Д. Н. Федоренко
ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ФАКТОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ
В статье проанализировано законодательство России, государств - членов Таможенного союза и ряда стран СНГ - членов Всемирной торговой организации, регламентирующее проведение оперативного эксперимента, направленного на выявление и пресечение взяточничества. На основе проведенного анализа предложено авторское определение оперативного эксперимента и разработан алгоритм совместного проведения этого оперативно-розыскного мероприятия силами оперативно-розыскных подразделений таможенных органов.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативный эксперимент; взяточничество; Таможенный союз; оперативно-розыскные подразделения; взаимодействие; алгоритм совместных действий.
Взяточничество является одним из наиболее опасных «коррупционных» преступлений, так как оно наносит существенный ущерб системе управления как таможенными органами, так и государством в целом, дискредитирует власть в глазах общественности, дезорганизует экономику. Поэтому основные усилия подразделений по противодействию коррупции (далее - ППК) таможенных органов России должны быть направлены на борьбу с данным преступлением. Наиболее эффективным средством для этого являются организация и проведение оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ) «оперативный эксперимент» [1-4 и др.].
Анализ работ В. Г. Боброва, А. Ю. Козловского, А. Н. Козырина, Л. Е. Меркуловой, С. И. Захарцева, П. И. Иванова, Е. С. Лапина, М. А. Фомина, А. Н. Ха-ликова, В. В. Черникова, А. Ю. Шумилова и других ученых, а также исследования проблем противодействия коррупции в таможенных органах [5-8] показали, что целесообразно выработать единый межведомственный подход к организации и проведению оперативного эксперимента.
В настоящее время отечественные таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) в условиях Таможенного союза и членства России во Всемирной торговой организации (далее - ВТО), что требует качественно нового подхода к организации ОРД и проведению оперативного эксперимента в сложившихся условиях.
Анализ материалов юридической практики и научных трудов показывает, что оперативные эксперименты ППК таможенных органов России в условиях Таможенного союза могут осуществляться как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими национальными правоохранительными органами (спецслужбами) дальнего и ближнего зарубежья.
Проведение оперативного эксперимента в целях противодействия взяточничеству достаточно полно и убедительно отражено в трудах ученых [1-4; 9; 10, с. 63 и др.], однако особое внимание необходимо уделить этапу передачи результатов ОРД, составляющих государственную тайну.
Д. Н. Федоренко
Оперативный эксперимент имеет три стадии организации: подготовитель-
1
ную, основную и заключительную, а инициатором взаимодействия при проведении названного мероприятия на любой из перечисленных стадий могут быть как ППК таможенных органов, так и иные правоохранительные органы России, поэтому организовывать взаимодействие со следственными органами целесообразно на всех стадиях проведения данного ОРМ. Это позволяет правильно сформировать материалы для собирания доказательной базы, строго соблюдая принципы ОРД и уголовного процесса.
При проведении оперативного эксперимента взаимодействие с оперативными подразделениями ФСБ и МВД России может быть организовано по инициативе ППК таможенных органов либо подразделений этих субъектов ОРД. В этом случае возникают закономерные вопросы о санкционировании данного ОРМ, кто выносит постановление на проведение оперативного эксперимента и сколько должно быть постановлений. Кроме того, может сложиться ситуация, когда непосредственно в оперативном эксперименте участвуют оперативные сотрудники одного органа, а другие выполняют вспомогательные функции по обеспечению проведения данного ОРМ.
Полагается, что если непосредственно в совместном оперативном эксперименте участвуют оперативные сотрудники разных ведомств, то необходимо выносить постановления каждому руководителю органа, осуществляющего ОРД, а при необходимости получения судебной санкции - представлять материалы в суд совместно с каждым из этих субъектов ОРД. В рамках совместного плана проведения оперативного эксперимента иногда целесообразно разделить функции оперативных сотрудников каждого ведомства, возложив на одно ведомство, например, само проведение оперативного эксперимента, а на другие - его организационное сопровождение, обеспечение режима конспирации, при необходимости блокирование места проведения ОРМ и т. д.
Постановление о представлении в следственный орган результатов ОРД выносится руководителем органа инициатора ОРМ в том случае, если взаимодействующие подразделения выполняли вспомогательные функции и в документировании результатов ОРД участие не принимали, либо всеми руководителями взаимодействующих органов при активном участии оперативных сотрудников данных органов в оперативном эксперименте. Данными принципами целесообразно руководствоваться и при вынесении постановлений о рассекречивании результатов ОРД. В дальнейшем, после возбуждения уголовного дела, с целью формирования ведомственной отчетности ППК таможенных органов направляют в установленном порядке в вышестоящие подразделения Управления по противодействию коррупции ФТС России специальное сообщение и копию постановления о возбуждении уголовного дела. Аналогичный порядок существует и в ФСБ России. В МВД России учет выявленных преступлений осуществляется на основании статистических карточек установленного образца [11].
1 Как правило, на подготовительной стадии осуществляются планирование, оформление необходимых документов, получение санкций, а при необходимости и организация взаимодействия с другими оперативно-розыскными органами, на основной - действия по определению истинных намерений лица, попавшего в поле зрения ППК, на заключительной - оформление необходимых документов, направление материалов в следственные органы для принятия процессуального решения по существу полученных и задокументированных в процессе ОРМ фактических данных.
В условиях Таможенного союза круг взаимодействующих субъектов в процессе проведения оперативного эксперимента может быть существенно расширен за счет правоохранительных органов государств - членов Таможенного союза.
В Республике Беларусь ОРД осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которым оперативные подразделения таможенных органов имеют право проводить оперативные эксперименты. Под оперативным экспериментом при этом понимается искусственное создание обстановки, максимально приближенной к реальности, с целью вызвать определенное событие либо воспроизвести событие или провести определенные опыты в полностью управляемых условиях и под контролем органа, осуществляющего ОРД, с вовлечением лица, в отношении которого имеются данные о противоправной деятельности, без уведомления его об участии в оперативном эксперименте в целях подтверждения совершения данным лицом противоправных действий, а также предупреждения, выявления, пресечения менее тяжкого преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности, общественной безопасности и здоровья населения, тяжкого, особо тяжкого преступления или преступления, могущего нанести вред национальной безопасности. При этом проведение оперативного эксперимента, ограничивающего конституционные права граждан на неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, допускается только с санкции прокурора или его заместителя на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего ОРД (ст. 13).
Следовательно, названное ОРМ может быть проведено только в целях предупреждения, выявления, пресечения менее тяжкого преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности, общественной безопасности и здоровья населения, тяжкого, особо тяжкого преступления или преступления, могущего нанести вред национальной безопасности, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и только с санкции прокурора или его заместителя.
Таможенные органы Республики Казахстан являются субъектом ОРД и осуществляют ее на основании Закона Республики Казахстан от 15.09.1994 № 154-Х111 «Об оперативно-розыскной деятельности», который не предусматривает такое ОРМ, как оперативный эксперимент. По нашему мнению, аналогом оперативного эксперимента может выступать ОРМ «применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность», которое рассматривается как «общее»1, а таможенные органы Республики Казахстан правомочны при необходимости применять названное ОРМ.
Анализ международных нормативных актов, регламентирующих межгосударственное сотрудничество в сфере таможенного дела и применение правоохранительными органами ОРД в борьбе с преступностью, показывает, что правовые основания для проведения ОРМ «оперативный эксперимент» или его аналога, а также использования результатов ОРД в уголовном процессе имеются. Они изложены, прежде всего, в ст. 11 Модельного закона СНГ «Об оперативно-розыскной деятельности» и в ряде международных, в том числе двухсторонних,
1 Общее ОРМ - совокупность связанных единым тактическим, стратегическим замыслом действий органов, осуществляющих ОРД, направленных на решение задач данной деятельности.
2 Все государства - члены Таможенного союза (Россия, Беларусь и Казахстан) являются членами СНГ.
118 -
вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013
д. н. Федоренко
договоров, например в п. 1.4 ст. 1 Протокола о сотрудничестве между таможенными службами государств - участников соглашений о Таможенном союзе в области обеспечения собственной безопасности от 08.12.1998.
Так, в законодательстве, действующем в рамках Таможенного союза, правовые предпосылки для проведения многоэтапного оперативного эксперимента на территориях разных стран имеются, а первичная информация, в том числе заявление о факте вымогательства взятки, может быть получена как уполномоченными органами страны, где планируется первая фаза совершения коррупционного преступления, так и страны, где планируется данное деяние продолжить.
Рассмотрим следующий пример. На территории России некое должностное лицо таможенного органа за определенное вознаграждение собирается осуществить таможенную операцию с нарушением установленного порядка с целью занижения таможенных платежей участника ВэД. Допустим, что в ходе проверки полученной информации стало известно об оплате ему за это пребывания в одном из домов отдыха на территории Республики Беларусь. В этом случае для получения достоверной информации о планируемом преступлении и его документирования в целях использования в уголовном процессе оперативный эксперимент должен быть проведен как на территории России, так и Республики Беларусь.
Руководителем оперативно-розыскного подразделения (далее - ОРП) российского таможенного органа, получившего информацию, проводится анализ поступивших оперативных данных и принимается решение об информировании и организации совместных мероприятий с взаимодействующим субъектом ОРД Республики Беларусь. Далее в установленном порядке направляется запрос с предложением об организации совместного оперативного эксперимента, но в связи с тем, что время на принятие решения может быть ограничено, в запросе целесообразно оговаривать также возможность и способы обмена информацией по линиям закрытой и открытой связи. При получении положительного ответа организуется совместная рабочая встреча и оформляется план проведения оперативного эксперимента с четким разделением функций и задач на каждом его этапе, который утверждается соответствующими руководителями. При необходимости руководители органов, осуществляющих ОРД, могут делегировать некоторые свои права конкретным представителям сторон, участвующим в рабочей встрече.
В целях проведения оперативного эксперимента руководителями взаимодействующих ОРП выносятся постановления о проведении оперативного эксперимента в соответствии с национальными законодательствами, осуществляется документирование переговоров заявителя и должностного лица с целью фиксации факта вымогательства взятки, условий, выдвигаемых вымогателем. Результаты документирования с использованием разрешенных законодательством технических средств оформляются в установленном порядке для дальнейшего использования их в уголовном процессе. После пересечения объектом оперативной заинтересованности госграницы сотрудники взаимодействующих ОРП России и Республики Беларусь продолжают наблюдение и документирование противоправных действий объекта, а при выезде после получения документов об оплате проживания белорусской стороной производится задержание. В дальнейшем по взаимной договоренности принимается совместное решение о конкретном следственном органе, в адрес которого будут направляться результаты ОРД для принятия решения о возбуждении уголовного дела. При этом материалы
в отношении граждан России целесообразно направлять в российские следственные органы, а граждан Республики Беларусь - в белорусские. Каждая из взаимодействующих сторон производит оформление результатов ОРД в соответствии с национальным законодательством, представляет и запрашивает дополнительно необходимые материалы, которые в дальнейшем направляются в соответствующий следственный орган.
Таким образом, согласно разработанному алгоритму действий ППК таможенных органов России и ОРП государств - членов Таможенного союза и с действующему международному и национальному законодательству в целях выявления фактов взяточничества возможны проведение ОРМ «оперативный эксперимент» и его аналога, а также завершение совместных усилий по пресечению данного коррупционного преступления возбуждением уголовного дела.
Использованные источники
1. Противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. А. Ю. Шумилова. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2012.
2. Козловский А. Ю. Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.
3. Козловский А. Ю. Организация борьбы со взяточничеством подразделениями таможенных органов России по противодействию коррупции // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 3. С. 22-28.
4. Симонов Н. Е. Актуальные вопросы обеспечения собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.
5. Федоренко Д. Н. Нормативное правовое регулирование деятельности подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С. 53-61.
6. Федоренко Д. Н. О противодействии коррупции в таможенных органах России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию и формирования Евразийского экономического пространства // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 12: в 2 т. М.: Юрист, 2012. Т. 2. С. 425-429.
7. Федоренко Д. Н. К вопросу о совершенствовании правовых основ противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Механизмы противодействия коррупции в правоохранительных органах: отечественный и зарубежный опыт: материалы круглых столов 13-15.07.2010 г. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. С. 100-108.
8. Федоренко Д. Н. К вопросу о повышении эффективности противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Модернизация таможенного дела - актуальная задача современного развития ФТС России: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 22.10.2010 г. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 263-268.
9. Козловский А. Ю. К вопросу о проведении оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации // Поиск: сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности. Вып. 9. М.: РИО РТА, 2008. С. 15-47.
вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013
Л. В. Бахурова
10. Карагодин В. Н. Оперативный эксперимент как средство проверки информации о готовящейся передаче взятки // Российский следователь. 2011. № 8.
11. Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/ 353/399 «О едином учете преступлений».
Л. В. Бахурова
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ эКСПОРТЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
В статье рассматриваются особенности управления рисками при осуществлении таможенного контроля в отношении экспортных объемов нефти и нефтепродуктов. Основное внимание уделяется вопросу управления рисками при применении процедуры временного периодического таможенного декларирования.
Ключевые слова: система управления рисками; экспорт; энергетические ресурсы; нефть; нефтепродукты; временное периодическое таможенное декларирование.
Российская Федерация является одним из крупнейших в мире экспортеров энергоносителей. В соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2030 года» экспорт энергоресурсов в перспективе до 2030 г. останется одним из главных факторов роста российской экономики [1].
Основная доля денежных средств, перечисляемых в бюджет государства Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России), приходится на таможенные платежи, полученные от экспорта энергоносителей. В 2011 г. объем указанных поступлений составил более 52% доходной части федерального бюджета, 59% из них приходится на таможенные платежи, полученные от экспорта энергоносителей.
Основополагающее значение таможенных платежей, полученных от экспорта энергоносителей, в процессе формирования доходной части федерального бюджета РФ (около 30%) обусловливает необходимость осуществления эффективного таможенного контроля в отношении экспортных объемов энергоносителей, основанного на принципе выборочности.
На территории РФ полномочиями осуществлять таможенные операции и проводить таможенный контроль в отношении энергоносителей, перемещаемых через границу РФ и таможенную границу Таможенного союза, наделен специализированный таможенный орган - Центральная энергетическая таможня (далее -ЦЭТ). Регионом деятельности ЦЭТ является вся территория России.
В 2012 г. в доходную часть федерального бюджета РФ Центральной энергетической таможней перечислено 3,95 трлн. руб. (60% от общей суммы перечислений ФТС России), что на 12% превышает аналогичный показатель 2011 г. [2]. Среди экспортируемых энергоносителей наиболее востребованными являются: сырая нефть (52%), природный газ (19%), нефтепродукты (мазут - 14%, дизельное топливо - 10%, бензин автомобильный - 0,5%).
вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013