УДК 261.7 д. д. ИСАЕВ, начальник кафедры социально-
гуманитарных дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат философских наук, доцент (г. Уфа)
A. A. ISAEV, Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Head of the Chair of Social and Humanitarian Disciplines, candidate of philosophical sciences, associate professor (Ufa)
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH'S COOPERATION WITH THE BODIES OF
INTERNAL AFFAIRS
Аннотация. В статье рассматривается опыт сотрудничества Русской православной церкви с органами внутренних дел, его правовая и историческая основа. Раскрываются цели этого взаимодействия и интересы обеих сторон. Обосновывается, что Церковь не только проводит духовно-нравственную профилактическую, воспитательную работу, но и помогает в психологической реабилитации лиц, выполнявших оперативно-служебные задачи в экстремальных условиях.
Ключевые слова: Русская православная церковь, органы внутренних дел, Соглашение о сотрудничестве, духовно-нравственная и психологическая реабилитация, образовательные организации МВД России.
<ч
<ч а а
о о
Abstract. The experience of cooperation of the Russian Orthodox Church with the bodies of internal Affairs, its legal and historical basis. Indicate the goals of this interaction and the interests of both parties. It is argued that the Church not only holds moral preventive and educational work, but also helps in psychological rehabilitation of persons who perform operational tasks in extreme conditions.
Keywords: Russian Orthodox Church, the bodies of internal Affairs, the Agreement on cooperation, moral and psychological rehabilitation, education of the organization of the Ministry of internal Affairs of Russia.
о «
a
о
^
о «
u
¥ a -с
a £
о
^
о «
u ?
a £
a «
u
eq
Правовой основой данного сотрудничества выступает Соглашение между Русской православной церковью (РПЦ) и Министерством внутренних дел Российской Федерации, подписанное 17 ноября 2004 г. Законодательно вопросы взаимодействия и сотрудничества закрепил Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-Ф3 «О полиции». Глава 2 «Принципы деятельности полиции» в числе прочих называет «Взаимодействие и сотрудничество». П. 3 ст. 10 гласит: «Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организа-
циям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка». Далее в п. 4 указанной статьи говорится «Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей» [1]. Таким образом, сотрудничество предполагается взаимовыгодным.
До революции присутствие Церкви среди сотрудников полиции не вызывало вопросов и было вполне естественным. Это объясняется тем, что практически 100 процентов личного состава были крещеными людьми. Однако почти 80-летний период безбожной советской власти разорвал эту связь. Нельзя сказать, что она начинает восстанавливаться только после подписания официального соглашения. Сотрудничество лишь приобрело правовой статус. Как отмечает в своем интервью корреспонденту газеты «Щит и меч» протоиерей Сергий Привалов, возглавляющий Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами: «Особенно активно взаимодействие РПЦ и МВД развивалось в годы первого чеченского кризиса 1994-1996 годов и контртеррористической операции, когда многие сотрудники направлялись в служебные командировки на Северный Кавказ. Тогда не по настоянию Церкви, но по предложению милицейского руководства, выражающего волю и желание своих подчиненных, была заложена основа для дальнейшего сотрудничества [2].
Авторы статьи «Взаимодействие ОВД России с общественными организациями в борьбе с экстремизмом и терроризмом: результаты, проблемы, перспективы» А. В. Зимин, Ю. В. Латов, выделяя направления в российском опыте взаимодействия органов внутренних дел (ОВД) с общественными организациями, одним из важнейших называют взаимодействие с Русской православной церковью, которую они рассматривают как организацию гражданского общества [3]. Взаимодействие ОВД с РПЦ носит сегодня институционализированный характер и не только на федеральном уровне. Во многих субъектах нашего государства заключены соглашения о сотрудничестве МВД, ГУВД, УВД с представителями различных религиозных конфессий, в том чис-
ле с епархиями Русской православной церкви. Так, 17 марта 2009 года такое Соглашение было подписано МВД по Республике Башкортостан с духовными лидерами религиозных конфессий (ислама, православия, иудаизма) [4]. В тексте этого документа сразу оговаривается, что это соглашение «долгосрочное» и заключается: «...в целях возрождения духовности, основанной на традиционных нравственных ценностях, что является важнейшим фактором благополучия и безопасности общества» [5]. Необходимость подписания подобного соглашения и его жизненная актуальность оговаривается в преамбуле документа: «Сотрудничество Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан с религиозными конфессиями позволит использовать мощный духовный потенциал, которым обладают ислам, православие, иудаизм, другие традиционные религиозные конфессии, для защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических ^ традиций, воспитания молодежи, что, несомненно, будет способствовать ук- 2 реплению общественно-социальной а стабильности, преодолению угрозы ду- ^ ховной деградации народа, снижению сц уровня преступности в стране, гармони- ¡^ зации межнациональных и межконфес- ^ сиональных отношений в республике» |
[6]. г
В вышеупомянутом интервью |
протоиерей Сергий Привалов совмест- «
ную деятельность МВД и РПЦ объеди- ©
няет одной целью: «Девиз министерст- §
ва: "Служа закону - служим народу!". А |
Церковь в своей деятельности руково- ^
дствуется заповедями Божьими - Зако- ^
нами, данными людям Богом. Таким ^
образом, мы с МВД делаем, по сути, £
общее дело, значит, мы - союзники и ¡2
сотрудники!» [7]. Далее, по просьбе |
корреспондента, он поясняет свою ^
мысль: «Правоохранительные органы у
стоят на страже Конституции, других к
законов, обеспечивая их соблюдение §
гражданами страны. Церковь также соз- вд
дана и существует на основании Закона, данного Творцом в Его заповедях. Некоторые люди норовят обойти законы, нарушить. Правоохранительные органы призваны контролировать их исполнение и пресекать попытки нарушения. Законы, данные Богом-Творцом, казалось бы, намного проще, и их гораздо меньше: заповедей Моисея, например, всего десять! ... Но человечество не исполняет и их. Следствием этого является грех. Грех - это когда беззаконие вступает в противоречие с замыслом Творца и грозит разрушить гармонию мира» [8]. По мнению отца Сергия, люди, преступившие закон, прежде нарушают законы общечеловеческие и Божьи. Разве не нарушение заповеди «Почитай отца твоего и мать твою» часто является первым шагом на пути к совершению преступления? Разве не зависть, являющаяся следствием нарушения заповеди «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего», ^ ведет к совершению кражи, разбоя, насилия? Поэтому и получается, что Цер-§ ковь является тем нравственным ориен-
<N
а тиром, который помогает людям не coll вершать греха, не нарушать порядок, с^ установленный Богом и государством.
Отсюда становится ясным насколько
^ важна профилактическая работа Церк-
| ви, ее деятельность по духовно-
Ц* нравственному воспитанию, прежде
Ц всего, подрастающего поколения, моло-
^ дежи. Не остаются в стороне от этой ра-
^ боты и органы внутренних дел. Их со-
| трудники контролируют функциониро-
Sy вание детских летних оздоровительных
^s лагерей, устанавливают тесное сотруд-
^ ничество с центрами, создаваемыми по
| инициативе религиозных организаций, в которых проводят занятия по физиче-
^ ской культуре, основам правоведения и
„^ другим дисциплинам, дополняя работу
^ священнослужителей.
| Представители духовенства яв-
| ляются постоянными участниками ме-
cq роприятий по профилактике правона-
рушений и содействию правоохранительным органам. Служители религиозных конфессий при совершении религиозных обрядов, молебнов, чтении проповедей, проведении массовых религиозных мероприятий акцентируют внимание на духовно-нравственных аспектах социальной практики, нетерпимости к нарушению норм морали и права, напоминают прихожанам о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Так, в Башкортостане республиканская ГИБДД прибегла к помощи священнослужителей: «В Башкирии нашли интересную методику сокращения ДТП. И, по словам главного гаишника республики Динара Гильмутдино-ва, она действительно работает. Речь идет о священной молитве, которую читают представители духовенства на опасных участках дорог, где произошло то или иное ДТП. - Так, в Благоварском районе на границе с Буздякским районом перед мостом есть аварийный участок, на котором каждый год мы теряли по пять человек. ДТП всегда были. Но после мы пригласили представителей духовенства, ислама и христианства. И, слава Богу, на этом участке уже третий год нет ДТП», - рассказал Динар Гиль-мутдинов [9].
«Помощь, которую может оказать силовым ведомствам Церковь, не только духовно-нравственная профилактика, но возвращение к истокам самосознания, основанного на идее жертвенного и бескорыстного служения своему народу и Отечеству» - пишет С. В. Денисенко в своей статье «Государственно-конфессиональные соглашения о сотрудничестве и духовно-нравственное воспитание сотрудников полиции» [10]. Автор приводит в пример начальника УВД Западного округа Москвы полковника милиции А. Мас-лова, который еще в 2009 году восстановил российскую традицию торжественного освящения табельного оружия и погон сотрудников милиции, считая жизненно необходимым сотрудничество
с Русской Церковью, тем самым поставив вопросы нравственного воспитания на первое место.
Актуальной остается сегодня для органов внутренних дел проблема духовно-нравственной и психологической реабилитации лиц, выполнявших оперативно-служебные задачи в экстремальных условиях, а также членов их семей. В целях ее преодоления проводятся богослужения и иные религиозные обряды для убывающих в служебные командировки по выполнению боевых заданий сотрудников органов внутренних дел, в самих горячих точках и зонах вооруженных конфликтов. Творческие коллективы религиозных организаций выступают в госпиталях, больницах, подразделениях органов внутренних дел, воинских частях внутренних войск. По этому поводу С. В. Денисенко пишет: «Напутственное слово представителей и благословение Православной церкви помогают бойцам и провожающим их родственникам сформировать уверенность в благополучном возвращении домой из служебной командировки» [11].
Отдельно следует остановиться на участии Русской православной церкви в работе по духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях системы МВД России. На основе подписанного 30 января 2008 г. Соглашения о взаимном сотрудничестве с Русской православной церковью в Московском университете МВД России ведется разнообразная совместная воспитательная работа в лучших традициях взаимодействия с Московским патриархатом РПЦ, создан и функционирует Институт православной культуры. В Волгоградской академии МВД России 5 декабря 2013 г. открылся Центр духовно-нравственного воспитания. В целях возрождения духовности, основанной на традиционных нравственных ценностях, Волгоградская митрополия в лице митрополита Волгоградского и Камы-шинского Германа и Волгоградская
академия в лице начальника генерал-майора полиции В. И. Третьякова заключили долгосрочное Соглашение о сотрудничестве [12].
Уфимский юридический институт МВД России расположен на территории Успенского мужского монастыря, который был возрожден здесь в начале XIX в. (сама история монастыря начинается с конца XVI в., но в 1764 г. он был закрыт) и просуществовал до 1918 г. Сейчас на территории института находится здание монастырской звонницы, отреставрированное усилиями постоянного состава, курсантов и слушателей [13]. Храм освящен во имя Святителя Митрофана Воронежского. По воскресным дням здесь проводит богослужения клирик Покровского храма с. Красноусольский иерей Рафаил (Королев). Двери храма открыты для всех желающих сотрудников, работников, курсантов и слушателей института. Отдел морально-психологического обеспечения регулярно, в рамках празд- ^ нования православных праздников, организовывает в клубе института встречи 2 личного состава с иереем Рафаилом. а Священнослужитель отвечает на много- ^ численные вопросы аудитории, разъяс- сц няя различные проблемы, волнующие ¡^ курсантов. ^
Отец Сергий в своем интервью | газете «Щит и меч» очень верно харак- ^ теризует сложившуюся тенденцию: | «... Открытие часовен и храмов, присут- « ствие и участие священников в учебном © и воспитательном процессе является § вполне органичным этапом возвраще- ^ ния людей в погонах к вере. Мы лишь в ^ меру своих сил поддерживаем эти ^ стремления» [14]. Он приводит данные ^ о том, что практически во всех учебных ^ организациях и во многих территори- и альных управлениях и подразделениях | органов внутренних дел оборудованы ^ или построены храмы, часовни, молель- у ные комнаты. Далее корреспондент га- к зеты задает в связи с этим важный для § всех сотрудников вопрос: Не возникает вд
ли противоречий с Конституцией Российской Федерации? Ответ протоиерея Сергия Привалова четко все разъясняет: «В действующей Конституции отделены лишь религиозные объединения. А это означает, что храмы и часовни на территории государственных учреждений возводить можно, а формировать приход и юридически его оформлять -нельзя. Таким образом, есть храм, к нему прикреплен священник, который совершает богослужения, а юридически оформленного прихода нет. Курсанты, слушатели и другие сотрудники органов
внутренних дел приходят в храм помолиться, реализуя свои конституционные права, чтобы затем духовно подкрепленными профессионально и качественно выполнять свои служебные обязанности. ... Поэтому мы действуем в рамках законов: не вмешиваясь в служебную деятельность ведомства или частную жизнь его сотрудников, помогаем всем желающим реализовать свое право на получение информации и помощи в религиозных и духовных вопросах»
[15].
* * *
<N
7. Вместе бороться с грехом и беззаконием. С. 14.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-Ф3 «О полиции». URL: http://www.consultant.ru/popular/police/115_2.html#p133 (дата обращения: 02.03.2015)
2. Вместе бороться с грехом и беззаконием // Щит и меч. 2014. № 35. С. 14.
3. См.: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по предупреждению экстремизма: сборник материалов межведомственной научно-практической конференции (5 мая 2010 г., г. Казань). Казань: КЮИ МВД России, 2010. С. 45.
4. Соглашение Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан с духовными лидерами религиозных конфессий о сотрудничестве. URL: http://umvd-
к-i ufa.ru/index.php?page=491 (дата обращения: 02.03.2015). 3 5. Там же.
<N
а 6. Там же. а
и и
^ 8. Там же.
9. Динар Гильмутдинов: Благодаря молитвам в Башкирии стало меньше ДТП. URL:
й https://news.mail.ru/inregions/volgaregion/2/society/21407810/?frommail=1 (дата обращения:
^ 17.03.2015).
§ 10. Религиозная ситуация в российских регионах: тезисы докладов и сообщений Чет-
| вертой Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 7-8 октября 2014 г.). Омск:
§ Омская академия МВД России, 2014. С. 18.
| 11. Там же. С. 19.
о 12. См.: Там же.
§ 13. См.: Храня традиции и ускоряя шаг: образовательному учреждению МВД России в
^ г. Уфе 35 лет. Уфа: Уфимский юридический институт МВД России, 2006.
а С. 14-16.
а 14. Вместе бороться с грехом и беззаконием. С. 14.
2 15. Там же.
о
0
U © Исаев А. А.
1
£ _
а «
S