Научная статья на тему 'Взаимодействие следователей и органов дознания при производстве отдельных следственных действий по делам о незаконном обороте наркотических средств'

Взаимодействие следователей и органов дознания при производстве отдельных следственных действий по делам о незаконном обороте наркотических средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2150
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / НАРКОКУРЬЕР / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕТОДЫ / NARCOTICS / THE CRIMINALLY-REMEDIAL LAW / PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES / THE NARCOCOURIER / OPERATIVELY-SEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крыжановская Людмила Михайловна

Статья Л.М. Крыжановской посвящена очень актуальной для юридической науки и практики проблеме взаимодействия органов следствия и дознания по делам о незаконном обороте наркотических средств, в которой автор обосновывает необходимость подготовки межведомственных инструкций по взаимодействию следствия и дознания для успешной борьбы с наркопреступностью с учетом факторов, определяющих фактические основания взаимодействия типичные для расследования дел о незаконном обороте наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крыжановская Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of inspectors and inquiry bodies by manufacture of separate investigatory actions on affairs about illegal circulation of narcotics

L.M.Kryzhanovskoj's Clause is devoted very actual for jurisprudence and practice to a problem of interaction of bodies of consequence and inquiry on affairs about illegal circulation of narcotics in which the author proves necessity of preparation of interdepartmental instructions on interaction of consequence and inquiry for successful struggle with in view of the factors defining the actual bases of interaction typical for investigation of affairs about illegal circulation of drugs

Текст научной работы на тему «Взаимодействие следователей и органов дознания при производстве отдельных следственных действий по делам о незаконном обороте наркотических средств»

Крыжановская Людмила Михайловна

адъюнкт кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д. 22, кв. 8

Взаимодействие следователей и органов дознания при производстве отдельных следственных действий по делам о незаконном обороте наркотических средств

Изучение практики расследования уголовных дел данной категории свидетельствует о том, что результативность работы по нейтрализации распространителей и сбытчиков наркотиков в первую очередь зависит от эффективности взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания на всех этапах расследования.

Поскольку преступления с наркотическими средствами совершаются в условиях неочевидности и чаще всего вскрываются вследствие реализации оперативно-розыскных мероприятий, в этой связи при расследовании данной категории преступлений требуется эффективное взаимодействие следователя с органами дознания. Проведенное нами изучение следственной практики показало, что в 89,5% изученных уголовных дел первичные материалы поступили в органы внутренних дел в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В этой связи для быстрого и полного расследования преступлений важное место занимают вопросы взаимодействия следователя с работниками других служб органов внутренних дел. В правовой литературе этому вопросу уделяется особое внимание.

Под взаимодействием органов предварительного следствия и дознания понимается согласованная по целям и задачам деятельность, направленная на быстрое и полное раскрытие преступления, а также его полное, объективное и всестороннее расследование [1].

Термин «взаимодействие» не встречается в нормах уголовнопроцессуального закона, содержащих общие положения и регламентирующих взаимоотношения органов следствия, дознания и лиц, обладающих специальными знаниями. Однако он удачно выражает сущность слаженных действий этих органов в ходе раскрытия и расследования преступлений. Понятие «взаимодействие» давно введено в научный оборот и занимает прочное место в юридической литературе.

Для правильного определения этого понятия нужно обратиться к сущности термина «взаимодействие». В русском языке взаимодействие означает взаимную связь двух явлений, взаимную поддержку. Поддержка же заключается в помощи, содействии кому-нибудь [2].

В юридической литературе под взаимодействием органов предварительного следствия и органов дознания понимается «объединение усилий следователя с другими правоохранительными органами для согласованных действий по достижению общих целей раскрытия и расследования преступления, осуществляемое в формах, предусмотренных законом, ведомственными нормативными актами либо выработанных практикой» [3]

Основания взаимодействия можно разделить на две большие группы: правовые и фактические. Правовые основания взаимодействия изложены в

законах Российской Федерации, ведомственных и межведомственных подзаконных нормативных актах.

Правовые основания взаимодействия, предусмотренные в законах, в определенной мере проанализированы в юридической литературе, в том числе и в учебниках по уголовному процессу и криминалистике, поскольку они своим содержанием тесно связаны с формами, задачами и направлениями взаимодействия. Кроме того, предусмотренные законом основания и формы этой деятельности являются в принципе общими для расследования преступлений любых видов. Поэтому мы считаем возможным не останавливаться на них специально.

Остановимся более подробно на второй группе правовых основ взаимодействия по делам о наркотиках, изложенных в подзаконных нормативных актах. Начнем с того, что на этом уровне единого подзаконного акта (приказа, инструкции, наставления и т.п.), регулировавшего рассматриваемое нами взаимодействие всех субъектов, обязательного для всех участвующих в расследовании дел о наркотиках правоохранительных органов в настоящее время пока, к сожалению, не существует. Такое положение сложилось в связи с активно проводящейся в России с 2003 г. административно-управленческой реформой государственного аппарата, и в особенности - в связи с созданием специального органа по борьбе с наркобизнесом - Госнаркоконтроля, а впоследствии и специальной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

В действовавших ранее межведомственных правовых актах о взаимодействии в расследовании наркопреступлений эта специальная служба не упоминается (да и не могла упоминаться), поскольку в момент издания этих актов ее еще не было.

Опросы, проведенные в ходе исследования, и вся повседневная практика работы по выявлению и расследованию наркопреступлений показывают крайнюю необходимость в создании единой, обязательной для сотрудников всех служб, принимающих участие в борьбе с наркопреступностью, межведомственной инструкции по их взаимодействию.

По нашему глубокому убеждению, разработка и введение в действие такой инструкции могут и должны быть осуществлены в кратчайшие сроки, причем с обязательным участием не только полномочных представителей всех заинтересованных служб, но и известных ученых - специалистов в области уголовного процесса, криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности.

Правовые основания взаимодействия теснейшим образом связаны с основаниями фактическими. Под последними нами понимается совокупность фактических данных, вызывающих необходимость объединения по конкретному делу усилий представителей различных служб и подразделений правоохранительных органов, в функции которых входит участие в раскрытии и расследовании преступлений. Эти фактические основания не выделяются (да и не могут с необходимой полнотой быть сформулированы) в уголовно -процессуальном законе и, соответственно, в науке уголовно-процессуального права. Их изучение скорее входит в предмет криминалистики и предмет теории оперативно-разыскной деятельности. В криминалистике это относится, прежде всего, к методике расследования отдельных видов

преступлений и наглядно проявляется в методике расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Назовем факторы, определяющие фактические основания взаимодействия, типичные для расследования дел о незаконном обороте наркотиков:

характер и содержание криминальной ситуации (включающие данные о механизме наркопреступления - способе совершения, обстановке и т.п.); данные о личности перевозчика и сбытчика наркотиков; наличие материалов оперативной разработки или предварительной доследственной проверки собранной информации;

сведения о совершении наркопреступления организованной преступной группой; необходимость в связи с этим проведения одновременно следственных действий в нескольких местах или даже в нескольких населенных пунктах;

данные о межрегиональном или транснациональном характере преступной группы;

возможность активного противодействия раскрытию и расследованию со стороны членов преступной группы или связанных с ней лиц.

Есть и иные условия, определяющие содержание исходной следственной ситуации и вызывающие необходимость привлечения к участию в расследовании субъектов, работающих в подразделениях разных служб, ведомств. Это может быть, например, ситуация, когда первоначальные данные о перевозке или сбыте наркотиков получены оперативными работниками ФСКН, а при обсуждении материалов со следователем принято решение о задержании наркокурьера с поличным в момент перевозки наркотиков в вагоне поезда. Возникает необходимость взаимодействия сотрудников ФСКН с сотрудниками УВД на транспорте, сопровождающими поезд. Другая типичная ситуация - взаимодействие сотрудников ФСКН, осуществляющих задержание наркокурьера или сбытчика с поличным, с оперативными работниками органа внутренних дел и следователями по месту изготовления (отправления) наркотика, по месту жительства организатора группы, заказчика большой партии наркотического вещества, по месту отмывания добытых преступным путем денежных средств и т.д.

Первым этапом деятельности при возбуждении любого уголовного дела является получение необходимой информации. Именно на этом этапе следователи впервые узнают о том, что определенное лицо или группа лиц участвуют в операциях по незаконному обороту наркотиков. Так как исходная информация может поступить из разнообразных источников, она подлежит оценке с учетом этого источника и обстоятельств ее поступления (для исключения использования правоохранительных органов в личных меркантильных интересах лицами, занимающимися противоправной деятельностью; исключения возможности провокации и т.п.).

После того, как информация получена и ей была дана предварительная оценка, следователь и оперативный сотрудник должны принять меры к тому, чтобы проверить и сопоставить эту информацию со сведениями из других источников. Для этого осуществляется наблюдение за действиями лиц, подозреваемых в незаконных операциях с наркотиками; используется помощь сотрудников, которые смогут в определенной степени подтвердить

или опровергнуть информацию, проводятся иные оперативно-розыскные мероприятия [4].

Лишь после проверки исходных сведений следователь, консультируясь с оперативным сотрудником, планирует последующие этапы работы по раскрытию и расследованию преступления, со стадии реализации оперативной информации, с учетом количества сотрудников

правоохранительных органов, оперативных данных, оптимального момента возбуждения уголовного дела; времени проведения неотложных

следственных действий, с учетом допросов лиц, ставших источниками оперативной информации, и определения сроков расследования уголовного дела.

Иными словами, перед тем, как возбудить уголовное дело, необходимо систематически и целенаправленно накапливать соответствующую информацию; документировать незаконную деятельность оперативнорозыскными и иными методами [5].

Таким образом, совместная работа следователей и оперативных сотрудников по выявляемым фактам незаконного оборота наркотических средств должна начинаться, как правило, до возбуждения уголовного дела и продолжаться вплоть до направления его в суд.

Взаимодействие является необходимым условием наиболее эффективной деятельности следователя и оперативного работника,

состоящей в скоординированном объединении их усилий для решения задач уголовного судопроизводства. Такое объединение представляет собой направленность работы следователя и сотрудника оперативного подразделения по выяснению обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Взаимодействие включает в себя координацию всех необходимых форм, сил, средств и способов работы следователя и оперативного работника.

Важное условие успеха в раскрытии и расследовании преступлений данной категории, как уже отмечалось выше, это тесное взаимодействие следователя с сотрудниками оперативно-розыскных аппаратов: уголовного розыска, подразделений ФСКН и др. Оно предполагает их согласованные действия, направленные на использование данных, полученных оперативно -розыскным путем, с целью принятия предусмотренных законом мер к лицам, совершившим преступления, связанные с наркотиками.

Литература:

1. Басков В. И. Оперативно-розыскная деятельность. М.: Издательство БЕК, 1997. С. 40.

2. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 68, 461.

3. См., например: Криминалистика: Учебник/Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб., 2001. С. 443.

4. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. М., 1999. С. 47.

5. См.: Доля Е.А. Использование в доказывании результатов

оперативно-розыскной деятельности. М., 1996; Шумилов А.Ю. Развитие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России (XV.Ш-ХХ)). М., 1998; Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и

расследование преступлений. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.