Научная статья на тему 'Особенности профессиональной ориентации обучающихся региона'

Особенности профессиональной ориентации обучающихся региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / VOCATIONAL SELF-DETERMINATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROFILE TEACHING / VOCATIONAL GUIDANCE ENVIRON-MENT / INTEGRATION OF GENERAL AND SUPPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бозина Ирина Геннадьевна, Хвалевко Наталья Геннадьевна

Авторы статьи знакомят с особенностями профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях региона. Рассматривается опыт социально-педагогического подхода к профессиональной ориентации школьников. Особое внимание уделяется интеграции общего и дополнительного образования, внедрению разнообразных форм организации непрерывной профориентационной работы с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бозина Ирина Геннадьевна, Хвалевко Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE REGION’S SCHOOLCHILDREN VOCATIONAL GUIDANCE

The authors of the article acquaint the readers with the peculiarities of schoolchildren vocational guidance in the region’s educational organizations. Experience of social-pedagogical approach to schoolchildren vocational guidance is considered. Special attention is paid to the questions of general and supplementary education integration, to introduction of various forms of organization of continuous vocational guidance work with schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной ориентации обучающихся региона»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ PROFESSIONAL GROwTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON

УДК/UDC 37.048.45 И. Г. Бозина, Н. Г. Хвалевко

I. Bozina, N. Hvalevko

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАцИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГИОНА

THE PECULIARITIES OF THE REGION'S SCHOOLCHILDREN VOCATIONAL GUIDANCE

Авторы статьи знакомят с особенностями профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях региона. Рассматривается опыт социально-педагогического подхода к профессиональной ориентации школьников. Особое внимание уделяется интеграции общего и дополнительного образования, внедрению разнообразных форм организации непрерывной профориентационной работы с обучающимися.

The authors of the article acquaint the readers with the peculiarities of schoolchildren vocational guidance in the region's educational organizations. Experience of social-pedagogical approach to schoolchildren vocational guidance is considered. Special attention is paid to the questions of general and supplementary education integration, to introduction of various forms of organization of continuous vocational guidance work with schoolchildren.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, образовательная организация, профильное обучение, профориентационная среда, интеграция общего и дополнительного образования.

Keywords: vocational guidance, vocational self-determination, educational organization, profile teaching, vocational guidance environ-

ment, integration of general and supplementary education.

Россия характеризуется динамично развивающимся многоотраслевым сектором экономики, в котором большую роль играют индустриальные и информационные технологии. Изменения экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации привели к новому пониманию содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг. » определена миссия образования — реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и провозглашена задача — формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации [3].

Необходимость профориентационной работы определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где отмечается, что

школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы [4].

В контексте проблемы профессионального самоопределения особое значение представляют вопросы, связанные с изучением профессиональной ориентации школьников. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Классические отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е. А. Климову, И. С. Кону, Е. С. Романовой, Н. С. Пряжникову, С. Н. Чистяковой и др. [1; 2; 5; 6].

Можно выделить три составляющие проф-ориентационных задач с учетом их условного деления:

• когнитивная (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);

• мотивационно-ценностная (формирование у школьников всей гаммы смыслообразую-ших и профессиональных ценностей);

• деятельностно-фактическая (составление, уточнение коррекция и реализация профессиональных планов).

Сегодня важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия (социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические), которые способствует улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда; формированию профориен-тационных компетенций обучающихся; осознанному профессиональному выбору с учетом понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.

Применение социально-педагогического подхода к профессиональной ориентации подростков в образовательных учреждениях создает реальную возможность обучающимся для перехода от традиционной диагностической модели профориентации (ориентированной на выявление соответствия профессии отдельной личности) к опережающей модели профориен-тационной работы (ориентированной на развитие активности, ответственности личности, формирование профориентационных и, соответственно, профессиональных компетенций).

В рамках профессиональной ориентации обучающихся нами была организована целенаправленная деятельность по следующим направлениям:

• предпрофильная подготовка и профильное обучение в образовательных учреждениях,

• реализация проектов, направленных на профессиональную ориентацию школьников (совместно с работодателями и городскими службами),

• информационное сопровождение профессиональной ориентации обучающихся.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение — важные направления деятельности общеобразовательных учреждений. Основная идея профильного обучения заключается в предоставлении обучающимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора. Во всех общеобразовательных учреждениях организована предпрофильная подготовка. Количество элективных курсов предпрофильной подготовки в учреждениях варьируется от 2 до 17 (обучающиеся самостоятельно выбирают элективные курсы в соответствии со своими потребностями); во всех учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, на 3-й ступени обучения организовано профильное обучение.

В общеобразовательных учреждениях профильное обучение организовано по следующим профилям: информационно-технологическому, социально-экономическому, социально-гуманитарному, физико-математическому, химико-биологическому, информационно-математическому, экономико-математическому, — а также по индивидуальным учебным планам. В рамках реализации профильных программ общеобразовательными учреждениями организовано сотрудничество с вузами и профессиональными образовательными организациями (преподаватели работают с одаренными школьниками, обучающиеся проходят стажировки на базе образовательных организаций, принимают участие в олимпиадах).

В рамках профориентационной работы мы проводили следующие традиционные мероприятия: фестиваль «Профессиональные пробы», ярмарки «Мой выбор», «Образование. Профессия. Карьера», — в которых участвовали более 90 % обучающихся 9-11-х классов.

Целью ярмарок являлось создание условий для профессионального самоопределения обучающихся, информирование обучающихся

9-х классов и их родителей о возможностях профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, о возможностях получения профессионального образования в Кемеровской области и за ее пределами. В работе ярмарок традиционно участвовали ПОО Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, учреждения и крупные производственные предприятия, центры дополнительного образования, центры занятости населения, родители обучающихся.

Нами был разработан и реализуется проект «Профессиональное будущее», направленный на воспитание и социализацию обучающихся, их подготовку к сознательному выбору профессии. Этот проект разработан по результатам мониторинга и анализа профориентационной работы в образовательных учреждениях. Данные мониторинга показали, что работа по данному направлению во многих случаях носит «меро-приятийный подход», для которого характерно проведение разрозненных и бессистемных мероприятий. Вместе с тем в образовательном пространстве региона не существует специализированного центра, где педагоги могли бы получить поддержку в организации профориента-ционной работы образовательного учреждения.

Данный проект предусматривает целенаправленную и планомерную организацию профориентационной работы с обучающимися 5-7-х классов и предпрофильное и профильное обучение 8-11-х классов с ориентацией на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на основе интеграции общего и дополнительного образования.

Целью проекта стало создание условий для профессионального самоопределения и социализации обучающихся.

Задачи проекта:

• сформировать мотивацию обучающихся к осознанному социальному и профессиональному самоопределению;

• расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

• научить обучающихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

• смоделировать у обучающихся основные элементы разных видов профессиональной деятельности на основе профессиональных проб;

• сформировать положительное отношение к труду и уважение к людям труда;

• сформировать позитивный имидж современного молодого профессионала;

• подготовить обучающихся к осознанному выбору профиля обучения в школе, в перспективе — будущей профессии.

В рамках реализации проекта был создан координационный совет по интеграции общего и дополнительного образования, разработана педагогическая модель, в которой Центром детского творчества г Междуреченска координируется сетевое взаимодействие между различными организациями, реализуются координационная, информационная, интеграционная функции.

Деятельность педагогического коллектива Центра детского творчества г Междуреченска в рамках проекта «Профессиональное будущее» была направлена на создание единого образовательного пространства предпрофиль-ного и профильного обучения, просвещения и условий для выстраивания у обучающихся индивидуальных образовательных маршрутов для развития личности, способной к саморазвитию и самореализации.

Участниками проекта «Профессиональное будущее» стали 804 обучающихся среднего и старшего звена образовательных учреждений региона, а партнерами — 15 организаций, предприятий и учреждений региона, которые предоставили свой образовательный ресурс. Проект был представлен следующими программами.

Программа предпрофильной подготовки «Профессии моего города» (профориентаци-онные экскурсии и профессиональные пробы через знакомство с профессиями на предприятиях и в учреждениях).

Программа «Мои открытия» для 8-11-х классов была реализована совместно с медицинскими центрами. Медицинскую практику школьники прошли на базе учреждений здравоохранения. Практическая деятельность под руководством специалистов медицинских учреждений, участие в работе узких специалистов на рабочем месте дало обучающимся возможность качественно оценить свои способности и выбрать наиболее подходящую специальность в естественно-научном и химико-биологическом профилях.

Программа «Вместе с властью» объединила обучающихся из 13 образовательных учреждений и была реализована при поддержке администрации Междуреченского городского округа. Цель проекта «Вместе с властью» — ознакомление старшеклассников с деятельностью администрации города, Междуречен-

ского городского Совета народных депутатов, городских ведомств, с процессами жизнеобеспечения города, а также с особенностями муниципального управления. В рамках проекта старшеклассники работали с главой города, его заместителями, руководителями городских управлений, а по окончании принимали участие в круглых столах, где обсуждали направления развития городских сфер, молодежной политики, образовательные возможности города, а главное — свое профессиональное будущее.

Программы элективных курсов и проб профильного обучения Центра детского творчества г. Междуреченска: «Компьютерная анимация», «Юный телерепортер», «Школа вожатого», »Занимательное черчение», «Художественная графика», «Дизайн и модерация сайта», «Дизайн и оформительское искусство», «Школа молодого кулинара», «Школа молодого модельера».

Программа «Школа юного горняка» при поддержке Междуреченского горно-строительного техникума и Кузбасского государственного технического университета, в рамках которой проводятся практические занятия, экскурсии на угледобывающие предприятия города.

Программа «Школа Гиппократа», реализуемая совместно с МБУЗ ЦГБ, включает в себя занятия информационного и практического характера, направленные на более глубокое знакомство с профессиями медицинских работников.

По данным таблицы, за 5 лет произошли изменения профессиональных предпочтений выпускников: более осознанно происходит и выбор учебного заведения, и сферы будущей

Программа «Ты — предприниматель. Прыжок в бизнес», реализуемая совместно с городскими бизнес-центрами, предполагает научение подростков создавать собственные бизнес-проекты и инициативы.

Мы реализовали и краткосрочные ознакомительные общеразвивающие программы «Все профессии важны» для дошкольников.

Системная планомерная управленческая и организационная деятельность в образовательном пространстве региона дала свои результаты.

• Анализ поступления выпускников образовательных организаций региона в высшие учебные заведения за последние 3 года показал, что продолжают обучение по избранному профилю:

— 100 % выпускников химико-биологического профиля;

— более 90 % — экономико-математического профиля;

— более 80 % — физико-математического и информационно-математического профилей;

— более 70 % — информационно-технологического профиля;

— более 50 % — социально-гуманитарного и социально-экономического профилей.

• Проводимый ежегодно опрос обучающихся региона показал, что меняется отношение выпускников и к выбору будущего места обучения, и к выбору будущей профессиональной деятельности.

профессиональной деятельности как в 9-х, так и в 11-х классах, уменьшилось количество обучающихся, не определившихся в будущем профессиональном выборе. Однако наблюдается

Таблица

Отношение выпускников региона к выбору профессии, %

Показатели Выпускники 9-х классов, n - 640 Выпускники 11-х классов, n - 520

2010 2015 2010 2015

Профессиональное образование:

выбрал учебное заведение, в которое буду поступать 32,9 63,5 56,3 75,2

выбрал специальность профессионального обучения 22,4 37,2 18,3 68,5

Пока не определился 16,2 10,9 14,2 9,8

Профессиональная деятельность:

выбрал сферу деятельности, в которой буду работать 29,6 36,2 22,8 45,8

выбрал профессию, по которой буду работать 15,9 29,5 13,9 39,5

Пока не определился 25,5 17,2 12,8 10,2

тенденция, связанная с тем, что выпускники общеобразовательных организаций региона чаще имеют определенное представление о месте получения профессионального образования, чем о будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, решая задачи на консолидированной основе общеобразовательных организаций с предприятиями экономической и социальной сферы и службами занятости, была создана единая региональная система по профориентации, апробации и внедрению новых подходов к содержанию и формам организации непрерывной профориентационной работы с обучающимися в региональной системе образования.

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 289-324.

2. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 151с.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295. — URL: http://www.pnavo.gov.ru.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. — URL: ng.ru/2010/12/19/ obnstandant-site-dok.html.

5. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: МПСИ, 2002.— 400 с.

6. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. — М.: Академия : Московские учебники, 2010. -128 с.

УДК/UDC 37.048.45-057.875

В. С. Иванова, К. В. Мертинс V. Ivanova, K. Mertins

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ: ОПЫТ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

CAREER GUIDANCE FOR JUNIOR STUDENTS: EXPERIENCE OF TECHNICAL UNIVERSITIES

В статье представлены формы профориентационной работы со студентами, обучающимися на инженерных направлениях вузов России, выделены субъекты и результаты. Приведен пример реализации профориентации младшекурсников на примере направления 12.03.01 «Приборостроение», реализуемого в ТПУ в соответствии с CDIO-подходом. Проанализированы результаты соцопроса студентов о факторах, влияющих на выбор профиля обучения, а также сделаны выводы об эффективности профори-ентационной работы.

The article deals with the forms of career guidance work for students of engineering departments of universities in Russia, it defines the subjects and results. The example of realization of this work among junior students of direction 12.03.01 "Instrument-making" in TPU in accordance with CDIO approach is given. The results of social polling of the students about the factors influencing the choice of education profile are analyzed and the conclusions concerning the effectiveness of career guidance work are made.

Ключевые слова: профориентация, студенты младших курсов, формы работы, CDIO-подход, «Введение в инженерную деятельность».

Keywords: career guidance, undergraduate students, forms of work, CDIO approach, «Introduction to Engineering»

Технические направления подготовки бакалавриата с каждым годом становятся все более и более популярными среди абитуриентов. Данная тенденция связана в первую очередь c программами правительства РФ, направленными на поддержку и популяризацию инженерного образования, и развитием отечественной промышленности.

Тем не менее около 30 % абитуриентов вузов РФ причиной своего выбора технических направлений не называют осознанный выбор инженерной профессии. Среди указанных мотиваторов фигурируют: отсрочка от армии, совет родителей, веселое времяпрепровождение, высокая зарплата, перспектива замуже-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.