УДК 37.06
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Н. Э. Касаткина, Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева
COOPERATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND REGIONAL INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE FORMATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
N. E. Kasatkina, E. A. Pakhomova, E. L. Rudneva
В статье идет речь о взаимодействии образовательных организаций и предприятий в процессе формирования профессионального самоопределения учащейся молодежи региона. В статье анализируется эксперимент, проводимый в условиях Кузбасского региона и Сибирского федерального округа.
The paper discusses the cooperation of educational institutions and social partners, the formation of students' professional self-determination in the region. The paper analyzes the experiment, implemented in Kemerovo Region and the Siberian Federal District.
Ключевые слова: взаимодействие, социальные партнеры, профессиональное самоопределение, учащаяся молодежь, регион, образовательные организации, модернизация системы образования.
Keyword: cooperation, social partners, professional self-determination, students, region, educational organizations, modernization of the education system.
Модернизация системы образования потребовала от органов управления образованием, образовательных организаций и социальных партнеров взаимодействия в условиях профильного и профессионального обучения всех обучающихся [1].
Достигнутые результаты теории и практики профильного и профессионального обучения, изучение позиции директоров и преподавателей общеобразовательных школ региона, осуществляющих профильное обучение, выявило ряд проблем: изменение намерений учащихся; лей, исходя из возможностей учащихся; недостаточная подготовленность учителей для преподавания профильных предметов; отсутствие педагогически грамотных взаимоотношений «школа -профессиональная образовательная организация», «школа - предприятие»; необходимость пересмотра учебных планов для профильных классов; отсутствие финансовой возможности для перехода на индивидуальный учебный план; отсутствие необходимого учебно-методического обеспечения профильного обучения, не соответствующего требованиям; не ликвидированы проблемы в разработке курсов по выбору.
Обозначенные проблемы невозможно было решить в отдельной образовательной организации, их решение возможно только в условиях образования в регионе.
Как показало наше исследование, отдельно взятому образовательному учреждению трудно включиться в муниципальную сеть, так как для этого требуется решение достаточно большого количества не свойственных ему задач: подготовка к работе в профильных классах учителей; выбор социальных партнеров; планирование учебного процесса; создание материально-технического обеспечения; комплектование профильных классов; определение направлений и количества профилей обучения обучающихся и др.
Профильное обучение рассматривается нами как путь формирования профильного и профессионального самоопределения обучающихся. В ходе реализации инноваций в образовательных учреждениях нами была сформирована система непрерывного образования
обучающегося в течение всего процесса обучения. Образовательную сеть мы рассматриваем в условиях реализации системного подхода. Взаимодействие субъектов образовательного процесса осуществлялось на основе преемственности образовательных учреждений и социальных партнеров. Создавая сетевую организацию профильного обучения в условиях регионального образования, мы создавали локальную образовательную сеть, которая рассматривалась нами как сеть организаций, которые решают общие образовательные задачи [4].
Таким образом, разработанное нами сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений и предприятий как новую форму образования, построенную на совместной работе школ с другими образовательными организациями, с целью объединения их усилий для формирования профессионального самоопределения обучающихся [2 - 3].
Реализуя профильное обучение, в локальную образовательную сеть, мы включили однопрофильные школы и многопрофильные школы. Мы создали необходимое материально-техническое, финансовое, организационное, кадровое, научно-методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение.
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенное нами исследование позволили определить пути совместной реализации учебных программ профильного обучения, распределить обязанности между организациями, обеспечивающими профильное обучение; организовать ресурсный центр профильного обучения [5].
В своей экспериментальной работе мы исходили из того, что профильное обучение является одним из важных направлений модернизации системы регионального образования и предполагает обновление системы образования, которая бы наиболее полно учитывала интересы, склонности, способности каждого обучающегося. Сетевое взаимодействие общеобразовательных школ и предприятий, позволяющих реализовать профильное обучение, мы рассматриваем как целостную педагогическую систему.
Н. Э. Касаткина, Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева | 113
В ходе эксперимента по реализации профильного обучения в школе мы выделили следующие направления: профессиональное просвещение и профессиональная консультация; профессиональная диагностика; организацию профессиональных проб и др., - что позволило нам разработать и реализовать муниципальную программу, которая была направлена на создание условий для формирования у школьников профильного и профессионального самоопределения [6].
В течение 2005 - 2013 годов мы проводили исследование обучающихся общеобразовательных школ региона на предмет их профессиональных намерений, сформированности профессиональных планов их достижения.
В начале эксперимента мы провели исследование факторов, повлиявших на выбор профессии обучающихся, которое показало, что подавляющее большинство обучающихся выбирали профессию, исходя из собственных интересов (15 %), к совету родителей и родственников прислушались 34 % школьников, на лишь 10 % школьников повлияли встречи с представителями профессий. Курсы по выбору профессии повлияли на 36 % старшеклассников, но самое важное состояло в том, что 51 % опрошенных признались, что на начало эксперимента ничего не знали о выбранной ими профессии.
В процессе исследования мы проанализировали и организовали реализацию учебных планов и программ общеобразовательных организаций. Проведенный анализ показал, что в процессе эксперимента увеличился познавательный интерес школьников, углубилось преподавание базовых профильных дисциплин, влияющих на формирование профессиональное самоопределение обучающихся. В то же время на промышленных предприятиях увеличилось число рабочих мест для выпускников школ, были сняты ограничения для временного трудоустройства обучающихся, были разработаны и реализованы профессиональные пробы, были созданы условия для получения среднего и высшего профессионального образования.
Результаты эксперимента по реализации профильного обучения позволили нам утверждать: причины, тормозящие процесс формирования профессионального самоопределения обучающихся, - это недостаточное знание учебного материала, недостаточная информация о профессиях, а также несформи-рованность профессиональных интересов, отсутствие возможности проверить себя в профессиональных пробах.
В ходе эксперимента мы выявили особенности образования в регионе, способствующие оказывать содействие развитию образовательной среды, ориентированной на формирование профессионального самоопределения выпускников школ, которые необходимы на рынке труда.
Сетевое взаимодействие общеобразовательных школ и социальных партнеров рассматривалась нами как совместная деятельность организаций, обеспечивающая возможность обучающимся выбирать профили обучения, в основном соответствующие потребностям регионального рынка труда, активно формирующие индивидуальную профессиональную карьеру [4].
Для организации процесса внедрения и развития профильного обучения была разработана и осуществ-
лена программу организационных и методических мероприятий по ознакомлению с основами профильного и профессионального самоопределения и возможностями их реализации в образовательной среде региона. Для этого мы проводили:
- совещания, семинары, научно-практические конференции;
- обучение педагогов по основным направлениям профильного образования и предпрофильной подготовки на курсах повышения квалификации;
- изучение нормативно-правовых, организационно-методических и педагогических основ;
- создание системы материального и морального стимулирования педагогов, осуществляющих экспериментальную деятельность по формированию профессионального самоопределения обучающихся;
- развитие инфраструктуры образовательных учреждений, принимающих участие в опытно-экспериментальной деятельности;
- реализацию системы дел по корректировке промежуточных результатов эксперимента;
- обеспечение непрерывного функционирования системы мониторинга экспериментальной деятельно -сти;
- выявление позитивные и негативные аспекты педагогического процесса;
- обеспечение стабильной взаимосвязи между звеньями управления экспериментальной работы;
- привлечение родителей к деятельности в режиме эксперимента, ознакомление их с результатами исследования;
- проведение итогового сбора и обработки информации экспериментальной деятельности [4].
Мы организовали сетевой вариант профильного обучения, создали ассоциацию связанных друг с другом образовательных организаций, которая обеспечила создание образовательной среды, преемственность программ, способных удовлетворять запросы обучающихся при активном участии всех субъектов образовательного процесса.
Для реализации профильного обучения в общеобразовательных школах совместно с социальными партнерами мы организовали совет по профильному обучению, который выступил объединяющим звеном, в который вошли представители органов управления образованием, высших и средних профессиональных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и работодатели.
С целью повышения качества профильной подготовки обучающихся мы оказывали практическую помощь школам в содействии и организации практик и профессиональных проб; изучали спрос и предложения на рынке труда; осуществляли взаимодействие с органами управления образования, общественными организациями; организовали семинары и тренинги, направленные на формирование навыков самопрезентации, развитие умений составлять и презентовать резюме, профессиональное портфолио и пр.
В процессе экспериментальной работы мы определили этапы взаимодействия общеобразовательных школ и предприятий в профильном обучении. Каждый этап с одной стороны, обеспечивал реализацию проф-ориентационной работы, а с другой - обеспечивал на всех этапах согласованность действий всех участни-
ков образовательного процесса. На каждом этапе совместная работа осуществлялось в содержательном и организационном аспектах. В процессе исследования большое внимание мы уделяли разработке системы информационного обеспечения выпускников общеобразовательных школ.
На первом этапе мы осуществляли профильную ориентацию обучающихся, их информационное обеспечение о перспективах дальнейшего профессионального образования в соответствии с выбранным профилем обучения.
На втором этапе мы разрабатывали систему мероприятий, направленную на повышение привлекательности профессий, востребованных на рынке труда региона для выпускников школ, и реализовали программы профильной подготовки; осуществляли развитие социального партнерства в процессе формирования профессионального самоопределения;
Для этого мы:
- проводили мониторинг информированности выпускников школ о кадровых потребностях региона и осознанности их профессионального выбора;
- создали единый портал в сети «Интернет», предназначенный для профориентационной работы с обучающимися: знакомство с профессиями, в которых нуждается регион;
- информировали молодежь о перспективных научно-технических направлениях региона (экскурсии, круглые столы, деловые игры и мастер-классы);
- организовали и проводили конкурс творческих работ для обучающихся «Как я планирую свое профессиональное будущее» (конкурс проектов и сочинений);
- разработали и реализовали дистанционную сетевую профильную программу подготовки обучающихся по направлениям профессиональной ориентации.
На третьем этапе с целью реализации возможностей выбора профиля обучения, связанного с процессом формирования профессионального самоопределения обучающихся, получения дополнительного профессионального образования на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования нами были созданы центры довузовской подготовки выпускников.
К основным задачам центров мы отнесли:
- содействовать подготовки выбора профессии выпускниками;
- проводить индивидуальное консультирование выпускников по вопросам профессиональной ориентации и выбора будущей профессии;
- сформировать банк вакансий профессий, необходимых для региона, для выпускников;
- организовать сотрудничество с предприятиями в целях профильного обучения выпускников, организовать экскурсии на производство;
- сформировать банк резюме выпускников для их предоставления потенциальным работодателям;
- провести совместные совещания, семинары руководителей школ и социальных партнеров по вопросам профессиональной ориентации выпускников школ.
Для выпускников, имеющих шанс быть незачис-ленными в учреждения среднего и высшего профессионального образования, мы разработали программы развития малого бизнеса, сформировали группы для
участия в конкурсах по поиску рабочих мест при поддержке бизнес-инкубаторов; реализовали методики содействия трудоустройству выпускников школ. Мы помогли сделать выбор будущего места работы, проводили ярмарки вакансий, содействовали временному трудоустройству, организации стажировок, оказывали индивидуальную поддержку при трудоустройстве в другом регионе.
Все это позволило расширить диапазон профильного образования; ввести многоуровневую и многопрофильную подготовку обучающихся при взаимодействии общеобразовательных школ и социальных партнеров, соответствующую целям профильного обучения.
Таким образом сетевое взаимодействие, организованное нами на базе ресурсных центров, строилось по следующим направлениям:
- взаимодействие образовательных организаций, не имеющими материально-технической базы для организации профильного обучения, с образовательными организациями, имеющими хорошую материально-техническую базу;
- использование педагогов, владеющих информационными технологиями на высоком уровне в ресурсных центрах и в образовательных учреждениях, в которых осуществляется профильное обучение;
- увеличение количества профильных образовательных программ: повышение педагогического мастерства педагогов; семинары, мастер-классы; изучение применения новых материалов, и т. д.);
- введение в процесс обучения технологий дистанционного обучения;
- анализ результатов экспериментальной деятельности и их распространение на другие образовательные организации для использования в практике работы.
Одним из показателей результативности реализации профильного обучения являлись данные сравнительного анализа количества профильных классов в Кемеровской области. Количество обучающихся в системе профильного обучения за период проведения эксперимента увеличилось на 40 %.
Также увеличилось количество учебных заведений, реализующих профильное обучение.
Совокупность всех учебных учреждений, принимающих участие в эксперименте, объединение учреждений и организаций в системе профильного обучения в локальных образовательных сетях, создание результативной системы управления позволили значительно повысить качество формирования профессионального самоопределения обучающихся. Что подтвердило результаты участия образовательных организаций региона в олимпиадах, в научно-практических конференциях обучающихся.
Еще одним показателем результативности управления профильным обучением в региональной и муниципальной системе образования являются результаты поступления учащихся 11-х классов в вузы и техникумы региона по профилю обучения.
Наибольшую результативность (73 - 86 %) поступления по профилю показали классы физико-математического, физико-технического, информационно-тех-
нологического, экономического, юридического, исторического, филологического направлений.
В ходе исследования мы определили особенности регионального рынка труда, позволяющие судить о наличии на рынке достаточного количества возможностей, реализация которых позволяет обеспечить регион в необходимых кадрах. В качестве наиболее действенных из них мы выделили: бизнес-инкубаторы; центры научных разработок; центры технологий; консалтинговые компании, поддерживающие инновационную деятельность, и другие структуры поддержки малого и среднего бизнеса региона; организации сферы образования; предприятия региона и т. д.
На основе полученных данных мы разработали модель сетевого взаимодействия, способствующую улучшению положения молодежи на рынке труда. Основу данной модели составляет взаимодействие всех участников образовательной деятельности и участников рынка труда. Ключевыми элементами формирования партнерских отношений на рынке труда являлись: государственная служба занятости и организации СПО и ВПО. В рамках реализации модели мы разработали основные направления, способствующие формированию профессионального самоопределения обучающихся:
- функционирование системы образования в качестве базовой площадки приобретения необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие выпускников;
- исполнение государственными органами управления образования роли координатора взаимодействия между участниками образовательного процесса;
- реализация форм сотрудничества между субъектами образовательного процесса, способствующими изменениям потребностей регионального рынка труда, ценностных ориентаций молодежи;
- укрепление системы профильного обучения для различных групп молодежи с учетом особенностей каждой из них и кадровых потребностей региональных рынков труда в профессиях, необходимых для региона трудоустройстве молодых специалистов.
Экспериментальным путем мы доказали, что организация совместных мероприятий: специализированные ярмарки вакансий рабочих; профессиональные пробы; семинары для работодателей; получила повсеместное распространение и поддержку, что способствовало осознанному выбору профессии выпускниками и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Существующая образовательная система позволила сформировать у выпускников образовательных организаций профессиональное самоопределение. Учащиеся получали знания, необходимые для осуществления данного выбора, обучались тому, как делать выбор. Профильное обучение согласовывалось с учебной мотивацией обучающихся, которые связывали свои интересы с учебой в средних и высших профессиональных образовательных организациях. Это стало достоинством разработанной нами образовательной системы.
Литература
1. Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвейс, 2006.
2. О мерах по поддержке и развитию профессионального образования Кемеровской области. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области № 372-р от 16.05.2011.
3. О развитии социального партнерства в системе профессионального образования Кемеровской области. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области № 888-р от 13.10.2011.
4. Судьина Л. Н., Покачалова Т. В. Управление профильным обучением в системе муниципального образования // Модернизация общего и профессионального образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Новокузнецк, 19 - 20 июня 2008 г.). Томск : 2008. С. 294 - 300.
5. Ткаченко Е. В., Смирнов И. П., Бурмистрова А. С. Профессиональное образование и молодежь России. М.: НИИРПО, 2012.
6. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Академия: Московские учебники, 2010.
Информация об авторах:
Касаткина Наталья Эмильевна - доктор педагогических наук, профессор межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, [email protected].
Natalia E. Kasatkina - Doctor of Pedagogy, Professor at the Inter-University Department of General and High School Pedagogy, Kemerovo State University; Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation.
Пахомова Елена Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель Губернатора Кемеровской области.
Elena A. Pakhomova - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Deputy Governor of Kemerovo Region.
Руднева Елена Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор, директор Кузбасского регионального института развития профессионального образования, заведующая межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, elena [email protected].
Elena L. Rudneva - Doctor of Pedagogy, Professor; Head of the Inter-University Department of General and High School Pedagogy, Kemerovo State University; Director of Kuzbass Regional Institution of Vocational Training Development.
Статья поступила в редколлегию 29.01.2015 г.