УДК 378.01 Нордман Ирина Борисовна
старший преподаватель кафедры иностранных языков
Тюменского государственного нефтегазового университета
ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Nordman Irina Borisovna
Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University
COMPLEMENTARITY OF EDUCATIONAL PARADIGMS AS A CONDITION OF EFFECTIVE ORGANIZATION OF STUDENTS' LEARNING ACTIVITIES
Аннотация:
В статье рассматривается одновременное функционирование нескольких образовательных парадигм в области учебной деятельности студентов. Подчеркивается значение учебной работы студентов как ведущего вида деятельности в вузе. Рассмотрено взаимодополняющее значение элементов когнитивной, информационной, компе-тентностной и личностно ориентированной образовательных парадигм образования для эффективной организации учебной деятельности студентов в вузе.
Ключевые слова:
аудиторная работа, когнитивная парадигма, ком-петентностная парадигма, личностно ориентированная парадигма, информационная парадигма, парадигмальная установка, традиционная образовательная парадигма.
Summary:
The article deals with the simultaneous operation of several educational paradigms in the field of students' learning activities. It stresses the importance of educational activity of students as the leading one in a higher school. The author considers mutually supportive value of the elements of cognitive, information, competence and personality-oriented educational paradigms for the effective organization of educational activities of higher school students.
Keywords:
classroom work, cognitive paradigm, competence paradigm, personality-oriented paradigm, information paradigm, paradigmatic framework, traditional educational paradigm.
Учебная деятельность студентов, являясь ведущим видом деятельности в вузе, наиболее интенсивно влияет на развитие свойств и психических процессов личности, на приобретение студентом профессионально важных знаний, навыков, умений, компетенций. В связи с этим проблема эффективной организации учебного процесса в вузе давно привлекает внимание отечественных ученых (Н.М. Жукова, С.В. Мампория, А.В. Матиенко, Т.В. Попова и др.). Ими рассматриваются проблемы в различных областях организации учебного процесса в вузе.
В области рабочих программ по дисциплинам Н.М. Жукова отмечает долговременное отсутствие единых требований к содержанию образования и к учебно-программному обеспечению учебно-воспитательного процесса, которое неизбежно привело к снижению эффективности учебного процесса в последнее время, а также отсутствие единой, целостной теории высшего образования, определяющей методологию и стратегию развития высшей школы в условиях рынка труда и образования [1, а 21]. В частности, причину низкой эффективности учебного процесса в области рабочих программ по предмету иностранный язык Т.В. Попова видит в несовпадении периодов изучения основной специальности и обучения иностранному языку, а также в недостаточном количестве часов, предусмотренных рабочей программой [2, с. 4]. Снижение эффективности образовательного процесса в области организации самостоятельной работы студентов С.В. Мампория видит в дисбалансе между широчайшими возможностями самостоятельной работы и ее фактической реализацией не столько в отсутствии разработанных способов, методов и технологий организации самостоятельных занятий, сколько в недостаточном внимании преподавателей и ученых к вопросу их системного применения для успешного решения поставленных учебных задач [3, с. 57]. Причинами снижения эффективности образовательного процесса со стороны контроля являются, по мнению А.В. Матиенко, субъективизм традиционной системы контроля учебно-познавательной деятельности учащихся, а также отсутствие средств объективного контроля и единого мнения ученых по поводу функций, видов и даже унифицированного определения контроля [4, с. 20]; невозможность при стремлении к объективности и унификации контроля провести какие-либо измерения, связанные с личностью учащегося [5, с. 21].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Перечисленные выше проблемы являются следствием доминировавшей долгое время в отечественном образовании традиционной (когнитивной) образовательной парадигмы. Новая стратегия обучения и подготовки специалистов требует не только формирования теоретического мышления, но и целенаправленного обучения и профессиональной подготовки для работы в современных условиях производства. Решением указанных выше проблем могло бы стать применение установок нескольких образовательных парадигм для организации учебного процесса в вузе, которые уже сейчас имеют место в Тюменском государственном нефтегазовом университете.
В области целей образования присутствует как общая направленность учебной деятельности на приобретение большого объема научных знаний (на первом и втором курсах), что характерно для традиционной (когнитивной) образовательной парадигмы, так и ориентация на последующее получение образования в течение всей жизни (уровневое обучение с возможностью интеграции среднего специального образования в систему высшего, возможность последующего обучения в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, возможность получения дополнительного образования), что говорит об общей ориентации учебной деятельности на установки инновационных образовательных парадигм (личностно ориентированной и компетентностной). Со стороны мотивов на начальном этапе обучения учебная деятельность воспринимается студентами как обязанность, а деятельность преподавателя рассматривается как исполнение им своих профессиональных обязанностей (когнитивная парадигма). С течением времени и изменением содержания обучения (переход от цикла общеобразовательных предметов к циклу профессиональных дисциплин и дисциплин по выбору) наблюдается заинтересованность студентов в получаемом образовании, удовольствие от достижения полученных результатов в учебе (личностно ориентированная и компетентностная парадигмы).
На уровне распределения ролей участников образовательного процесса используются установки как традиционной (когнитивной) образовательной парадигмы, предполагающие передачу знаний студентам исключительно через преподавателя (в основном это имеет место при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, а также во время аудиторных занятий), так и личностно ориентированной образовательной парадигмы, где педагог создает условия для самостоятельного учения (в области внеаудиторной самостоятельной работы студентов). Ответственность за организацию учебного процесса в основном несет преподаватель (в соответствии с установками традиционной образовательной парадигмы). Отмечается также постепенный переход студентов к ответственности за свое обучение (ознакомление студентов с рабочей программой по дисциплине и требованиями к усвоению ее обязательных компонентов), характерный для инновационных парадигм (компетентностной и личностно ориентированной).
Относительно форм и методов учебного процесса в вузе можно отметить как традиционные, характерные для когнитивно-информационной образовательной парадигмы (стабильная структура учебных дисциплин, определяемая учебными планами и рабочими программами, стабильные формы организации учебного процесса, определяемые постоянным утвержденным расписанием занятий, преобладание аудиторных занятий под руководством преподавателя), так и инновационные, характеризующиеся динамичной структурой учебных дисциплин в качестве эксперимента на отдельных специальностях (модульное обучение, работа в тандеме преподавателей разных предметов, преподавание специальной дисциплины на иностранном языке), введение курсов по выбору обучающихся и связанные с этим динамичные формы организации учебного процесса (изменения в постоянном расписании занятий, варьирование аудиторной и внеаудиторной форм занятий). На уровне методов осуществления учебного процесса отмечается дополнение традиционных методов методами инновационных парадигм образования (обучение методом дискуссии, работа в малых группах (личностно ориентированная парадигма), методы проектного, продуктивного и контекстного обучения, включающие имитацию и моделирование задач, решение профессиональных проблемных ситуаций (компетентностная парадигма образования)).
Контроль и оценка полученных знаний производятся в основном с помощью объективизированной системы контроля знаний студентов, реализующейся через систему поддержки дистанционного образования ЕРУСОЫ. Наряду с этим также учитывается оценка знаний, данная преподавателем. Кроме того, система поддержки дистанционного образования предоставляет широкий спектр тестовых заданий для тренировки и самоконтроля. Таким образом, контрольно-оценочная деятельность в учебном процессе сочетает в себе установки инновационных (прежде всего информационной и личностно ориентированной) и традиционной (когнитивной) образовательных парадигм. В области контроля остаточных знаний все большую значимость приобретают результаты Федерального экзамена профессионального образования (ФЭПО), осуществляемого дистанционно, посредством электронных образовательных ресурсов, предполагающих независимую оценку и интернет-тренажеры для подготовки. Все это говорит в пользу информационной, компетентностной и личностно ориентированной парадигм образования.
В качестве основного средства реализации учебной работы определяющая роль остается за учебником (пособием, методическими указаниями), что характерно для традиционной парадигмы, которые почти всегда дополняются электронными образовательными ресурсами (электронные аудио- и видеоприложения, интерактивные упражнения, специализированные сайты, электронные словари), что характерно для инновационной (информационной) образовательной парадигмы. В техническом оснащении учебного процесса наряду с классической классной доской применение находят также интерактивные доски, лингафонные кабинеты, современное программное и техническое обеспечение. Способом коммуникации при организации учебного процесса является как традиционный (информационные стенды, получение информации от преподавателя, от кураторов групп, от методистов), так и инновационный (запрос и получение необходимой информации через информационно-коммуникационные сети, в том числе через официальный сайт вуза, общение с преподавателями через электронные образовательные ресурсы), характерный для информационной образовательной парадигмы.
Использование различных парадигмальных установок по принципу взаимодополнения обусловлено необходимостью поиска новых подходов к обучению в связи с изменившимися требованиями к подготовке специалистов. Учебная работа студентов в вузе является областью деятельности, где взаимодействие нескольких образовательных парадигм может найти практическое применение и получить дальнейшее развитие.
Ссылки:
1. Жукова Н.М. Парадигмы образования и подходы к их реализации в высшей школе постсоветского периода: ретроспективный анализ // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ им. В.П. Горячкина». 2008. Вып. 6/2. С. 18-24.
2. Попова Т.В. Методика обучения студентов неязыковых вузов письменному переводу научных текстов (на примере немецкого языка) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 25 с.
3. Мампория С.В. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов вузов // Высшее образование сегодня. 2010. № 11. С. 57-59.
4. Матиенко А.В. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Иркутск, 2008. 49 с.
5. Там же. С. 21.