с целью их невозврата [15]. При этом исследования специалистов показывают, что трансграничное перемещение криминального капитала напрямую связано с последующей его легализацией и наличием транснациональных преступных организаций [16, с. 4]. Под капиталом здесь понимается все, что способно приносить доход от производства товаров и услуг [17, с. 14]. Это явление характеризуют:
- трансграничность - перемещение капитала через таможенную границу страны-донора и таможенную границу государства-реципиента;
- бессрочность - капитал перемещается без обязательства возврата его в страну-донор;
- невозвращение дивидендов от вывезенного из страны-донора капитала.
Криминальная миграция капитала позволяет лицам, ее осуществляющим,
уклониться от уплаты налогов и других обязательных платежей; снизить инвестиционные риски, защитить себя от инфляции и падения национальной валюты; легализовать доходы.
Часть деяний, связанных с криминальной миграцией капитала, образует состав деяний, влекущих уголовную ответственность, а иные - гражданскую или административную. Однако все они вызывают общественно опасные последствия для России, такие как: углубление инвестиционного кризиса; снижение эффективности экономической политики; криминализация экономики; влияние на валютный курс и состояние валютного рынка; влияние на формирование доходной части бюджета; снижение возможности государства обслуживать государственный долг; ограничение эффективности трансакций и др. [18, с. 80-87].
таким образом, рассмотренные проблемы взаимодействия в предупреждении, пресечении и раскрытии преступных посягательств в сфере таможенного дела позволяют определить первоочередные меры, способные активизировать борьбу с транснациональной преступностью. К ним следует отнести:
- дополнение национальных и международных правовых актов определениями термина «международные оперативно-следственные группы»;
- обеспечение легитимного пребывания представителей одного государства на территории другого государства для совместного проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий, направленных на установление состава преступления и лиц, его совершивших, исходя из законодательства страны-инициатора или страны гражданства подозреваемых;
- признание процессуальных норм национального законодательства запрашиваемой страны при исполнении запросов, в том числе электронных форм представления материалов (опросов и допросов свидетелей, копий финансовых и бухгалтерских документов, заключений экспертиз и др.).
Использованные источники
1. Борантазиев У. К. Координация и взаимодействие в деятельности оперативных подразделений таможенных органов. М., 1996.
2. Голубев Н. А. Основы информационного взаимодействия уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003.
3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». М.: Проспект, 2012.
4. Милюткин В. А. Организация взаимодействия отраслевых служб ОВД в профилактике преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976.
5. Клюйко А. Н. О понятии взаимодействия следователя органов внутренних дел и органа дознания // Труды Киевской высшей школы МВД СССР. Киев, 1978.
6. Цалко А. В. Об организации борьбы оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России с транснациональными организованными группами // Оперативник (сыщик). 2009. № 4 (21). С. 26-30.
7. Жбанков В. А. Задачи, содержание и направления правоохранительной деятельности таможенных органов // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2009.
8. Козловский А. Ю. Правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.
9. Козловский А. Ю. Использование результатов ОРД в расследовании преступлений в сфере таможенного дела: монография. М.: РИО РТА, 2007.
10. Ведерников О. Н. О состоянии преступности в стране и мире, криминалистике и антиглобализме // Российский криминологический взгляд. 2005. № 2.
11. Козловский А. Ю. Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.
12. Дударец М. А. Изучение оперативной обстановки в целях организации противодействия преступлениям при перемещении нефти и нефтепродуктов через таможенную границу Таможенного союза // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 1. С. 105-107.
13. Рыльская М. А., Боброва О. Г. Правовое регулирование оказания взаимной административной помощи таможенными органами государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: монография. М., 2012.
14. Постнова Д. А. Развитие теоретико-правовых и организационных основ международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при выявлении и расследовании таможенных преступлений: дис. . канд. юрид. наук. М., 2006.
15. Прокудин А. А. Утечка капиталов из России: просчеты ВСФР // Таможенное дело. 2006. № 2.
16. Слюнява И. Н. Криминальное перемещение капитала: характеристика и социальный контроль. М.: Высшая школа, 2003.
17. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996.
18. Евстигнеев А. С., Слюняев И. Н. Криминальная трансграничная миграция капитала // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование. М., 2009.
В. Г. Макаренко
совершенствование порядка назначения экспертизы оружия должностными лицами таможенных органов
В данной статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с назначением экспертиз различных видов оружия в экспертно-криминалистические подразделения таможенных органов, а также предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова: холодное оружие; огнестрельное оружие; эксперт-баллист; специальные знания; судебная баллистическая экспертиза; заключение эксперта.
Динамичный рост преступности и постоянно меняющиеся способы совершения преступлений с использованием оружия обусловливают необходимость совершенствования противопоставляемых криминалистических средств и методов борьбы с ними. Пресечению подобных видов общественно опасных деяний способствуют своевременное обнаружение и последующее достоверное и объективное исследование объектов совершения преступлений и их следов. Оружие, в том числе холодное и метательное, с использованием которого совершаются преступления, во многих случаях проникает в страну незаконным путем. Следует отметить значимую роль таможенных органов в процессе недопущения проникновения на территорию РФ различных видов оружия.
Процесс доказывания виновности лица по такой категории дел, как контрабанда огнестрельного оружия, является достаточно сложным. Почти каждый экземпляр оружия, фигурирующий в уголовных делах подобного рода, становится объектом экспертного исследования, в том числе и с целью решения вопроса об относимости предмета к оружию. Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях роль эксперта в доказывании по делам о таможенных преступлениях возрастает в связи с использованием при подготовке, совершении и сокрытии преступлений новейших технических достижений, в том числе в сфере информационных технологий; применением организованными преступными сообществами (нередко имеющими транснациональный характер) отлаженных схем преступной деятельности; наличием угроз со стороны криминального мира в отношении участников процесса; оказанием серьезного противодействия субъектам доказывания со стороны защиты [1]. Возникающие вопросы об отнесении того или иного предмета к оружию рассматриваются криминалистическим оружиеведением.
Криминалистическое оружиеведение - это отрасль криминалистической техники, изучающая различные виды оружия, боеприпасов, взрывных устройств