Professional education and youth employment
продуктов, значимых для проектирования по-слешкольного образовательно-профессионального маршрута;
- поддержка профориентационно значимого социального партнёрства бизнеса, НКО и государства с целью организации приобретения подростками профориентационно значимого опыта;
- обеспечение комплексного характера профориентации, компенсация её типичных рисков, подготовка педагогов, их сетевые коммуникации;
- «перерастание» технологических инноваций в педагогические (Smart Education), создание новых источников и инструментов.
Перед педагогами по-новому ставятся задачи принятия гражданской ответственности за уровень социальной зрелости обучающихся и удовлетворения не только «вертикального» (государственного), но и «горизонтального»(родительского, общественного, производственного) запроса на профориентационную работу.
Приоритетными направлениями в организации профориентационной работы являются: ориентация на использование возможностей
передовых информационных технологий в поддержке профессионального самоопределения; ориентация на потребности регионального рынка труда и учет образовательного и производственно-профессионального окружения в поселках, городах, республике, акцент на организацию образовательных кластеров; ориентация на традиции трудовой подготовки школьников, проведения профессиональных проб по востребованным профессиям; организация проектной, исследовательской деятельности; создание технопарков; организация социального партнерства, сетевого взаимодействия и др.
Таким образом, инновационный характер профориентационной деятельности педагогов в свете новых требований времени и общества обеспечивается ориентацией на новые образовательные результаты (новое качество образования); принципиальным изменением содержания, форм работы учителя и ученика, студента и преподавателя (процессов учения и обучения); изменением характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
УДК / UDK 37.047 Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева
N. Kasatkina, E. Rudneva
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUNG PEOPLE AT THE PHASE OF SCHOOL MODANIZATION
В данной статье рассматриваются вопросы самоопределения учащейся молодежи, которая в сложных социально-экономических условиях ориентирована на получение высшего образования. Вместе с тем результаты представленного исследования говорят о возрастающей роли прикладного, практического знания, что рассматривается как следствие объективных экономических условий развития новых форм хозяйствования, участия молодежи в бизнесе.
The paper dwells on the problem of self-determination of young people who in spite of hard social and economic conditions are inclined to get higher education. At the same time the results of a recent study suggest that applied science as well as applied knowledge are becoming more popular among young people. These factors are
analysed as consequence of real economic situation, development of new forms of management and participation of the youth in business.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, учащаяся молодежь, профессиональные ценности, профильное обучение.
Keywords: professional self-determination, young people who are in school, professional values, profile education
Сегодня к нашему обществу, как в целом к мировому сообществу, приходит осознание, что в XXI веке положение личности в обществе, ее материальное и моральное благополучие, возможность реализации своих материальных и нравственных потребностей, даже сохранение собственного здоровья во многом будут
Professional Education in Russia and abroad 2 (10) 2013
29
зависеть от ее образованности. Интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором прогрессивного развития общества и конкурентоспособности национального образования в мировом обществе. Опыт ХХ века наглядно показывает возможности быстрого и эффективного развития государства, региона на базе образовательного уровня его граждан. Это глобальная задача системы образования любого уровня.
Поэтому закономерно, что администрация Кемеровской области предпринимает серьезные шаги по реализации Концепции модернизации образования, осуществляет развитие системы образования с учетом экономических и социальных потребностей региона.
Исследование, проведенное нами, показало, что несмотря на современную экономическую ситуацию с такими ее составляющими, как: социально-бытовые трудности, рост транспортных расходов, расположенность высших учебных заведений только в больших промышленных центрах, социальная незащищенность работников интеллектуального труда, обострение проблемы избытка некоторых специалистов, а в результате - сокращение рабочих мест в различных отраслях экономического сектора, должна была бы отрицательно сказаться на стремлении большинства выпускников средних школ продолжить свое обучение в высших учебных заведениях. Однако желание выпускников средних школ получить высшее образование в 2013 году не уменьшилось.
Доминирующей является ориентация на продолжение обучения (93 %). С одной стороны, в условиях нестабильности социально-экономической ситуации ориентация на продолжение учебы и получение образования является своего рода психологическим защитным механизмом, обеспечивающим отсрочку перехода во взрослую жизнь, уход от решения сложных жизненных проблем в силу неподготовленности молодых людей решать эти проблемы. На вопрос «К чему за время учебы в школе Вы наиболее подготовлены?» 64 % опрошенных старшеклассников ответили: «К продолжению учебы». И лишь 14 % из них заявили о своей готовности к работе в условиях рыночной экономики.
Нацеленная содержанием всего учебного процесса на получение, прежде всего, теоретических знаний современная школа в меньшей степени готовит подрастающую личность к реальной жизни. Этот разрыв отчетливо проявился в представлениях учеников и преподавателей об идеальном образе выпускника школы.
Так, учителя Кемерова на одну из первых позиций поставили такое качество, как умение и готовность непрерывно учиться, а ученики связывают окончание школы со своим профессиональным самоопределением.
С другой стороны, потребность в образовании определяется у учащихся с осознанием сложности и противоречивости своего положения. Молодые люди осознают, что в период перехода к рынку именно им - учащейся молодежи, оканчивающей среднюю школу и не имеющей конкретной специальности и практического трудового опыта, в первую очередь угрожает безработица. Как раз этим объясняется высокая значимость профессиональных ценностей в структуре смысловой мотивации обучения обучающихся (табл. 1).
Таблица 1
Перспективные ориентации выпускников школы (в % к числу опрошенных)
Ответы респондентов %
Учиться в вузе 96
Учиться в учреждении среднего профессионального образования 2
Работать и учиться заочно 1
Какое-то время ни учиться, ни работать не буду 1
Только работать 0
Является ли зафиксированный приоритет профессиональных ценностей образования над гуманистическими (образование как средство развития личности, ее способностей и задатков) свидетельством преобладания узкопрагматического характера отношения молодежи к образованию?
В качестве основных доводов, позволяющих усомниться в правоте такой интерпретации, можно привести следующее.
Сами по себе данные результатов опроса обучающихся еще не содержат необходимой информации для подобных выводов; за определенным отношением к образованию стоит более общая интегральная установка на желаемый образ жизни. На ценностное отношение к образованию воздействуют как ценности профессионального самоопределения, ценности профессии и труда, так и различные типы социальной ориентации - гуманистической или материальной. Эмпирическими индикаторами рассматриваемой значимости может являться
Professional education and youth employment
структура мотивов выбора профессии и типа учебного заведения.
В общей ориентации на получение профессии отношение к будущей профессии весьма различно. При этом степень влияния общих социальных ориентаций на образовательные и профессиональные ценности существенно отличается в зависимости от типа учебного заведения и качества обучения. Так, опрос учащихся 11-х классов общеобразовательных школ г. Кемерова, а также лицеев и гимназий ЦДП КемГУ выявил различное отношение к труду, различные ориентации на профессиональное самоопределение, различный тип социальной ориентации.
Для 80 % гимназистов и лицеистов «главное в будущей профессии - возможность реализовать свои способности, знания, навыки».
Среди учащихся общеобразовательных школ такую позицию занимают лишь 40 % опрошенных. Остальные 60 % выбирают профессию как источник существования (исследование проводилось лабораторией развития личности КемГУ в 2012 г.).
Падение интереса к учебе и образованию у части молодежи есть отражение скорее кризиса системы образования, традиционных форм и методов обучения, авторитарного стиля управления школой, нежели свидетельство снижения значимости образования как жизненно важной ценности. Неслучайно, что более половины опрошенных (табл. 2) отношение к учебе определили так: «Учился бы с интересом, если бы можно было выбирать форму обучения, учителей, предметы».
Таблица 2
Отношение к учебе
Ответы респондентов %
Учился бы с интересом, если бы можно было выбрать форму обучения, учителей, предметы 5I
Учиться нужно, чтобы получить хорошую специальность 43
Учиться нужно, чтобы поступить в вуз 3I
Нужно много знать, чтобы стать культурным человеком 23
Занимаюсь с интересом, но по любимому предмету 20
Учусь по обязанности, без особого желания 14
Учиться интересно, узнаешь много нового I0
Учиться неинтересно, к занятиям равнодушен 9
Нет взаимопонимания со многими учителями 7
Учеба дается с трудом 6
Нет привычки к постоянным занятиям 6
Не хочу отставать от других 5
Никакого желания учиться нет 3
Учусь без желания, плохие отношения в классе 1
Весьма показательным для характеристики изменения ценностного отношения молодежи к образованию является анализ его содержательных аспектов, изучение потребности в определенном роде знания. С одной стороны, возрастает роль и значение прикладного, практического знания. В качестве основного фактора, необходимого для успешной жизни и работы в условиях рынка, молодежь выделяет правовые и экономические знания, знание со-
временных методов и средств управления. Отсюда большая популярность различного рода краткосрочных курсов, семинаров по маркетингу, менеджменту и т. п. Ориентация на полезность знаний есть следствие объективных экономических условий развития новых форм хозяйствования, участия молодежи в бизнесе.
Одновременно это реакция, протест против абстрактного школьного и вузовского теоретизирования, существующего разрыва между об-
Professional Education in Russia and abroad 2 (10) 2013
ЗІ
разованием и реальной, практической жизнью. Опрос обучающихся образовательных учреждений ЦДП КемГУ показал: на 1-е место необходимых дополнительных знаний и предметов респонденты поставили курс по психологии (54 %), культуре общения (46 %), основам предпринимательства (46 %) и основам современной экономики (36 %). Потребность в такого рода знании отражает как реальность экономической обстановки, так и высокую значимость коммуникативных ценностей в жизни молодых людей.
Вместе с тем растет интерес молодежи к социальному и гуманитарному знанию. По мнению обучающихся, именно гуманитарное знание дает основу для дальнейшего самовыражения, самореализации и самовоспитания, расширяет кругозор и развивает культуру личности (табл. 3).
Таблица3
Значимость гуманитарного образования
Гуманитаризация и гуманизация образования - важнейший фактор его развития. В условиях распространения технократического сознания и прагматизма гуманитаризация и гуманизация образования означает универсальность развития школьника. Она обязывает школу к интеграции в содержании образования всего комплекса естественных и гуманитарных
дисциплин, а также утверждает приоритет фундаментальных знаний по сравнению с прикладными, перенос теоретического и практического интереса с техники на человека, что, как нам кажется, частично решает введение профильного обучения в среднюю школу.
Для введения профильного обучения в общеобразовательную школу большое значение имеет существующая интегративная ситуация в педагогической науке, обусловленная объективными закономерностями ее развития, которая, в свою очередь, создает благоприятную теоретико-методологическую платформу. Вместе с тем нельзя не заметить, что настоящий этап реформирования образования не завершен, он находится в процессе становления.
Тем не менее уже ясно вырисовываются тенденции изменений в содержании образования. Они определяют следующие направления его совершенствования:
- фундаментализация и информатизация;
- усиление общекультурной и гуманитарной направленности, преодоления технократического характера;
- интеграция образования в общество, рынки труда, повышение социальной востребованности;
- углубление коммуникативной функции образования и роли коммуникативной культуры как образовательного аспекта;
- возрождение требований к социальной мобильности личности и к гражданственной функции образования и др.
Таким образом, мы с полным основанием можем утверждать, что от научной разработки и практической поддержки этих тенденций зависит решение проблем подготовки учащейся молодежи к реальному выбору профессионального пути.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.
2. Апостолов О. П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). - М., 2011. - 184 с.
3. Технология модульно-рейтингового обучения в профильной школе / сост. Н. А. Плетнева. Т. Ю. Деменок, Я. Н. Дуда и др. - Кемерово, 2012. - 183 с.
4. Удовлетворенность населения Кемеровской области качеством общего образования: результаты исследования / ред. Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева. - Кемерово, 2012. - 343 с.
Ответы респондентов на вопрос «Что дает гуманитарное знание?» %
Основу для дальнейшего самовыражения, навыки самоанализа, самовоспитания, самообразования 62
Умение лучше видеть и понимать людей 60
Расширяет кругозор и развивает культуру учащегося 55
Основу для наиболее полного раскрытия способностей 18
Основу для гармонизации досуга 15
Сумму новых знаний 8
Повышение конкурентоспособности на рынке труда в будущем 6