КОНСУЛЬТАЦИИ
УДК 371.35
С. П. Акутина,
В. В. Николина
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. В статье обоснована необходимость сотрудничества педагогов и родителей в ходе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Проанализированы принципы воспитательной работы: эмоционально-ценностное отношение к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка; психолого-педагогическая поддержка семьи и школьника; толерантное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса.
Ключевые слова: эмоционально-ценностное отношение, поддержка, толерантность.
Abstract. The paper considers the following principles of mutual interaction of teachers and parents on developing moral values in high school students: attitude to the family, its traditions, ways of life and upbringing of children; psycho-pedagogical support of the family and students; tolerant relationship of all participants in the educational process.
Index terms: moral values of family relationships, support, tolerance.
Как любая педагогическая система, семья представляет собой взаимосвязанную совокупность таких элементов, как цель, содержание, методы и формы взаимодействия с ребенком, признание или непризнание его прав на субъектную позицию. Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XX в. значительное влияние на активизацию научного интереса к семье и проблемам подготовки педагогов к работе с семьей оказали несколько факторов. В старших классах школ был введен экспериментальный курс «Этика и психология семейной жизни». Осознание необходимости в специальной дополнительной подготовке студентов - будущих специалистов в области педагогики - вызвало к жизни появление в учебных программах вузов спецкурсов, отражающих эту потребность. Был поставлен вопрос об особенностях профессиональной готовности педагогов к взаимодействию с семьей.
Вслед за идеями Ш. А. Амонашвили мы акцентируем внимание на необходимости единства и целостности воспитательных усилий родителей и учителей: «Нужна не просто связь школы с семьей. Нужна целостность воспитания, целостность подхода к ребенку. А эта целостность должна
выражаться в общей заинтересованности родителей и учителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, она должна означать ведущую роль школы в организации этой среды» [2, с. 96].
В. Д. Шадриков в своих научных изысканиях неоднократно возвращается к мысли воспитания духовности («человечности», согласно его пониманию) личности через требования соблюдений обычаев и традиций семьи и своего народа: «Сила обычая в формировании человечности заключается в том, что человек усваивает не нравственную норму, а способ действия, который нравственен по отношению к членам закрытого сообщества. В обычае человек живет. Научить обычаю - значит научить жить. Свою духовность мы получаем от предков. Она заключена в обычаях и преданиях» [12, с. 44-45]. Эту идею поддерживает В. В. Николина: «Основная цель семейного воспитания заключается в получении ребенком доступа ко всем сферам духовного опыта. Именно в семье закладываются ценности добра, любви, сочувствия, достоинства, почитания родителей. Именно в семье закладывается ценностное отношение к родному Дому -источнику жизни и защиты людей, связей с его родом» [8, с. 11].
Рассматривая содержательный аспект воспитания духовности, в систему воспитания духовности мы включаем следующие ценности:
• экзистенциальные, определяющие духовную бытийность личности;
• религиозные, служащие основой духовного возвышения личности;
• семейные, являющиеся корневыми основами социального бытия человека;
• эстетические, определяющие эстетическое отношение к миру;
• духовно-нравственные, образующие «ядро» личности и носящие внеситуативный характер;
• познавательные, обеспечивающие процесс познания мира;
• национальные, предусматривающие сохранение национальной культуры и самосознания личности;
• государственные, сохраняющие целостность страны;
• экологические, являющиеся гарантом сохранения жизни на земле;
• профессиональные, составляющие основу профессиональной культуры личности [8, с. 12-13].
Мы выделяем следующие направления взаимодействия семьи и школы в успешном воспитании духовно-нравственных ценностей личности:
1. Единство воспитания и жизни школьников. В этой связи воспитание следует рассматривать не как совокупность мероприятий, а как целостную систему творческой, рефлексивной, ценностной жизнедеятельности учащихся в семье, школе, микрорайоне. Ключевым моментом воспитания становится событийность, основными чертами которой является интерес, совместная деятельность, духовное обогащение и жизнедеятельность учащихся, «объединение людей на основе общих ценностей и смыслов» [10].
2. Взаимодействие школьного, семейного и общественного воспитания. Именно взаимодействие этих трех институтов будет способствовать гармоничному развитию. Семейное воспитание - это «альфа и омега» духовного становления личности. Родительское воспитание на современном этапе должно интересовать не только школы, но и органы управления образованием, учреждения дополнительного образования, СМИ, педагогические вузы, обеспечивающие педагогическую поддержку родителей и программно-методическое управление этим процессом.
3. Создание и «средотворение» (В. И. Гинецинский) воспитательной среды в учреждениях образования. Среда должна быть природосообразна возрасту школьников, культуросообразна и гуманистична. Эпицентром воспитательной среды является школьник как свободный субъект, способный к осуществлению деятельности, творчества. Это предполагает широкий выбор видов и форм жизнедеятельности учащихся (кружки, студии, клубы, культурно-образовательные центры, детские учреждения), помогающих им себя реализовать. Воспитательная среда как особый феномен создается на основе единства традиций и новаторства, связи поколений. Следует отметить, что среду надо «взращивать», культивировать, вовлекая в нее не только учащихся, но и родителей, попечителей, ученых.
4. Использование педагогических воспитательных технологий, адекватных новым требованиям времени, ориентированных на личность учащихся. Педагогические технологии воспитания должны соответствовать педагогическим принципам гуманизации, педагогического взаимодействия, субъектности, духовности принятия ребенка как данности (Е. В. Бондаревская, Л. И. Новикова, Н. Е. Щуркова).
5. Подготовка современного учителя, обеспечивающего воспитание школьников. Только духовно-нравственные, профессионально подготовленные люди, использующие новые воспитательные технологии, понимающие современного ученика и способные затем выстраивать собственные воспитательные технологии, должны заниматься проблемами воспитания подрастающего поколения. Только та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «учитель», станет лидером XXI в. [9, с. 13-15].
Нам близка научная позиция А. Д. Николаевой, которая выделяет следующие принципы комплексной воспитательной работы во взаимодействии семьи и образовательного учреждения:
• культурно-историческая преемственность, подразумевающая воспроизводство духовно-нравственного и национально-культурного потенциала общества, способствующая формированию личностей, устойчивых к внешним негативным влияниям;
• духовность, предполагающая воспитание человека высокой культуры и нравственности; оказание помощи детям и молодежи в их духов-
но-нравственном становлении, формирование духовной ориентации и потребностей в усвоении ценностей культуры, соблюдение в жизненных ситуациях норм гуманистической морали, интеллигентности;
• персонификация, включающая учет индивидуальных особенностей детей, их возможностей и задатков, личностных психологических качеств, ориентацию на самоопределение и самовоспитание личности;
• своевременность, требующая учета динамики развития подрастающей личности в ее индивидуальном биоритме;
• ответственность участников воспитательного процесса, подразумевающая создание условий для самовоспитания детей и подростков;
• открытость системы воспитания, предполагающая сотрудничество, партнерство субъектов воспитания;
• социализация, включающая формирование воспитательного пространства в малом социуме, интеграцию, объединение усилий субъектов воспитательной системы; умение компетентно взаимодействовать с людьми, окружающей средой [7, с. 56].
В ходе нашего исследования мы разработали следующие принципы взаимодействия семьи и школы в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников:
• эмоционально-ценностное отношение к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка;
• деликатная (индивидуально-личностная) психолого-педагогичес-кая поддержка семьи и школьника;
• толерантное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса.
Рассмотрим их подробнее.
Эмоционально-ценностное отношение к семье со стороны педагогов (К. Изард, Л. И. Маленкова, В. В. Николина). На важную роль эмоций в формировании духовно-нравственных ценностей указывал еще К. Д. Ушинский: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши -не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя [11, с. 117]. Рассматривая создание эмоционально-ценностного отношения к семье, мы не можем не отметить, что важными его аспектами являются любовь к детям, ибо любовные прикосновения к душе ученика могут исцелить; положительное общение приносит физическое, психологическое, умственное, нравственное благополучие (И. П. Иванов, В. А. Караковский, Я. Корчак, В. В. Николина, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, А. Н. Ту-бельский, Н. Е. Щуркова), а также уважение к родителям. Именно любовь и уважение позволяют объединить ценности разных уровней и форм. Взаимная открытость и эмпатийность в отношениях между педагогами, ро-
дителями и учащимися предполагает сближение друг с другом, создание долговременных неформальных контактов на основе совместного творчества, занятий искусством, спортом и внеучебной деятельностью, результатом чего является саморазвитие не только учащихся, родителей, но и педагогов.
Деликатная (индивидуально-личностная) педагогическая поддержка семьи и старшеклассников (Т. В. Анохина, И. С. Батракова, О. С. Газман, Д. В. Григорьев, Н. Крылова, Н. Н. Михайлова, Т. В. Фролова, Н. Е. Щур-кова, С. М. Юсфин). Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению старшеклассника в образовании, воспитании, саморазвитии. Т. В. Анохина выделяет в индивидуальной поддержке несколько этапов совместной деятельности: диагностический - обнаружение проблем ученика; поисковый - совместный поиск со школьником причин и способов решения; проектировочный - построение договорных отношений с целью продвижения к решению проблемы; деятельностный - взаимодополняющие действия педагога и учащихся; рефлексивный - анализ совместной деятельности по решению проблемы, обсуждение полученных результатов [1, с. 60-65]. Педагогическая поддержка - категория нравственная, так как речь идет о педагогической помощи растущему человеку, развивающейся личности, ее способности к адаптации и социализации в обществе, о самоопределении и самореализации, о выстраивании взаимоотношений в мире взрослых. Педагогическая поддержка признается ценной, если она деликатна, тактична, грамотна, своевременна, адресна и дозирована, повседневна и экстренна, но главное, если она во всех случаях в полной мере выполняет свое обучающее, воспитывающее и развивающее предназначение, работает на перспективу.
Учитывая результаты деятельности О. С. Газмана и других ученых, к основным видам педагогической поддержки в рамках нашего исследования мы относим ценностную ориентацию на нравственный свободный выбор; концентрацию на положительном; создание ситуаций успеха. Главное направление ценностной ориентации - развитие субъектности воспитанника, его умения осознавать свое поведение и нести ответственность за самого себя и свои действия. При этом акцент делается на сознание, а не на подавление подростка. Опираясь на исследования Т. В. Анохиной, О. С. Газмана, Д. В. Григорьева, мы разработали поэтапную модель педагогической поддержки как ценностно-ориентированной стратегии воспитания старшеклассников.
На первом этапе педагог концентирует внимание старшеклассников на нравственной проблеме, требующей осмысления, выявления в ней личностного смысла. Обнаружение нравственной проблемы осуществляется на основе раскрытия многообразия многоуровневого мира культурных ценностей: искусства (литературы, музыки, кино), повседневной культуры
взаимодействия старшеклассников с другими людьми, в том числе с родителями, сверстниками, педагогами.
Второй этап - педагогической поддержки по воспитанию духовнонравственных ценностей - связан с поиском собственного понимания нравственной проблемы. На этом этапе педагог-воспитатель ориентирует учащихся на нравственную направленность (во благо, во имя добра) для становления духовно-нравственных ценностей.
Третий этап - диалогический - направлен на поиск своей позиции («Прав ли я? Как должно?») среди других сверстников. Следует подчеркнуть, что взаимодействие на этом этапе возможно только «как объединение людей на основе общих ценностей и смыслов» [9, с. 171]. Мы вслед за Д. В. Григорьевым, исследующим влияние педагогической поддержки на поиск старшеклассниками ценностных смыслов жизни, утверждаем, что важнейшим условием общения является позиция воспитателя (педагога и родителей), способного понимать, принимать и признавать [4, с. 24].
Четвертый этап - рефлексивный - связан с анализом совместной деятельности по решению нравственной проблемы. Этот этап характеризуется незавершенностью диалога, готовностью учащихся, педагогов и родителей к дальнейшему обмену ценностями.
Принцип толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои духовные ценности, интересы, нравственные установки и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей (А. Г. Асмолов, А. М. Байбаков, Л. В. Байбородова, З. Ф. Мубинова, М. И. Рожков, В. А. Тишков). В рамках современных воззрений толерантность определяется нами как особое духовно-нравственное качество, отражающее активную социально-ценностную позицию и внутреннюю готовность личности к эффективному межличностному взаимодействию с людьми иной национальной, конфессиональной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и способов поведения. Воспитывая толерантную личность, педагог сам должен овладеть позицией толерантного взаимодействия со школьниками, родителями, коллегами, которая выступает как особая система этических взглядов, духовных ценностей, нравственных мотивов, установок, как результат внутреннего рефлексивного духовно-ценностного осмысления и усвоения идей толерантности. Обучение педагогике толерантного взаимодействия у педагога должно идти параллельно с формированием тех же личностных качеств у детей либо опережать их.
Воспитанию толерантности содействует выполнение следующих функций:
• мировоззренческой (определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование
представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к меньшинствам и легализует их положение с помощью закона);
• регулирующей (позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы);
• психологической (служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям);
• воспитательной (обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию).
В соответствии с научными позициями А. Г. Асмолова, П. Ф. Комо-горова, В. А. Лекторского, А. А. Погодиной, Н. В. Сухониной мы выделяем следующие критерии и показатели толерантности:
• устойчивость личности: эмоциональная стабильность, доброжелательность, социальная релаксация;
• эмпатия: децентрация, чувствительность партнера, способность к рефлексии, учтивость, высокий уровень сопереживания, сочувствия и содействия;
• дивергентность мышления: отсутствие шаблонов, клише, предрассудков, фиксированных картинок в восприятии, гибкость, ассертив-ность и критичность мышления;
• мобильность поведения: отсутствие напряженности в поведении, отсутствие тревожности, коммуникабельность, умение найти выход из сложной ситуации, устойчивость к стрессам, динамизм, автономность поведения;
• социальная активность: познавательно-творческая креативность, инициативность, социальный оптимизм, способность к преобразующей трудовой, общественно-политической и познавательно-творческой деятельности, нравственная воспитанность, ориентации на социальные ценности, социальная культура, осознание себя членом общества [1, 5].
Родители как активные субъекты взаимодействия со школой, чувствуя к себе толерантное отношение, также будут стремиться к тому, чтобы возникающие как с педагогами, так и с детьми разногласия выстраивать на принципах уважения, гуманизма, эмпатии, понимания.
Изучая возможности развития и воспитания духовно-нравственных ценностей школьников и толерантного взаимодействия с родителями, мы
полагаем, что в воспитательный процесс необходимо включать следующие виды деятельности, ориентированные на использование активных методов: эвристические беседы, тренинги, дидактические игры, пресс-конференции, проблемные диалогически ориентированные лекции, дискуссии, дебаты, конструктивно-ролевые творческие игры.
Литература
1. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 223 с.
2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983.
3. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 60-65.
4. Григорьев Д. В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: автореф. дис. канд. пед. наук. М.,
2000. 24 с.
5. Комогоров П. Ф. Философско-психологические основы толерантности как педагогического феномена // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2000. № 1(3). С. 32-38.
6. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. М.: МИРОС,
2001. 99 с.
7. Николаева А. Д. Забота о семье и детях в республике САХА (Якутия) // Педагогика. 2006. № 7. С. 55-59.
8. Николина В. В. Дети, молодежь и духовность: ценности и цели // Воспитание: ценности и цели: науч.-метод. сб. Н. Новгород, 2004. С. 6-15.
9. Николина В. В. Проблемы социального взросления личности в изменившемся мире // Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 1-4 ноября 2006 г. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2006.
10. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 171 с.
11. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Ушин-ский К. Д. Собр. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР: Ин-т теории и истории педагогики, 1950. Т. 9. 628 с.
12. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001.
С. 254.