УДК 378.01 Нордман Ирина Борисовна
старший преподаватель кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация:
В статье рассматривается одновременное функционирование нескольких образовательных парадигм в области научно-исследовательской работы студентов. Подчеркивается значение научно-исследовательской работы студентов как неотъемлемой составляющей подготовки специалиста высшего профессионального образования. Рассмотрено взаимодополняющее значение элементов когнитивной, информационной, компетентностной и личностно ориентированной образовательных парадигм образования для эффективной организации научно-исследовательской работы студентов в вузе.
Ключевые слова:
когнитивная парадигма, компетентностная парадигма, личностно ориентированная парадигма, научно-исследовательская работа студентов, парадигмальная установка, традиционная образовательная парадигма.
Nordman Irina Borisovna
Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University
INTERACTION OF EDUCATIONAL PARADIGMS AS A CONDITION OF EFFECTIVE ORGANIZATION OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES
Summary:
The article deals with the simultaneous operation of several educational paradigms in the field of the research activities of students. The importance of the research work of students as an integral part of specialists' training in higher vocational education is stressed. The author considers the mutually supportive value of the elements of cognitive, information, competence and personality-oriented educational paradigms for the effective organization of students' research activities in the higher school.
Keywords:
cognitive paradigm, competence paradigm, personality-oriented paradigm, research work of students, paradigmatic framework, traditional educational paradigm.
Чтобы оставаться конкурентоспособным, современному специалисту необходимо наряду с обширными специальными и фундаментальными знаниями умение творчески подходить к решению профессиональных задач, постоянно повышать квалификацию, своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной жизни. Такие качества предполагают наличие исследовательских навыков и умения творчески мыслить, которые должны формироваться в период получения высшего образования. Для этого необходимо активное участие студентов в научно-исследовательской работе во время учебы в вузе.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), является неотъемлемой составляющей модели специалиста высшего профессионального образования. Анализ показателей НИРС последних лет обнаруживает ряд проблем в ее организации, следствием которых является снижающаяся активность участия студентов в научно-исследовательской работе, что отрицательно сказывается на формировании будущих специалистов, поскольку умения и навыки исследовательской деятельности оказываются в конечном итоге несформированными, что ослабляет их конкурентоспособность. В связи с этим необходимость пересмотра подхода к разработке системы НИРС в вузе не вызывает сомнения.
Значимость НИРС как средства развития личности подчеркивается многими современными учеными (В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.). Способом оптимизации НИРС в вузе могло бы стать дополнение традиционной (когнитивной) образовательной парадигмы инновационными (личностно ориентированной и компетентностной).
В области целей образования общая направленность НИРС ориентирована первоначально на знакомство студента с самостоятельной научной деятельностью, приобретение навыков работы с научной литературой (в том числе и иностранной), а также навыков отбора и анализа необходимой для исследования информации. На данном этапе доминирующим является приобретение через исследовательскую деятельность определенного объема новых научных
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 20)
знаний, что характерно для традиционной, когнитивной образовательной парадигмы. С течением времени, на последующих курсах, работа над курсовым проектом протекает с элементами творческой деятельности. Целью проведения в вузе предметных олимпиад и конкурсов является проверка уровня знаний и способности решать нестандартные задачи профессиональной направленности, что относится к установкам компетентностной образовательной парадигмы. Выполнение заключительной, дипломной работы нацелено на дальнейшее развитие творческих и познавательных способностей студента (личностно ориентированная образовательная парадигма) и как завершающий этап обучения студента в вузе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы исследования. На четвертом и пятом курсах многие студенты уже работают по специальности и выбирают тему для курсовой или дипломной работы с учетом уже приобретенного профессионального опыта (компетентностная парадигма образования). Включение в дипломный проект собственного практического опыта только увеличивает научную ценность работы [1]. Здесь просматриваются установки инновационных образовательных парадигм на приобретение образования в течение всей жизни, на получение не просто научных знаний, а ценностно-личностного и профессионального опыта.
Со стороны мотивов на начальном этапе обучения научно-исследовательская работа воспринимается студентами как часть обязательной программы образования, а деятельность преподавателя рассматривается как исполнение им своих профессиональных обязанностей, что характерно для когнитивной образовательной парадигмы. С течением времени и изменением содержания обучения (переход от цикла общеобразовательных предметов к циклу профессиональных дисциплин и дисциплин по выбору) наблюдается заинтересованность студентов в указанном виде деятельности, понимание практического применения полученных результатов при прохождении производственной практики, а также в дальнейшей профессиональной деятельности, что является проявлением установок личностно ориентированной и компетентностной парадигмы.
На уровне распределения ролей участников образовательного процесса на начальном этапе используются установки традиционной, когнитивной образовательной парадигмы, предполагающие доминирующую роль преподавателя при первичном отборе проблем исследования, а также методов и способов их решения. Затем, на последующем этапе обучения, определяющая роль переходит к установкам личностно ориентированной образовательной парадигмы, где педагог создает условия для самостоятельной учебы (внеаудиторная самостоятельная работа студентов, во время которой и выполняется основная часть научно-исследовательской работы). На старших курсах, когда многие студенты уже определяются с будущим местом работы, студенты все чаще самостоятельно определяют свои исследовательские задачи и продуктивно работают над их решением, лишь время от времени обращаясь за консультацией к преподавателю.
Ответственность за организацию НИРС на начальном этапе в основном несет преподаватель, что характерно для традиционной, когнитивной парадигмы образования. Отмечается также постепенный переход студентов к ответственности за выполняемую работу (ознакомление студентов с требованиями и сроками выполнения курсовых и дипломных работ, осознание личной ответственности за работу, которая выполняется ими индивидуально, выбор формы участия в научных мероприятиях), что является показателем использования установок инновационных образовательных парадигм (компетентностной и личностно ориентированной).
Относительно форм привлечения студентов к научной деятельности можно выделить два вида НИРС в вузе. Во-первых, это аудиторная научно-исследовательская работа, осуществляемая в ходе аудиторных занятий и, следовательно, проводимая в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами [2], что характерно для традиционной, когнитивной образовательной парадигмы. Во-вторых, это самостоятельная научно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне аудиторных занятий, включающая участие в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях вузовского, регионального, всероссийского, международного уровней [3]. Такие мероприятия предполагают большую долю самостоятельной работы студентов, что является признаком личностно ориентированной образовательной парадигмы.
Методами осуществления НИРС являются как традиционные, характерные для когнитивной образовательной парадигмы (репродуктивный, инфомационно-рецептивный), так и методы инновационных парадигм образования; прежде всего обучение методом дискуссии (на семинарах, научно-технических конференциях), работа в малых группах, представляющие личностно ориентированную образовательную парадигму, а также методы проектного обучения, предполагающие проявление большей самостоятельности, представляющие личностно ориентированную образовательную парадигму, методы продуктивного и контекстного обучения, включающие моделирование профессиональных задач, решение профессиональных проблемных ситуаций, представляющие компетентностную парадигму образования.
В качестве средств реализации НИРС следует отметить наличие современных информационных технологий, свободный доступ ко всей необходимой научной информации, как отечественной, так и зарубежной, через ресурсы интернет; доступ к современным производственным технологиям как полю для реализации научных и технологических разработок [4], что говорит об определяющей роли информационной образовательной парадигмы.
Способом коммуникации при организации НИРС является как традиционный (получение информации через информационные стенды и от преподавателя), так и инновационный (онлайн-заявки на олимпиады и конференции, виртуальные олимпиады, конференции), характерный для информационной образовательной парадигмы.
Взаимодействие различных парадигмальных установок с определяющей ролью одной из образовательных парадигм на конкретном этапе НиРс обусловлено необходимостью изменения концепции организации научно-исследовательской работы в связи с изменениями требований к подготовке специалистов. Научно-исследовательская работа студентов в вузе представляет собой область деятельности, в рамках которой возможно практическое использование и дальнейшее совершенствование одновременного использования установок нескольких образовательных парадигм - когнитивной, компетентностной, личностно ориентированной, информационной.
Ссылки:
1. Научно-исследовательская работа студентов [Электронный ресурс]. URL: http://www.vfatiso.ru/science/22/ (дата обращения: 29.09.2015).
2. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб., 2012. С. 380-383.
3. Там же.
4. Волкова А.В. Социальные факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов социальной направленности обучения // Вестник КемГУ. 2010. № 3 (43). ^ 156-161.