Научная статья на тему 'Некоторые вопросы взаимодействия следственных и оперативно-разыскных аппаратов при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков'

Некоторые вопросы взаимодействия следственных и оперативно-разыскных аппаратов при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1698
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОПЕРАТИВНЫЙ СОТРУДНИК / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / НАРКОГРУППИРОВКИ / СБЫТ НАРКОТИКОВ / DRUG CRIMES / INVESTIGATOR / OPERATIONS OFFICER / PRELIMINARY INVESTIGATION / ILLEGAL DRUG TRAFFICKING / DRUG CRIMINAL GROUPS / DRUG SELLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ушанов Р. Г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следственных и оперативно-разыскных аппаратов при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Автор приводит результаты собственного исследования уголовных дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ушанов Р. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues concerning interaction between the investigative and operational search apparatus in the detection and investigation of crimes connected with drug trafficking

Some issues concerning the interaction between the investigative and operational search apparatus in the detection and investigation of crimes connected with drug trafficking are considered. The author gives the results of his own criminal investigations.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы взаимодействия следственных и оперативно-разыскных аппаратов при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков»

МБЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

Р.Г. УШАНОВ,

* О

адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлении

(Академия управления МВД России)

Некоторые вопросы взаимодействия следственных и оперативно-разыскных аппаратов при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следственных и оперативно-разыскных аппаратов при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Автор приводит результаты собственного исследования уголовных дел.

наркопреступность, следователь, оперативный сотрудник, предварительное расследование, незаконный оборот наркотиков, наркогруппировки, сбыт наркотиков.

Результаты различных исследований проблемы борьбы с наркопреступностью показывают, что в России происходит ускоренный процесс изменений качественного состояния преступной наркосреды, усиления ее организованности и роста криминального профессионализма. Российский наркобизнес организационно оформился практически на всей территории страны в виде устойчивых преступных группировок и преступных сообществ, занимающихся производством, хранением, транспортировкой и реализацией наркотиков.

Эффективность раскрытия и расследования всего спектра преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, особенно совершенных организованными группами, в числе прочих факторов зависит также от уровня организации этого направления деятельности, включая элементы взаимодействия следователя и органа дознания, осуществляемого в соответствии с предписаниями правовых норм. Общность задач, стоящих перед следователями и сотрудниками оперативных аппаратов в процессе предварительного расследования, с учетом тенденций развития наркопреступности обусловливают необходимость согласованного использования различных сил, средств и методов, имеющихся в распоряжении как следственных, так и оперативно-разыскных аппаратов.

* Ранее — старший следователь Следственной части СУ при МВД по Республике Калмыкия.

Одним из условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является хорошо налаженное взаимодействие следователей с оперативными работниками.

Думается, заслуживает внимания предложенное Р.С. Белкиным определение взаимодействия следователя с органом дознания при раскрытии и расследовании преступлений, под которым он понимал одну из форм организации расследования преступлений, заключающуюся в основанном на законе сотрудничестве следователя с органами дознания, согласованном по целям, месту и времени и осуществляемом в пределах их компетенции в целях быстрого и полного расследования уголовных дел и розыска скрывшихся преступников, похищенных ценностей и иных объектов, имеющих значение для дела [7, с. 31].

Уделяя внимание взаимодействию аппаратов уголовного розыска с другими службами гор-райорганов внутренних дел при раскрытии преступлений и дальнейшем совершенствовании совместной деятельности, В.М. Атмажитов указанную дефиницию рассматривает как «основанную на законе и подзаконных нормативных актах их согласованную деятельность процессуального, оперативно-розыскного, административного и организационно-управленческого характера, с применением наиболее целесообразного сочетания присущих им сил, средств и методов, позволяющую добиваться в этом деле высоких результатов» [4, с. 10].

Отметим, что взаимодействие следователей и оперативно-разыскных аппаратов не означает служебного подчинения, слияния уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности. Каждый из них продолжает оставаться самостоятельным органом, действующим в строгом соответствии со своей компетенцией.

Эффективное сочетание присущих конкретному субъекту взаимодействия сил, средств и методов, специфичных только для следователя или же только для оперативного сотрудника, при сохранении тайны предварительного следствия и источников получения негласной информации,

115

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

116

организации и тактики оперативно-разыскнои деятельности позволяет решить основную задачу в борьбе с организованной наркопреступностью, заключающуюся в привлечении к уголовной ответственности именно ее организаторов, сбытчиков и наиболее активных членов.

Первоочередное значение в вопросах организации деятельности следователей и оперативных сотрудников в процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особенно совершенных организованными преступными сообществами и группами, имеют реалистичный подход к постановке перспективных и текущих задач на данной стадии уголовного судопроизводства, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Вместе с тем результативность выполнения поставленных задач перед предварительным расследованием предопределяется не только профессиональным уровнем следователей и оперативных сотрудников.

Значимой в вопросах организации предварительного расследования, как нам представляется, является и способность руководителей следственных органов умело управлять подчиненными силами и средствами, организовывать взаимодействие между следователями и другими подразделениями органов внутренних дел, а также иными правоохранительными органами, координировать их совместные усилия для решения как частных задач по конкретному уголовному делу, связанному с незаконным оборотом наркотиков, так и комплексных задач борьбы с наркопреступностью.

Следовательно, эффективность организации уголовного судопроизводства зависит от научно обоснованной и законодательно урегулированной системы взаимоотношений, возникающих между руководителями следственного и оперативного аппаратов, оперативным сотрудником как непосредственным субъектом оперативно-разыскной деятельности и следователем — как лицом, несущим персональную ответственность за результаты расследования уголовного дела.

Исходя из необходимости соблюдения в процессе осуществления уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности принципа законности, организационный механизм предварительного расследования, связанного с незаконным оборотом наркотиков, необходимо в первую очередь раскрывать с точки зрения существующего законодательного и ведомственного нормативного регулирования взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений.

В случае сложности или большого объема производство предварительного следствия по уголовному делу на основании постановле-

ния руководителя следственного органа может быть поручено следственной группе, в состав которой на основании ч. 2 ст. 163 УПК РФ могут входить должностные лица органов, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность. В соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами, с учетом организационного штатного построения и уровня в правоохранительной системе, например МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, могут создаваться специализированные следственно-оперативные группы [1] по следующим направлениям их специализации:

— раскрытие и расследование фактов хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотиков, а также их сбыта группой лиц;

— раскрытие и расследование преступлений, совершаемых лицами, причастными к незаконному обороту наркотиков (например, вовлечение в немедицинское потребление наркотиков с целью совершения мошеннических действий с имуществом потерпевшего, хищение либо вымогательство наркотиков и т. п.);

— раскрытие и расследование преступлений в сфере легального оборота наркотиков и лицензирование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также оборудования для их производства.

В случае же необходимости раскрытия и расследования преступной деятельности наркогруппировок, обладающих коррумпированными, межрегиональными или международными связями, необходимо создание следственно-оперативных бригад. Так, более 92 % опрошенных сотрудников следственных и оперативных аппаратов указали на необходимость включения в состав такой следственно-оперативной бригады сотрудников различных подразделений правоохранительных органов.

Раскрывая организационный механизм обеспечения предварительного расследования, следует остановиться, как нам представляется, и на вопросах планирования. Последнее, являясь неотъемлемой частью управленческого процесса, дает возможность целенаправленно и эффективно использовать в раскрытии и расследовании преступлений имеющиеся силы, средства и методы уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности.

С учетом специфики деятельности следственных и оперативных аппаратов органов внутренних дел планирование совместных действий может носить текущий и оперативный характер. Виды планов, применяемых в системе МВД России, их содержание, структура и периодичность определяются ведомственными нормативными актами [2].

МБЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

Организующей основой стадии предварительного расследования, по нашему мнению, являются комплексные планы следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, составленные по конкретному уголовному делу. Именно они устраняют дублирование деятельности различных субъектов и позволяют сконцентрировать усилия на решении приоритетных задач предварительного расследования. При этом необходимо учитывать, что указанные планы следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий могут быть составлены еще до возбуждения уголовного дела, на этапе подготовки к реализации материалов оперативной разработки лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков.

Следователем и оперативным сотрудником, реализующими материалы оперативной разработки или включенными в состав следственно-оперативной группы, составляется план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, в котором обозначено следующее:

— общие и частные следственные и оперативно-разыскные версии;

— обстоятельства, подлежащие установлению как при возбуждении уголовного дела, так и в ходе его расследования;

— конкретные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия;

— сроки исполнения, форма контроля, а также непосредственные исполнители.

Такой план охватывает первоначальный, последующий и завершающий этапы расследования и может изменяться и дополняться по инициативе следователя и сотрудника оперативного аппарата. Он должен быть согласован с руководителями следственного и оперативного подразделений и утвержден начальником органа внутренних дел.

Однако результаты исследований показывают, что зачастую в практической деятельности не хватает времени на разработку таких планов. Данная ситуация особенно характерна для этапа возбуждения уголовного дела по факту совершения преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков, когда оперативная разработка будущих фигурантов уголовного дела не осуществлялась предварительно.

В связи с этим представляется целесообразным заранее готовить типовые проекты планов применительно к конкретному уголовно наказуемому деянию, в частности в сфере незаконного оборота наркотиков.

При этом такие типовые планы могут быть как комплексными, предусматривающими следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, так и сугубо следственными (например, план допроса подозреваемого, про-

ведения очной ставки и т. д.) или оперативно-разыскными (например, план осуществления контроля почтовых отправлений разрабатываемого лица или скрытого наблюдения за ним в случае избрания меры пресечения в виде подписки о невыезде и т. д.). В такие типовые проекты планов, составляемые для наиболее часто встречающихся ситуаций, в дальнейшем вносятся соответствующие корректировки с учетом складывающейся обстановки.

Необходимо также учитывать, что одновременно с составлением плана проведения таких оперативно-разыскных мероприятий, как проверочная закупка или контролируемая поставка наркотиков, оперативный эксперимент и оперативное внедрение, выносится в соответствии с совместной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-разыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд мотивированное постановление о проведении данных оперативно-разыскных мероприятий [3]. После получения сведений о результатах проведенных оперативно-разыскных мероприятий должностное лицо, их проводившее, на основании рапорта передает материалы в орган расследования.

Говоря о проблемах предварительного расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особое внимание следует обратить на тесную связь этого вида преступлений с общеуголовной преступностью. Здесь, как нам представляется (это подтверждается мнением свыше 80 % опрошенных сотрудников оперативных аппаратов), необходим поиск оперативной информации, хотя непосредственно и не связанной с расследуемым уголовным делом, но имеющей значение для оперативных сотрудников, среди таких участников уголовного процесса, как свидетели, законные представители и др. Эти лица, имевшие и имеющие, как правило, непосредственный контакт с преступной средой, располагают сведениями не только о сбытчике наркотиков, но и о тех его «клиентах», которые приобретали наркотики на деньги от совершения общеуголовных преступлений. Такую информацию возможно получить при условии установления доверительных отношений, позволяющих получить оперативно-значимую информацию. Полученная ими информация должна оформляться рапортом на имя руководителя органа внутренних дел.

Думается, что понятие «взаимодействие» можно определить как основанную на законе и подзаконных нормативных актах совместную, согласованную по цели, месту и времени деятельность следователей с оперативными работниками оперативно-разыскных служб, осуществляемую в целях предупреждения, раскрытия и расследования наркопреступлений.

117

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

118

Список литературы

1. Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений: приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280.

2. Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 18 октября 2005 г. № 840.

3. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/ 481/32/184/97/147.

4. Атмажитов В.М. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска с другими службами гор-райорганов внутренних дел при раскрытии преступлений: лекция. М., 1984.

5. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и

расследование преступлений. М., 1991.

6. Безруких Е.С. Особенности взаимодействия следователя и оперативного работника на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2003.

7. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия.

М., 2000.

8. Брылев В.И., Фуражкина И.И. Противодействие наркопреступлениям: криминалистические и процессуальные аспекты. Краснодар, 2004.

9. Коршунов А.В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности следователем органов внутренних дел в доказывании по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков: автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2001.

E-mail: [email protected]

И.П. МОЖАЕВА,

старший преподаватель кафедры криминалистики, кандидат юридических наук

(Саратовский юридический институт МВД России)

Структура криминалистического учения об организации расследования преступлений

В статье рассмотрены теоретические проблемы криминалистического учения об организации расследования преступлений, различные точки зрения ученых на его структуру, а также предложено авторское видение структуры криминалистического учения об организации расследования преступлений.

криминалистика; организация расследования преступлений; криминалистическое учение об организации расследования преступлений.

Криминалистическое учение об организации расследования преступлений представляет собой комплекс теоретических положений, научно обоснованных методов, приемов, средств и рекомендаций организационного характера, обеспечивающих оптимальные условия для законного и эффективного выявления, расследования и предупреждения преступлений.

Ученые, обсуждающие проблему организации расследования преступлений, не имеют единой позиции по поводу общей структуры учения

об организации расследования преступлений, неупорядоченность неизбежно ведет к нерешенности важных, хотя и частных вопросов. Так, среди криминалистов продолжается дискуссия о соотношении учений о криминалистической версии и планировании расследования, месте в криминалистике частных теорий, таких, как криминалистические ситуации, криминалистические операции, преодоление противодействия расследованию преступлений и т. п.

Решение структурного вопроса неизбежно связано с исследованием аспектов о взаимосвязи представленных частных теорий и криминалистических учений, носящих организационный характер, и их месте в системе науки. Для структурирования учения об организации расследования преступлений необходимо определить совокупность организационных элементов, образующих его содержание, и, не ограничиваясь только этим, отразить их логическую связь.

Анализ предложений ученых, высказанных относительно структуры учения об организации расследования преступлений, позволяет сгруппировать их по нескольким основаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.