УДК 377.35; 377.5
Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих кадров для оборонно-промышленного комплекса: результаты
мониторинга1
The training of specialists with secondary professional education and workers for the defense industrial complex: monitoring results
Просвирина Мария Евгеньевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента МГТУ «СТАНКИН».
[email protected] Можаровская Алевтина Александровна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятием МГТУ «СТАНКИН».
alevtina [email protected] Андреев Владимир Николаевич кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента МГТУ «СТАНКИН».
[email protected] Волкова Алина Викторовна
магистрант кафедры финансового менеджмента МГТУ «СТАНКИН».
Работа подготовлена в рамках выполнения государственного задания на тему «Разработка организационной модели и информационно-методического обеспечения проведения мониторинга подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих кадров в сфере обороны, оборонного производства, безопасности и ядерной энергетики для организаций ОПК»
В статье приводятся результаты мониторинга подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих кадров для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России, проведенного специалистами ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН». Полученные результаты отражают основные показатели развития среднего профессионального образования и подготовки рабочих кадров для организаций ОПК.
The article presents the results of monitoring of specialists with secondary professional education and workers training for the Russian defense industry, which was conducted by specialists of MSTU "STANKIN". The obtained results show principal indicators of secondary professional education and workers training development for the defense industry organizations.
Ключевые слова: мониторинг; рабочие и специалисты со средним профессиональным образованием; организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России
Keywords: monitoring; workers and specialists with professional education; organization of the defense-industry complex of Russia
Введение
Приоритетной задачей отечественных промышленных предприятий в современных условиях является создание и развитие конкурентных преимуществ в процессе импортозамещения. В докладах ведущих государственных деятелей все чаще отмечается, что основной целью развития промышленности (в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса (ОПК)) выступает не просто замещение, а именно модернизация импортозависимых и создание перспективных импортонезависимых производств [5]. Общей идеей подобных выступлений является тезис:
«политика импортозамещения должна быть стимулом для новых конструкторских разработок и новых технологических решений» [5].
В рамках сложившейся ситуации принципиально значимым для предприятий ОПК становится вопрос эффективной подготовки кадров, соответствующих современным потребностям производств и задачам опережающего (инновационного) и адаптивного развития технологий. Особенно актуальной представляется проблема подготовки рабочих различных специальностей и специалистов со средним профессиональным образованием (СПО), дефицит в которых на сегодняшний день составляет примерно 40% [1,2,4].
Организационная модель проведения мониторинга подготовки специалистов со СПО и рабочих кадров для организаций ОПК
В соответствии с актуальными задачами контроля и повышения эффективности подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов со СПО для предприятий ОПК России в условиях их модернизации, технического перевооружения и решения задач импортозамещения специалистами ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России проведен мониторинг подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в сфере обороны, оборонного производства, безопасности, ядерной энергетики и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Мониторинг).
В 2014 году Мониторинг проводился во второй раз, что позволило отследить динамику ряда основных показателей, характеризующих подготовку кадров для организаций ОПК, существенно расширив охват и модернизировав методический инструментарий на основе разработанной концепции организационной модели проведения Мониторинга [3].Организационная модель проведения мониторинга подготовки специалистов со СПО и рабочих кадров для организаций ОПК представлена на рисунке 1.
Приказ № 1199
Постановление № 421
Постановление № 437
Распоряжение № 755-0
Формирование перечня
профессий и специальностей СПО для мониторинга
Цели и задачи мониторинга
Цели и задачи мониторинга
Перечень профессий и специальностей СПО
Определение состава показателей для мониторинга
Перечень показателей для мониторинга
Разработка анкетных форм для проведения мониторинга
Анкетные формы
Перечень профессий и специальностей
Показатели для мониторинга
Анкетные формы
Рассылка запроса на предоставление данных в субъекты РФ и вузы
Письмо
Минобрнауки
России
Сбор данных по запросу Минобрнауки России
Сводные данные от
образовательных
организаций
I I Цели и задачи мониторинга
Показатели для мониторинга
Сводные данные от
образовательных организаций
Статистическая и аналитическая обработка данных мониторинга
Структурированный информационно-аналитический массив
Подготовка предложений для
принятия управленческих решений в сфере подготовки кадров для ОПК Информирование заинтересованных сторон
Аналитическое заключение по результатам мониторинга
I этап. Подготовка исходных данных для проведения мониторинга
II этап. Проведение исследования (сбор данных) в образовательных организациях
III этап. Обработка собранных данных и их анализ
Рисунок 1 - Организационная модель проведения мониторинга подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со СПО для
организаций ОПК
Целью проведения Мониторинга являлось получение данных о подготовке образовательными организациями квалифицированных рабочих и специалистов со СПО для организаций ОПК, а также оценка потенциальных возможностей образовательных организаций в части подготовки указанных кадров по профессиям и специальностям, востребованным в организациях ОПК. Данная цель конкретизировалась в перечне актуальных задач, которые были успешно решены и позволили достичь запланированных индикаторов исследования.
Результаты проведения мониторинга подготовки специалистов со СПО и рабочих кадров для организаций ОПК
На I этапе реализации Мониторинга проводился анализ существующих профессий и специальностей СПО по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В результате актуализированный перечень профессий и специальностей СПО для проведения Мониторинга был сформирован с учетом перечней профессий и специальностей, определенных в следующих нормативных правовых документах:
х постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 421 «О государственном плане подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 годы»;
х постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г № 437 «Об утверждении перечня специальностей, по которым федеральными государственными профессиональными
образовательными организациями реализуются образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства»; х распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 755-р «О перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в
области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации»; ^ приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».
Также на I этапе мониторингового исследования были определены объекты Мониторинга и перечень показателей, по которым проводился Мониторинг.
Целью II этапа исследования являлось получение статистических данных от образовательных организаций об осуществлении ими подготовки кадров по профессиям и специальностям СПО, востребованным организациями ОПК.
Исследование проводилось посредством онлайн анкетирования через Единую информационную систему обеспечения деятельности Минобрнауки России. Сбор информации на уровень Минобрнауки России осуществлялся непосредственно от образовательных организаций через их личные кабинеты, открытые в Единой информационной системе обеспечения деятельности Минобрнауки России.
В Мониторинге приняли участие около 1,5 тыс. профессиональных образовательных организаций и 93 образовательные организации высшего образования, реализующие программы СПО. Среди участников Мониторинга были представлены как образовательные организации, имеющие прочные партнерские отношения с организациями ОПК, так и образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров по профессиям и специальностям СПО для ОПК, но не осуществляющие в настоящее время взаимодействия с организациями ОПК.
В ходе Мониторинга выполнялся анализ взаимодействия образовательных организаций с организациями ОПК, входящими в сводный реестр организаций ОПК, утвержденный приказом Минпромторга России от 22 апреля 2014 г. № 758. В результате проведенного исследования были
выявлены организации ОПК, в интересах которых в настоящее время осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов СПО.
Целью III этапа исследования являлось получение обобщенных статистических данных о подготовке кадров в образовательных организациях, по профессиям и специальностям СПО, востребованным организациями ОПК. Для этого использовались показатели, предложенные при реализации I этапа.
Полученные в ходе проведения Мониторинга результаты отражают основные показатели развития СПО и подготовки рабочих кадров для организаций ОПК, в том числе:
- структурные показатели и индикаторы динамики контингента обучающихся по профессиям и специальностям СПО;
- показатели развития целевого обучения и трудоустройства выпускников программ СПО в сфере обороны, оборонного производства, безопасности, ядерной энергетики и подготовки рабочих кадров для организаций ОПК;
- уровень взаимодействия образовательных организаций с предприятиями и организациями ОПК в области подготовки кадров;
- показатели инфраструктуры подготовки по основным образовательным программам и качества образовательных программ.
При анализе информации, собранной в ходе проведения Мониторинга, установлено следующее:
1. Общий контингент обучающихся по профессиям и специальностям СПО для ОПК в образовательных организациях в 2014 году остался практически неизменным по сравнению с тем же значением 2013 года и составил 581,2 тыс. человек.
2. В настоящее время реализуются образовательные программы по 215 профессиям и специальностям СПО (80,5% от общего количества образовательных программ, по которым проводился Мониторинг). Были получены данные о направлениях подготовки кадров в профессиональных
образовательных организациях, в разрезе субъектов Российской Федерации, и в образовательных организациях высшего образования, соответственно. Следует отметить, что образовательными организациями начата работа по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (около 1% образовательных программ имеют кроме государственной профессионально-общественную аккредитацию). При этом основными органами, осуществляющими профессионально-общественную
аккредитацию, являются Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) г. Москва и Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
3. Фактическое сотрудничество образовательных организаций с организациями ОПК отмечено в 58 субъектах Российской Федерации. Опыт сотрудничества с организациями ОПК подтвердили 33,4% профессиональных образовательных организаций и более 50% образовательных организаций высшего образования.
4. Доля выпускников трудоустроившихся по специальности в 2013-2014 гг., составляет немногим более 50% от общего числа выпускников для профессиональных образовательных организаций и 58,4% - для образовательных организаций высшего образования. Вместе с тем, в организации ОПК были трудоустроены 65% и 71% выпускников тех образовательных организаций, которые уже имеют партнерские отношения с организациями ОПК. Следует отметить наличие значительной доли выпускников профессиональных образовательных организаций, которые после окончания обучения призываются в ряды Вооруженных сил Российской Федерации (в среднем 33% от общего числа выпускников).
5. Основными видами участия организаций ОПК в реализации образовательных программ являются предоставление мест для проведения практик обучающихся и участие в разработке образовательных программ. Так, по данным Мониторинга в 2013/2014 учебном году в образовательных организациях высшего образования более 60% образовательных программ СПО были обеспечены местами для проведения практик обучающихся в
организациях ОПК и более 55% образовательных программ разработаны с участием организаций ОПК.
6. Наблюдается положительная динамика количества договоров о целевом обучении, заключенных с организациями ОПК за последние три года (рост в среднем на 15-20% в год).
Заключение
Информационная база, сформированная в ходе проведения Мониторинга, послужит источником актуальной и достоверной информации о ключевых индикаторах, характеризующих в количественном и качественном аспектах подготовку рабочих кадров и специалистов со СПО для организаций ОПК, а также источником информации о наличии лучших опыта и практик в данной области, доступных для тиражирования. При проведении подобных мониторингов в будущем, собранная к настоящему моменту информация послужит в качестве необходимых ретроспективных данных. При этом предложенные в рамках разработанной модели Мониторинга порядок взаимодействия участников и совокупность оценочных показателей для его проведения, изначально ориентированные для специфических потребностей организаций ОПК, могут быть использованы для сходных целей в рамках проведения мониторинга подготовки специалистов по другим формам обучения и для других групп потенциальных работодателей.
Используя результаты проведенного Мониторинга, становится возможным делать обоснованные выводы о текущей ситуации в области подготовки рабочих кадров и специалистов со СПО для организаций ОПК в разрезах направлений подготовки и субъектов Российской Федерации, принимать рациональные управленческие решения по организации взаимодействия образовательных организаций и предприятий ОПК, разрабатывать единую политику в сфере подготовки кадров для ОПК. Это должно обеспечить постоянный приток на предприятия ОПК
квалифицированных рабочих и специалистов со СПО, знания и навыки которых позволят производить качественную и конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, обеспечивая обороноспособность страны и принося прибыль самим предприятиям.
Список литературы
1. Григорьев С.Н. О текущем состоянии и основных направлениях совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса страны // Инновации. -2013. - №4. - С. 8-15.
2. Довгучиц С.И. Основные аспекты совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров для ОПК // Федеральный справочник. - том 7.
3. Еленева Ю.Я., Просвирина М.Е., Андреев В.Н., Волкова А.В.Анализ и организационная модель проведения мониторинга подготовки рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием для организаций ОПК России // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14619 (дата обращения: 30.09.2014).
4. Еленева Ю.Я., Просвирина М.Е., Волкова А.В. Проблемы кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник МГТУ «СТАНКИН». - 2014. - №3. - С. 107-110.
5. Рогозин Д.О. Наша главная задача - модернизировать вооружения // Российская Газета. - 14.08.2014. URL: http://rg.mirtesen.ru/blog/43771648256/Dmitriy-Rogozin:-Nasha-glavnaya-zadacha—modernizirovat-vooruzh