Крыжановская Людмила Михайловна
адъюнкт кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д. 22, кв. 8
Взаимодействие следователей и органов дознания при производстве отдельных следственных действий по делам о незаконном обороте наркотических средств
Изучение практики расследования уголовных дел данной категории свидетельствует о том, что результативность работы по нейтрализации распространителей и сбытчиков наркотиков в первую очередь зависит от эффективности взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания на всех этапах расследования.
Поскольку преступления с наркотическими средствами совершаются в условиях неочевидности и чаще всего вскрываются вследствие реализации оперативно-розыскных мероприятий, в этой связи при расследовании данной категории преступлений требуется эффективное взаимодействие следователя с органами дознания. Проведенное нами изучение следственной практики показало, что в 89,5% изученных уголовных дел первичные материалы поступили в органы внутренних дел в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В этой связи для быстрого и полного расследования преступлений важное место занимают вопросы взаимодействия следователя с работниками других служб органов внутренних дел. В правовой литературе этому вопросу уделяется особое внимание.
Под взаимодействием органов предварительного следствия и дознания понимается согласованная по целям и задачам деятельность, направленная на быстрое и полное раскрытие преступления, а также его полное, объективное и всестороннее расследование [1].
Термин «взаимодействие» не встречается в нормах уголовнопроцессуального закона, содержащих общие положения и регламентирующих взаимоотношения органов следствия, дознания и лиц, обладающих специальными знаниями. Однако он удачно выражает сущность слаженных действий этих органов в ходе раскрытия и расследования преступлений. Понятие «взаимодействие» давно введено в научный оборот и занимает прочное место в юридической литературе.
Для правильного определения этого понятия нужно обратиться к сущности термина «взаимодействие». В русском языке взаимодействие означает взаимную связь двух явлений, взаимную поддержку. Поддержка же заключается в помощи, содействии кому-нибудь [2].
В юридической литературе под взаимодействием органов предварительного следствия и органов дознания понимается «объединение усилий следователя с другими правоохранительными органами для согласованных действий по достижению общих целей раскрытия и расследования преступления, осуществляемое в формах, предусмотренных законом, ведомственными нормативными актами либо выработанных практикой» [3]
Основания взаимодействия можно разделить на две большие группы: правовые и фактические. Правовые основания взаимодействия изложены в
законах Российской Федерации, ведомственных и межведомственных подзаконных нормативных актах.
Правовые основания взаимодействия, предусмотренные в законах, в определенной мере проанализированы в юридической литературе, в том числе и в учебниках по уголовному процессу и криминалистике, поскольку они своим содержанием тесно связаны с формами, задачами и направлениями взаимодействия. Кроме того, предусмотренные законом основания и формы этой деятельности являются в принципе общими для расследования преступлений любых видов. Поэтому мы считаем возможным не останавливаться на них специально.
Остановимся более подробно на второй группе правовых основ взаимодействия по делам о наркотиках, изложенных в подзаконных нормативных актах. Начнем с того, что на этом уровне единого подзаконного акта (приказа, инструкции, наставления и т.п.), регулировавшего рассматриваемое нами взаимодействие всех субъектов, обязательного для всех участвующих в расследовании дел о наркотиках правоохранительных органов в настоящее время пока, к сожалению, не существует. Такое положение сложилось в связи с активно проводящейся в России с 2003 г. административно-управленческой реформой государственного аппарата, и в особенности - в связи с созданием специального органа по борьбе с наркобизнесом - Госнаркоконтроля, а впоследствии и специальной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
В действовавших ранее межведомственных правовых актах о взаимодействии в расследовании наркопреступлений эта специальная служба не упоминается (да и не могла упоминаться), поскольку в момент издания этих актов ее еще не было.
Опросы, проведенные в ходе исследования, и вся повседневная практика работы по выявлению и расследованию наркопреступлений показывают крайнюю необходимость в создании единой, обязательной для сотрудников всех служб, принимающих участие в борьбе с наркопреступностью, межведомственной инструкции по их взаимодействию.
По нашему глубокому убеждению, разработка и введение в действие такой инструкции могут и должны быть осуществлены в кратчайшие сроки, причем с обязательным участием не только полномочных представителей всех заинтересованных служб, но и известных ученых - специалистов в области уголовного процесса, криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности.
Правовые основания взаимодействия теснейшим образом связаны с основаниями фактическими. Под последними нами понимается совокупность фактических данных, вызывающих необходимость объединения по конкретному делу усилий представителей различных служб и подразделений правоохранительных органов, в функции которых входит участие в раскрытии и расследовании преступлений. Эти фактические основания не выделяются (да и не могут с необходимой полнотой быть сформулированы) в уголовно -процессуальном законе и, соответственно, в науке уголовно-процессуального права. Их изучение скорее входит в предмет криминалистики и предмет теории оперативно-разыскной деятельности. В криминалистике это относится, прежде всего, к методике расследования отдельных видов
преступлений и наглядно проявляется в методике расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Назовем факторы, определяющие фактические основания взаимодействия, типичные для расследования дел о незаконном обороте наркотиков:
характер и содержание криминальной ситуации (включающие данные о механизме наркопреступления - способе совершения, обстановке и т.п.); данные о личности перевозчика и сбытчика наркотиков; наличие материалов оперативной разработки или предварительной доследственной проверки собранной информации;
сведения о совершении наркопреступления организованной преступной группой; необходимость в связи с этим проведения одновременно следственных действий в нескольких местах или даже в нескольких населенных пунктах;
данные о межрегиональном или транснациональном характере преступной группы;
возможность активного противодействия раскрытию и расследованию со стороны членов преступной группы или связанных с ней лиц.
Есть и иные условия, определяющие содержание исходной следственной ситуации и вызывающие необходимость привлечения к участию в расследовании субъектов, работающих в подразделениях разных служб, ведомств. Это может быть, например, ситуация, когда первоначальные данные о перевозке или сбыте наркотиков получены оперативными работниками ФСКН, а при обсуждении материалов со следователем принято решение о задержании наркокурьера с поличным в момент перевозки наркотиков в вагоне поезда. Возникает необходимость взаимодействия сотрудников ФСКН с сотрудниками УВД на транспорте, сопровождающими поезд. Другая типичная ситуация - взаимодействие сотрудников ФСКН, осуществляющих задержание наркокурьера или сбытчика с поличным, с оперативными работниками органа внутренних дел и следователями по месту изготовления (отправления) наркотика, по месту жительства организатора группы, заказчика большой партии наркотического вещества, по месту отмывания добытых преступным путем денежных средств и т.д.
Первым этапом деятельности при возбуждении любого уголовного дела является получение необходимой информации. Именно на этом этапе следователи впервые узнают о том, что определенное лицо или группа лиц участвуют в операциях по незаконному обороту наркотиков. Так как исходная информация может поступить из разнообразных источников, она подлежит оценке с учетом этого источника и обстоятельств ее поступления (для исключения использования правоохранительных органов в личных меркантильных интересах лицами, занимающимися противоправной деятельностью; исключения возможности провокации и т.п.).
После того, как информация получена и ей была дана предварительная оценка, следователь и оперативный сотрудник должны принять меры к тому, чтобы проверить и сопоставить эту информацию со сведениями из других источников. Для этого осуществляется наблюдение за действиями лиц, подозреваемых в незаконных операциях с наркотиками; используется помощь сотрудников, которые смогут в определенной степени подтвердить
или опровергнуть информацию, проводятся иные оперативно-розыскные мероприятия [4].
Лишь после проверки исходных сведений следователь, консультируясь с оперативным сотрудником, планирует последующие этапы работы по раскрытию и расследованию преступления, со стадии реализации оперативной информации, с учетом количества сотрудников
правоохранительных органов, оперативных данных, оптимального момента возбуждения уголовного дела; времени проведения неотложных
следственных действий, с учетом допросов лиц, ставших источниками оперативной информации, и определения сроков расследования уголовного дела.
Иными словами, перед тем, как возбудить уголовное дело, необходимо систематически и целенаправленно накапливать соответствующую информацию; документировать незаконную деятельность оперативнорозыскными и иными методами [5].
Таким образом, совместная работа следователей и оперативных сотрудников по выявляемым фактам незаконного оборота наркотических средств должна начинаться, как правило, до возбуждения уголовного дела и продолжаться вплоть до направления его в суд.
Взаимодействие является необходимым условием наиболее эффективной деятельности следователя и оперативного работника,
состоящей в скоординированном объединении их усилий для решения задач уголовного судопроизводства. Такое объединение представляет собой направленность работы следователя и сотрудника оперативного подразделения по выяснению обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Взаимодействие включает в себя координацию всех необходимых форм, сил, средств и способов работы следователя и оперативного работника.
Важное условие успеха в раскрытии и расследовании преступлений данной категории, как уже отмечалось выше, это тесное взаимодействие следователя с сотрудниками оперативно-розыскных аппаратов: уголовного розыска, подразделений ФСКН и др. Оно предполагает их согласованные действия, направленные на использование данных, полученных оперативно -розыскным путем, с целью принятия предусмотренных законом мер к лицам, совершившим преступления, связанные с наркотиками.
Литература:
1. Басков В. И. Оперативно-розыскная деятельность. М.: Издательство БЕК, 1997. С. 40.
2. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 68, 461.
3. См., например: Криминалистика: Учебник/Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб., 2001. С. 443.
4. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. М., 1999. С. 47.
5. См.: Доля Е.А. Использование в доказывании результатов
оперативно-розыскной деятельности. М., 1996; Шумилов А.Ю. Развитие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России (XV.Ш-ХХ)). М., 1998; Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и
расследование преступлений. М., 1991.