Координацию деятельности комплекса должен осуществлять областной информационноаналитический центр, функционирующий как самостоятельное юридическое лицо в виде некоммерческого партнерства, методическое руководство которым должно осуществлять министерство образования Московской области. Базовая организация - АСОУ. Первые региональные центры предполагается организовать в Дубне, Красногорске, Королеве, Электростали.
Без серьезных изменений системы профессионального образования, без придания ей должного качества и эффективности, гибкости и динамичности, без ее соответствия рынку труда, без всеобщего и непрерывного повышения профессионального уровня работников невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность России. Опыт прогнозирования подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда, накопленный в последние годы в Москве и Московской области необходимо распространять на остальные регионы.
Литература
1. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ. М.: Техносфера, 2007.
2. Сильчук С.Г. Государственно-общественная образовательная поддержка малых и средних предприятий в г. Москве: организационные и экономические аспекты. М.: Типография ИД АТиСО, 2008.
3. Стрельченко С.Г. Профессиональная подготовка и трудоустройство молодежи. М.: Типография МАГМУ, 2007.
УДК 331.105.6
Формы взаимодействия системы образования и рынка труда в России и за рубежом
Степаненкова Татьяна Владимировна к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Финансы»,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author discusses the relations of the education system and labor market. The study summarizes partnership models identified in the project commissioned by the Federal Agency on Education and implemented by the Consulting Centre IRBIS and the Russian Union of Industrialists
and Entrepreneurs (RSPP). In addition, the article examines the international trends in university and employer partnerships.
Статья посвящена вопросам взаимодействия системы образования и рынка труда. Автор обобщает формы данного взаимодействия, выявленные в ходе реализации проекта по заказу Федерального агентства по образованию, выполненного Международный деловой центр IRBIS, РСПП. А также в статье рассматриваются формы взаимодействия университетов и представителей работодателей в зарубежных странах.
Key Words: labor market, education system, partnership
Ключевые слова: рынок труда, система образования, формы взаимодействия
Прогнозирование занятости, включая спрос и высвобождение работников, как и прогнозирование будущего состояния любой экономической системы, строится на анализе существующей ситуации; выявлении скрытых и явных диспропорций в рассматриваемой системе, направленности; динамики процессов их разрешения.
Прогнозирование спроса на специалистов проводится, как правило, на основе анализа возможных сценариев развития экономики и, соответственно, вариантов развития высшего и среднего профессионального образования.
В связи с переходом к рыночной экономике задачи высших учебных заведений по подготовке кадров существенно расширились. Выполняя государственный заказ на подготовку специалистов за счет средств федерального бюджета, вузы должны учитывать потребности и особенности региональных рынков труда, которые предъявляют свои жесткие и часто противоречивые требования к молодым специалистам. Вузам необходимо готовить высококвалифицированные кадры для крупных федеральных государственных унитарных предприятий, для малых и средних предприятий различных форм собственности, доля которых в потреблении выпускников постоянно растет. Учитывая нестабильность и неопределенность формирования рынка труда на посткризисном этапе развития экономики, вузам необходимо заботиться о трудоустройстве выпускников усилении их социальной защищенности, возможности быстрой адаптации в соответствии с требованиями работодателей. В конечном счете, от этого зависит конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.
Рассмотрим передовой отечественный опыт взаимодействия системы образования и рынка труда. Конструктивную тенденцию сотрудничества рынка труда с ВПО можно проиллюстрировать результатами одного из последних социологических исследований 150
компаний-работодателей (отрасли авиации, 1Т, строительства, энергетики) с численностью занятых от 1 человека (индивидуальное предпринимательство) до более 6 тыс. человек [1].
Девять из десяти опрошенных компаний говорят о желании постоянного сотрудничества с образовательным сообществом для решения кадрового вопроса. Это можно объяснить тем, что 88,4% респондентов указывают на дефицит специалистов, 52,9% - технических исполнителей, 42,0% - руководителей.
У крупных компаний низкий уровень образования специалистов становится препятствием развития бизнеса и оказывает решающее негативное воздействие на рост эффективности труда. Об этом свидетельствуют респонденты:
• 70% компаний с численностью занятых свыше 6000 человек;
• 61,5% - с численностью 2500-6000 человек;
• 51,8% - от 1000 до 2500 человек;
• 54,5% - от 10 до 1000 человек;
• 43,5% - до 100 человек.
В отраслевом разрезе можно наблюдать следующую картину:
• авиация - 67,7%;
• строительство - 61,8%;
• ГГ - 51,5%;
• энергетика - 47,4%.
Наиболее распространенными сегодня моделями являются стажировки, прохождения практики (100% респондентов по всем отраслям). Далее по убыванию, по свидетельству респондентов, следуют:
• участие работодателей в теоретической подготовке студентов (87% в энергетике и строительстве, 74% в авиации, 72% в ГГ);
• отраслевой заказ или корпоративный договор (авиация - 87%, энергетика — 80%, ГГ — 45%, строительство — 35%);
• участие бизнеса в финансировании учебного заведения, в том числе при обновлении материально-технической базы. Распространенность этой модели взаимодействия зависит от того, насколько сохранена отраслевая структура профессионального образования (отраслевых центров повышения квалификации, учреждений высшего и среднего профобразования). В энергетике сеть сохранена в большей степени, поэтому 84% респондентов из этой отрасли назвали финансирование образовательных учреждений широко применяемой моделью партнерства, в авиации - 55%, в ГГ - 48%, в строительстве - 42%;
• устойчивое сотрудничество за счет создания и функционирования, совместных учебноинновационных центров (в том числе на базе имеющейся отраслевой инфраструктуры) почти не распространено. Применение такой модели отметили 65% респондентов из отрасли энергетики, 32% - из отрасли ГГ и авиации, только 16% респондентов из строительной отрасли;
• наиболее глубокое «проникновение работодателей» демонстрируют две модели партнерства: участие бизнеса в аккредитации образовательных программ и участие в координационных (попечительских) советах. Здесь лидирует энергетика, затем идут авиация, строительство и ГГ, но распространенность относительно невелика (в среднем по отраслям 25 и 37% соответственно).
Работодатели оставляют себе ведущую роль в инициировании взаимодействия с образовательными учреждениями. Так считают 82,9% работодателей в ГГ (это наиболее быстроразвивающаяся отрасль), 73,0%, 69,0%, 63,6% работодателей из авиации, энергетики, строительства соответственно. Второе место в инициативе взаимодействия бизнес-работодатели отдают образовательному сообществу (диапазон от 68,6% в ГГ до 54,1% в авиации), третье - инициативе государства.
Работодатели считают наиболее полезными следующие варианты сотрудничества с вузами:
• участие представителей предприятия в теоретической подготовке студентов и в повышении профессиональной квалификации преподавательского состава (48% ответов респондентов);
• участие предприятий/организаций в аккредитации образовательных программ (44%);
• участие предприятий /организаций в координационных (попечительских) советах; (32%). Менее полезны с точки зрения работодателей следующие варианты сотрудничества с
вузами:
• целевой заказ на подготовку специалистов (65% ответов респондентов);
• участие предприятий/организаций в процессе обучения студентов практическим навыкам (62%);
• выплата стипендий от компании для лучших студентов (57%);
• участие предприятий/организаций в финансировании материально-технической базы вузов (56%).
Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются за рубежом в сфере подготовки кадров, трудоустройства выпускников высших учебных заведений, пути их преодоления, а также определим степень их близости с проблемами взаимодействия вузов и рынка труда в Российской Федерации.
К системе высшего образования Великобритании относятся традиционно академические университеты и профессионально-ориентированные политехнические колледжи. Реформа высшего образования, прошедшая в 1990-х годах в Великобритании в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании, предполагает осуществление следующих мероприятий:
• создание единой структуры финансирования университетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;
• организацию советов по финансированию высшего образования в Англии, Шотландии и Уэльсе, основной задачей которых будет участие в распределении общественных фондов между вузами для выполнения учебной и научной работы;
• предоставление права присвоения степеней политехническим колледжам и упразднение Совета по национальным академическим квалификациям;
• дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организацию внешнего дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организацию внешнего контроля за качеством подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;
• установление более тесных связей вузов с промышленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;
• расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны [3].
Общая черта британского образования - предоставление учащемуся возможностей для выбора. Первый год вуза задуман как «учебно-тренировочный...», когда студенты выбирают для себя несколько предметов - от трех до шести и, изучая их, определяются с дальнейшим выбором. На втором году число специализаций сужается до двух. Третий и четвертый годы посвящаются одному направлению. В результате намереваясь первоначально изучать бизнес, можно в итоге получить степень по архитектуре, а также предлагается прослушать в течение учебы соответствующие курсы востоковедения, политики и кельтских языков.
Схема получения высшего образования предусматривает возможность получить двойную степень - combined degree. В качестве второй специализации многие студенты выбирают курс «предпринимательство в науке». Предусмотрена также схема «два года учебы
— год работы — два года учебы», позволяющая сделать передышку, накопить деньги и еще раз обдумать окончательный выбор специализации.
Современные вузы Великобритании активно взаимодействуют с промышленниками, бизнесменами и другими представителями внешнего мира.
В свою очередь, правительство активно содействует организации взаимодействия между высшей школой и частными компаниями. Так, имеется государственная программа «Партнерство по передаче знаний» (Knowledge Transfer Partnerships), которая объединяет бизнесменов, ученых и преподавателей. В каждом конкретном случае устанавливается контакт между частной компанией и одним или несколькими участниками программы - талантливыми студентами, которые по окончании университета приглашаются на работу, где занимаются разработкой и реализацией проекта стратегического развития компании. Продолжительность такого проекта, как правило, от года до трех лет. Финансирование партнерства осуществляется совместно государством и компанией. Только за 2003 год общая сумма государственных инвестиций по этой программе составила 25 млн фунтов стерлингов [4].
Для стимулирования научных связей между университетами и промышленностью предложен вариант создания фирмы-посредника, в состав администрации которой входят представители заинтересованных сторон. Примером может служить фирма «Импел», созданная при Имперском колледже науки и технологии (Лондонский университет). Совладельцы фирмы
- ряд промышленных фирм и организаций. Фирма содействовала приобретению промышленными предприятиями многих патентов, владельцами которых являются сотрудники указанного колледжа.
Нововведением является также создание в Великобритании сети региональных технологических центров для разработки и внедрения в промышленности коммерчески выгодных технологий. В центрах на паритетных началах участвуют правительственные структуры, ряд промышленных компаний и вузов. Центры предлагают свои услуги по разработкам в области биотехнологии, технологических процессов в вычислительной технике и микроэлектронике, а также в области информационной техники и материалов.
Таким образом, в системе высшего образования Великобритании ведется постоянный поиск новых форм и методов, позволяющих адаптироваться к условиям современного социальноэкономического прогресса.
В соответствии с прогнозами в ближайшее время предполагается расширить обучение по форме неполного учебного дня в системе образования взрослых. Возрастет доля частного финансирования высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур, пожертвований от частных лиц и выпускников вузов, оплаты за обучение, что предопределит, в свою очередь, более независимую деятельность высших учебных заведений. Однако определяющим по-прежнему останется государственное финансирование высшей школы.
Французская модель образования относится к разряду моделей государственного регулирования, не будучи примером жесткого государственного регулирования, так как такое регулирование доказало свою неэффективность еще в 70-х годах прошлого века.
Франция, не отказываясь от государственного вмешательства в области профессионального обучения, нашла компромиссное решение путем активного привлечения к разработке и реализации политики в этой области социальных партнеров в виде профессиональных ассоциаций, торгово-промышленных палат, профсоюзов и т.д. и децентрализации управления, которая выражается в делегировании части полномочий регионам. Социальные партнеры устанавливают основные «правила игры», а государство, обеспечивающее нормативно-правовую базу, предоставляет финансирование и осуществляет управление системой.
К собственно высшей школе во Франции можно отнести, прежде всего, университеты и большие школы (вузы). Университеты предлагают учебные программы, которые содержат фундаментальные и практические курсы, с упором на научные исследования и их применение, с направленностью на потребности региона. За редким исключением поступление в университеты гарантировано для любого бакалавра - выпускника полной средней школы.
Большие школы проводят строгую селективную политику и имеют ограниченный контингент учащихся. Они предлагают высокие стандарты профессионального образования для инженеров, преподавателей и специалистов экономического профиля.
Университеты - наиболее крупный сектор высшего образования во Франции. Они являются в подавляющем большинстве государственными вузами.
Для обеспечения страны специалистами, необходимыми в каждой области экономики, университеты должны участвовать в социальной, экономической и культурной жизни каждого региона. Это требует гибкости и диверсификации, которые обеспечиваются автономией вуза в отношении содержания и структуры подготовки, и ведет, в частности, к постоянной разработке новых курсов обучения и соответствующих дипломов. Сейчас существует все меньше национальных и все больше аккредитованных дипломов. Разрабатывается все больше учебных программ, обеспечивающих получение дипломов специальной технологической подготовки, имеющих ярко выраженную научно-техническую основу и разработанных в сотрудничестве с профессионалами-практиками из конкретных отрасли.
Большие школы могут значительно различаться по характеру обучения. Общим для них является строгая процедура отбора выпускников средней школы. К экзаменам в большой школе готовят в подготовительных классах, а также на первом университетском цикле. Репутация школ зависит от степени сложности вступительных экзаменов и уровня их научноисследовательских программ (право выдавать дипломы DEA и НаЫШайоп).
Неотъемлемым элементом большой школы являются подготовительные классы, организованные в основном при лицеях и реже - при самих этих школах. В государственном секторе обучение в таких классах бесплатное. Имеются три типа подготовительных классов:
1) естественнонаучные подготовительные классы, предназначенные для бакалавров с дипломом естественнонаучного профиля. В первый год дается программа высшей математики, во второй -специальной математики;
2) словесные подготовительные классы (2 года), предназначенные для бакалавров с дипломами филологического и гуманитарного профилей. По окончании этих классов учащиеся могут поступать в высшие нормальные школы, а также в Военную академию Сен-Сир;
3) подготовительные классы торговли и управления, предназначенные для выпускников средней школы с дипломами общего или естественнонаучного профиля.
Во все подготовительные классы учащиеся могут поступить при условии представления документа о результатах учебы в выпускном школьном году и соответствующих учительских рекомендаций, выданных до экзамена на получение диплома бакалавра [2].
Подготовительные классы не выдают диплома. Учащийся, не сумевший поступить после подготовительных классов в нужную большую школу, может переключиться на альтернативный курс обучения, как правило, на первый университетский цикл. Частичный успех при сдаче экзамена может освободить полностью или частично от процедуры сдачи экзаменов для получения диплома DEUG.
Высшее образование в США можно охарактеризовать большим разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин.
Анализируя опыт государственного регулирования системы высшего образования в зарубежных странах, ошибочной представляется позиция ряда современных исследователей, считающих позитивным моментом сокращение в России государственного участия в управлении высшим образованием, коммерциализацию, расширение границ высшего образования и вовлечения в его сферу все большего числа учащихся.
Сегодня во всех развитых странах существует законодательное закрепление границ влияния и целей государства в сфере подготовки и занятости специалистов с высшим образованием. Г осударственное регулирование, как правило, реализуется в форме долгосрочных правительственных целевых программ.
Литература
1. Взаимодействие работодателей и образовательных учреждений: реальность и перспективы / Аналитический отчет по материалам пилотного исследования май-сентябрь 2006 года. / М.: Международный деловой центр IRBIS, РСПП по заказу Федерального агентства по образованию.
2. Вапнярская О.И. Особенности мониторинга дополнительного профессионального образования на международном уровне / Сервис plus. 2008. № 4.
3. Медынская И.В. Управление образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образования / Дис. ... к-та экон. наук. СПб., 2005.
4. Мохов М.А. Организация системы непрерывного экономического образования / Дис. к-та экон. наук. М., 2005
УДК 378.14.015.62
Исследование требований к процессу и результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата направления подготовки «Менеджмент»
Суслова Ирина Александровна, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент»,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва
The author describes the staff and students ’ perception (at the Russian State University for Tourism and Service) of the training in management based on the university curriculum, labor market demands, and similar learning practices at the International Business School in Budapest, Hungary.
В статье рассмотрены результаты исследования, направленного на выявление отношения организации-работодателей и студентов ФГОУВПО «РГУТиС» к процессу подготовки кадров в области менеджмента на основе реализуемых университетом основных образовательных программ высшего профессионального образования, запросов рынка труда и практики аналогичного обучения в Международной школе бизнеса (г. Будапешт, Венгрия).
Key Words: Russian State University for Tourism and Service, undergraduate study, management curriculum, research, employers ’ survey, students ’ survey, International Business School
Ключевые слова: ФГОУВПО «РГУТиС», бакалавриат, направление подготовки
«Менеджмент», исследование, результаты интервью работодателей, студентов, Международная школа бизнеса.
В свете Болонского соглашения российские программы высшего профессионального
образования призваны уделять особое внимание вопросам интеграции в общеевропейское
образовательное пространство и соответствию национальным особенностям и интересам.
Поэтому в процессе разработки нового учебного плана ФГОУВПО «РГУТиС» по направлению
подготовки 080500 «Менеджмент» (бакалавриат) особое внимание уделено исследованию
современных потребностей общества, рынка труда, существующим и будущим возможностям
70