УДК 34
Михин Александр Викторович Mikhin Alexandr Viktorovich
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), assistant professor of the department of civil law and process Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ancudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Взаимодействие Министерства внутренних дел России с Федеральной службой судебных приставов: теоретический и практический аспект
Cooperation of the Ministry of internal affairs of Russia to the Federal bailiff service: theoretical and practical aspect
В настоящей статье автором проводится исследование законодательства России, регламентирующего вопросы взаимодействия МВД России с ФССП России при исполнении судебных актов и актов иных юрисдикцион-ных органов.
Ключевые слова: Министерство внутренних дел России, Федеральная служба судебных приставов России, взаимодействие, исполнительное производство.
In this article, the author conducted a study of Russian legislation regulating the issues of cooperation of the Ministry of internal affairs of Russia to the Federal bailiff service of Russia with the performance of judicial acts and other jurisdictional bodies.
Keywords: Ministry of internal affairs of Russia, Federal bailiff service of Russia, cooperation, the enforcement proceedings.
В настоящее время вопросы взаимодействия Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) с правоохранительными и юрисдикционными органами заслуживают пристального внимания как теоретиков, так и практиков. Поскольку от того, насколько эффективно ФССП России будет реализовывать стоящие перед ней задачи, зависит реальное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
На наш взгляд, государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти вполне обоснованно уделяет внимание разрешению острых вопросов, касающихся реального (фактического) исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов.
Следует отметить, что в последние годы повысилась активность граждан и хозяйствующих субъектов в области защиты и восстановления своих нарушенных прав всеми не запрещенными законом способами. Вследствие чего территориальные органы ФССП России столкнулись с неимоверным количеством исполнительных документов, которые необходимо исполнить надлежащим образом и в установленные законодательством об исполнительном производстве сроки. Согласно статистическим данным за 11 месяцев 2013 года среднемесячная
нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя по количеству исполнительных производств, находящихся на исполнении, составила 2 185 исполнительных производств [1]. Можно также привести и другую статистику: за 11 месяцев 2012 года на исполнении ФССП России находилось почти 49 млн исполнительных производств. Фактически полным или частичным исполнением закончились 19 млн исполнительных производств. Было вынесено порядка 426 тысяч 211 постановлений об ограничении выезда должников за пределы территории Российской Федерации. В результате чего 41 тысяча 456 человек расплатились по долгам [2].
К сожалению, вышеуказанные цифры свидетельствуют о том, что ФССП России не в полной мере справляется с возложенными на нее в соответствии с действующим законодательством задачами. На наш взгляд, проблему исполнения судебных актов и актов иных органов можно решить только путем организации эффективного взаимодействия ФССП России с другими правоохранительными органами, в том числе и органами внутренних дел.
Относительно нормативно-правового регулирования вопросов взаимодействия МВД России и ФССП России следует отметить такие нормативные акты, как: Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ст. 62) [3]; Федеральный закон
«О судебных приставах» [4]; Федеральный закон «О полиции» [5]; приказ Минюста РФ № 208, МВД РФ № 1003 от 9 декабря 2005 года «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов» [6]; приказ ФССП России от 24 июня 2013 года № 218 «Об утверждении Положения об Управлении организации дознания Федеральной службы судебных приставов» [7]; приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ 971 от 6 октября 2006 года (ред. от 22.09.2009) «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» [8]; Приказ ФССП России от 13 февраля 2014 года № 43 «Об утверждении Положения об Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов» [9] и др.
Анализируя вышеуказанное федеральное законодательство и межведомственные нормативные правовые акты, можно выделить следующие формы взаимодействия органов внутренних дел и Федеральной службы судебных приставов:
— привлечение сотрудников органов внутренних дел при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя в ходе исполнения судебного акта или акта иного юрис-дикционного органа;
— привлечение сотрудников органов внутренних дел для охраны общественного порядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
— привлечение сотрудников криминальной полиции, участковых уполномоченных полиции для розыска должника, его имущества или розыска ребенка. Особенно при исполнении требований исполнительных документов о взыскании алиментов и возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан (например когда участковый уполномоченный полиции собирает характеризующий материал относительно должника);
— привлечение в необходимых случаях сотрудников органов внутренних дел при исполнении требований исполнительных документов о принудительном вселении взыскателя в жилое помещение или принудительном выселении должника из жилого помещения;
— привлечение сотрудников Госавтоинспекции МВД России для розыска автотранспортных средств, для проведения регистрационных действий, государственного технического осмотра автотранспортных средств, в отношении которых судебными приставами-исполнителями введены запреты и (или) ограничения;
— привлечение сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних граждан при исполнении исполнительных документов, связанных с воспитанием несовершеннолетних детей.
Также, на наш взгляд, в качестве отдельного глобального направления в области взаимодействия
органов внутренних дел и ФССП России следует выделить регулярный обмен информацией:
— направление соответствующих запросов и ответы на них в письменной форме, а в случаях, требующих оперативного решения, — с использованием средств факсимильной, электронной, телеграфной и специальной связи. При этом ФССП России и МВД России принимают необходимые меры для обеспечения оперативного, полного исполнения запроса и сохранения конфиденциальности получаемой информации;
— ФССП России своевременно информирует МВД России о выявленных фактах, содержащих признаки составов преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации;
— ФССП России своевременно информирует МВД России о случаях возбуждения исполнительного производства в отношении органов внутренних дел Российской Федерации, а также представляет в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на снятие с учета, изменение регистрационных данных, проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств должника;
— ФССП России направляет в территориальные органы внутренних дел копии документов, ограничивающих право граждан Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в связи с их уклонением от исполнения обязательств, наложенных на них судом, и информирует о снятии таких ограничений.
В заключение хотелось бы отметить, что МВД России совместно с Федеральной службой судебных приставов постоянно занимается поиском новых путей и форм взаимодействия посредством проведения регулярных совместных тематических встреч, круглых столов, научно-практических конференций и методических семинаров, результатом которых является разработка и дальнейшее внедрение совместных организационно-распорядительных нормативных актов, разработка различных методических рекомендаций по вопросам исполнения судебных актов и актов иных юрисдикцион-ных органов, создания межведомственных рабочих групп по координации действий и оперативному решению проблемных вопросов в сфере исполнительного производства.
Примечания
1. Куликов В. Судебным приставам разрешат работать без высшего образования. URL: http://www. rg.ru/2014/09/17/pristavy-site-anons.html (дата обращения: 16.12.2014).
2. Российская газета. 2013. 15 января.
3. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от 14.10.2014). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.12.2014).
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 1 (29)
1П1
4. О судебных приставах: федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 16.12.2014).
5. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 14.10.2014). URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 16.12.2014).
6. Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов [Электронный ресурс]: приказ Минюста РФ № 208, МВД РФ № 1003 от 9 декабря 2005 года. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).
7. Об утверждении Положения об Управлении организации дознания Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс]: приказ ФССП России от 24 июня 2013 года № 218. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).
8. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола [Электронный ресурс]: приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ 971 от 6 октября 2006 года (ред. от 22.09.2009). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).
9. Об утверждении Положения об Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс]: приказ ФССП России от 13 февраля 2014 года № 43. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).
Notes
1. Kulikov V. To bailiffs will allow to work without the higher education. URL: http://www.rg.ru/2014/09/17/pristavy-site-anons.html (date of access: 16.12.2014).
2. Rossiyskaya gazeta. 2013. January 15.
3. About executive production: the federal law of October 2, 2007 № 229-FZ (in an edition of 14.10.2014). URL: http: // www.pravo.gov.ru (date of access: 16.12.2014).
4. About bailiffs: the federal law of July 21, 1997 № 118-FZ (an edition of 05.05.2014) (with amendment and additional, enter in force from 06.08.2014) // ATP «ConsultantPlus» (date of access: 16.12.2014).
5. About police: the federal law of February 7, 2011 № 3-FZ (in an edition of 14.10.2014). URL: http: // www.pra-vo.gov.ru (date of access: 16.12.2014).
6. About the adoption of Provision on interaction of Federal Bailiff Service and the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, their territorial authorities [An electronic resource]: the order of Ministry of Justice of the Russian Federation № 208, the Ministry of internal affairs of the Russian Federation № 1003 of December 9, 2005. The document wasn't published. ATP «ConsultantPlus» (date of access: 11.12.2014).
7. About the adoption of Provision on Management of the organization of inquiry of Federal Bailiff Service [An electronic resource]: the order of FSSP of Russia of June 24, 2013 № 218. The document wasn't published. ATP «Consultant-Plus» (date of access: 11.12.2014).
8. About the approval of the Instruction on the organization of information support of cooperation on the Interpol line [An electronic resource]: the order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation № 786, Ministry of Justice of the Russian Federation № 310, FSB of the Russian Federation № 470, the FSO of the Russian Federation № 454, FDCS of the Russian Federation № 333, FCS of Russia 971 of October 6, 2006 (an edition of 22.09.2009). The document wasn't published. ATP «ConsultantPlus» (date of access: 11.12.2014).
9. About the adoption of Provision on Management on execution of especially important executive productions of Federal Bailiff Service [An electronic resource]: the order of FSSP of Russia of February 13, 2014 № 43. The document wasn't published. ATP «ConsultantPlus» (date of access: 11.12.2014).