Научная статья на тему 'Взаимодействие рынка труда и системы образования'

Взаимодействие рынка труда и системы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1861
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / ВАКАНСИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / LABOR MARKET / THE AVERAGE NUMBER OF UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT SERVICE / JOB / LABOR / SKILLS / RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степаненкова Татьяна Владимировна, Иванова Наталья Михайловна

В статье анализируется взаимодействие рынка труда и системы образования, исследуются про­блемы занятости на рынке. Рассматриваются такие понятия, как сценарное прогнозирование, сценарный прогноз, сценарный метод. Перечисляются различные способы прогнозирования в ус­ловиях нестабильности существующей среды, в том числе прогнозирование развития системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the relationship of the labor market and the education system, with the problems of employment in the market. The concepts such as scenario forecasting, scenario forecast, the scenario method are discussed. The different ways of predicting the instability of the existing environment, including the prediction of the higher education system are listed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие рынка труда и системы образования»

РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 331.101

I ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Степаненкова Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы, [email protected],

Иванова Наталья Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных знаний, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

The paper analyzes the relationship of the labor market and the education system, with the problems of employment in the market. The concepts such as scenario forecasting, scenario forecast, the scenario method are discussed. The different ways of predicting the instability of the existing environment, including the prediction of the higher education system are listed.

В статье анализируется взаимодействие рынка труда и системы образования, исследуются проблемы занятости на рынке. Рассматриваются такие понятия, как сценарное прогнозирование, сценарный прогноз, сценарный метод. Перечисляются различные способы прогнозирования в условиях нестабильности существующей среды, в том числе прогнозирование развития системы высшего образования.

Keywords: labor market, the average number of unemployment, employment service, job, labor, skills, research methods

Ключевые слова: рынок труда, среднесписочная численность, безработица, служба занятости, вакансия, трудовые ресурсы, квалификация, методы исследования

Прогнозирование занятости на рынке труда, включая спрос и предложение, связано с экономической системой и строится на основе:

• анализа исследуемой ситуации;

• вскрытия диспропорций в анализируемой системе;

• учета сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с учетом потребностей рынка труда и их разрешения.

Спрос на специалистов, необходимых

на рынке, определяется на базе анализа существующих сценариев развития экономики и различных вариантов развития высшего и среднего профессионального образования.

Основным смыслом сценарного прогнозирования является создание модели конструирования, формирование различных «историй», всевозможных вариантов динамики будущего, структурированных и логичных.

Следовательно, существующая стратегия развития становится не запрограммированным планом, а более гибкой системой, для того чтобы жизнедеятельность исследуемого объек-

та оставалась успешной при возможных вариантах развития будущего.

В разработке сценарного прогноза используется сочетание нескольких методов прогнозирования, соответственно, сценарный прогноз является комбинированным методом.

Комбинированные методы прогнозирования строятся на выявлении различных закономерностей изменения в структуре исследуемого объекта в зависимости от влияния факторов, определяющих прогнозный фон.

Сценарный метод является необходимым средством для организации взаимодействия количественного и качественного подходов, а также для интегрирования различных прогнозных методов. Метод сценариев позволяет сделать различные варианты прогноза развития прогнозируемого или исследуемого явления при изменении прогнозного фона. При применении данного метода сценариев обычно используются как экспертные (качественные), так и аналитические (количественные) методы. Поэтому сценарные методы можно применять как аналитические методы в прогнозировании.

12

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

Взаимодействие рынка труда и системы образования

В условиях нестабильности существующей среды интуитивные способы предвидения становятся важными инструментами восприятия реальности, дополняя количественные подходы, опирающиеся на конкретные факты. С другой стороны, качественным методам свойственны значительные риски и интуиция, которая выходит на первый план, должна как можно больше проверяться с помощью необходимых фактов и знаний. Поэтому необходимо обеспечить сравнительный анализ этих двух подходов, что и отражено в методе сценариев.

В существующей литературе нет единого общепринятого определения понятия «сценарий», так как в прогностике он имеет два основных значения:

1) метод, который позволяет использовать суждение как одного, так и группы экспертов;

2) итоговый документ, который получается в результате синтеза различных методов прогнозирования для создания альтернатив развития исследуемого объекта. Определенные различия существуют также

в трактовке категории «сценарий». В классических работах по системному анализу сценарий определяется как «описательный метод или прогнозирование условий, в которых совершается будущее развитие данной системы, которая будет анализироваться, оцениваться и проектироваться. Существующий сценарий состоит из последовательных набросков предполагаемых событий и, как правило, включает будущие изменения внешней среды (прогнозного фона) на незначительный или на некоторый период времени» [2].

Существует и несколько иное определение: сценарий часто понимается как гипотетическая последовательность событий, конструируемая в целях фокусирования внимания на причинных процессах и решениях.

Встречаются мнения, что сценарий — это не что иное, как последовательность предстоящих событий, концентрирующих внимание на причинно-следственной связи между происходящими событиями и точками принятия решений, которые могут изменить ход и траекторию движения как во времени всей анализируемой системы в целом, так и в отдельных ее подсистемах.

Иногда сценарий определяют как метод, с помощью которого определяется логическая последовательность событий, для того чтобы

показать, как шаг за шагом может развертываться будущее состояние объекта исследования, исходя из существующей ситуации.

Научный интерес также представляет предположение, что сценарий — это определение необходимых причинных факторов, которые принимаются во внимание, и способов, на основе которых эти факторы могут влиять на объект изучения или явление. По существу, сценарный метод прогнозирования заключается в необходимом выявлении различных путей развития и определении вероятности реализации каждого исхода [3].

В целом сценарный метод имеет следующие характерные черты:

— последовательность событий (принцип пошагового описания);

— причинно-следственные связи этапов трансформации системы;

— трансформация исследуемого процесса (сценарный метод есть, прежде всего, метод описания динамики системы, хотя в сценарии как итоговом документе могут присутствовать элементы статического описания ситуации: перечни факторов, показателей, признаков и пр.);

— гипотетический характер описания (указывает на необходимость вероятностной оценки реализуемости тех или иных возможностей).

Задача сценарного метода — быстрая и эффективная помощь лицу (исследователю), который принимает решение, выбрать наилучший способ действий в конкретной проблемной ситуации. При этом анализируемое решение не всегда преследует цель выработать конкретные рекомендации; сценарный метод скорее должен отобрать, обработать, структурировать и представить значимую информацию в форме, максимально облегчающей процесс принятия решения.

Таким образом, стратегия развития приобретает необходимую гибкость для того, чтобы работа исследуемого объекта оставалось успешной при различных вариантах развития будущего.

В целях проблематики данной статьи наибольший интерес представляют варианты развития системы высшего образования в нашей стране.

В связи с переходом к рыночной экономике задачи высших учебных заведений по подготовке специалистов для рынка труда существенно

13

РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

расширились. Выполняя государственную программу по подготовке высокопрофессиональных кадров за счет федерального бюджета, вузы должны учитывать потребность и специфику региональных рынков труда, которые предъявляют к молодым специалистам специфические требования, связанные с потребностями рынка. В связи с этим вузам необходимо готовить профессиональные кадры и для крупных федеральных государственных унитарных предприятий, и для малых и средних предприятий разных форм собственностей, доля выпускаемых специалистов которых должна постоянно расти. Учитывая экономический кризис, который внес нестабильность в формирование рынка труда на современном этапе развития экономики, вузы перестали нести ответственность за трудоустройство выпускников, их социальную защищенность. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда будет зависеть от востребованности высокопрофессиональных молодых специалистов бизнесом или потребностями рынка.

Реализовать вышеперечисленные задачи невозможно без создания модели взаимодей-

ствия системы образования и рынка труда, которые бы соответствовали требованиям современной экономики.

Модель — это, прежде всего, объект любой природы, который может замещать данный исследуемый объект, так что его познание дает новую информацию об исследуемом объекте. Тип модели определяется в первую очередь вопросами, на которые желательно получить ответ на основании или при помощи модели.

Модель часто отображает только функцию системы, а ее структура не играет роли, она в данном случае рассматривается как черный ящик.

Моделирование как метод познания основано на том, что все модели, так или иначе, отражают действительность.

В зависимости от того, какими средствами и при каких условиях и по отношению к каким объектам познания может реализоваться их свойство, возникает различие моделей.

В настоящее время нет единой классификации прогнозных моделей, однако автор выделяет несколько классификационных признаков (табл. 1).

Классификация прогнозных моделей

Таблица 1

Классификационный признак № вида Виды моделей

1 По аппарату построения 1.1 Пространственные модели

1.2 Экономико-математические модели

1.3 Графические модели

1.4 Описательные (идеальные) модели

2 По степени агрегирования объектов 2.1 Макроэкономические модели

2.2 Микроэкономические модели

3 По цели создания и применения 3.1 Балансовые модели

3.2 Трендовые модели

3.3 Оптимизационные модели

3.4 Имитационные модели

4 По типу использованной информации 4.1 Аналитические модели

4.2 Идентифицируемые модели

5 По учету фактора неопределенности 5.1 Детерминированные модели

5.2 Стохастические (вероятностные) модели

6 По типу математического аппарата 6.1 Матричные модели

6.2 Модели линейного программирования

6.3 Модели нелинейного программирования

6.4 Корреляционно-регрессионные модели

6.5 Модели теории массового обслуживания

6.6 Модели сетевого планирования

6.7 Модели теории игр и т. д.

7 По общему целевому назначению 7.1 Теоретико-аналитические модели

7.2 Прикладные модели

8 По учету фактора времени 8.1 Статические модели

8.2 Динамические модели

9 По типу подхода к изучаемым социально-эконо- 9.1 Дескриптивные модели

мическим системам 9.2 Нормативные модели

14

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

Взаимодействие рынка труда и системы образования

В настоящей статье авторы останавливаются более подробно на описательных моделях, к которым относятся модели взаимодействия и балансирования.

Описательные модели применяются для описания поведения и свойств существующих объектов. Эти модели являются формой знаний о действительности, поэтому их часто называют познавательными моделями. Их развитие направлено на приближение модели к их реальной действительности.

Балансовая модель — это такая модель, которая представляет сбалансированные отношения и характеризует равенство поступающего (производственного, закупленного) и распределенного, расходованного продукта.

Рассмотрим отечественный опыт системы образования и рынка труда.

Тенденцию сотрудничества рынка труда с ВПО можно продемонстрировать на примере результатов социологических исследований 150 компаний-работодателей.

Девять из десяти опрошенных компаний говорят о желании постоянного сотрудничества с образовательным сообществом для решения кадрового вопроса. Это объясняется тем, что 88,4% респондентов указывают на дефицит специалистов, 52,9% — технических исполнителей, 42,0% — руководителей.

У больших компаний низкий образовательный уровень специалистов, который становится препятствием успешному развитию бизнеса и оказывает негативное воздействие на рост эффективности труда. Такая картина наблюдается:

— в 70% компаний с численностью занятых свыше 6 тыс. человек;

— 61,5% — с численностью 2,5—6 тыс. человек;

— 51,8% — от 1 тыс. до 2,5 тыс. человек;

— 54,5% — от 10 до 1 тыс. человек;

— 43,5% — до 100 человек.

В отраслевой структуре можно наблюдать следующую картину:

— авиация — 67,7%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— строительство — 61,8%;

— IT — 51,5%;

— энергетика — 47,4%.

Распространенными сегодня моделями являются стажировки, прохождения практики (100% респондентов по всем отраслям). Затем по убыванию следуют:

— участие работодателей в теоретической подготовке студентов (87% в энергетике

и строительстве, 74% в авиации, 72% в IT);

— отраслевой заказ или корпоративный договор (авиация — 87%, энергетика — 80%, IT — 45%, строительство — 35%);

— участие бизнеса в финансировании учебного заведения, в том числе включая обновление материально-технической базы вузов. Распространенность исследуемой модели взаимодействия зависит от того, насколько останется сохраненной отраслевая структура профессионального образования (отраслевых центров повышения квалификации, учреждений высшего и среднего профобразования). Почти не распространено сотрудничество за счет создания и функционирования совместных учебно-инвестиционных центров, в частности на базе имеющейся отраслевой инфраструктуры.

В энергетике сеть сохранена в большей степени, поэтому 84% респондентов из этой отрасли назвали финансирование образовательных учреждений широко применяемой моделью партнерства, в авиации — 55%, в IT — 48%, в строительстве — 42%.

Применение такой модели отметили 65% респондентов из отрасли энергетики, 32% — из отрасли IT и авиации, только 16% респондентов из строительной отрасли.

Более глубокое взаимопроникновение работодателей показывают две модели партнерства: участие бизнеса в аккредитации образовательных программ и участие в координационных (попечительских) советах. Здесь главенствует энергетика, за ней следуют авиация, строительство и IT, но распространенность относительно невелика (в среднем по отраслям 25 и 37% соответственно).

Работодатели хотели бы оставить за собой ведущую роль в инициативе взаимодействия с образовательными учреждениями: это 82,9% работодателей в IT (наиболее быстроразвивающаяся отрасль), 73,0%, 69,0%, 63,6% работодателей из авиации, энергетики, строительства соответственно. Второе место в инициативе взаимодействия бизнес — работодатели отдают образовательному сообществу (диапазон от 68,6% в IT до 54,1% в авиации), третье — инициативе государства.

Обобщенные характеристики форм взаимодействия системы образования и рынка труда в РФ представлены в табл. 2.

Следовательно, для самой системы образования взаимодействие с рынком труда яв-

15

РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 2

Обобщенные характеристики форм взаимодействия системы образования и рынка труда в РФ

Форма взаимодействия Краткая характеристика

1 Целевой заказ на подготовку специалистов Форма прямого государственного регулирования подготовки специалистов в государственных образовательных учреждениях ВПО на основе договоров, заключаемых между обучающимся, образовательным учреждением и заказчиком (юридическое лицо). Основным содержанием целевой контрактной подготовки специалистов является обеспечение: а) потребностей региона в специалистах высокой квалификации с учетом особенностей его экономического и социального развития; б) социальных и трудовых гарантий для будущего специалиста.

2 Непосредственное участие работодателей в процессах отбора выпускников Ярмарки вакансий; дипломные советы; экзаменационные комиссии; вузовские отделы по трудоустройству.

3 Участие работодателей в процессе обучения студентов практическим навыкам Прием студентов на практику; курирование курсовых и дипломных проектов; предоставление временной работы по совместительству с учебой.

4 Участие бизнеса в финансировании учебного заведения, в том числе при обновлении материально-технической базы Оснащение кафедр, лабораторий; организация технопарков и инкубаторов.

5 Повышение профессиональных компетенций преподавательского состава и студентов Проведение мастер-классов с привлечением специалистов-практиков для ведения аудиторных и лабораторных занятий. Сложность привлечения высококвалифицированного специалиста-практика заключается в их чрезмерной загруженности и невозможности уделять внимание учебным заведениям. Это связано с разницей оплаты услуг специалистов по месту работы и в вузе. Оплата по месту работы значительно выше, чем в вузе.

5.1 Модель распределенной базовой кафедры Предполагает подготовку студентов по целому ряду направлений с разработкой специальных образовательных программ, интегрированных в общие учебные планы, реализацией которых занимаются межкафедральные коллективы преподавателей и специалисты предприятия. На базовой кафедре осуществляется адресная подготовка специалистов по согласованным и дополнительным учебным программам для предприятия, являющегося стратегическим партнером университета. Все виды учебной работы базовая кафедра проводит в учебно-лабораторных помещениях университета и в помещениях, выделенных предприятием.

5.2 Модель студенческого учебно-проектного бюро Новая образовательная технология «обучение через исследования», базирующаяся на непосредственном привлечении студентов в процессе обучения к выполнению конкретных задач для предприятия. Организационно бюро построено по принципу «открытых» структур. Оно состоит из группы управления, технической группы и проектных групп, формируемых под конкретные проекты на кафедрах.

6 Участие бизнеса в аккредитации образовательных программ Общественно-профессиональная аккредитация представляет собой признание обществом (включая бизнес-работодателей) достижений конкретного продвинутого вуза. Такая оценка осуществляется специальными независимыми аккредитационными структурами, которые создаются различными профессиональными сообществами.

ляется необходимой и естественной формой существования. Только в тесном партнерстве с работодателями становится возможным в условиях рыночной экономики реализовать основную функцию — обеспечить рынок труда кадрами высокопрофессиональных специалистов в необходимых объемах.

Для образовательных учреждений открываются дополнительные возможности в постоянном доступе к информации о рынке труда, что позволяет уточнить структуру профессий и объем подготовки кадров. Далее возможен учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов: совместная

разработка нормативов и стандартов профессионального образования, учебных программ и планов; планирование и осуществление целевой подготовки специалистов для конкретного предприятия, что существенно повышает возможности трудоустройства выпускников; практику учащихся и студентов организовать на оборудовании, действующем в современном секторе экономики; возможность разработать механизм независимой оценки качества подготовки специалистов, разрабатываемым совместно с работодателями и независимыми экспертными комиссиями по тестам; создавать совместные проекты, с помощью которых

16

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

Взаимодействие рынка труда и системы образования

возможно осуществлять пополнение внебюджетных фондов образовательных учреждений: курс повышения квалификации работающих, использование учебно-материальной базы для выполнения заказов предприятий.

Реализовать вышеперечисленные задачи невозможно без создания модели взаимодействия системы образования и рынка труда, соответствующей требованиям современной экономики.

В научной литературе имеются различные концептуальные подходы к анализу содержания и механизму существования рынка труда. Наиболее разработана в этом отношении западная экономическая теория, но с начала 1990-х годов и в современной отечественной литературе проблеме рынка труда уделено значительное внимание.

На основе исследований рынка труда Москвы и Московской области автор анализирует современные проблемы функционирования рынка труда в нашей стране в современных условиях, хотя эти исследования не раскрывают полной картины проблем рынка труда по всей стране.

Рынок труда Москвы и Московской области характеризуется, прежде всего, таким показателем, как среднесписочная численность работников (без учета совместителей), который за 2011 год составил по Москве 5054,3 тыс. человек; по Московской области 2110,9 тыс. человек (табл. 3).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года среднесписочная численность уменьшилась по Москве на 88,8 тыс. человек, или на 1,8%; по Московской области уменьшилось на 22,4 тыс. человек, или на 1,1%.

На долю крупных предприятий приходится 60,7% работающих в г. Москве; 74,3% работаю-

щих в Московской области.

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (сокращением числа работающих во всех отраслях промышленности) обострились локальные проблемы занятости в отдельных регионах. В различных областях Российской Федерации безработица стала превышать средний показатель по стране, хотя статистика говорит о том, что в последнее время ситуация с безработицей меняется в лучшую сторону.

Уровень официальной (или регистрируемой) безработицы на конец 2011 года составил 0,7% от экономически активного населения по Москве и Московской области.

В конце 2011 года численность незанятых граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, составила по Москве 56,1 тыс. человек; по Московской области — 34,4 тыс. человек.

Официальный статус безработных получили: по Москве — 40,6 тыс. человек, что на 5,7 тыс. человек, или на 12,3%. меньше, чем на конец 2010 года; по Московской области — 27,2 тыс. человек, что на 7,4 тыс. человек, или на 21,4%, меньше, чем на конец 2010 года.

Потребность организаций в работниках, заявленных в службу занятости на конец 2011 года, составила: по Москве —138 тыс. человек; по Московской области — 47 тыс. человек.

На одну заявленную вакансию в декабре 2011 года в г. Москве приходится 0,41 человек, что на 5,5% меньше, чем в декабре 2010 года, в Московской области — 0,73 человек, что на 24,7% меньше, чем в декабре 2010 года [4].

Рынок труда в России пока работает на условиях социального партнерства и взятых на себя обязательств, поэтому он только формируется и охватывает не все уровни. Это существенно осложняет выработку единой поли-

Таблица 3

Структура замещенных рабочих мест (без субъектов малого предпринимательства) [4]

Декабрь 2011 года (тыс. человек) Темп роста в % к декабрю 2010 года

Москва Московская область Москва Московская область

Всего замещенных мест: в том числе: 3430,6 1669,5 101,7 101,3

Работники списочного состава 3071,4 1374,3 100,6 101,6

Внешние совместители 109,3 47,4 99,2 100,4

Работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера 249,9 47,8 120,1 43,7

17

РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

тики в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой системы с учетом интересов разных участников рынка труда, поэтому все эти факторы существенно снижают роль такого механизма регулирования в становлении рынка распределения и перераспределения рабочей силы, основанного на стоимостных и других отношениях.

В настоящее время структура российского рынка труда плохо организована. Отсутствует необходимая инфраструктура, которая призвана подготовить работодателя и работника к установлению деловых отношений, оказанию всесторонней помощи в их работе с целью максимально возможного сокращения разрыва между спросом и предложением рабочей силы.

Отсутствует необходимая информация по качеству показателей на необходимый спрос рабочей силы и организацию профессиональной работы по обеспечению занятости населения в рамках официального рынка труда.

В планировании трудовых ресурсов существует ряд отрицательных тенденций: сокращение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости и естественной убыли населения; неблагоприятная динамика

половозрастной структуры населения; увеличение экономической и демографической нагрузки на трудовое население; неравномерное размещение трудовых мигрантов по всей территории России; уровень жизни населения ниже среднего.

Несмотря на существующие трудности, в последние годы заметно улучшились качественные показатели трудовых ресурсов, значительно вырос образовательный уровень трудоспособного населения.

Следовательно, современный рынок труда в нашей стране неоднороден, и такие необходимые элементы, как стоимость рабочей силы и потребительский уровень населения, не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы, что искажает такие важные компоненты рынка труда, как спрос и предложение. Усиление экономической реформы в стране сопровождается изменением уровня финансирования затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, переходом к свободному ценообразованию, росту инфляции, что приводит к еще большему отрыву цены рабочей силы от ее стоимости. Все перечисленные выше факторы приводят к увеличению потребности населения в организации рабочих мест.

Литература

1. Абчук В.А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. С. 126-130.

2. Бесстремянная Г.Е., Заборовская А. С., Клячко Т.Л., Шишкин С.В. и др. Социальная дифференциация высшего образования. М.: Независимый институт социальной политики, 2005.

3. Божук С.Г. Основные концепции и методы маркетинговых исследований. СПб.: Вектор, 2005.

4. Бузгалин А.В., Герасименко В.В., Грандберг З.А. Трансформационная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2006.

5. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг: экономика. М.: Кнорус, 2007.

6. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А., Серова Л.М., Сигова С.В., Рудаков М.Н., Суровов М.В. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2006.

7. Взаимодействие работодателей и образовательных учреждений: реальность и перспективы. Аналитический отчет по материалам пилотного исследования май-сентябрь 2006 года. М.: Международный деловой центр IRBIS, РСПП по заказу Федерального агентства по образованию.

8. Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области в 2011 году. Информационно-статистический сборник. М., 2012.

18

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.