ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК РЕСУРС ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И.Н. Пронина
INTERRELATION OF SCHOOL AND FAMILY AS RECOURSE OF THE PROFILE EDUCATION.
Pronina I.N.
Relevant character of the problem of interrelation of family and school as a necessary condition for the high quality education and management the profile self-determination of the students is considered in the article.
В статье рассматривается актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы как необходимое условие обеспечения качества образования и управления профильным самоопределением учащихся.
УДК 37.018/.047
В современных условиях развития российского общества важнейшей функцией системы образования становится создание условий для самореализации и саморазвития личности. Эта функция осуществляется в отечественной школе по различным каналам, одним из которых является профильное обучение. По справедливому утверждению многих российских ученых профильное обучение представляет собой важную и перспективную инновацию, в успешной реализации которой заинтересованы не только педагоги, но и учащиеся, их родители, учреждения профессионального образования, работодатели и государство в целом (1, 2, 3).
Введение профильного обучения обусловливает необходимость усиления взаимодействия всех заинтересованных сторон в сфере профессионального самоопределения школьников. Профессиональное самоопределение понимается в отечественной педагогике как «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его самореализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» (4, с. 224). Таким образом, профессиональное самоопределение школьников может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, направленного на выбор личного образовательного маршрута и формирования готовности к будущей профессии.
Российские исследователи выделяют 5 основных взаимосвязанных этапов про-
Ш Пронина И.Н.
«Взаимодействие школы и семьи как ресурс профильного обучения»
фессионального самоопределения школьников: дошкольный, начальное обучение, первая ступень основной школы, вторая ступень основной школы (предпрофильный) и старшие классы. В дошкольном возрасте у детей закладывается положительное отношение к людям труда и их занятиям, начинают формироваться первоначальные трудовые умения в доступных ребенку видах деятельности. В начальной школе в процессе участия в различных формах познавательной, игровой, трудовой деятельности у школьников уточняется понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессиям родителей и других значимых людей.
На первой ступени основной школы, в ходе осуществления различных видов практической деятельности, среди которых ведущими являются учение и труд, подростки начинают постепенно осознавать свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии. Вторая ступень основной школы характеризует начало формирования профессионального самосознания личности. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора сферы будущей деятельности. На этом этапе подростки вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики выбора профессии.
В старших классах осуществляется профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов. Особое внимание уделяется формированию у старшеклассников профессионально значимых качеств, а так же коррекции профессиональных планов. Кроме того, им оказывается помощь в самоподготовке к избранной профессиональной деятельности (5, с. 213).
Сказанное позволяет считать, что профессиональное самоопределение школьников представляет собой многоаспектный, последовательный и целенаправленный процесс, который связан с формированием у них личностной позиции по отношению к будущей профессиональной деятельности и
развитием соответствующих навыков и умений.
До 90-х годов ХХ века профессиональное самоопределение рассматривалось в отечественной педагогике в основном в рамках профессиональной ориентации (4, с. 224). В 60-80-е годы учебными заведениями был накоплен богатый опыт работы по профессиональной ориентации учащихся, сложилась общегосударственная система подготовки молодежи к трудовой деятельности. Вместе с тем, в этой работе имелись существенные недостатки, среди которых ученые выделяют установку на средненего ученика, ограниченное применение диагностических методов, недостаточную обеспеченность школ справочно-информационной литературой, слабое взаимодействие школ в работе по профориентации с другими социальными партнерами (5, с. 213).
Перестройка экономики на основе рыночных отношений, рост конкуренции в трудовой деятельности, сокращение потребности общества в малоквалифицированном труде, структурные изменения в сфере занятости - все эти факторы выявили необходимость поиска новых подходов к проблеме самореализации личности в профессиональной сфере. Современное понимание профессионального самоопределения включает проблемы взаимосвязи этого процесса с общим жизненным самоопределением личности, влияние воздействий на личность со стороны окружающей социальной среды, поддержку учащегося в выборе образовательного маршрута в рамках профильного обучения, профориентационную работу и др. Следовательно, профильное обучение является одним из важнейших механизмов профессионального самоопределения школьников.
Новый подход к профессиональному самоопределению учащегося, направленный на создание условий для свободного, осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, повышает роль семьи в этой работе. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Этим обусловливается ее глубокое влияние на весь комплекс физической и
духовной жизни растущего человека. В семье формируется внутренний мир ребенка, закладываются основы нравственности, определяются жизненные установки и отношение к трудовой деятельности. Специалисты по исследуемой нами проблеме Л.В. Байбородова, Ю.В. Матушкина, Е.Е. Смирнова обоснованно утверждают, что на выбор школьников будущей профессии большое влияние оказывают как специально организованная воспитательная деятельность в семье, так и весь уклад семейной жизни: микроклимат, позиция родителей по отношению к своей профессиональной деятельности, трудовые традиции и т.д. (1, 2, 3).
Проведенное нами исследование подтверждает эти положения. Так, по нашим данным около 60 % учащихся выбирают личный образовательный маршрут в зависимости от отношения родителей к своему профессиональному труду. Каждый второй школьник советуется с родителями при выборе профиля обучения, каждый третий считает, что может продолжить трудовую династию семьи. Наши наблюдения показывают, что родители лучше педагогов знают пристрастия и интересы своих детей, особенно те из родителей, кто проводит с детьми систематическую воспитательную работу. Кроме того, проведенное нами анкетирование показало, что более 70 % родителей заинтересованы в том, чтобы помочь своим детям сделать оптимальный выбор будущей профессиональной деятельности, т.е. такой выбор, при котором задатки и наклонности ребенка совпадают с его желаниями и возможностями. Сказанное дает нам основание считать, что семья может и должна стать главным союзником школы в работе по профильному обучению учащихся.
Однако, наше исследование дает основание утверждать, что около 70% родителей не имеют достаточно полного представления о структурных изменениях в сфере занятости, не владеют информацией о новых профессиях и профессиональной деятельности. Около половины родителей из числа опрошенных на начальном этапе нашей работы не осознавали преимуществ профильного обучения в школе и поэтому не проявляли
заинтересованности в оказании помощи школе в его организации. Каждый третий родитель, который выразил желание поддерживать своего ребенка в профильном обучении, затруднялся в выборе форм и методов воспитательной работы.
Сложившаяся ситуация подвела нас к выводу о том, что важным ресурсом повышения качества профильного обучения является педагогически целесообразное взаимодействие учителей и родителей в управлении профессиональным самоопределением учащихся. В отечественной науке проблема взаимодействия получила многоаспектное отражение. В классической философии взаимодействие трактуется как категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира (6, с. 66). Таким образом, взаимодействие представляет собой процесс взаимовлияния и взаимообусловленности объектов. В социальном плане взаимодействие рассматривается как форма социальных коммуникаций двух или более лиц или общностей, в рамках которой, систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнеров, достигается приспособление действий одного к действиям другого. Кроме того, формируется общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между этими лицами (7).
В психологии взаимодействие характеризуется как процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Известный отечественный психолог К.А. Абдуль-ханова-Славская выделяет несколько социально-психологических типов взаимодействия. В их числе: сотрудничество, противоборство, уклонение, однонаправленное содействие, однонаправленное противодействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие. Сказанное позволяет считать, что взаимодействие может осуществляться в разнообразных формах и не всегда иметь конструктивную направленность.
Ш Пронина И.Н.
«Взаимодействие школы и семьи как ресурс профильного обучения»
В педагогике взаимодействие рассматривается как личностный контакт воспитателя и воспитанников, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (8, с. 33). Взаимодействие в гуманистически ориентированном педагогическом процессе трактуется как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (А.П. Тряпицина), как условие актуализации субъ-ектности человека (В.В. Горшкова, А. Ксе-нофонтова), как особым образом организованное общение и как метод нравственного воспитания личности (З.И. Васильева). Следовательно, в педагогическом взаимодействии оба его участника выступают как равноценные (в меру своих знаний и возможностей) партнеры по совместной деятельности. Особенностью их контакта является то, что в ходе взаимодействия осуществляется влияние участников педагогического процесса друг на друга, пересматриваются установки, согласуются мотивы и способы достижения целей обучения и воспитания.
С учетом проанализированных нами положений мы рассматриваем взаимодействие школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением школьников как совместную работу педагогов и родителей, направленную на оказание школьникам поддержки в формировании позитивного отношения к определенному виду деятельности и создающую благоприятные условия для сознательного выбора будущей профессии. В ходе такого взаимодействия уточняются позиции учителей и родителей по вопросам профессионального самоопределения школьников, согласуются интересы и подходы к решению данной проблемы, проектируются и реализуются методы управления профессиональным самоопределением детей.
В отечественной школе сложился большой опыт привлечения родителей к работе по профессиональной ориентации учащихся. В 60-80-е гг. ХХ в. широко использовались такие формы работы, как встречи с родителями, представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, где работают члены семей, руково-
дство кружками, выступления на родительских собраниях, конференциях и лекториях. Однако в организации таких мероприятий педагогическое взаимодействие принимало форму только однонаправленного воздействия на родителей со стороны учителей, инициатива всегда исходила от педагога.
Сейчас, когда образовательные учреждения нацелены на диалог с социальными партнерами, когда школы становится все более открытой социально-педагогической системой, важно строить работу по профессиональному самоопределению школьников на основе взаимодействия семьи и школы, в котором педагоги и родители выступают как равноправные партнеры, обоюдно заинтересованные в успешном решении педагогических задач.
Особую актуальность взаимодействие педагогов и родителей приобретает и на этапе введения в школе профильного обучения. На каком бы высоком уровне не проводилась эта работа, ребенку нужна помощь родителей в более полном осознании своих наклонностей, необходим родительский совет в выборе дальнейшего образовательного маршрута, а также важна психологическая поддержка со стороны семьи в определении выбора будущей профессии. В то же время школа может расширить, обогатить воспитательные возможности семьи в рамках планирования и реализации совместных действий по организации профильного обучения учащихся. В ходе этой работы осуществляется взаимное консультирование и корректировка программы по управлению профессиональным самоопределением детей. Таким образом создается ситуация сопереживания, установка на взаимопонимание педагогов и родителей в оказании помощи растущему человеку в выборе будущей профессиональной деятельности.
Изучение публикаций по исследуемой нами проблеме (9, 10), а также собственный педагогический опыт позволили нам сформулировать цель взаимодействия школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением детей. Эта цель заключается в разработке и реализации совместных мероприятий, направленных на создание
условий для воспитания у учащихся позитивного отношения к определенной профессиональной деятельности, к осознанию выбора будущей профессии на основе согласования личностных и социально-профессиональных потребностей.
Названная цель определяет основные задачи этой работы, которые включают:
- разработку программ и планов совместных действий по организационно-методической поддержке учащихся в сознательном выборе образовательного маршрута в рамках предпрофильного и профильного обучения;
- изучение и выявление индивидуальных особенностей и наклонностей школьников к определенной профессиональной деятельности;
- разработку совместных рекомендаций, методических материалов для оказания учащимся помощи в профессиональном самоопределении с учетом выявленных интересов и склонностей;
- координацию усилий по ознакомлению школьников с различными видами профессий, проведение консультаций, информирование о реальном или ожидаемом спросе на профессии;
- воспитание уважительного отношения к различным видам профессионального труда как социально равноценным.
Сформулированные выше задачи определяют ведущие направления содержания совместной деятельности школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением учащихся, которые включают: анализ воспитательных возможностей семьи в формировании у детей позитивного отношения к трудовой деятельности и подготовке их к осознанному выбору будущей профессии, информирование и консультирование детей по этим вопросам, разработку и реализацию системы мер по развитию интересов и склонностей учащихся, связанных с профессиональным самоопределением, совместную работу по повышению качества предпро-фильного и профильного обучения.
Основываясь на понимании взаимодействия как процесса воздействия объектов друг на друга, порождающего их взаимообу-
словленность, мы предприняли попытку выделить основные этапы сотрудничества школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением учащихся. Сущность первого этапа заключается, на наш взгляд, в установлении взаимопонимания педагогов и родителей на основе согласования мотивов и интересов в оказании помощи взрослеющему человеку в решении вопросов, связанных с выбором будущей профессиональной деятельности и профиля обучения в школе.
На втором этапе разрабатываются концепция и стратегия совместных действий по управлению профессиональным самоопределением. На третьем этапе реализуются основные направления этой работы. На четвертом этапе школьные педагоги и родители оказывают психолого-педагогическую поддержку ребенку в выборе и реализации профильного маршрута, профессиональной ориентации и контроль за этой работой. И, наконец, на пятом этапе подводятся итоги и осуществляется оценка взаимодействия школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением школьников.
Исходя из многолетнего опыта работы с семьями учащихся, мы пришли к выводу, что взаимодействие школьных педагогов и родителей обеспечит эффективную подготовку учащихся к выбору профессии при соблюдении следующих условий:
- систематическая психолого-педагогическая подготовка учителей к работе с родителями по вопросам профессионального самоопределения учащихся;
- педагогическое просвещение родителей для формирования у них готовности к взаимодействию со школой;
- активное привлечение родителей к работе по повышению качества подготовки школьников к жизни и к труду, опора на родительский актив в решении этой проблемы;
- выработка и соблюдение единых требований со стороны школы и семьи к воспитанию учащихся;
- поэтапное усложнение задач, содержания, форм и методов сотрудничества учителей и родителей в подготовке детей к трудовой деятельности.
ы
Ш Пронина И.Н.
«Взаимодействие школы и семьи как ресурс профильного обучения»
В целом взаимодействие школы и семьи в управлении профессиональным самоопределением школьников - это сложный и неоднозначный процесс воздействия педагогов и родителей друг на друга, который осуществляется на основе диалогического общения и характеризуется наличием общих интересов и задач, взаимным уважением, готовностью согласовывать педагогические действия для решения задач, связанных с выбором школьников своей будущей профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Матушкина Ю.В. Активизация взаимодействия школы с семьей в условиях модернизации российского образования // Модернизация общего и профессионального образования. - Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2005.
2. Байбородова Л.В. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании /Л.Байбородова // Воспитательная работа в школе. - 2003. - №4. - С. 8-12.
3.
4.
5.
6.
9.
10.
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии.
- СПб.: КАРО, 2003.
Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. Т 2. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994.
Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. Каджиспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.;Ростов-н/Д., 2005.
Крючков В.К. Взаимоотношения в системе педагог - ребенок - родители // Педагогика.
- 2002. - №9. - С. 27-32.
Трохтин В. С. Психология социальной работы с семьей. -М., 2007.
Об авторе
Пронина Ирина Николаевна, директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» №7 г. Минеральные-Воды.