Психологическое обеспечение комплектования профильных групп старшей школы
О. А. Беляева
В статье рассматриваются проблемы психолого-педагогического сопровождения выпускников основной школы на этапе предпрофильной подготовки, определяются потенциальные возможности психолого-педагогического консилиума как коллегиального органа, обеспечивающего взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса по вопросу выбора учащимися профиля обучения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профиля обучения, внутришкольное взаимодействие, психолого-педагогический консилиум.
Psychological Support to Psychological-Pedagogical Councils in the Field of Recruiting Upper Secondary Students into Profiled Groups
O. A. Belyaeva
The article deals with the problems of psychological and pedagogical support given to school-leavers at the stage of their choosing a profession and it discloses the potential of a psychological-pedagogical council as a special joint body that ensures a close cooperation of all educational process participants on the matters of school-leavers' vocational guidance.
Key words: vocational guidance, choosing of a vocational profile, interschool cooperation, psychological-pedagogical council.
Введение в средней школе предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников стало ответом системы образования на возрастающие требования современного общества к человеку как активному участнику социальных отношений, субъекту профессиональной деятельности. Ситуация окончания основной школы может быть определена как специфичная социальная ситуация развития, активно включающая современных старшеклассников в процесс профессионализации. В качестве конкретной цели рассматриваемого жизненного этапа выдвигается разрешение вопроса о дальнейшем образовательном пути личности, соответственно, реализуемая система психолого-педагогического сопровождения этапа предпрофильной подготовки должна предложить программу, ориентированную в первую очередь на создание социально-психологических условий для реализации этих задач. Организация предпрофильной подготовки школьников была начата в школах с 2004 г., однако до настоящего времени остаются нерешенными многие вопросы, касающиеся разных аспектов ранней профилизации.
Данные мониторинговых исследований [3; 4; 11; 14] отражают серьезные проблемы и отсутствие значимых изменений в степени готовности выпускников к осуществлению профессионального и образовательного выборов. По результатам наших собственных наблюдений за девятиклассниками Заволжского района г. Ярославля в течение 2006-2009 гг., в среднем лишь у 10 % на момент окончания основной школы можно диагностировать высокий уровень готовности к выбору профессии, характеризующийся четкой
определенностью профессионально-образовательных планов. В разные годы от 19 до 35 % выпускников характеризуются низким уровнем готовности к совершению профессионального выбора, что связано с неадекватностью оценки собственного образовательного и в целом личностного потенциала, с неумением анализировать существующие способности и возможности, избеганием самостоятельного принятия решения и подверженности чужому мнению.
О существовании проблем, связанных с трудностями взаимодействия взрослых участников образовательного процесса по вопросу поддержки ребенка в процессе его самоопределения, говорят многие авторы [1; 3; 4; 5; 8; 10]. Оценка лишь некоторых аспектов реальной ситуации в основной школе, по данным наших опросов, дает следующую картину: всего 37 % опрошенных учащихся 9-х классов обсуждали выбор дальнейшего направления обучения и возможные профессиональные перспективы с педагогами; только 12 % считают необходимым на этапе выбора профессии получить консультацию врача (в основном, это юноши, ориентированные на военные специальности и спорт). 82 % выпускников уверены, что родители обязательно помогут им в выборе направления обучения, устройстве на учебу и работу. Однако, сами родители, согласно опросу, испытывают значительные затруднения в принятии подобных решений: 58 % из них не знают, какой профиль обучения рекомендовать собственному ребенку; для 37 % опрошенных профиль обучения ребенка в старшей школе не связан с предполагаемым будущим профессиональным выбором. В итоге, в 26 % семей, где ре-
О. А. БеляШ2
бенок оканчивает основную школу, проявляются существенные разногласия из-за несовпадения мнения подростка и родителей относительно предпочитаемого профиля обучения. Влияя на общую тревожность, неуверенность обучающегося на этапе предварительного самоопределения, эта ситуация затрудняет в дальнейшем период адаптации в старшей школе или профессиональном учебном заведении, провоцирует неудовлетворенность процессом и результатами учебы, сказывается и на характере дальнейшего вхождении в профессиональную деятельность.
В настоящее время опубликовано большое количество программ психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе пред-профильной подготовки. В большинстве из них на основе проведенной диагностической работы предлагаются рекомендации относительно возможного направления дальнейшего профильного или профессионального обучения и дается ссылка на необходимость привлечения к работе и родителей, и педагогов обучающихся. Однако способ построения такой работы часто не конкретизирован, предполагает лишь изучение запроса и информирование о полученных результатах взрослых участников образовательного процесса.
Практика работы в данном направлении показывает, что самые сложные ситуации возникают на завершающем этапе, когда ребенку необходимо принять окончательное решение о дальнейшем образовательном маршруте. Именно в этот момент необходимо построение диалоговых форм взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, оказывающих значимое влияние на выбор школьника. В психолого-педагогических разработках присутствуют рекомендации о способах соотнесения различных позиций через систему рубежной экспертной оценки педагогами, родителями, психологом степени активности, возможного соответствия склонностей и способностей ребенка избираемому профилю. Но нет разработанной модели непосредственного взаимодействия педагогов, родителей, ребенка, не представлена сама процедура обсуждения различных мнений, выработки некой приемлемой позиции, принятия окончательного решения и построения работы в случае существования разногласий. Т. М. Ковалева [7] отмечает, что все традиционные для школ направления работы лишь задают ситуацию выбора для школьника, но остается неясным, каким образом и когда - в каком «месте» школьного пространства - непосредственно осуществляется школьником выбор и самоопределение относительно сначала его об-
разовательного, а затем профессионального будущего, как осуществляется поиск оснований этого выбора, с кем происходит обсуждение результатов и анализ последствий того или иного выбора. В итоге мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда окончательное решение, фактически принимаемое родителями, либо противоречит интересам ребенка, либо не учитывает уровень его реальных способностей, либо никак не соотносится с возможными направлениями дальнейшего внешкольного образования. Подобная ситуация ставит под угрозу саму идею профильного обучения как начального этапа непрерывного профессионального образования личности, ориентированного на реализацию его личных потенциалов, интересов, профессионально-образовательных предпочтений и планов.
Мы считаем, что в арсенале форм работы образовательного учреждения существуют варианты, способные содействовать разрешению складывающихся противоречий. Одной из таких форм организации равноправного сотрудничества психолога, педагогов, медиков стали психолого-педагогические консилиумы. М. Р. Битянова [2] подчеркивает, что консилиум позволяет организовать целостное сопровождение школьников, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех взрослых. Именно консилиум, с нашей точки зрения, наиболее полно может обеспечить единый подход к обсуждению ситуации конкретного старшеклассника, принятию совместного решения о зачислении его в десятый класс определенного профиля. Именно в рамках его работы есть возможность проработки всего комплекса факторов (и медицинских, и психологических, и социальных, и педагогических), определяющих образовательный выбор выпускника основной школы, а также составления для каждого ученика индивидуального образовательного маршрута. Тематика профессиональной ориентации старшеклассников традиционно рассматривается как одно из направлений ежегодного анализа деятельности педагогического коллектива, поэтому логично признать, что психолого-педагогический консилиум по вопросу комплектования профильных классов (групп) старшей школы должен являться плановым и организовываться по окончании диагностического и профильно-ориентирующего этапов блока психологического сопровождения предпрофильной подготовки.
Консилиум по вопросу профильного выбора старшеклассника позволяет:
— объединить усилия педагогов,
психологов и других субъектов учебно-воспита-
тельного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии старших школьников;
— психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе (материалы профильной психологической диагностики, результаты психологического наблюдения и т. д.) тем субъектам учебно-воспитательного процесса, которые обладают большими возможностями влияния, обучения и взаимодействия с ними;
— учителям, с одной стороны, выступить в качестве экспертов учебной успешности ребенка по итогам обучения в основной школе, выстроить обоснованный прогноз относительно освоения им программы старшей ступени, а с другой - стать объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, их возможных образовательных и профессиональных перспектив и собственных взглядов;
— родителям - соотнести собственное видение ситуации ребенка с мнениями компетентных специалистов-педагогов, результатами психолого-педагогической диагностики, обозначить запрос на обучение в старшем звене;
— выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечения условий для самоопределения школьников, дает опыт коллективной деятельности;
— опираясь на оценку актуального состояния конкретного ученика, динамики его предыдущего развития и обучения, формулируемых образовательных и профессиональных перспектив, наметить программу индивидуального развития;
— распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения;
— координировать действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи отдельному ученику, профильному или общеобразовательному классу (группе), параллели в целом.
Целью консилиума является обеспечение адекватного выбора старшеклассником профилирующего направления обучения по окончании основной школы.
Задачи психолого-педагогического консилиума:
— диагностика профильных предпочтений и склонностей ребенка;
— выявление резервных возможно-
стей развития старшеклассника в рамках профильного обучения;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов в период адаптации и обучения ребенка в старшем звене;
— определение степени востребованности, характера, продолжительности и эффективности коррекционно-развивающей психологической или педагогической помощи и поддержки (в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей) учащимся и их семьям в построении образовательных перспектив;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень профильной успешности;
— оказание помощи педагогам в работе, направленной на сопровождение процессов самоопределения учащихся;
— утверждение и согласование планов работы различных специалистов, разработка единого плана работы ОУ на этапе профильного обучения;
— определение путей интеграции учащихся в классы (группы), работающие по различным образовательным программам; комплектование профильных и универсальных классов (групп) старшей школы.
Основными функциями консилиума являются диагностическая и методическая (консультационная). Диагностическая предполагает своевременную диагностику индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и профессионально-образовательной направленности обучающегося, прогноз потенциальных возможностей его личностного развития. Методическая связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом построения индивидуальной образовательной траектории выпускника основной школы.
Работа данного консилиума подразумевает три обязательных этапа:
1) этап подготовки: сбор и обобщение диагностической информации, постановка задач развития учащихся;
2) этап обсуждения: конкретизация задач развития, постановка конкретных педагогических задач и обозначение направлений деятельности отдельных специалистов;
3) этап реализации: постановка специалистами задач собственной профессиональной деятельности, подбор форм и методов решения по-
ставленных задач, совместное планирование дальнейшей деятельности.
Первый этап - этап подготовки - осуществляется в рамках метода получения индивидуального мнения участников консилиума. Производится опрос всех участников консилиума, независимо друг от друга, с последующей обработкой данных. Каждый участник готовит собственный пакет документов, а изучению на консилиуме должны быть предоставлены аналитически обобщенные материалы, результаты первичной диагностики могут быть использованы лишь в виде необходимой аргументации позиции какой-либо из сторон (участника консилиума) с согласия ребенка и его родителя (лица, его заменяющего). В задачи педагога-психолога входит также определить, ситуации каких учеников следует обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени, а какие девятиклассники не требуют отдельного обсуждения на консилиуме.
Очный этап деятельности может быть рассмотрен как собрание, идущее по фиксированному регламенту, где для обсуждения могут быть предложены ситуации каждого конкретного ребенка или группы учащихся. Во втором случае, с нашей точки зрения, целесообразнее комплектовать такие группы не по классам, а по степени близости проблем ребенка, состав этих групп определяется заранее на этапе подготовки к консилиуму по результатам заключения психолога, классного руководителя, педагогов-предметников. На основании предварительного опроса предполагается комплектование следующих групп: 1) учащиеся, претендующие на обучение в профильном классе и определившиеся с выбором профиля; 2) учащиеся, ориентированные на поступление в непрофильный (универсальный) класс старшей школы; 3) учащиеся, не определившие собственные образовательные приоритеты по окончании основной школы.
С целью оптимизации работы в рамках очного обсуждения две первые группы разбиваются на следующие подгруппы: а) учащиеся, относительно которых не возникло разногласий среди учителей по результатам экспертных педагогических оценок и проведенной психологической диагностики; б) учащиеся, не получивших однозначных рекомендаций со стороны педагогов и психолога по результатам предварительного опроса. Комплектование таких групп позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения. Результатом обсуждения каждого учащегося становится совместно принятое решение, которое может заключать в себе рекомендацию о зачислении в профильный класс; рекомендацию
поступления в профильный 10-й класс другой школы (с предоставлением соответствующего заключения консилиума как коллегиального органа); рекомендацию о зачислении в класс универсального обучения старшей школы; определение ряда условий, при исполнении которых до окончания 9-го класса учащийся может претендовать на зачисление в профильный класс (сбор дополнительной информации, проведение углубленной профильной диагностики, осуществление индивидуальной консультационной работы с ребенком или семьей); рекомендацию продолжения образования вне среднего общеобразовательного учреждения (в ссузе или ПУ).
По итогам обсуждения на этап реализации выстраивается комплексная программа работы со старшеклассниками, отдельные части которой не противоречат друг другу, а дополняют, консолидируют усилия всех субъектов в решении конкретных задач самоопределения учащихся относительно выбора ими профиля обучения по окончании основной школы. Каждому из участников определяются основные задачи, решение которых необходимо осуществлять в ближайшее время.
Наиболее благоприятной по окончании работы консилиума можно признать ситуацию, в которой ребенок понял и принял для себя сделанный образовательный выбор как очередную жизненную задачу и оценил имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для ее решения, а все субъекты учебно-воспитательного процесса определили свою долю ответственности в сопровождении дальнейшего личностного развития школьника.
На настоящий момент происходит апробация данной модели работы психолого-педагогического консилиума на базе образовательных учреждений г. Ярославля. Мы считаем, что он может стать значимым средством определения индивидуального пути целенаправленного продвижения ученика к сфере его будущей профессиональной деятельности, обеспечить для этого комплекс педагогических условий, ориентированных на формирование у школьника ключевых образовательных компетенций с учетом познавательных возможностей, профессиональных намерений и перспектив. Кроме того, подобный консилиум обладает мощным потенциалом развития всех его участников, может стать одной из форм повышения компетентности участников образовательного процесса в проблемах профессионального самоопределения.
Библиографический список
1. Афанасьева, Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» [Текст] / Н. В. Афанасьева.- СПб. : Речь, 2007. - 366 с.
2. Битянова, М. Р. Взаимодействие специалистов школы в постановке и решении задач развития учащихся [Электронный ресурс] / М. Р. Битянова. -Режим доступа : http://upk. 1 September. ru/artiklef. php?ID=200602311.
3. Брылева, Т. Г. Организационно-педагогические условия эффективного профессионального самоопределения старшеклассников в лицее [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Г. Брылева. - Магнитогорск , 2006.
4. Власова, Ю. Ю. Основные результаты мониторинга реализации содержания и форм организации профильного обучения на старшей ступени общего образования в субъектах Российской Федерации в 2007 г. [Текст] / Ю. Ю. Власова, Е. Н. Соколова // Профильная школа. - 2008. - № 1. - С. 10-12.
5. Даутова, О. Б. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения [Текст] : учеб.-ме-тод. пособие для учителей / О. Б. Даутова, Т. В. Менг, Е. В. Пискунова ; под ред. А. П. Тряпициной. - СПб. : КАРО, 2006. - 112 с.
6. Дёмина, Т. Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника [Текст] / Т. Б. Дёмина // Профильная школа. - 2006. - № 1. - С. 45-46.
7. Ковалева, Т. М. Старшая школа: тьюторское сопровождение профильного обучения [Электронный ресурс] / Т. М. Ковалева. - Режим доступа : http://www. ШеШог. т//аЬои/пеш_009. Ыт1
8. Пронина, И. Н. Взаимодействие школы и семьи как ресурс профильного обучения [Текст] / И. Н. Пронина // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2007. - № 50. - С. 65-70.
9. Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы [Текст] / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2005. - 124 с.
10. Родионов, В. А. Психолог и педагог: эффективное взаимодействие в учебном процессе [Текст] : методические рекомендации по организации работы школьного психолога с педагогами / В. А. Родионов, О. В. Кардашина, Т. Ю. Кирилина. - М. : НОУ «Школа Премьер», 2000. - 69 с.
11. Родичев, Н. Ф. Профильная ориентация школьников - смыслообразующий элемент предпро-фильной подготовки [Текст] / Н. Ф. Родичев // Профильная школа. - 2003. - № 2. - С. 20-23.
12. Черникова, Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. В. Черникова. - М. : Глобус, 2006. - 256 с.
13. Чистякова, С. Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи [Текст] / С. Н. Чистякова // Проблемы профориентации молодежи в условиях рынка труда / науч. ред. Е. В. Ткаченко. -М. : РИПКО, 1995. - 92 с.
14. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] : методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников [Текст] / С. Н. Чистякова - М. : Академия, 2005. -128 с.