чему являются банкротства рада известных на внутреннем и международном рынке банков. Поэтому в выигрыше останутся прежде всего те финансовые организации, которые реально внедряют новые перспективные аналитические системы, способные адекватно оценивать и прогнозировать текущее и перспективное состояние их бизнеса.
Суммируу вышесказанное, можно предложить к использованию следующие практические рекомендации:
1) воспользоваться методологией ССП для выделения и описания ключевых бизнес-процессов коммерчески банков;
2) построить стратегическую карту банк и произвести ранжирование основных целей по их значимости;
3) определить метод измерения ключевых показателей результативности достижения целей (КПР) и ввести их в качестве параметров в динамическую модель;
4) сбалансировать значения КПР, применяя численные методы решения системы уравнений, на основе которых построена динамическа модель стратегического равития банка.
УДК 001.895
А.В.Зубчик (Орел, ОГИЭТ)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНЕ
Рассматриваются проблемы взаимодействия субъектов инновационной активности в регионе. Выделяются меры стимуллрования развития партнерских отношений между cябъeктамярынка интеллектуальных усляг.
Региональная инновационная система включает структуру участников инновационных процессов в их взаимодействии, формы организации прямых и обратных связей между ними. Она отражает региональные особенности организации инновационных процессов (традиции, опыт, масштабы экономики) и является неотъемлемой частью национальной инновационной системы, которая, как говориться в Основах политики Российской Федерации в области равития науки и технологии на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, «должна обеспечить объединение усилий гocyдaтствeнных органов управления всех уровней, ооганизаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях повышения качества жизни населения и устойчивого экономического развития страны» [1].
Особенностью инновационной системы региона как объекта управления является ее многоуровневость. Первый уровень объектов управления представлен в виде экономических субъектов рынка, занятых в процессе создания, защиты и коммерциаизации инновационного продукта (услуги), а второй — это система взаимодействия субъектов инновационной системы, регулирования инновационных процессов.
Суть инновационной системы можно охарактеризовать как совокупность эффективно взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологи, новые материмы и иную конкурентоспособную продукцию. Основными субъектами инновационной активности в регионе являются наука, инновационный секто производства, образование, oриeдирoвaннoе на подготовку высо-кокваифицированных специалистов, крупный, средний и маый бизнес, инновационна инфраструктура, общество, органы власти и управления.
Согласование инересов субъектов инновационной активности в регионе, участвующих в создании и реаизации интеллектраьтк продуктов, происходит путем взаимодействия в цикле «наука-производство-пoтрeблeниe».
Взаимодействие между этими объектами инновационного процесса представляется в виде последовательной связи между основными его звеньями. Так, на этапе научных исследований и разработок (обладая определенными инфоомационными, материаьными, финансовыми и трудовыми ресурсами) представителями являютст научные организации, включающие научные ооганизации академического и отраслевого профиля, проектно-конструкторские организации, высшие учебные заведения, имеющие научно-исследовательские пoдуaдeлeния, сюда же относятся научно-исследовательские и oпытнo-кoнcтрyктoрcкиe подраделения промышленных предприятий и ддугие виды организаций, выполняющих научно-технические работы. Обраовательные организации, представленные высшими и средними специальными учебными заведениями, помимо выполнения НИОКР, обеспечивают квaификaцрoннo-интeллeктyaьнyю базу инновационных процессов.
Стадию производства представляют крупные промышленные предприятия, малые и средне предприятия и фирмы, финансовопромышленные группы (ФПГ), территории инновационного равития.
На заключительном этапе субъектами инновационной деятельности являются пoтрeбитeли товааов и услуг, а также сам товар, представленный на рынке товаров и услуг.
Немаоважным сегменом в системе производства инновационного продукта является обеспечивающая деятельность, кoтoрa «обслуживает» функционирование инновационного процесса в регионе. Значение элементов инновационной инфраструктуры трудно переоценить, так как он способствуют продвижению на рынок результатов научной деятельности институтов. Инфрacтрyктyрa регионаьной инновационной системы пред-
ставлена широким спектром организаций. В первую очередь сюда относят образование, обеспечивающее приток кваифицированных кадров, фунда-ментаьную науку — генератор вдей для инновационной деятельности. Также основными этeмeдтaми обеспечивающей деятельности являются технопарки, научно-технологические центры, бизнес-инкуб атолы, кластеры, обеспечивающие рсаизацию раличных стадий инновационного процесса, патентные службы, организации по стандартизации и сертификации, службы лицензирования, экспертизы нововведений и разнообраные центры поддержки деловой активности, общественные организации и союзы, кадровые агентства.
Потребности в страховых услугах, консатинговых, инжиниринговых (инжeнeрнo-тexнoлoгрчecкoe обслуживание) являются необходимым звеном в эффективном функционировании научной деятельности. Финан-сова поддержка осуществляется посредством инновационных и венчурных фовдов.
Управление и регулирование инновационными процессами осуществляется посредством гocудaрcтвeнныx олганов равития и поддержки инноваций, формирования стратегической политики на предстоящий период. Административны механизм представлен правительством региона.
Для успешного функционирования регионаьной инновационной системы необходимым элементом являются инвестиционные вливания в экономику субъекта федерации, осуществляемые посредством как внутренних источников (местные фирмы, организации), так и внешних, в том числе зарубежных. Прямые и обратные связи цикла «наука-производство-потребление» могут в полной меле осуществляться пи активном содействии со стороны государственных властных и управленчески структрр финансирования и управления наукой, научно-технологической и инновационной сферами. Корректировка уже на стадии исследований и тем более раработок тех или иных характеристик интеллектуаьного продукта с учетом запросов потребителя позволит снизить уровень риска вложений предпринимателей при доведении продукта до коммелческого использования, сократить затраты потребителя на его доводку и адаптацию к запросам и потребностям. Кроме того, поскольку потребитель будет иметь достаточную информацию, недобросовестный продавец уже не сможет подать морально устаревший продукт по завышенной цене, а тесное струк-тyyнo-фyдкцрoнaльнoe взаимодействие будет препятствовать возникновению теневых отношений, связанных с институтом посседничества.
На стадии фундаментаьных исследований представления о производственном (коммерческом) потреблении интеллектуального продукта нося, как правило, общий характер. Очевидно, целесообрана ориентация на приоритетные направления научных исследований, востребуемые на мировом рынке интеллектраьных продуктов научной сферы.
Для обеспечения взаимодействия субъектов «наука-производство-потребление» необходимы систематические маркетинговые исследования, включающие выявление и учет запросов потребителей, оценку коммерче-
ского потенцлаа продуктов и произведенных на ж основе товатов, по-тенциаьного рынка, стимулирование спроса и продвижение товаров от производителя к потребителю. Особа значимость подобных исследований связана с тем, что на проттжении многих десятилетий сформироваась установка на приoрдтeтдyю роль производителя, продавца. Неледко сначаа создаются те или иные продукты, а затем осуществляются поиски их потребителей. Не имел достаточной информации о коммелческом потенциал интеллектуаьного продукта, учитывая необходимость больших вложений, в том числе с целью адаптации данного продукта к запросам потребителей, инвесторы и производители нередко занимают выжидательную позицию. Это приводит к так наываемым проваам рынка, который не в состоянии коолдинировать экономические процессы и экономический выбор так, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Така ситуация может наблюдаться и в отношении интеллектуаьных продуктов, имеющих потенциаьно высокий уровень доходности.
Возвращась к вопросу о стимулировании объединения инвестиционных возможностей субъектов инновационной деятельности, следует отметить, что здесь ключева тенденция относится к созданию инновационной инфраструктууы — инновационных (инновационно-технологических) центров, технопатков, а также маых инновационных предприятий, которые вззли бы на себя функцию доведения научных рлрaбoтoк до готового продукта дат реализации на рынке. Он создаются в основном на базе высших учебных заведений как форма связи их научных результатов с обществ еж ой практикой.
Инновационна инфраструктрра отражает процесс движения инновации от ее раработки до производства. Здесь заожен принцип кооптирования производства и науки, причем в научно-производственной корпорации инновация рождается как реакция на запрос потребителя.
Така форма организации инновационной деятельности, как маые предприятия, в регионе oгуaничeнa узкой специаизацией и маым масштабом выпека новинок. Хотя она занимает определенную нишу, ее влитие на качество регионаьной экономики в целом в настоящее время окаывается маозаметным. Некоторые малые инновационные предприятия постепенно превращаютст в производственные, поскольку для многих из ни достаточно сложным являетст финансирование НИОКР. Сложности выявляются также в отсутствии кваифицированных кадров, соответствую щлх технологий и раработок.
Достаточно многообещающим и перспективным делом для соххане-ния инновационной направленности маых предприятий может стать сотрудничество с крупными организациями. Положительный момент здесь прослеживается для обеих столон. Одни получают закаы для новейших системы раработол, другие — минимаьные издержки для выпуска инновационной продукции.
В последнее время во многих институтах и университетах наметилась тенденция объединения подготовки кадров высшей кваификации с
научной и инновационной деятельностью в ни. Таким обраом, постепенно меняется сугубо обраовательна направленность вузов на учебнонаучно -инновационную деятельность в них.
Подделжка инновационной активности населения регионов может стать для многих из них важнейшим стратегическим направлением развития, существенным фактолом конкурентного преимущества. Сегодня многие регионы озабочены проблемой поиска конкурентных преимуществ, стремятся повысить инвестиционную привлекательность. Однако большинство из направлений повышения инвестиционной привлекательности требует значительных капитаовложений.
Обобща вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в регионах уже немал сделано. Во многих субъектах Федерации пинты нормативно-законодательные акты, в которых определены принципы формирования и порядок управления инновационной деятельностью, в том числе источники финансирования, условия предоставления итоговых и других льгот. В ряде регионов утверждены концепции активизации инновационной деятельности. Однако на территории нередко отсутствует единый субъект управления инновационными процессами, что затрудняет создание единой информационной баы, постановку первоочередных проблем, oргaнизaцрю лх решения. Существует несколько субъектов управления инновациями в регионе. В нем участвуют органы законодательной и исполнительной власти, общественные организации, инвестиционные фонды. Наяду с ними необходим орган по регулированию инновационной деятельности, включа oбхлoвaниe баы данных о законченных раработ-ках, инновационных запросах предприятий региона. Такого рода организация, создана под эгидой и пи участии регионаьного органа управления, могла бы стать организатором и п°водником инновационной политики в регионе. В частности, организация продвижения инноваций в отрасли и предпиятия, приоритетные для развития региона; инициирования рaрaбoтки и реаизации общерегионаьных инновационных проектов на принципе смешанного финансирования — бюджетного и коммелческими структурами.
Таким обраом, в современных условиях существенно возрастает значимость формиования и реализации адекватной изменяющимся условиям государственной экономической полиикл в научной, научно-технологиеской и инновационной сферах, рад направлений которой в последние годы находи в той или иой степени свое воплощение. Однако теоретиеские разработки и практический опыт свидетельствуют, что в ближайшей и среднесрочной перспективе ведущим субъектом и, прежде всего, закачиком, особенно в фундаментьт^ и общественно значимых исследованих, а также на рынке интеллектуаьных п°дукт°в, остается государство. Рынок на современном этапе не способен обеспечить необходимые ресурсные вложения в науку, прежде всего, финансовые. Но пи создании государством необходимых условий (стимулов, льгот, страхования риска и т. д.), необходимой стратегии инновационного равития ре-
глона может быть обеспечена опеДеленна устойчивость в системе «наука-производств о-потребление», между субъектами рынка интeллeктуaь-ных продуктов могут сформироваться партнерские контрактные отношения, достигнута cбaлaнcжoвaннocть и экономически интересов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Маууенко С. Федераьные программы — инструмент инновационного обновления российской экономики // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 5. — С. 8-15.
2. Кобрин Ю. Инн овации — условие конкурентоспособности // Экономист. — 2004. — № 11. — С. 23-29.
3. Зайцев В.П. Проблемы, возниающре при п°мышленном внедрении ноу-хау// Инновации. — 2007. — № 4. — С. 21.
4. Кузнецов Е. Механизмы запуска инновационного роста в Росси // Вопосы экономии. — 2003. — № 3. — С. 4.
5. Семенов Т. Правовое рeгулирoвaниe инновационного процесса: п°блемы и потив°речи // Проблемы теории и практии управления. — 2007.— № 7. — С. 78.
УДК 330.322:005.52
В.Г. Сениев (Тула, ТулГУ)
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Рассматривается сущность паевых инвестиционных фондов, современное состояние рынка ПИФ с учетом мирового финансового кризиса. Приводдтся анализ возможных угроз, связанных с кризисной ситуацией в экономике России. Сделан вывод о позитивных перспективах российского рынка ПИФ и приведен ряд направлений развития данного рынка.
Экономическа система любого государства постоянно испытывает потребность в переласпределени финансовых активов от тех, кто ими обладает, к тем, кто в них нуждается.
Одна часть экономически субъектов испытывает потребность в ин-вестировани свободных денежных средств, а друга часть — в привлечении дополнительных активов. Это служит основной пичиной вознино-вения финансовых посредников, которые осуществляют перераспределение денежных ресурсов и согласование ралиных интересов в условия финансового рынка. Одним из наиболее важных финансовых посредников является институт инвестиционных фондов.