Научная статья на тему 'Повышение педагогической культуры - основа доверительно-делового общения воспитателя с родителями'

Повышение педагогической культуры - основа доверительно-делового общения воспитателя с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1926
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLABORATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CULTURE / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ган Наталья Юрьевна

В статье рассматривается проблема повышения педагогической культуры родителей. Раскрываются основные принципы взаимодействия и условия построения партнерских отношений между педагогами и родителями. Представлены основные направления сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Increase of Pedagogical Culture as the Foundation of Entrusting - and - Business. Communication between Kinder - gaten Teacher and Parents

The article considers the problem of increase of parents pedagogical culture. The basic principles of cooperation and conditions of construction of partnership relations between teachers and parents are revealed. The main directions of collaboration of teachers of preschool educational organizations and parents are presented.

Текст научной работы на тему «Повышение педагогической культуры - основа доверительно-делового общения воспитателя с родителями»

Таким образом, использование различных методов активизации родителей способствует повышению гибкости родительской позиции матерей и отцов, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком. Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу дошкольных учреждений - экспериментальных площадок показывают, что родители, находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей», постепенно становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании собственного ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Н.А. Оптимизация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи : учеб.-метод. пособие / Н.А. Андреева. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2008. - 106 с.

2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. - М. : Карапуз, 2001. - 264 с.

3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М. : Академия, 1999. - 232 с.

УДК 373.2

Н.Ю. Ган, г. Шадринск

Повышение педагогической культуры - основа доверительно-делового общения воспитателя с родителями

В статье рассматривается проблема повышения педагогической культуры родителей. Раскрываются основные принципы взаимодействия и условия построения партнерских отношений между педагогами и родителями. Представлены основные направления сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации и родителей.

Взаимодействие, сотрудничество, педагогическая культура.

N.Yu. Gan, Shadrinsk

An Increase of Pedagogical Culture as the Foundation of Entrusting - and - Business. Communication between Kinder - gaten Teacher and

Parents

The article considers the problem of increase of parents pedagogical culture. The basic principles of cooperation and conditions of construction of partnership relations between teachers and parents are revealed. The main directions of collaboration of teachers of preschool educational organizations and parents are presented.

Keywords: communication, collaboration, pedagogical culture.

На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, в частности, Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, которые, определяют отношения дошкольного учреждения и родителей. В этих документах четко обозначена новая по сравнению с предшествующими временами позиция: «Родители являются полноправными участниками образовательного

процесса». Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными его участниками.

Взаимодействие и сотрудничество семьи и дошкольного учреждения имеет не только нормативную основу, но и научно-педагогическую, так как данной проблемой занимались многие ученые, такие педагоги, как И.В. Гребенников, А.М. Низова, Н.П. Харитонова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, В.М. Иванова и многие другие ученые.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

Согласно исследованиям современных ученых (Н.М. Метеновой, Л.И. Новиковой, В.А. Караковской, Н.Н. Селивановой, О.Л. Зверевой, А.Н. Ганичевой) фактором, влияющим на эффективность взаимодействия детского сада и семьи, является уровень педагогической культуры родителей. Важным показателем педагогической культуры родителей можно считать степень осознания целей воспитания, совпадающих с тем социальным запросом, который предъявляет общество к личности.

В качестве основных черт педагогической культуры О.Л. Зверева выделяет педагогический такт, умение быть чутким, справедливым и разумно требовательным к детям, наблюдательным и способным прогнозировать развитие ребенка.

Повышение педагогической культуры родителей - одна из важнейших задач ДОО, которая решается на основе доверительно-делового общения воспитателя с родителями.

Для создания единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка необходимы взаимные усилия педагогов и родителей. Можно выделить два направления сотрудничества педагогов ДОУ с семьей:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимания проблем друг друга.

2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Работа с родителями будет результативна, если будет строится из таких принципов, как:

- доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

- личностная заинтересованность родителей - определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной;

- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия - во-первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками, во-вторых, они не ученики, а партнеры, и мы им

помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;

- утверждение их самооценки - только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность - этот принцип, во-первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во-вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в-третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.

- эмансипация родителей - этот принцип предполагает во-первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во-вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Опираясь на принципы, построение партнерских отношений детского сада с семьей необходимо соблюдать следующие условия:

1. Сотрудничество с семьей требует от педагога обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:

- обращение к родителям своих воспитанников только по имени;

- проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников;

- умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;

- проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;

- беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего.

Умение дать почувствовать родителям их значительность, уважение к их

мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Гуманизировать - значит признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также ошибки. В этой связи с родителями нужно и личностные отношения. Гармонизации и демократизации взаимоотношений будут способствовать:

- замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;

- оборудование в дошкольном учреждении комнаты (консультпункта) для родителей, в которой есть небольшая библиотечка, программы воспитания, детская художественная литература, образцы детских работ, фотографии детей, игрушки, некоторый дидактический материал, который родители, а также и дети, могут взять домой на время;

- наличие в дошкольном учреждении телефона доверия (который может работать один раз в неделю или месяц в определенные часы).

3. Необходим отказ от формального общения от монолога в пользу диалога.

4. Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями. Это, в свою очередь, предусматривает необходимость овладения педагога наукой и искусством общения.

5. Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью, слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты. В качестве наглядности могут выступать:

- «домашние задания» (например «Понаблюдайте и опишите, какое отношение проявляет ваш ребенок к домашнему труду», «Чем ваш ребенок больше всего любит заниматься дома самостоятельно» и т.д.);

- включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения;

- фотографии детей;

- выставки детских работ;

- микро-выступления родителей;

- участие родителей в работе кружков, в проведении игр, занятий и экскурсий с детьми.

6. Обновлять содержание работы с семьей следует путем расширения круга проблем, связанных не сформированием у дошкольников знаний умений и навыков, а черт ребенка, условий и возможности развития их индивидуальности.

7. Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы, необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии», - умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности, используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка.

Переходить к новому качеству взаимодействия ДОУ и семьи непросто, поскольку требуется иной, более сложный уровень мышления. Мыслить «по старому» о работе с семьей - значит сталкиваться с сопротивлением современной семьи, переживать страх и нередко обиду из-за невозможности удовлетворить потребность в успешном взаимодействии с детьми и родителями. Исследования показывают, что переход педагогического коллектива на новый уровень развития взаимодействия с родителями возможен, но на сегодняшний день идет поиск путей такого взаимодействия.

Помощь во взаимодействии могут оказать педагоги вуза, которые помогут воспитателям понять сущность взаимодействия.

Совместная работа с семьей может строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами воспитательной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.

Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.

Преимущество психолого-педагогического просвещения родителей в

дошкольном учреждении (по сравнению с тем, что осуществляют средства массовой информации) заключается в оперативной обратной связи. Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, выявить степень осознания ими тех или иных психолого-педагогических знаний, в случае надобности - скорректировать отдельные представления, в чем-то убедить и т.д. В ходе такого диалога возникает возможность повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом.

Практикуются такие формы повышения педагогической культуры родителей, в которых, принимают участие дети, педагоги и сотрудники дошкольного учреждения. Это совместные праздники, развлечения, спортивные мероприятия, спектакли, концерты, труд по благоустройству помещения дошкольного учреждения и прилегающих территорий и др. Ценность таких форм повышения педагогической культуры заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов дошкольного учреждения с детьми, перенять некоторые методы и приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, чем домашняя среда, системе взаимоотношений. Наконец, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинги, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом.

В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей. Поэтому в библиотеке дошкольного учреждения следует иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т. д. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных издании надежные в теоретическом отношении источники.

Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит от личности самого воспитателя детского сада. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями не только у малышей, но и у их родителей. Важнейшую роль семьи в воспитании детей педагоги раскрывают на примере опыта лучших семей. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно более эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психолого-педагогическими знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей), им удается успешно воспитывать дошкольников.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и

детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само -собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную сторону и слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей. А разнообразные формы работы только помогут сделать это общение наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 6. - С. 6670.

2. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей / Т.Н. Доронова [и др.]. - М. : Просвещение, 2005. - 190 с.

3. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3. - С. 87-91.

4. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей : учеб. пособие / В.П. Дуброва. - Минск, 1997. - 74 с.

5. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2004. - 232 с.

6. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

7. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина. - Белгород, 2004. - 177 с.

УДК 371.124

НЮ. Ган, О.А. Суханова, г. Шадринск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.