Научная статья на тему 'Взаимодействие образовательных организаций с организациями ОПК по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со СПО: критерии и подходы к оценке'

Взаимодействие образовательных организаций с организациями ОПК по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со СПО: критерии и подходы к оценке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ ОПК / СИСТЕМА СПО / РАБОЧИЕ КАДРЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ С СПО / РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ / COOPERATION PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еленева Юлия Яковлевна, Просвирина Мария Евгеньевна, Еленев Константин Сергеевич, Волкова Алина Викторовна

В статье предложены критерии и методический подход к оценке уровня взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы СПО, с организациями ОПК с целью получения объективных данных о существующей практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еленева Юлия Яковлевна, Просвирина Мария Евгеньевна, Еленев Константин Сергеевич, Волкова Алина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образовательных организаций с организациями ОПК по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со СПО: критерии и подходы к оценке»

Взаимодействие образовательных организаций с организациями ОПК по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со СПО:

критерии и подходы к оценке The cooperation of educational organizations with DIC's organizations on workers and specialists with SPE training: the criteria and approaches to

assessment

Еленева Юлия Яковлевна, д.э.н., профессор, проректор по постдипломному образованию ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»,

[email protected]

Просвирина Мария Евгеньевна, к.э.н., доцент, доцент

ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»,

mprosvirina@mail. ru Еленев Константин Сергеевич, к.э.н., доцент,

зам. директора экспертно-аналитического центра

развития кадрового потенциала ОПК

ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»,

[email protected]

Волкова Алина Викторовна, аспирант ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»,

[email protected]

Аннотация: В статье предложены критерии и методический подход к оценке уровня взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы СПО, с организациями ОПК с целью получения объективных данных о существующей практике.

Abstract: The article presents criteria and methodical approach to assessment of the cooperation level between educational institutions, implementing the SPE program, and DIC's organizations to obtain objective information about current situation.

Ключевые слова: практика взаимодействия, организации ОПК, система СПО, рабочие кадры, специалисты с СПО, развитие кадрового потенциала, высококвалифицированные рабочие

Key words: cooperation practice, DIC's organizations, SPE system, workers, specialists with SPE, development of human resources, highly skilled workers

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России играет системообразующую роль в развитии экономики страны и обеспечении ее обороноспособности и безопасности, поэтому вопросы поступательного и устойчивого развития предприятий и других организаций отрасли постоянно находятся в центре внимания государства. В связи с этим на государственном уровне принимается целый комплекс мер по развитию отрасли и повышению конкурентоспособности организаций, работающих в данной сфере.

Одной из важнейших проблем отрасли, на решение которой направлены серьезные усилия государства, остается проблема кадрового обеспечения организаций ОПК - количественный и качественный разрыв между существующим спросом и наличием кадров на рынке, а также несоответствие квалификаций имеющихся кадров требованиям, предъявляемым со стороны работодателей и рынка труда. Проведенные авторами исследования [5,6,7], а также данные, приведенные в публикациях других авторов [1,2,3,4], показывают, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе организации ОПК будут испытывать наибольшую потребность в квалифицированных рабочих кадрах и кадрах со средним профессиональным образованием (СПО), в связи с этим вопросы, связанные с подготовкой указанных кадров, являются приоритетными.

В принятой Министерством образования и науки Российской Федерации «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» определен комплекс мероприятий, направленный на создание системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, способной обеспечить подготовку кадров, отвечающих современным

требованиям экономики, а также способной быстро и адекватно реагировать на происходящие в экономике и обществе изменения. [8].

Следует отметить, что формирование указанной системы подготовки кадров, позволяющей обеспечить решение поставленных задач, невозможно без прямого участия организаций, на которые ориентирована подготовка кадров, в процессах реализации образовательных программ, начиная с этапов разработки и проектирования образовательных программ и заканчивая этапами итоговой аттестации выпускников и их трудоустройства. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы развития механизмов, форм и методов осуществления взаимодействия образовательных организаций с организациями-работодателями, а также методов оценки степени вовлечения организаций-работодателей в процессы реализации образовательных программ.

Для получения объективных данных о существующей практике взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы СПО, с организациями ОПК, в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России авторами были разработаны методические подходы к экспертной оценке уровня взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы СПО, с организациями ОПК.

Критерии экспертной оценки уровня взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы СПО, с организациями ОПК приведены на рис. 1.

Как было отмечено выше, в настоящее время наблюдается значительный разрыв между имеющимся уровнем подготовки выпускников со СПО и существующими требованиями работодателей к компетенциям выпускников. Указанный разрыв обусловлен целым рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера.

Критерий 1.

Обеспечение соответствия

квалификаций выпускников требованиям работодателей

А

•Развитие структуры и содержания образовательных программ

•Развитие технологий реализации образовательных программ

•Развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников

•Обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами

Критерий 2.

Развитие государственно-частного партнерства

Развитие целевого обучения •Развитие материально-технической и учебно-методической базы

• Развитие институтов общественного управления

Критерий 3.

Развитие и сопровождение профессиональной карьеры

Развитие системы профориентации абитуриентов •Содействие в трудоустройстве выпускников и развитии профессиональной карьеры Развитие программ краткосрочного обучения и повышения квалификации

Рис. 1. Критерии экспертной оценки уровня взаимодействия образовательных

организаций, реализующих программы СПО, с организациями ОПК

Если говорить о причинах, носящих внутренний характер, то следует выделить следующие факторы, влияющие на уровень подготовки выпускников:

• соответствие существующих программ обучения требованиям работодателей и рынка;

• скорость адаптивности образовательных программ к изменяющимся внешним условиям;

• гибкость образовательных организаций при осуществлении проектирования образовательных программ;

• степень внедрения в образовательных организациях методов практико-ориентированного обучения, наставничества, обучения на рабочем месте;

• наличие и степень внедрения в образовательной организации сетевых форм организации обучения;

• уровень развития и степень внедрения в образовательной организации механизмов независимой оценки качества подготовки выпускников;

• уровень квалификации педагогических кадров, участвующих в реализации образовательной программы, необходимый для формирования у обучающихся заданных компетенций.

С учетом выделенных проблемных полей в качестве первого критерия оценки взаимодействия образовательных организаций с организациями ОПК по вопросам реализации образовательных программ СПО был определен критерий «Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям работодателей», под критериями которого являются:

• развитие структуры и содержания образовательных программ;

• развитие технологий реализации образовательных программ;

• развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников;

• обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами.

В рамках экспертной оценки развития структуры и содержания образовательных программ рассматриваются процессы образовательной организации по проектированию и разработке образовательных программ и степени вовлечения в данный процесс организаций ОПК. При оценке уровня вовлеченности организаций ОПК в процессы проектирования и разработки образовательных программ следует обратить внимание на следующие аспекты: какие механизмы, формы и методы участия представителей организаций ОПК в разработке образовательных программ используются в образовательной организации; каким образом изучаются требования работодателей, и как они трансформируются в выходные характеристики обучения; каким образом, и с какой периодичностью проводится анализ соответствия образовательных программ требованиям стандартов, рынка труда и работодателей; каким

образом вносятся изменения в образовательные программы по результатам анализа.

При оценке уровня развития технологий реализации образовательных программ следует рассматривать степень вовлеченности представителей организаций ОПК на различных этапах реализации образовательной программы, а, именно, используемые механизмы, формы и методы участия представителей организаций ОПК: в преподавании дисциплин и/или модулей, в организации и проведении практик обучающихся, в подготовке выпускных квалификационных работ. В рамках данного подкритерия рассматриваются следующие аспекты деятельности образовательной организации: порядок привлечения представителей организаций ОПК к преподаванию дисциплин и/или модулей образовательной программы; используемые представителями организаций ОПК формы и методы обучения и их соответствие современным требованиям к технологиям обучения; применяемые механизмы мотивации представителей организаций ОПК к преподаванию; порядок организации и проведения практик обучающихся с участием организаций ОПК; порядок разработки программ практик с участием организаций ОПК; механизмы использования обучающимися результатов практик при подготовке выпускных квалификационных работ; каким образом проводится анализ результатов практик, и как результаты анализа используются для актуализации программ практик и программ дисциплин/ модулей; порядок участия организаций ОПК в формировании тематики выпускных квалификационных работ; порядок привлечения представителей организаций ОПК к руководству (консультированию) выпускными квалификационными работами и существующие в образовательной организации механизмы мотивации представителей организаций ОПК к руководству (консультированию) выпускными квалификационными работами. Кроме того, следует оценить наличие сетевых форм реализации образовательных программ с участием организаций ОПК.

Оценка уровня развития системы независимой оценки качества подготовки выпускников с участием организаций ОПК может рассматриваться с нескольких сторон, а, именно: с позиции оценки степени вовлеченности организаций ОПК в процедуры государственной итоговой аттестации; наличия внедренных систем/ моделей менеджмента качества образовательной организации, а также наличие практики прохождения процедур внешней оценки качества образовательных программ. При оценке степени вовлеченности представителей организаций ОПК в процедуры государственной итоговой аттестации следует оценить, какие используются механизмы, формы и методы привлечения и мотивации участия организаций ОПК в процедурах государственной итоговой аттестации. Наличие в образовательной организации сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 либо наличие иной модели системы качества, внедренной в образовательной организации и предусматривающей проведение систематического анализа качества подготовки выпускников с привлечением внешних заинтересованных сторон (например, организаций ОПК), свидетельствует о проводимых в образовательной организации мероприятиях, направленных на развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников. Еще одним направлением в рамках развития указанной системы является комплекс мероприятий по подготовке к процедурам внешней оценки качества образовательных программ, в первую очередь, к процедурам профессионально-общественной аккредитации с участием организаций ОПК.

Экспертная оценка степени обеспечения реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами предусматривает рассмотрение и оценку применяемых в образовательной организации механизмов, форм и методов: планирования и организации повышения квалификации педагогических работников с участием и/или на базе организаций ОПК; разработки программ повышения квалификации педагогических работников с участием организаций ОПК; анализа результатов

обучения и внесения изменений в программы повышения квалификации по результатам анализа.

Важнейшим направлением формирования и развития современной системы СПО является объединение финансовых и материальных ресурсов образовательных организаций, бизнеса и государства. Ключевыми направлениями взаимодействия в рамках консолидации ресурсов образовательных организаций и организаций ОПК, способствующими повышению качества подготовки выпускников, являются:

• развитие практики целевого обучения по заказам организаций ОПК;

• развитие учебных и учебно-производственных структур, как в образовательных организациях, так и в организациях ОПК;

• создание условий для использования образовательными организациями в учебном процессе производственного оборудования и других ресурсов организаций ОПК;

• участие организаций ОПК в управлении образовательной организацией.

На основе изложенного в качестве второго критерия оценки взаимодействия образовательных организаций с организациями ОПК по вопросам реализации образовательных программ СПО был определен критерий «Развитие государственно-частного партнерства», подкритериями которого являются:

• развитие целевого обучения;

• развитие материально-технической и учебно-методической базы;

• развитие институтов общественного управления.

В рамках экспертной оценки уровня развития целевого обучения в образовательной организации рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты: наличие регламентированного порядка заключения договоров о целевом обучении; какие механизмы, формы и методы используются в образовательной организации для поиска и привлечения организаций ОПК к заключению договоров о целевом обучении; какие применяются механизмы

мотивации абитуриентов и их родителей к заключению договоров о целевом обучении; какие и с какой периодичностью используются методы анализа удовлетворенности организаций ОПК качеством подготовки выпускников, прошедших подготовку по договорам о целевом обучении.

При оценке уровня развития материально-технической и учебно-методической базы рассматриваются используемые в образовательной организации механизмы, формы и методы привлечения ресурсов организаций ОПК для укрепления и развития материально-технической и учебно-методической базы образовательной организации. В рамках данного подкритерия рассматриваются следующие аспекты: наличие действующих структурных подразделений, созданных совместно с организациями ОПК на базе этих организаций или на базе образовательной организации, а также планы развития подобного рода подразделений; механизмы, формы и методы использования созданных структурных подразделений, а также иных ресурсов организаций ОПК, для реализации образовательных программ.

Оценка по подкритерию развитие институтов общественного управления предусматривает оценку наличия в образовательной организации институтов общественного управления, например, попечительских или наблюдательных советов, и степени вовлеченности в органы общественного управления образовательной организацией представителей организаций ОПК.

Кроме указанных выше факторов, влияющих на формирование и развитие СПО, следует выделить комплекс мероприятий, связанных с созданием и обеспечением возможностей для абитуриентов, обучающихся и выпускников в выборе направлений развития профессиональной карьеры и адаптации к рынку труда, а также для работников организаций ОПК в приобретении и развитии необходимых компетенций на протяжении всей их трудовой деятельности, в соответствии с изменяющими внутренними и внешними условиями. С учетом этого в качестве третьего критерия оценки взаимодействия образовательных организаций с организациями ОПК по вопросам реализации образовательных программ СПО был определен критерий

«Развитие и сопровождение профессиональной карьеры», подкритериями которого являются:

• развитие системы профориентации абитуриентов;

• содействие в трудоустройстве выпускников и развитии профессиональной карьеры;

• развитие программ краткосрочного обучения и повышения квалификации.

При оценке уровня развития системы профориентации абитуриентов рассматриваются существующие в образовательной организации механизмы, формы и методы организации профориентации абитуриентов с участием организаций ОПК, а также применяемые механизмы, формы и методы анализа удовлетворенности абитуриентов и их родителей проводимыми мероприятиями и их периодичность, механизмы использования результатов анализа для улучшения соответствующей деятельности.

В рамках экспертной оценки организации содействия выпускникам в трудоустройстве и развитии их профессиональной карьеры следует рассмотреть следующие аспекты: порядок осуществления взаимодействия с организациями ОПК по вопросам трудоустройства выпускников; деятельность структурного подразделения/ должностного лица, на которого возложены функции по организации трудоустройства выпускников; применяемые механизмы, формы и методы адаптации выпускников к рынку труда; каким образом и с какой периодичностью проводится анализ удовлетворенности выпускников оказываемым содействием в трудоустройстве; механизмы использования результатов анализа для совершенствования деятельности по трудоустройству выпускников и их адаптации к рынку; каким образом осуществляется поиск и привлечение к сотрудничеству организаций ОПК; периодичность и методы изучения потребностей организаций ОПК в квалифицированных рабочих и специалистах; каким образом и с какой периодичностью проводится анализ удовлетворенности организаций ОПК качеством подготовки выпускников, трудоустроившихся в эти организации;

применяемые методы развития социальных и предпринимательских компетенций обучающихся для адаптации выпускников к изменяющимся внешним условиям; используемые методы и формы подготовки обучающихся к участию в международных и всероссийских олимпиадах (конкурсах) профессионального мастерства.

Уровень развития программ краткосрочного обучения и повышения квалификации рекомендуется оценивать на основе анализа: применяемых в образовательной организации механизмов, форм и методов изучения потребностей организаций ОПК в обучении работников; действующего в образовательной организации порядка разработки программ краткосрочного обучения и повышения квалификации работников организаций ОПК; периодичности и используемых механизмов, форм и методов изучения удовлетворенности работников организаций ОПК проведенным обучением; механизмов использования полученных результатов для корректировки программ обучения.

Как было отмечено выше оценка взаимодействия образовательных организаций с организациями ОПК по вопросам реализации образовательных программ СПО по предложенным критериям осуществляется на основе экспертной оценки. В качестве исходных данных для проведения экспертной оценки могут рассматриваться предоставленные образовательными организациями отчетные данные, содержащие описание их деятельности в разрезе указанных критериев, а также копии документов, подтверждающих осуществление соответствующей деятельности.

Предложенные критерии и методический подход к оценке уровня взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы СПО, с организациями ОПК могут быть использованы:

1) Министерством образования и науки Российской Федерации для:

• сбора и анализа информации о существующей практике взаимодействия образовательных организаций с организациями ОПК;

• выявления «лучших практик» взаимодействия образовательных организаций с организациями ОПК;

• принятия управленческих решений по вопросам развития системы СПО.

2) Образовательными организациями, реализующими программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со СПО для организаций ОПК для:

• проведения самооценки существующего уровня взаимодействия с организациями ОПК;

• выявления потенциальных областей и направлений развития взаимодействия с организациями ОПК.

Библиографический список

1. Бриндиков А.Н. О реформировании и развитии оборонно-промышленного комплекса России // Федеральный справочник, том 12

2. Григорьев С.Н. О текущем состоянии и основных направлениях совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса страны // Инновации. -2013. - №4. - С. 8-15

3. Григорьев С.Н., Еленева Ю.Я. Подготовка кадров оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. - 2013. - № 6. - С. 3-11.

4. Довгучиц С.И. Основные аспекты совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров для ОПК // Федеральный справочник, том 7

5. Еленева Ю.Я, Просвирина М.Е., Волкова А.В. Проблемы кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник МГТУ «СТАНКИН». - 2014. - №3. - С. 107-110

6. Анализ текущего состояния и методов организации кадрового планирования на предприятиях ОПК. Еленева Ю.Я., Просвирина М.Е., Андреев В.Н., ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», Москва 2014

7. Обобщенные результаты исследования уровня развития кадрового потенциала предприятий ОПК и машиностроения. Еленева Ю.Я., Просвирина М.Е., Андреев В.Н., Селиверстова Т.В., ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», Москва 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобрена Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.