ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
дошкольных образовательных учреждений
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ ЯСЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Соискатель И.Н. Меняйлова, аспирант К.Ю. Чернышенко, аспирант Т.А. Эфендиев
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
В статье представлены основные проблемы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи. Так же подробно излагается экспериментальная методика физического и психического развития детей ясельного возраста средствами физического воспитания, базирующаяся на дидактически и мотивационно обоснованном взаимодействии специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Ключевые слова: методика, взаимодействие, родители, педагоги, физическое и психическое развитие детей ясельного возраста.
По данным Министерства здравоохранения, Россия находится на грани демографической катастрофы: ежегодно население в стране убывает на 1,5 миллиона человек; рождаемость снизилась вдвое, в среднем на семью приходится 0,8 ребенка. В связи с этим каждый родившийся ребенок приобретает чрезвычайную ценность не только для его родителей, но и для будущего страны. Сегодня можно говорить о неблагоприятных тенденциях показателей здоровья подрастающего поколения. Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2006-2007 годы, частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 80%, мочеполовой - на 90%, нервной системы и органов чувств - на 35%, системы кровообращения - на 56%, эндокринной системы - на 90%. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% - со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз); 20-25% - со стороны носоглотки; у 30-40% детей дошкольного возраста имеются неврологические проявления; у 10-23% - аллергические реакции. К 6-летнему
возрасту увеличивается число детей с пониженной остротой зрения.
По мнению ученых, здоровье взрослого народонаселения на 75% определяется условиями его формирования в детстве (1). Именно поэтому задача сохранения и укрепления здоровья ребенка, как для семьи, так и для образовательного учреждения, по-прежнему остается насущной.
Проблема взаимодействия образовательных учреждений и семьи актуальна по многим обстоятельствам, к основным из которых относятся:
Семья и ДОУ являются двумя важнейшими, а по сути основными, социальными государственными институтами, обеспечивающими условия, предметно-развивающую среду, соответствующие половозрастным особенностям ребенка формы и средства воспитания и обучения, а также необходимый позитивный эмоциональный фон, который способствует результативности общественного и семейного развития детей дошкольного возраста (2).
Прогрессивная и поступательная социализация ребенка, соответствующая основным закономерностям дошкольного периода онтогенеза человека, возможна только на основе взаимодействия педагогов ДОУ и взрослых членов семьи, а также преемственности всех составляющих процесса обучения и воспитания детей ясельного возраста (3, 5).
Физическое и психическое развитие детей раннего возраста является структурно сложным, многокомпонентным и многосторонним процессом. Эффективная реализация данного процесса возможна только на основе научно обоснованных, когерентно учитывающих основные закономерности половозрастных особенностей формирования основных двигательных навыков и психических новообразований и при выполнении дидактических требований, общепедагоги-
ческих и специфических для физического воспитания принципов обучения и воспитания детей.
При выборе архитектоники экспериментальной методики мы остановились на известной трактовке понятия термина «методика» в широком смысле этого слова, как совокупности методов, приемов и форм организации учебно-воспитательного процесса (8).
Общими особенностями экспериментальной методики являются:
1) идентичность целевых установок для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса;
2) дифференцировка содержания большинства компонентов экспериментальной методики (повышение профессиональной и педагогической компетентности педагогов и родителей, формы, средства и методы обучения, система контроля и коррекции) в зависимости от:
- категорий субъектов учебно-воспитательного процесса (специалисты ДОУ - родители);
- условий реализации методики (в ходе физического воспитания в ДОУ - в условиях семейного воспитания);
3) ведущая роль в реализации целевых установок представленных форм, средств, направлений и особенностей взаимодействия специалистов ДОУ, родителей и воспитанников.
Предваряя обсуждение методики, необходимо отметить особые трудности, возникающие у исследователей в процессе разработки методических решений, которые позволяют оценить уровень развития изучаемых характеристик сформированности основных движений и психических новообразований. В ходе проведенной экспериментальной работы установлены следующие обязательные условия, определяющие корректность процедур тестирования и, следовательно, достоверность полученных результатов:
- убежденность педагога в понимании ребенком контрольного задания;
- создание позитивного эмоционального фона, обеспечивающего комфортную психологическую обстановку для дошкольников;
- всемерное поощрение позитивных результатов выполнения тестовых процедур и отказ от критических замечаний в случае неудачной попытки ребенка со стороны родителей;
- настоятельная необходимость вовлечения в игровые и сюжетные формы занятий для определения уровня двигательного или психического развития ребенка;
- применение игрового, а в некоторых случаях и элементов игрового характера, метода организации тестирования воспитанников ДОУ;
- привлечение родителей дошкольников в процесс тестирования уровня подготовленности детей ясельного возраста;
- учет возрастных особенностей психического развития детей ясельного возраста в процессе тестирования и, прежде всего, преобладание процессов возбуждения;
- соответствие помещений, где проводится тестирование, гигиеническим требованиям, прежде всего, по параметрам теплового режима.
Несмотря на то что в исследованиях основное внимание было уделено формированию основных двигательных навыков и психических новообразований, необходимо остановиться еще на двух фундаментальных задачах физического воспитания детей ясельного возраста в условиях общественного и семейного воспитания:
Создание условий для эффективного решения социально-психологических задач в части формирования у малышей интереса, а на этой основе и мотивов к занятиям физкультурно-игровой деятельностью. Для этого рекомендуется:
- зонирование или создание ситуативной обстановки посредством оборудования, побуждающего ребенка к выполнению определенного вида движений;
- оснащение зала красочными, привлекающими внимание и интерес ребенка наглядными пособиями;
- привлечение на занятия как можно большего количества вспомогательного оборудования и инвентаря;
- соответствующее возрасту детей музыкальное сопровождение;
- привлекательная для детей физкультурная форма.
Освоение детьми основ физкультурных знаний и
связанных с ними умений и навыков, составляющих элементы интеллектуальной базы физической культуры дошкольников. При решении этой проблемы возникают две задачи прикладного характера:
- определение содержания физкультурных знаний и перечня соответствующих умений и навыков;
- методика и методические приемы обучения дошкольников.
Содержание обучения детей целесообразно, как отмечено в ряде исследований (4, 6), а также на основе собственного педагогического опыта, ориентировать на привычные для детей режимные процессы:
- личная гигиена и гигиена физического воспитания;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности;
- физические упражнения;
- режим дня;
- питание;
- закаливание.
Процесс обучения детей ясельного возраста должен строиться на основе применения следующих методов: игрового, имитационного, сюжетного и подражательного.
Обсуждая структуру экспериментальной методики, необходимо отметить следующие пять общих позиций (7):
1. Взаимообусловленность задач физического и психического развития дошкольников и методических подходов, обеспечивающих взаимодействие специалистов ДОУ и родителей.
2. Обусловленность ее структуры основными ком-
понентами процесса физического воспитания (цель, задачи, формы, средства, методы и т. д.).
3. Формирование проектировочной документации, объединяющей профессиональную деятельность педагогов ДОУ и педагогическую подготовленность родителей в сопряженный по всем составляющим учебно-воспитательный процесс.
4. Обязательное наличие в структуре методики блока «Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ и педагогической подготовленности родителей» как одного из главных дидактических условий соблюдения принципов преемственности и идентичности требований к детям ясельного и дошкольного возраста в ходе учебно-воспитательного процесса.
5. Решающую роль в достижении запланированных целевых установок блока играют «Методические основы организации взаимодействия специалистов ДОУ и родителей», что позволяет, по нашему мнению, отвести ему базовую, а, по сути, методологическую роль в структуре экспериментальной методики.
Безусловна необходимость формирования различными методами позитивной мотивации к развитию физического и психического потенциала детей ясельного возраста как у родителей, так и у самих дошкольников.
При работе с родителями основными методическими приемами являются:
- вооружение их необходимым объемом знаний для понимания процессов, происходящих в физическом и психическом развитии детей в ходе планомерного и регулярного физического воспитания;
- совместное участие родителей и дошкольников в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях в ходе организованного физического воспитания в ДОУ и в семье;
- постоянная заинтересованность родителей педагогами ДОУ в необходимости анализа достижений дошкольников, создающего значительный положительный эмоциональный фон у взрослых и их заинтересованность в успехах детей.
При работе с младшими дошкольниками как в ДОУ, так и в семье, педагогам и родителям целесообразно обращать внимание на:
- постоянную похвалу и только положительную оценку выполняемых ребенком заданий;
- правильный выбор стимулов для детей, в первую очередь, с учетом их возрастных особенностей, материальных поощрений (игрушки, конфеты, сувениры и т. д.);
- внешние атрибуты предметно-развивающей среды: соответствующее возрасту детей музыкальное сопровождение; использование значительного количества оборудования и инвентаря; красивая форма для физкультурно-оздоровительной деятельности; оснащение мест занятий красочными наглядными пособиями и спортивным инвентарем.
Таким образом, резюмируя обсуждение структурно-содержательных детерминант экспериментальной ме-
тодики, по-видимому, можно констатировать, что она по своему прикладному значению может быть идентифицирована как алгоритм формирования физической культуры у детей, родителей и педагогов ДОУ.
В ходе реализации экспериментальной методики получены научные факты, позволяющие сделать следующие заключения:
- экспериментальная методика физического и психического развития детей ясельного возраста средствами физического воспитания, базирующаяся на дидактически и мотивационно обоснованном взаимодействии специалистов ДОУ и родителей дошкольников, позитивно отражается на уровне сформирован-ности основных двигательных навыков и психических новообразований у дошкольников, что позволяет рекомендовать ее для внедрения в практику;
- близость тенденций изменения динамических характеристик параметров сформированности основных движений и психических новообразований у младших дошкольников в ходе естественного развития и в условиях формирующего эксперимента свидетельствует об отсутствии негативных последствий влияния интенсивных, но в то же время аргументированных, педагогических воздействий специалистов ДОУ и родителей на генетически обусловленные и запрограммированные характеристики онтогенетического и природосообраз-ного развития детей ясельного возраста;
- отсутствие ярко выраженных половых отличий в уровне сформированности этапных и итоговых параметров физического и психического развития детей ясельного возраста позволяет рекомендовать использование в ходе их физического воспитания идентичных содержания, форм, средств, методов и способов организации воспитательно-образовательного процесса.
Проведенное исследование, естественно, не решает всех проблем заявленной тематики, но внедрение его результатов в совместную деятельность специалистов ДОУ и родителей позволит в значительной мере повысить эффективность процесса формирования основных двигательных навыков и психических новообразований младших дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андерсон, Д. Сделайте вашего ребенка лидером // Семья и школа. - 1994. - № 2. - С. 13-14.
2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 10-18.
3. Баркан, А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М., 2001. - 94 с.
4. Венгер, Л.А. Программа «Развитие» для подготовительной группы детского сада (седьмой год жизни). - М., 1992. -183 с.
5. Зверева, О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. -2002. - № 4. - С. 100-110.
6. Змановский, Ю.Ф. Программа «Здоровый дошкольник» // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - С. 11-18.
7. Меняйлова, И.Н., Гайдадина И.И. Взаимодействие семьи
и педагогического коллектива ДОУ как фактор формирования физической культуры детей раннего возраста // Тезисы докладов XXXVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа, посвященной
40-летнему юбилею КГУФКСТ (январь-март 2009 года, г. Краснодар). - Ч.1. - Краснодар, 2009. - С. 72-73.
8. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 324 с.
INTERACTION OF PARENTS AND TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE LEARNING-EDUCATIONAL PROCESS wITH NURSERY AGED CHILDREN
I. Menyailova,
K. Chernishenco, Post-Graduate Student, T. Efendiev, Post-Graduate Student
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Main problems of interaction of educational institutions and a family are presented in the paper. There are also detailed examples of experimental and psychical development of nursery aged children by means of physical education. All this is based on the well-grounded
didactical and motivational interaction of preschool institutions specialists and preschool children's parents.
Key words: methods, interaction, parents, teachers, physical and psychical development of nursery aged children.
ОСОБЕННОСТИ психологического статуса, эмоциональной и двигательной сферы детей младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости
Старший преподаватель кафедры психологических и педагогических наук В.В. Крамская Институт экономики, международного права и гуманитарных наук им. К.В. Россинского, г. Краснодар Доктор педагогических наук, профессор М.М. Шестаков
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
В статье представлено обоснование актуальности проблемы предупреждения развития хронической усталости у школьников средствами физического воспитания, а также проведен анализ материалов, отражающих особенности психологического статуса, эмоциональной и двигательной сферы детей младшего школьного возраста с легкой формой хронической усталости.
Ключевые слова: физическое воспитание, дети младшего школьного возраста, легкая форма хронической усталости, вни-
мание, память, психомоторный темп, мышление, тревожность, агрессия, эмоциональная устойчивость, самооценка.
Детский и подростковый возраст относится к наиболее чувствительным периодам человеческой жизни, когда функциональное состояние систем растущего организма как никогда зависит от качества жизни, средовых, социальных и других воздействий (Н.А. Агаджа-нян, 2000 и др.).
Важной особенностью конца 20-го века было стремительное