Научная статья на тему 'Опыт субъектов РФ в области прогнозирования подготовки кадров с учетом потребности рынка труда и требований работодателей'

Опыт субъектов РФ в области прогнозирования подготовки кадров с учетом потребности рынка труда и требований работодателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК / EDUCATION / HUMAN RESOURCES / EMPLOYMENT / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мерзлова Мария Павловна

О методах исследования и прогнозирования рынка труда в отдельных регионах РФ с целью профессиональной подготовки кадров в соответствии с требованиями работодателей и кадровыми потребностями региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author reviews methods for research and forecasting of labor market in regions of Russia to train personnel in accordance with the requirements of employers and staffing needs of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Опыт субъектов РФ в области прогнозирования подготовки кадров с учетом потребности рынка труда и требований работодателей»

УДК 37.014.54 / 37.014.542.12

Опыт субъектов РФ в области прогнозирования подготовки кадров с учетом потребности

рынка труда и требований работодателей

Мерзлова Мария Павловна, к.э.н., доцент кафедры «Финансы»,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

[email protected]

The author reviews methods for research and forecasting of labor market in regions of Russia to train personnel in accordance with the requirements of employers and staffing needs of the regional economy.

О методах исследования и прогнозирования рынка труда в отдельных регионах РФ с целью профессиональной подготовки кадров в соответствии с требованиями работодателей и кадровыми потребностями региональной экономики.

Key Words: education, human resources, employment, market

Ключевые слова: образование, кадры, трудоустройство, рынок

В Самарской области прогнозированием подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда и требований работодателей занимается центр профессионального образования области, в котором находится социологическая лаборатория. Сотрудники центра профессионального образования разработали методику среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей экономики своего региона. Целевым ориентиром разработки прогноза является использование его для формирования ежегодного регионального заказа на подготовку кадров. Методика анализа рынка труда предполагает, что прогнозирование кадровых потребностей экономики должно основываться не на отраслевом разрезе, а в разрезе профессий и специальностей. Однако анализ подходов к разработке среднесрочных кадровых прогнозов нельзя назвать исчерпывающим. Поэтому необходим дополнительный подход, включающий в себя различные методы исследования и прогнозирования рынка труда.

Анализ рынка труда в Смоленской области показал, что на рынке труда формируются устойчивые диспропорции между спросом и предложение рабочей силы. Доля населения Смоленской области, охваченная рынком труда, составляла в 1990 году 45%, в 1995 - 38%, в 2000 году - 36%, а в 2005 году - 39%. За период с 2000 по 2005 год общий объем выпуска из учебных заведений профессионального образования увеличился с 51,1 тыс. человек до 54,6 тыс., в т.ч. выпуск специалистов государственными вузами вырос с 18,2 тысяч человек до 19,5

тысяч, а государственными средними специальными учебными заведениями сократился с 22 тыс. человек до 19,8 тыс. Выпуск квалифицированных рабочих остается практически неизменным [1]. Можно было бы приветствовать эти изменения, однако минимальным требованиям к их распределению должно явиться соответствие потребностям экономики региона.

Практика показывает, что при отсутствии в учебных заведениях маркетинговых служб образуется дисбаланс между численностью подготовленных и выходящих на рынок труда выпускников (предложением) и спросом работодателей на эти профессии. Как следствие, выпускники обращаются за помощью в службу занятости, т.е. попадают на регистрируемый рынок труда, желая найти работу или переобучиться по направлению службы занятости на другую специальность, чтобы повысить свою квалификацию.

Аналитическая работа по изучению перспектив трудоустройства выпускников учебных заведений проводится службой занятости населения Пермской области. Основой этой работы является информация, которая ежегодно запрашивается и собирается специалистами территориальных центров занятости населения со всех учебных заведений региона в последние месяцы учебного года. Интересен опыт решения этой проблемы специалистами департамента ФГСЗН Пермской области, которые разработали методику мониторинга состояния рынка труда выпускников и перспектив их устройства. Приведем некоторые выводы по результатам исследований. По специальностям и профессиям чаще всего в службу занятости обращались [1]:

• из вузов: выпускники гуманитарно-социальных специальностей 21,2% (от общей численности обратившихся), выпускники экономических специальностей 20%, выпускники естественнонаучных специальностей 14,8%.

• из ссузов: выпускники экономических специальностей 58,3%, выпускники гуманитарно-социальных специальностей 9,5%, специалисты в области образования 5,5%, специалисты в области здравоохранения 4,6%.

• из учебных заведений начального профессионального образования: выпускники по профессиям: сварщики, электромонтеры, слесари, лаборанты-экологи 16,5%, выпускники по профессиям: швейного производства 13%, общественного питания 12,4%, выпускники по профессии строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ 12%.

Перечислим основные причины невостребованности выпускников:

• избыточные объемы подготовки по отдельным профилям. В Пермской области к таким можно отнести экономические и юридические специальности среднего уровня квалификации, массовые женские профессии (повара, швейники) начального уровня квалификации;

• территориальный дисбаланс спроса и предложения. К таким профилям можно отнести педагогические и медицинские специальности высшего уровня квалификации, подготовка по которым сосредоточена в крупных городах, а потребность кадров наиболее остра на периферии;

• низкий уровень подготовки, к таким профилям можно отнести рабочих профессии, спрос на которые достаточно высок (строительные, индустриальные профили), а также «рыночные» специальности, обучение по которым ведется без надлежащей подготовленности педагогического персонала и материальной базы.

Из года в год уменьшается удельный вес выпускников вузов и ссузов, имеющих гарантированное трудоустройство. По вузам он составил в 1995 году 61%, в 2005 году - 35%, по ссузам - 36% и 30% соответственно, по начальным профессиональным учебным заведениям составляет около 30% [1]. Проведенные исследования показали, что учебные заведения проводят набор и обучение по профессиям без анализа рынка труда, ориентируясь в основном на популярность профессии среди поступающих в учебные заведения. В результате по одним профессиям возрастает избыток предложения, а по другим возникает дефицит кадров. Это свидетельствует об отсутствии целенаправленной государственной политики по формированию у населения устойчивых социально-экономических ориентиров. Интересный опыт прогнозирования подготовки кадров накоплен в Москве и Московской области. В Москве создан центр прогнозирования подготовки кадров для городского хозяйства с участием самих предприятий и бизнеса. Организован департаментом образования семинар «Теория и практика прогнозирования спроса на подготовку кадров в условиях рыночной экономики в Москве».

Министерство образования Московской области с участием органов управления образованием городов и районов разработало целевую программу обеспечения кадровой поддержки инновационного развития Московской области на 2006-2010 года. Инновационный путь развития российской экономики, отвечающий общемировым тенденциям, требует подготовки нового поколения высококвалифицированных специалистов: исследователей, менеджеров, инженеров, техников, рабочих, преподавателей и т.д., готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Требуется проведение инвентаризации образовательных структур профессионального, среднего, высшего и дополнительного образования Московской области, работающих в сфере подготовки кадров для инновационной деятельности.

В рамках данной программы предусмотрен проект организации научноисследовательского комплекса для подготовки специалистов по инновационной деятельности в образовании и науке в рамках Московской области. Предлагается создать комплекс региональных учебно-научных центров по кадровой поддержке инновационной деятельности.

61

Координацию деятельности комплекса должен осуществлять областной информационноаналитический центр, функционирующий как самостоятельное юридическое лицо в виде некоммерческого партнерства, методическое руководство которым должно осуществлять министерство образования Московской области. Базовая организация - АСОУ. Первые региональные центры предполагается организовать в Дубне, Красногорске, Королеве, Электростали.

Без серьезных изменений системы профессионального образования, без придания ей должного качества и эффективности, гибкости и динамичности, без ее соответствия рынку труда, без всеобщего и непрерывного повышения профессионального уровня работников невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность России. Опыт прогнозирования подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда, накопленный в последние годы в Москве и Московской области необходимо распространять на остальные регионы.

Литература

1. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ. М.: Техносфера, 2007.

2. Сильчук С.Г. Государственно-общественная образовательная поддержка малых и средних предприятий в г. Москве: организационные и экономические аспекты. М.: Типография ИД АТиСО, 2008.

3. Стрельченко С.Г. Профессиональная подготовка и трудоустройство молодежи. М.: Типография МАГМУ, 2007.

УДК 331.105.6

Формы взаимодействия системы образования и рынка труда в России и за рубежом

Степаненкова Татьяна Владимировна к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Финансы»,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

[email protected]

The author discusses the relations of the education system and labor market. The study summarizes partnership models identified in the project commissioned by the Federal Agency on Education and implemented by the Consulting Centre IRBIS and the Russian Union of Industrialists

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.