УДК 378.01 Нордман Ирина Борисовна
старший преподаватель кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УСТАНОВОК РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Аннотация:
В статье рассматривается одновременное функционирование установок нескольких образовательных парадигм в области учебно-воспитательной работы студентов в вузе. Подчеркивается значение учебно-воспитательной работы студентов как важной составляющей подготовки будущих специалистов с высшим образованием. Рассмотрено взаимодополняющее значение установок когнитивной, компетентностной и личностно ориентированной парадигм образования для эффективной организации воспитательной работы студентов в вузе.
Ключевые слова:
компетентностная парадигма, личностно ориентированная парадигма, парадигмальная установка, традиционная образовательная парадигма, учебно-воспитательная работа.
Nordman Irina Borisovna
Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University
FUNCTIONING OF DIFFERENT EDUCATIONAL PARADIGM FRAMEWORKS IN THE ORGANIZATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' EDUCATIONAL ACTIVITIES
Summary:
The article deals with the simultaneous operation of several educational paradigm frameworks in the field of students' training in a higher school. The importance of students' educational activities as an integral part of the training of high educated specialists is stressed. The author discusses mutually supportive value of the frameworks of cognitive, competence and personality-oriented educational paradigms for the effective organization of educational activities of higher school students.
Keywords:
competence paradigm, person-oriented paradigm, paradigmatic framework, traditional educational paradigm, educational activities.
Личность студента и будущего специалиста формируется и развивается в условиях обучения в вузе, а также под влиянием социально-экономических и социокультурных условий современного общества. Воспитание студентов в условиях вуза определяется как процесс совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств [1]. Основное значение учебно-воспитательной работы состоит в формировании у будущих специалистов системы профессиональных ценностей, мотивов и профессиональной культуры. Кроме того, внеаудиторная воспитательная работа является благодатной почвой для включения студентов в практическую деятельность. Наряду с учебным процессом она может являться эффективным средством подготовки компетентного специалиста и способствовать повышению качества образования в вузе [2]. Проблема эффективной организации учебно-воспитательного процесса в вузе рассматривается в работах многих отечественных ученых (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин). Ими подчеркивается важность соблюдения преподавателями гуманистической направленности, целостности учебного и воспитательного процессов, индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитания, творческого начала в воспитании, последовательности и систематичности, ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов. Соблюдения указанного ряда принципов сложно достичь в рамках одной образовательной концепции. Поэтому возможно предположить применение элементов нескольких образовательных парадигм для успешной организации учебно-воспитательной работы в вузе.
В осуществлении учебно-воспитательной работы в вузе просматриваются ценностные ориентации различных парадигмальных установок. Так, нацеленность на подготовку высококвалифицированных и компетентных молодых специалистов, готовых к производственной, общественной и культурной деятельности, соответствует установкам традиционной образовательной парадигмы, предполагающей получение образования для общественного производства. Формирование общекультурных и социально-личностных компетенций будущих специалистов с высшим образованием является проявлением инновационной, компетентностной парадигмы об-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 22)
разования. Отражением еще одной инновационной образовательной парадигмы, личностно ориентированной, является формирование и развитие общей и профессиональной культуры будущих специалистов, предполагающей получение образования для развития собственной карьеры и своего личностного роста.
На уровне мотивов осуществления указанного вида деятельности отмечается определяющая роль установок инновационных образовательных парадигм, где наблюдается заинтересованность и активное участие студентов в учебно-воспитательных мероприятиях; наряду с этим наблюдается также функционирование установок традиционной парадигмы образования, где участие студентов в мероприятиях по учебно-воспитательной работе воспринимается ими как обязанность. Подобная ситуация может быть обусловлена, с одной стороны, применением привычных схем организации учебно-воспитательной работы, которые в современных условиях не находят понимания у студентов, а также возможным несоответствием содержания и организации воспитательных мероприятий возрастным потребностям и интересам студентов. С другой стороны, проблемы могут заключаться в низком уровне активности и инициативности самих студентов.
Нормы ответственности за результат учебно-воспитательных мероприятий проявляются в современных условиях образования в постепенном переходе ответственности к студентам (инновационные образовательные парадигмы). Лишь на начальном этапе обучения возможна ответственность преподавателя (традиционная образовательная парадигма), объясняющаяся необходимостью осуществления некоторых организационных моментов в данном виде работы еще не сложившимся студенческим коллективом, периодом адаптации вчерашних школьников к условиям обучения в вузе.
В области целей учебно-воспитательной работы следует отметить воспитание у студентов социальной активности, гражданской ответственности, профессиональной культуры - качеств, требующих постоянной работы над собой, постоянного самосовершенствования в изменяющихся условиях современного общества (определяющая роль установок инновационных образовательных парадигм).
На уровне распределения ролей участников учебно-воспитательного процесса также характерна доминирующая роль установок инновационных парадигм образования, что проявляется во взаимодействии преподавателя и студентов на основе взаимного партнерства, в создании преподавателем условий самостоятельного образования для студентов.
Формы реализации учебно-воспитательной работы отличаются разнообразием в силу присутствия указанного вида работы во всех видах деятельности студентов в вузе. Это могут быть классические, традиционные формы лекций, семинаров, практических занятий, четко регламентируемые графиком учебного процесса и расписанием занятий (традиционная образовательная парадигма). Они эффективно дополняются формами работы в малых группах, организацией дискуссий, форумов, тренингов, конференций, кружков, сообществ, предполагающими более свободную организацию осуществления учебно-воспитательных мероприятий (инновационные парадигмы образования). Определяющая роль какой-либо из парадигм обусловлена как формой осуществления указанного вида работы (аудиторной или внеаудиторной), так и ее содержанием. Во время аудиторной работы наблюдается доминирование установок традиционной образовательной парадигмы, во время внеаудиторной определяющая роль принадлежит установкам инновационных образовательных парадигм. Методы осуществления учебно-воспитательной работы во многом обусловлены формами ее проведения. Так, во время аудиторной работы, особенно на начальном этапе обучения, определяющая роль остается за методами осуществления учебно-воспитательной работы, представляющими традиционную, когнитивную образовательную парадигму, - информационно-рецептивным и репродуктивным. Следует отметить также дополнение традиционных методов методами инновационных парадигм образования, которые включают обучение методом дискуссии, работу в малых группах, технику самопрезентации и публичных выступлений (личностно ориентированная образовательная парадигма), методами проектного, продуктивного и контекстного обучения, включающими имитацию и моделирование задач, решение профессиональных проблемных ситуаций (компетентностная парадигма образования).
Средствами реализации учебно-воспитательной работы студентов в вузе могут быть традиционные бумажные носители информации, характерные для традиционной, когнитивной образовательной парадигмы. Они находят применение во время осуществления воспитательной работы в ходе аудиторных занятий по дисциплинам. Наряду с указанными средствами все большее значение приобретают средства инновационных образовательных парадигм - электронные образовательные ресурсы, виртуальные дискуссии, форумы, конференции в режиме опИпе. Особенно активно указанные средства применяются во внеаудиторной учебной и научно-исследовательской работе, во время которых осуществляется учебно-воспитательная работа. Способом
коммуникации для осуществления учебно-воспитательных мероприятий являются как традиционные (информация на стендах, через преподавателей, кураторов, старост), так и инновационные формы, позволяющие проводить учебно-воспитательные мероприятия и получать о них информацию с помощью информационно-телекоммуникационных технологий в синхронном и асинхронном режимах.
Изложенное выше показывает возможность одновременного функционирования установок различных образовательных парадигм с определяющей ролью какой-либо из них в зависимости от конкретного этапа или определенной области осуществления учебно-воспитательной деятельности в вузе с целью ее максимально эффективной организации. Сложность эффективной организации указанного вида деятельности состоит в том, что учебно-воспитательная работа осуществляется на всех уровнях образовательной деятельности в вузе - на уровне учебной, научно-исследовательской, самостоятельной работы. С другой стороны, грамотная организация учебно-воспитательной работы обеспечивает адаптацию выпускников школ к условиям образования в вузе, создание условий для их вхождения в корпоративную среду; развитие у них навыков коммуникации, эффективного взаимодействия, работы в команде, толерантности, уважения к личности участников совместной деятельности; формирование навыков социального проектирования [3]. В конечном итоге учебно-воспитательная работа в вузе способствует формированию профессионально-личностных компетенций у будущих специалистов.
Ссылки:
1. Гайсина Г.И. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика высшей школы» [Электронный ресурс]. URL: http://bspu.ru/course/21162/21167 (дата обращения: 30.10.2015).
2. Залюбовская Е.Г. Внеаудиторная воспитательная работа в вузе как средство формирования профессиональной компетентности специалиста [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 94. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/vneauditomaya-vospitatelnaya-rabota-v-vuze-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialista#ixzz3pnJkebnN (дата обращения: 27.10.2015).
3. Там же.