3. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). - С. 166-168.
4. Понимасов, О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.
5. Понимасов, О.Е. Функциональная координация движений как фактор экзистенциальности типологических комбинаций техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 141-144.
6. Понимасов, О.Е. Особенности идеальной типовой модели асимметричной комбинации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 142-146.
7. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
REFERENCES
1. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "The factors defining need of use of a technique for improving of profitability of movements when training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 21-26.
2. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Psychology and pedagogical conditions necessary for increase in efficiency training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 6872.
3. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2015), "Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training in applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.
4. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.
5. Ponimasov, O.E. (2014), "Functional coordination of movements as factor of existence of typological combinations of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 141-144.
6. Ponimasov, O.E., Smirnova, O.G. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of the ideal standard model of asymmetric combination of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 139-142.
7. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2017
УДК 372.3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ СОТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Ирина Васильевна Кощиенко, кандидат педагогических наук, доцент, Московский гуманитарный университет, Москва
Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей в целях выработки единых подходов к воспитанию и образованию ребенка. Автор ак-
центирует внимание на опыте отечественной педагогики в исследовании понятия сотрудничества, как типа взаимодействия детского сада и семьи. С опорой на позиции выдающихся педагогов и практиков выдвигается предположение о том, что отношения доверия и сотворчества педагога с родителями воспитанников можно добиться, оказывая постоянное внимание и увлеченность в сотрудничестве с семьей. В статье делается вывод о необходимости использовать педагогами многообразных современных форм и активных методов сотрудничества с родителями, с целью формирования доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса. Раскрывается содержание совместных действий педагогов и родителей по разностороннему развитию ребенка дошкольного возраста через использование практических методов и активных игровых форм взаимодействия с родителями.
Ключевые слова: взаимодействие, педагоги, родители, дошкольная образовательная организация, формы взаимодействия.
INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS ON THE BASIS OF CO-
AUTHORSHIP IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL
ORGANIZATIONS
Irina Vasilievna Koshchienko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow University for the Humanities, Moscow
Annotation
The article is devoted to the problem of interaction of preschool educational institution and parents in order to develop the common approaches to the brining up and education of the child. The author focuses on the experience of domestic pedagogy in the study of the notion of cooperation as the type of interaction of kindergarten and family. Based on the position of outstanding teachers and practitioners the author suggests that trust and co-creation of the teacher with parents of pupils can be achieved, providing constant attention and dedication in collaboration with the family. In the article, there is a conclusion about the need in using by the teachers of varied contemporary forms and active methods of cooperation with the parents, pursuing the aim to build the trustful relationship between all participants of the pedagogical process. The contents of the joint actions have been revealed for the teachers and parents aimed at the comprehensive development of the preschool-age children through the use of practical methods and active forms of interaction with parents.
Keywords: interaction, teachers, parents, preschool educational organization, forms of interaction.
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, добиться сочетания воспитательных воздействий педагогов и родителей, является в российском современном обществе одной из заметных педагогических проблем организации совместной жизни взрослых и детей. Обращаясь к опыту отечественной педагогической науки в сфере взаимодействия детского сада и семьи и исследованиям современных авторов, стоит отметить, что педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, часто волнуют вопросы, связанные с налаживанием взаимоотношений с родителями, по вопросам ухода, воспитания, обучения воспитанников.
ПРАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО
САДА
От качества условий взаимодействия педагогов и родителей, в значительной мере зависит уровень педагогического просвещения родителей имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка-дошкольника.
Многие авторы (Л.И. Кравченко, А.А. Майер, С.С. Сулакшин., Л.Л. Тимофеева, Н.А. Хвыля-Олинтер) говорят о кризисе современной семьи, связанного с деградацией ценностной системы, разрушением национальной идентичности, государственной политикой в области семьи и детства, и, наконец, обнищанием населения. На этом фоне, безусловно, возрастает роль образовательных организаций, личности педагогов, как одного из важных факторов общественного воспитания детей [6]. Подтверждение этому мы
находим в п. 2 статьи 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором говорится, что «...образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [11]. Следовательно, характер взаимодействия сложившегося между семьей и образовательной организацией имеет в этой системе одну из ключевых позиций.
Выдающийся советский педагог, психолог П.П. Блонский подчеркивал огромную роль родителей как первых воспитателей своих детей, и семейное воспитание необходимо начинать именно с них [1]. Педагог С.Т. Шацкий указывал на необходимость установления доверчивых, глубоко человеческих отношений сотрудников с их детьми и их семьями [10]. Семью как трудовой коллектив, который будет взаимодействовать по вопросам воспитания с коллективом учителей и учащихся, рассматривал великий русский педагог, автор многочисленных педагогических трактатов А. С. Макаренко [5, с.213-216]. Педагог-новатор В. А. Сухомлинский, выражая мысли о взаимодействии семейного и общественного воспитания писал: «Без. активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [9, с.11-12]. Выдающийся автор оригинальной педагогической системы, основывавшейся на принципах гуманизма, подчеркивал, что задачи воспитания могут быть решены успешно только в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между педагогами, воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Такого типа взаимодействия педагог может достичь, проявляя постоянное внимание, заинтересованность в содружестве с родителями. Тогда как, формализация процесса взаимодействия участников образовательных отношений, приведет к отсутствию взаимного понимания и доверия.
Очевидно, что уже при первом знакомстве с семьей необходимо проявить максимальную заинтересованность жизнью ребенка в семье, его окружению, стремлениям, потребностям, традициям семьи. Практика показывает, что современные родители, в силу своей занятости, приходят вечером, чаще интересуются, как ел, спал ребенок, осматривают его внешний вид. А затем торопливо покидают детский сад.
Обратимся к краткой характеристике авторских позиций рассматривающих условия успешного взаимодействия семьи и детского сада. В частности, М.Г. Дрезнина, О.А. Куревина, Н.М. Недвецкая Л.В. Свирская, взаимодействие рассматривают как действенный инструмент совместного обсуждения (родители - педагоги) и решения проблем целостного развития ребенка дошкольного возраста.
В исследовании О. Л. Зверевой [4, с.51-74] предлагается, повышать общий уровень педагогической подготовленности родителей, предполагающий не только трансляцию педагогических знаний, умений и навыков, а также формирование потребности в грамотном воспитании детей. В исследованиях И.В. Гребенникова, Т.А. Марковой, И.В. Кротовой, прямо говорится о систематическом обучении родителей воспитанию своих собственных детей и целенаправленном, организованном воздействии на них, которое в итоге будет способствовать развитию семьи и улучшению жизни всех ее членов.
При этом как подчеркивает в своем исследовании О. В. Огороднова дошкольной образовательной организации необходимо представлять собой открытую систему, в которой каждая семья будет иметь возможность знакомиться, наблюдать и включаться в жизнь детского сада [7, с.77].
В положениях развиваемых Данк Лан Фыонг условием реализации предложенной педагогической технологии сотрудничества педагогов и родителей, является целенаправленное повышение педагогической культуры родителей и педагогической компетентно-
сти воспитателей [2, с.43].
Итак, многочисленные психолого-педагогические исследования (Е.П. Арнаутова, Г.В. Глушкова, О.Л. Зверева и др.) дают возможность полагать, что разработка направлений взаимодействия всех заинтересованных взрослых и определение единого вектора целостного развития ребенка - самый верный ориентир решения данной педагогической проблемы. Ученые в своих работах убедительно доказывают, что вопросы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать совместно с вопросами повышения уровня мастерства педагогов, поскольку от их взаимовыгодного симбиоза зависит уровень воспитанности детей, отношение родителей к дошкольной образовательной организации, воспитателю и его требованиям.
Как сегодня вовлечь родителей в педагогическое пространство детского сада? Как повысить уровень родительской культуры и мотивации воспитателя, педагога, психолога к сотворчеству в условиях дошкольной образовательной организации?
Актуальным является использование достижений современной науки и практики дошкольного образования (Е.М. Волкова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, З.И. Теплова и др.), которые привели к разработке ряда активных методов сотрудничества, вернее его высшей форме сотворчества с родителями (разыгрывание педагогических ситуаций, игровое решение педагогических задач, визуальный анализ собственной воспитательной деятельности).
К сожалению, в современной социокультурной ситуации, забыта такая форма взаимодействия, как домашнее посещение семей. В практике прошлых десятилетий воспитатели детского сада в разговоре с родителями узнавали, к какому режиму дня привык ребенок, какие любимые игрушки есть у него, где и как они хранятся, как и кому, он помогает по дому. О встрече договаривались заранее, стремились прийти в семью добрыми гостями. Ведь, прежде всего родители должны видеть в педагоге человека, который любит их ребенка, умеет профессионально развивать и заботиться о нем. Искренний интерес к ребенку со стороны воспитателя, создает атмосферу открытого диалога с родителями, они доверительно рассказывают о своих житейских и педагогических трудностях, просят совета [3].
Сегодня, практическое овладение методами и приемами согласованных педагогических действий между воспитателями и родителями, может осуществляться через активные методы совместного с ребенком участия в различных видах деятельности способствующих установлению и развитию контакта и сотрудничества с родителями. Идеи Е.П. Арнаутовой, Т.А. Куликовой, А.В. Хуторского и др. о переходе от методов назидания, наставления и принуждения к методам партнерства, сотрудничества, взаимодействию между педагогами и родителями на основе диалога были положены нами в методику разработки содержания педагогических игровых приемов, которые эффективно используются в современных дошкольных образовательных организациях.
Например, значимость знаний родителей о физическом развитии ребенка на каждом возрастном этапе периода дошкольного детства можно убедительно доказать с помощью вовлечения родителей в подвижные квест-игры; в изучение особенностей двигательного режима, безопасной среды двигательной активности и ее значения для здоровья дошкольника.
Методы, основанные на деятельностном подходе, успешно могут применяться для усвоения родителями знаний в области художественно-эстетического воспитания ребенка. Увлекательное овладение техниками, применяемыми педагогами для развития изобразительного творчества детей в изостудии или на занятиях могут помочь решить проблему эстетического оформления помещения группы, музыкального или спортивного зала детского сада.
Развитие родительской рефлексии к потребностям ребенка, может осуществляться через развитие практических умений реакции на капризы ребенка, нежелание отдать иг-
рушку другому ребенку и т.д. используя, например, во время родительских собраний, метод кейсов. Родители должны исследовать предложенную им в кейсе фактическую педагогическую ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них.
Развитию сотворчества между всеми участниками образовательной деятельности будет способствовать организация интерактивных игровых видов деятельности, с участием семьи, воспитателей и детей. Получению педагогического опыта и положительных эмоций будут способствовать не только развлекательные подвижные квест-программы на открытом воздухе, но и выпуск видео-газеты «Один день из жизни нашей семьи», рассказ-ролик «Сам себе режиссер», фотогалерея «Моя семья», «Любимые питомцы», «Наше лето!» и т.д. Взаимодействие в форме интерактивных игр «Город мастеров», «Марья-искусница», «Театр», «В гостях у Сказки», конкурс песен, обучение основам кукло-вождения позволит поддерживать интерес детей к труду и формировать чувство ответственности у родителей за развитие собственного ребенка.
ВЫВОДЫ
Выбор стратегии сотрудничества при совместной деятельности с родителями ребенка, учет семейных традиций, состава семьи позволяет развивать познавательные интересы родителей и делает взаимодействие всех участников педагогического процесса интересным и убедительным. Взаимодействию с семьей на основе внимательного, заботливого отношения к ребенку, способности к сопереживанию родителям воспитателям нужно уделять пристальное внимание.
Таким образом, для вовлечения родителей в педагогическое пространство дошкольной образовательной организации в целях повышения их педагогической компетентности необходимо стремиться удовлетворить их потребность в безопасном, психологически комфортном пребывании ребенка, а также знаниях об особенностях периода дошкольного детства, совершенствуя содержание и формы педагогического взаимодействия на основе сотворчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блонский, П.П. Введение в дошкольное воспитание. Общедоступные курсы по дошкольному воспитанию / П.П. Блонский. - М. : Практические знания, 1917. - 90 с.
2. Данг, Л.Ф. Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук / Данг Л.Ф. - СПб., 2007. - 181 с.
3. Загик, Л.В. Воспитатели и родители / Л.В. Загик, В.М. Иванова. - М. : Просвещение, 1985. - 96 с.
4. Зверева, О.Л. Идеи гуманизации в работе воспитателя с родителями / О.Л. Зверева // Методист детского сада / под науч. ред. проф. Буре Р.С. - М., 1994. - С. 51-74.
5. Макаренко, А.С. Некоторые соображения о школе и наших детях / А.С. Макаренко // Педагогические сочинения : в 8 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 1. - С. 213-216.
6. Майер, А.А. Трудности стандартизации дошкольного образования / А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 10 (95), декабрь. - С. 12-15.
7. Огороднова, О.В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников : дис. ... канд. пед. наук / Огороднова О.В. - Тюмень, 2002. - 206 с.
8. Сулакшин, С.С. Динамика портрета современной российской молодежи [Электронный ресурс] / С.С. Сулакшин, Н.А. Хвыля-Олинтер, Л.И. Кравченко // Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 21 - М.: Наука и политика, 2016. - С. 22 / URL : http://rusrand.ru/library/proceedings/dinamika-portreta-sovremennoy-rossiyskoy-molodeji. - Дата обращения 01.09.2017.
9. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы сельской средней школы / В.А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1969. -400 с.
10. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения : в 4 т. Т. 1 / С.Т. Шацкий ; сост. Г. Ф. Морозова ; под ред. И.А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. - М. : Просвещение, 1962. - 503 с.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [последняя редакция] [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.09.2017).
REFERENCES
1. Blonsky, P. P. (1917), Introduction to early childhood education. Public courses on preschool education, Practical knowledge, Moscow.
2. Dang L. F. (2007), Interaction of kindergarten and family in the organization of leisure of children of senior preschool age, dissertation, St. Petersburg.
3. Sagic L.V. and Ivanova, V.M. (1985), Teachers and parents, Education, Moscow.
4. Zvereva, O.L. (1994), "Idea of humanization in the work of the educator with parents", Methodist kindergarten, MAPO, Moscow, pp. 51-74.
5. Makarenko, A.S. (1983), "Some thoughts about the school and our children", in book A.S. Makarenko Pedagogical works, Vol. 1, Pedagogic, Moscow, pp. 213-216.
6. Meyer, A. A. and Timofeeva, L.L. (2013), "Difficulties of standardizing preschool education", Preschool education, No. 10 (95), Dec, pp 12-15.
7. Ogorodnova, O.V. (2006), Interaction of teachers and parents as a condition ofprevention of social maladjustment preschool children, dissertation, Tyumen.
8. Sulakshin, S.S., Khvylya-Olinter, N.A. and Kravchenko L.I. (2016), "Dynamics of a portrait of modern Russian youth", Science and policy, Proceedings of Center for scientific political thought and ideology, No. 21, Moscow, available at: http://rusrand.ru/library/proceedings/dinamika-portreta-sovremennoy-rossiyskoy-molodeji.
9. Sukhomlinsky, VA. (1969), Pavlyshsky high school. Synthesis of experience uchebno educational work of rural high school, Education, Moscow.
10. Shatsky, S.T. (1962), Pedagogical works, Vol. 1 available at: http://elib.gnpbu.ru/text/shatsky_ped-soch_t1_1962/.
11. Federal law "On education in Russian Federation" of29.12.2012 N 273-FZ (as last revised), available at: http://www.consultant.EN/document/cons_doc_LAW_140174.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.10.2017
УДК 37.041
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой и технической подготовки Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИ МВД России), г. Барнаул
Аннотация
Статья посвящена раскрытию вопросов управления профессиональным и личностным саморазвитием специалистов на основе оценки эффективности деятельности по самосовершенствованию. В работе раскрываются подходы к оценке эффективности организации работы по самосовершенствованию сотрудников МВД России в системе профессионального образования с учетом основных компонентов деятельности по совокупности признаков. На основе проводимого исследования предлагается разработанная и апробированная методика оценки эффективности деятельности субъектов управления образовательным процессом по организации самосовершенствования сотрудников. Методика включает в себя ряд последовательно реализуемых этапов по оценке, интерпретации и обобщению получаемых результатов.
Ключевые слова: сотрудники МВД России, профессиональное и личностное самосовершенствование, оценка деятельности, эффективность самосовершенствования, профессиональное развитие, профессиональная деятельность, развитие личности в профессии.