Научная статья на тему 'Информационное обеспечение (современные технологии) как средство повышения эффективности исполнения актов'

Информационное обеспечение (современные технологии) как средство повышения эффективности исполнения актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1485
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ПРИСТАВ / ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морковская К. С.

В современном мире наблюдается тенденция изменения существующих и формирования новых гражданских процессуальных средств в исполнительном производстве, что обусловлено стремительным развитием экономических отношений и техническим прогрессом. Статья посвящена исследованию новых гражданских процессуальных средств современных технологий как средств повышения эффективности исполнительного производства. В настоящее время выбранная тема недостаточно разработана учеными, каждый день появляются новые технические возможности, которые не применимы без перевода в правовую плоскость. Результаты. В работе проанализированы актуальные проекты нормативных актов. Применение и использование новых технических средств возможно на всех этапах принудительного исполнения: получение исполнительного документа поступление и распределение в электронном виде; автоматическое направление копий постановлений о возбуждении и об окончании исполнительного производства, извещений должника о возбуждении исполнительного производства; оплата должниками суммы задолженности по исполнительным документам через электронные устройства; электронное взаимодействие с регистрирующими и контролирующими органами при получении информации об имущественном положении должника. По итогам проведенного исследования выделены перспективные направления по развитию технического обеспечения исполнительного производства на каждом этапе исполнения. Заключение. Сделан вывод о необходимости: развития законодательства и совершенствовании правоприменительной практики в области использования современных информационных технологий; создания условий для равного доступа граждан к информации; гармонизации и отлаживания использования существующих технических средств в межведомственном масштабе; внедрения инновационных достижений; развития материальнотехнической базы (своевременное исполнение приказов, должное финансирование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение (современные технологии) как средство повышения эффективности исполнения актов»

УДК 347.952

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ АКТОВ

К. С. Морковская

аспирантка кафедры гражданского процесса, Саратовская государственная юридическая академия; студентка магистратуры экономического факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: kristink-m@yandex.ru

Введение. В современном мире наблюдается тенденция изменения существующих и формирования новых гражданских процессуальных средств в исполнительном производстве, что обусловлено стремительным развитием экономических отношений и техническим прогрессом. Статья посвящена исследованию новых гражданских процессуальных средств - современных технологий - как средств повышения эффективности исполнительного производства. В настоящее время выбранная тема недостаточно разработана учеными, каждый день появляются новые технические возможности, которые не применимы без перевода в правовую плоскость. Результаты. В работе проанализированы актуальные проекты нормативных актов. Применение и использование новых технических средств возможно на всех этапах принудительного исполнения: получение исполнительного документа - поступление и распределение в электронном виде; автоматическое направление копий постановлений о возбуждении и об окончании исполнительного производства, извещений должника о возбуждении исполнительного производства; оплата должниками суммы задолженности по исполнительным документам через электронные устройства; электронное взаимодействие с регистрирующими и контролирующими органами при получении информации об имущественном положении должника. По итогам проведенного исследования выделены перспективные направления по развитию технического обеспечения исполнительного производства на каждом этапе исполнения. Заключение. Сделан вывод о необходимости: развития законодательства и совершенствовании правоприменительной практики в области использования современных информационных технологий; создания условий для равного доступа граждан к информации; гармонизации и отлаживания использования существующих технических средств в межведомственном масштабе; внедрения инновационных достижений; развития материально-технической базы (своевременное исполнение приказов, должное финансирование).

Ключевые слова: исполнительное производство, принудительное исполнение, современные технологии, технический прогресс, пристав, гражданские процессуальные средства, эффективность.

Р01: 10.18500/1994-2540-2017-17-1 -104-112 Введение

В век стремительного развития информационных технологий одним из факторов, влияющих на эффективность исполнения юрисдикционных актов, является информационное обеспечение. Согласно принятой в российской правовой дей-

ствительности теории разделения властей на три ветви (исполнительную, законодательную и судебную) гражданин должен иметь равный оперативный доступ к любой из них. Не исключение и сфера принудительного исполнения.

Как отмечают сами приставы-исполнители, действующая процедура поступления юрисдик-ционных актов к исполнителю, сбор и обработка информации, запрашиваемой у государственных органов и банков, большой объем исполнительных документов в работе, низкий профессиональный уровень служащих и «текучка» кадров отрицательно влияют на эффективность исполнения.

Внедрение современных информационных технологий повлечет качественное улучшение деятельности приставов-исполнителей. Повышение доступности соответствующих государственных услуг для пользователей должно гарантировать уменьшение коррупционного элемента.

Одной из важнейших задач действующей Федеральной службы судебных приставов (ФССП) является оптимизация затрат времени пристава на исполнительное производство, сокращение трудоемкости за счет внедрения информационных технологий.

Результаты

Автоматизированная работа пристава-исполнителя, с учетом технической возможности, на данном этапе развития может выглядеть следующим образом.

1. Этап получения исполнительного документа - поступление и распределение в электронном виде.

Технический прогресс может оказать содействие взыскателю уже на этапе получения исполнительного документа. Так, в случае обжалования решения суда первой инстанции материалы дела передаются в апелляционный суд.

Не все судьи выдают исполнительные документы до возвращения материалов дела в суд первой инстанции. Однако для арбитражных судов по данному поводу имеются разъяснения,

где указано, что поступление судебного дела в арбитражный суд из судов вышестоящих инстанций для выдачи исполнительного листа не является необходимым [1].

Объясняется это работой современной автоматизированной системы «Картотека арбитражных дел», где своевременно размещаются и находятся в свободном доступе тексты судебных актов.

В системе судов общей юрисдикции действует аналогичный автоматизированный продукт - государственная автоматизированная система «Правосудие». Однако практиками не раз ставились вопросы о дальнейшем развитии и совершенствовании ГАС «Правосудие». Сервис является менее удобным, чем в системе арбитражных судов. Невозможно отследить каждый процессуальный документ, изготавливаемый судом; несвоевременно выкладываются итоговые судебные акты, в связи с чем взыскатель обязан ждать возвращения в суд материалов дела для получения исполнительного документа.

Сегодня для сдачи в канцелярию заявления о возбуждении исполнительного производства с оригиналом исполнительного листа не взыскателем лично необходима доверенность. Иначе документы на практике не принимаются. Если взыскатель по каким-либо причинам (будь то состояние здоровья или занятость, маленькие дети и др.) не имеет возможности лично прийти в структурное подразделение ФССП, то остается единственная возможность возбудить исполнительное производство, а именно - направить документы по почте. Однако мы опять столкнемся с рядом неудобств. Оперативность и надежность почтовых услуг не всегда отвечают требованиям надлежащего качества. Так, нередко почтовые отправления, даже в пределах одного города, идут долго, иногда теряются. В этом случае имеется единственный выход - направлять оригинал исполнительного документа исключительно письмом с описью вложения (для чего необходимо оформлять отправление в отделении почты), что влечет для взыскателя денежные затраты и потерю времени.

Относительно получения поступивших заявлений от взыскателей непосредственно приставом-исполнителем также существуют технические недоработки. Так, пришедшие через канцелярию документы собственноручно отписываются руководителем конкретному приставу, что влечет потерю времени на прохождение документов через еще одни руки до исполнения.

В арбитражных судах применяется автоматизированная система распределения поступивших заявлений судьям в производство, соответствую-

щий приказ о введении в эксплуатацию системы автоматизированного распределения дел и документов в арбитражных судах был принят Высшим арбитражным судом РФ 26 февраля 2008 г.

Таким образом, документы после регистрации не лежат у руководителя, а беспристрастно отправляются судьям программой, учитывающей специализацию судьи и нагрузку (количество дел в производстве). Порядок распределения дел не является исключительно организационным вопросом, он также служит гарантией соблюдения принципа независимости и беспристрастности судей [2, с. 130].

Аналогичную функцию автоматизированная система распределения дел (далее - АСРД) может исполнять и при распределении исполнительных производств судебным приставам-исполнителям.

Действия по распределению заявлений о возбуждении исполнительных производств не являются процессуальными, возможными к обжалованию. Так, взыскатель оказывается менее защищенной стороной при попадании его заявления к приставу, заинтересованному по отношению к должнику. Непрозрачность системы распределения создает благоприятную почву для коррупции, что, несомненно, не способствует повышению уважения к служащим ФССП.

Уменьшить указанные риски призвано введение АСРД.

Подать исполнительный документ в территориальное подразделение ФССП в электронном виде взыскатель в настоящее время не имеет реальной возможности. Однако это в значительной степени облегчило бы процесс взыскания и ускорило его.

В соответствии с п. 5 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» [3] судебный пристав-исполнитель может возбудить исполнительное производство и без заявления взыскателя, например, если суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

С момента вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] такие исполнительные документы, как исполнительные листы, судебные приказы, постановления по делам об административных правонарушениях, могут оформляться и направляться для исполнения в электронном виде, но только в том случае, если они заверены усиленной квалифицированной электронной подписью судьи или должностного лица, принявшего соответствующий акт.

Законом также предусмотрено право подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства в форме

электронного документа. С фактической реализацией предоставленного декларативного права возникают проблемы.

Согласно проекту Постановления Правительства РФ «О порядке подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа» [5], вышеперечисленные документы подаются через личный кабинет лица, являющегося стороной исполнительного производства, на едином портале государственных и муниципальных услуг, в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, на официальном сайте ФССП, в информационной системе организации федеральной почтовой связи посредством системы межведомственного электронного взаимодействия либо оператора электронного документооборота, обеспечивающего обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между ФССП и лицом, участвующем в исполнительном производстве.

Проект не подписан. Однако ему разработан аналог, который также пока не подписан. Это проект Приказа Министерства юстиции РФ «Об утверждении Порядка подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью» [6] (подготовлен Минюстом России 13.10.2016 г.).

Несомненно, данный проект является шагом вперед. В нем указаны системы, посредством которых участники исполнительного производства могут осуществить свое право на подачу заявлений в электронном виде, а именно: посредством личного кабинета ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; личного кабинета стороны исполнительного производства на сайте ФССП России; единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, внесенные изменения с предоставлением права подачи документов в электронной форме в настоящий момент не работают на практике. Законодатель необоснованно долго не принимает необходимый акт, позволяющий запустить в действие предоставленные ранее участникам исполнительного производства права.

Однако положительный опыт электронного документооборота в исполнительном производстве уже имеется в некоторых регионах нашей страны, например в Волгоградской области. В указанном регионе заключено соглашение, которым определен порядок взаимодействия с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области относительно запросов и исполнительных документов в электронном виде.

Так, вместе с исполнительным документом на бумажном носителе предъявляется электронный документ с информацией, необходимой для внесения в программный комплекс автоматизированной информационной системы ФССП России [7].

Полагаем, подписание подобных соглашений с учетом действующих правовых норм - эффективная мера, предпринимаемая для упрощения введения электронного документооборота в исполнительном производстве.

2. Автоматическое направление копий постановлений о возбуждении и об окончании исполнительного производства, извещений должника о возбуждении исполнительного производства.

Для облегчения технической работы судебного пристава-исполнителя разработана и внедрена автоматизированная информационная система ФССП России (далее - АИС ФССП). Указанная система являет собой информационную базу данных ФССП России, которая хранит, сохраняет и систематизирует информацию по исполнительным документам, исполнительным производствам, входящим и исходящим документам в режиме on-line.

Регистрация поступивших в электронном виде исполнительных документов в АИС ФССП России производится в автоматическом режиме. После занесения сведений об исполнительном документе, взыскателе и должнике по нему автоматически формируется постановление о возбуждении исполнительного производства.

Немаловажно, что с помощью АИС ФССП пристав имеет возможность оперативно направлять электронные запросы и иные процессуальные документы в регистрирующие органы с целью получения наиболее полной картины об имущественном положении должника.

Однако, как отмечалось ранее, электронный документооборот налажен не со всеми государственными органами и организациями.

С учетом отсутствия высшего юридического образования у более чем половины служащих приставов функция по формированию процессуальных документов в системе позволяет максимально исключить юридические ошибки и сократить время на составление процессуальных документов (система снабжена пакетом образцов

всех необходимых в рамках исполнительного производства процессуальных документов).

По требованиям законодательства об исполнительном производстве некоторые процессуальные документы, направляемые электронно, должны быть подписаны усиленной электронной цифровой подписью. Такая процедура позволяет уменьшить время на прохождение бюрократических процедур направления документов на подпись руководству. В свою очередь, отсутствие контроля руководителя (который не получил документ на подписание и не проверил его) возлагает большую ответственность на самого исполнителя.

Приведенные возможности системы позволяют значительно сократить время на изготовление процессуальных документов, материальные затраты на их изготовление, а также почтовую пересылку адресату. Также автоматическое направление постановлений о возбуждении исполнительных производств исключает неведение взыскателя о судьбе исполнительного документа.

Одним из главных достоинств АИС ФССП является возможность электронно взаимодействовать с банками и иными кредитными организациями. Для более активного использования такого права необходимо заключение соглашений о сотрудничестве [8] с наибольшим количеством таких организаций. Нередко именно оперативность играет решающую роль в исполнительном производстве, если не наложены надлежащие обеспечительные меры.

При осуществлении электронного документооборота с банками необходимо учитывать риски утечки служебной информации и сведений, составляющих банковскую тайну. Именно поэтому такой документооборот должен проходить по защищенным каналам электронной связи.

Например, в письме Минкомсвязи России от 12.09.2013 № П13-2-07-12603 [9] сказано, что согласно п. 45 Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязи России от 27.12.2010 № 190), для подключения информационной системы к системе взаимодействия ее оператор (поставщик или потребитель) обеспечивает защищенный канал связи между своей информационной системой и системой взаимодействия.

Для защиты информации, содержащейся в информационных системах, подключенных к системе межведомственного электронного взаимодействия, обслуживание этих систем осуществляется только лицами, имеющими право доступа к содержащейся в них информации (п. 71 Технических требований).

Разработано и специальное программное обеспечение, которое предназначено для автоматизации информационного взаимодействия банков с ФССП. Программный продукт «iD Банк-ФССП» создало ООО «АйДи Системс» (iD Systems). «iDSystems» - компания, специализирующаяся на автоматизации участка соприкосновения работы банков и государственных структур [10, с. 79].

В рамках программы поддерживаются основные позиции, интерес для ФССП составляет всего одна из них. Так, «iD Банк-ФССП» обрабатывает запросы ФССП о наличии в банке счетов и денежных средств на счетах должников физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, банки могут по запросу узнать: о наличии исполнительных производств по физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям; о ходе исполнительных производств, где он выступает в качестве взыскателя. Указанная информация полезна Банку, например, при решении вопроса о выдаче кредита.

Также программа «iD Банк-ФССП» учитывает требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [11] (обеспечивает аутентификацию, авторизацию, контроль целостности и протоколирование изменений данных [12]).

Кроме того, разработан комплекс «Дорожный пристав», позволяющий в череде машин распознать автомобиль должника по регистрационному номеру [13].

Аналогичные автоматизированные системы уже используются профессиональными участниками юридического сообщества. Так, например, в помощь управляющим при банкротстве разработана комплексно-правовая система «Помощник арбитражного управляющего» (автоматизация полного цикла работ по сопровождению процедур банкротства - от получения определения до отчета в саморегулируемую организацию).

Очевидно, что подобные автоматизированные системы неидеальны и нуждаются как в технической доработке со стороны программистов, так и в постоянном обновлении баз данных, правовой базы, программного обеспечения.

Не обошли проблемы и АИС ФССП, которая также имеет ряд недостатков. Поскольку невозможно полностью исключить человеческий фактор, обновление системы зачастую происходит с опозданием. Виной тому исполнение внутренних приказов в ФССП с нарушением сроков. Такие нарушения влекут направление неверно сформированных электронных запросов и постановлений, а как следствие, получение неверных или пустых электронных ответов на них.

Необходимо установить график обновлений используемых автоматизированных систем и заложить в бюджет, исходя из графика, денежные средства на обеспечение нормального функционирования.

Технический прогресс также позволяет более оперативно оповещать должников о возбуждении исполнительного производства через СМС-уведомления.

Лица, участвующие в исполнительном производстве (ст. 48 ФЗ «Об исполнительном производстве» [3]), считаются извещенными надлежащим образом, если им было направлено электронное извещение, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя.

Порядок извещения адресата через информационно-телекоммуникационные сети установлен Правительством РФ.

Судебный пристав-исполнитель в случае неполучения документов должником принимает меры к уведомлению по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами, такими как повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки [14].

Обратимся к опыту Волгоградской области, где создано программное обеспечение, позволяющее в автоматическом режиме получать абонентские номера физических лиц, являющихся должниками по исполнительным производствам.

После поступления сведений в АИС ФССП о новом исполнительном производстве автоматически формируется запрос о представлении абонентского номера должника. Данный запрос рассылается в организации, предоставляющие услуги связи в регионе, с которыми у территориальных отделений ФССП также имеется договоренность. По полученным номерам направляется рассылка, факт оповещения должника фиксируется в АИС ФССП России. Если необходимо доказать надлежащее извещение, компания, рассылающая СМС, предоставляет отчет в материалы исполнительного производства.

СМС-оповещение в современных условиях является самым быстрым и эффективным способом уведомления лиц. При поиске новых результативных мер воздействия на должника законодателем также обсуждается введение ограничения на пользование услугами связи, что говорит о важности и частом использовании в повседневной жизни сотовых телефонов, которые стали неотъемлемым атрибутом.

Необходимо учитывать, что при всем удобстве указанной процедуры уведомления не должны нарушаться права должника.

При получении сведений о номере телефона, зарегистрированном на лицо-должника, нет уверенности, что он им пользуется. Иногда лицо регистрирует номер для пользования своим ребенком, супругой или любым другим лицом. В случае непередачи информации о возбуждении исполнительного производства в срок от фактического пользователя номера, зарегистрированного на должника, последний теряет возможность исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок и несет негативные последствия в виде исполнительского сбора.

Практика по иным процедурам, где предусмотрено СМС-уведомление, идет по пути защиты прав должника (лица, извещаемого таким образом).

Так, в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении без лица, а уведомление о составлении было отправлено по СМС. Суды первой и второй инстанций рассмотрели дело по существу и привлекли лицо к ответственности.

Однако судом кассационной инстанции постановления нижестоящих судов отменены из-за нарушения процедуры привлечения к административной ответственности. В частности, причиной отмены является то, что «отправка 10.12.2014 на номер телефона арбитражного управляющего БМБ-сообщения не может быть признана надлежащим извещением, поскольку сведения о согласии арбитражного управляющего на извещение посредством БМБ-сообщения в материалах дела отсутствуют» [15].

Учитывая вышеизложенное, видится правильным применять СМС-уведомления к должникам, которые не в первый раз оказались стороной исполнительного производства, т.е. подтверждение принадлежности номера уже имеется, либо после звонка такому должника с целью удостоверения личности (разговор пристава с должником должен записываться и аудиозапись приобщается в материалы исполнительного производства).

3. Оплата должниками суммы задолженности по исполнительным документам через электронные устройства.

Во исполнение Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений (2011-2010 гг.) введена в эксплуатацию единая база данных исполнительных производств в электронном виде в общем доступе.

Согласно Памятке по использованию банка данных исполнительных производств и других

информационных ресурсов можно оплатить задолженность шестью способами, в число которых входит оплата в режиме онлайн через электронные платежные системы Промсвязьбанка, КИВИ (без комиссии), РОБОКАССЫ, ОПЛАТАГОСУСЛУГ. РУ, Вэбмани, Яндекс.Денег, ПЭЙМО, Системы Город; с помощью приложения «ФССП» для мобильных устройств; через личный кабинет в интернет-банке Сбербанк ОнЛ@йн.

По сведениям, оглашенным директором ФССП России А. О. Парфенчиковым, за 6 месяцев 2013 г. более 600 тыс. граждан погасили долг с помощью автоматизированной информационной системы ФССП или со счета мобильного телефона [16].

На примере конкретного региона (Волгоградской области), по словам руководителя Управления Р. А. Степаненко, предоставление дополнительных способов оплаты долга не оказало планируемого положительного эффекта, а именно: за четыре года работы сервисов добровольная оплата составила всего 2,7% от общего числа исполнительных производств [7].

Однако в Краснодарском крае внедрение новых технологий оказало положительное влияние на добровольную оплату. Наибольшее число виртуальных платежей прошло по пилотной программе посредством СМС-платежей (таким способом можно было погасить штраф до 15 тыс. рублей).

Таким образом, для должника созданы все возможные благоприятные условия по оплате задолженности по исполнительному документу. В свою очередь, низкий уровень правовой культуры граждан и нежелание добровольно возвращать долг не позволяют повысить процент исполненных производств должным образом.

4. Электронное взаимодействие с регистрирующими и контролирующими органами при получении информации об имущественном положении должника.

За последние годы для приставов значительно расширены возможности по получению информации о должнике и его имуществе. Так, судебный пристав-исполнитель наделен правом запрашивать сведения из банка данных оперативно-справочной, розыскной информации, Бюро кредитных историй, по заявлению взыскателя использовать информацию, полученную от детективных агентств, а в некоторых случаях на безвозмездной основе - возможности средств массовой информации.

Доступ судебных исполнителей к данным иных органов государственной власти ускоряет процесс исполнения и оптимизирует процесс взаимодействия с этими органами [17].

Отметим, что система «запрос - ответ» в современных реалиях исчерпала себя. При прямом доступе пристав-исполнитель более эффективно и оперативно узнает необходимую информацию (зачастую необходим доступ к информационным базам МВД России, ФМС России, ФНС России, Росреестра).

Гармонизация электронных систем ФССП России с аналогичными системами других органов и организаций в рамках единой федеральной системы межведомственного электронного взаимодействия является одной из основных задач программы, которая в последнее время активно претворяется в жизнь. Сегодня уже действует ряд соглашений, например, Соглашение о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов от 21 января 2011 г. № АД-30-33/01сог/12/01-1, Соглашение между Федеральной службой судебных приставов и Министерством внутренних дел Российской Федерации об обмене информацией в электронном виде (заключено в г. Москве 14.12.2012 № 12/14-21/1/11806).

Учеными и практиками неоднократно отмечалась важность использования в исполнительном производстве достижений современных технологий.

Генеральный директор Национальной администрации Управления исполнительного производства Финляндии Ю. Тоукола отметил что «технологическая революция затронула все аспекты жизни общества, а исполнительный процесс также должен следовать за этим развитием, использование информационных технологий позволяет исполнительному производству увеличить эффективность и снизить трудозатраты» [18].

Использование достижений технологического прогресса возможно и полезно не только приставу-исполнителю, но также и должнику, и взыскателю. Если для пристава это непосредственно упрощение и ускорение работы (формирование процессуальных документов с помощью АИС ФССП, автоматическая рассылка запросов и др.), для взыскателя - возможность оперативно предъявить исполнительный документ и иные заявления (ходатайства) в рамках исполнительного производства, то для должника - это реальная возможность в режиме он-лайн отслеживать свою задолженность, а также погашать ее без исполнительского сбора.

Так, в свете активного развития высоких технологий, Интернета, платежных систем объ-

ективно возникли исполнительные отношения, которые необходимо было перевести в плоскость правоотношений.

Модернизация материально-технического обеспечения и внедрение современных технологий в работу ФССП России должны развиваться синхронно с совершенствованием законодательства об исполнительном производстве, которое в том числе регулирует использование современных электронных средств.

Видится, что сложившиеся в действительности удобные отношения переведены в статус правоотношений с учетом субъекта, характера и цели исполнительного процессуального правоотношения.

Заключение

Таким образом, внедрение современных технологий, электронного документооборота в процесс принудительного исполнения юрисдик-ционных актов, безусловно, благотворного влияет на эффективность и результативность данной деятельности.

Однако нельзя не отметить, что существующие меры не объединены в единую систему, носят разрозненный, неструктурированный характер. Материально-техническое обеспечение ФССП также не достигло уровня, необходимого для всестороннего и полного использования достижений современных технологий в области связи и информации.

Полагаем, что работа по развитию технического обеспечения (применению современных технологий) в исполнительном производстве должна вестись по следующим направлениям:

— развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования современных информационных технологий;

— создание условий для равного доступа граждан к информации;

— гармонизация и отлаживание использования существующих технических средств в межведомственном масштабе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— внедрение инновационных достижений;

— развитие материально-технической базы (своевременное исполнение приказов, должное финансирование).

Список литературы

1. О порядке выдачи исполнительных листов по вступившим в законную силу судебным актам в случае нахождения материалов в судах вышестоящих инстанций : информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 159. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О системе автоматического распределения дел между судьями // Вестн. Высшего Арбитражного суда РФ. 2009. № 1. С. 130-132.

3. Об исполнительном производстве : федер. закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 41, ст. 4849.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 08.03.2015 № 41-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 10, ст. 1411.

5. Проект Постановления Правительства РФ «О порядке подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа». URL: http://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 12.05.2015).

6. Проект Приказа Министерства юстиции РФ «Об утверждении Порядка подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. Степаненко Р. А. Автоматизация работы судебного пристава-исполнителя как важнейший фактор повышения эффективности исполнения судебных решений // Принудительное исполнение актов судов и иных органов в отношении юридических лиц (организаций и предпринимателей). Проблемные аспекты : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 4-8 июня 2012 г., г. Воронеж. М. : Статут, 2013. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Федеральная служба судебных приставов : [сайт]. URL: http://fssprus.ru/files/fssp/db/files/201403/proekt_ tipovogo_sog_s_kredit_org_201403_20142121139.pdf (дата обращения: 31.01.2016).

9. О некоторых вопросах, связанных с подключением кредитных организаций к Единой системе межведомственного электронного взаимодействия : письмо Минкомсвязи России от 12.09.2013 № П13-2-07-12603. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Взять лучшее, чтобы создавать лучшее // Аналитический банковский журнал. 2012. № 4 (198). С. 76-79.

11. О персональных данных : федер. закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1), ст. 3451.

12. ООО «Корпорация «РедСофт» : [сайт]. URL: http:// red-soft.biz/ru/idbankfssp.html (дата обращения: 14.12.2014).

13. Корсаков И. Ю. Роль современных информационных технологий в повышении эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов // Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 8-11 июня 2011 г. / отв. ред. А. О. Парфенчиков, Д. Х. Валеев. М. : Статут, 2011. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП России 07.06.2014) : письмо ФССП России от 08.07.2014 № 0001/16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2015 по делу №> А70-14986/2014. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

16. Парфенчиков А. Приставы начали взыскивать долги через Интернет. URL: http://rg.ru/2013/08/22.fssp.html (дата обращения: 11.09.2013).

17. Организационная структура органов принудительного исполнения Финляндии. URL: http://www.fssprus. ru/inter_experience9/ (дата обращения 26.12.2014).

18. Тоукола Ю. Исполнительное производство в обществе будущего, технологическое развитие и гражданские права // Принудительное исполнение актов судов и иных органов в отношении юридических лиц (организаций и предпринимателей). Проблемные аспекты : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 4-8 июня 2012 г., Воронеж. М. : Статут, 2013. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Образец для цитирования:

Морковская К. С. Информационное обеспечение (современные технологии) как средство повышения эффективности исполнения актов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 104-112. БО!: 10.18500/1994-2540-2017-17-1-104-112.

Information Support (Advanced Technologies) as a Means to Improve the Efficiency of the Execution of Acts

K. S. Morkovskaya

Saratov State Law Academy,

1, Volskaya str., Saratov, 410056, Russia;

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia

E-mail: kristink-m@yandex.ru

Introduction. In today's world there is a trend change in the existing and creation of new civil procedural means in the enforcement proceedings, due to the rapid development of economic relations and technological advances. The article investigates the new civil procedural means - modern technology - as a means of improving the efficiency of enforcement proceedings. Currently selected topic insufficiently developed by scientists, every day there are new technical features that are not applicable without translation into legal language. Results. This paper analyzes the current draft legislation. The application and use of new technical means possible at all stages of enforcement: get the executive document - receipt and distribution in electronic form; automatic direction copies of the decisions to open and the end of the enforcement proceedings, the debtor notification of the institution of enforcement proceedings; payment by debtors the amount owed under the executive documents via electronic devices; electronic interaction with registering and regulatory authorities in obtaining information about the financial position of the debtor. According to the results of the research highlighted promising areas for the development of technical support enforcement proceedings at every stage of execution. Conclusion. The conclusion of necessity: the development of legislation and improvement of enforcement practices in the use of modern information technologies; creating conditions for equal access of citizens to information; harmonizing and fine-tune the use of existing facilities in the inter-agency level; implementing innovative developments; development of material and technical base (timely execution of orders, proper financing).

Key words: enforcement proceedings, enforcement, advanced technology, technical progress, police officer, civil procedural means, efficiency.

References

1. O poriadke vydachi ispolnitel'nykh listov po vstupivshim v zakonnuiu silu sudebnym aktam v sluchae nakhozhde-niia materialov v sudakh vyshestoiashchikh instantsii: in-formatsionnoe pis'mo Prezidiuma VAS RF ot 18.06.2013 № 159 (On the order of issuance of writs of execution on the entered into force court acts in the event of a finding of materials in the courts of higher instances. Information letter Presidium of the RF of 18.06.2013 no. 159). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

2. O sisteme avtomaticheskogo raspredeleniia del mezhdu sud'iami [A system of automatic distribution of cases between judges]. Vestnik Vysshego Arbitrazhnogo suda Rossiiskoi Federatsii [Bulletin of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation], 2009, no. 1, pp. 130-132 (in Russian).

3. Ob ispolnitel'nom proizvodstve: federal'nyi zakon ot 02.10.2007 № 229-FZ [On Enforcement Proceedings. Federal law of 02.10.2007 no. 229-FZ]. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2007, no 41, art. 4849 (in Russian).

4. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 08.03.2015 № 41-FZ [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation. Federal law of 08.03.2015 no. 41-FZ]. Sobranie zakonodatel 'stvaRF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2015, no 10, art. 1411 (in Russian).

5. Proekt Postanovleniia Pravitel'stva RF «O poriadke podachi khodataistv, ob"iasnenii, otvodov i zhalob sto-ronoi ispolnitel'nogoproizvodstva dolzhnostnomu litsu sluzhby sudebnykh pristavov v forme elektronnogo do-kumenta» (Draft Decree of the RF Government «On the procedure for submission of applications, explanations, taps and complaints party executive production officer Bailiff Service in the form of an electronic document»). Available at: http://regulation.gov.ru/ (accessed 12 May 2015) (in Russian).

6. Proekt Prikaza Ministerstva iustitsii RF «Ob utverzhdenii Poriadka podachi zaiavlenii, khodataistv, ob#iasnenii, otvodov i zhalob storonoi ispolnitel'nogo proizvodstva

dolzhnostnomu litsu Federal'noi sluzhby sudebnykh pristavov v forme elektronnogo dokumenta, podpisan-nogo storonoi ispolnitel'nogo proizvodstva elektronnoi podpis'iu» (Draft Decree of the RF Government «On Approval of the Procedure for submission of applications, petitions, explanations, taps and complaints party executive production officer of the Federal Bailiff Service in the form of an electronic document signed by the party executive production of electronic signature»). ATP «Garant» [electronic resource] (in Russian).

7. Stepanenko R. A. Avtomatizatsiia raboty sudebnogo pristava-ispolnitelia kak vazhneishii faktor povysheniia effektivnosti ispolneniia sudebnykh reshenii (Automation of the bailiff as the most important factor in increasing the efficiency of enforcement ofjudgments). Prinuditel'noe ispolnenie aktov sudov i inykh organov v otnoshenii iuridicheskikh lits (organizatsii i pred-prinimatelei). Problemnye aspekty: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 4-8 iiunia 2012 g., g. Voronezh (Enforcement of court judgments and acts of other official authorities against the legal persons (organizations and individual entrepreneurs). Problematic aspects: Publication of the International scientific and practical conference, June 4-8 2012, Voronezh). Moscow, Statut Publ., 2013). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

8. Federal'naia sluzhba sudebnykh pristavov (Federal Bailiff Service. Site). Available at: http://fssprus.ru/files/ fssp/db/files/201403/proekt_tipovogo_sog_s_kredit_ org_201403_20142121139.pdf (accessed 31 January 2016) (in Russian).

9. O nekotorykh voprosakh, sviazannykh s podkliuche-niem kreditnykh organizatsii k Edinoi sisteme mezh-vedomstvennogo elektronnogo vzaimodeistviia: pis'mo Minkomsviazi Rossii ot 12.09.2013 № P13-2-07-12603 (On some issues relating to the connection of credit institutions to the Unified system of interdepartmental electronic interaction. Letter of the Russian Ministry of Communications 12.09.2013 no. P13-2-07-12603). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

10. Vziat' luchshee, chtoby sozdavat' luchshee [Get the best to create the best]. Analiticheskii bankovskii zhurnal [Analytical Banking Magazine], no. 4 (198), 2012, pp. 76-79 (in Russian).

11. O personal'nykh dannykh: federal'nyi zakon ot 27.07.2006 № 152-FZ [On Personal Data. Federal law of 27.07.2006 no. 152-FZ]. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 31 (1), art. 3451 (in Russian).

12. OOO «Korporatsiia «RedSoft» (Corporation «Red Soft». Site). Available at: http://red-soft.biz/ru/idbankfssp.html (accessed 14 December 2014) (in Russian).

13. Korsakov I. Yu. Rol' sovremennykh informatsionnykh tekhnologii v povyshenii effektivnosti isponeniia sudebnykh aktov i aktov inykh organov (The role of modern information technology to improve the efficiency of judicial acts and acts of other bodies). Effektivnost' prinuditel'nogo ispolneniia sudebnykh reshenii i aktov drugikh organov: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. Kazan', Kazan-skii (Privolzhskii) federal'nyi universitet, 8-11 iiunia 2011 g. (Efficiency of enforcement proceedings of court judgments and acts of other official authorities. Collected papers of the Int. sci. and pract. conf., Kazan, Kazan (Volga) Federal University, 8-11 June 2011. Ans. ed. A. O. Parfenchikov, D. Kh. Valeev. Moscow, Statut Publ., 2011. ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

14. Metodicheskie rekomendatsii o poriadke vzyskaniia ispolnitel'skogo sbora (utv. FSSP Rossii 07.06.2014): pis'mo FSSP Rossii ot 08.07.2014 № 0001/16 (Methodical recommendations on the procedure for collection of performance collection. Letter FSSP Russia of

08.07.2014 no. 0001/16). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

15. Postanovlenie arbitrazhnogo suda Zapadno-Sibirskogo okruga ot 09.07.2015 po delu № A70-14986/2014 (Decision Arbitration Court of the West Siberian District of

09.07.2015 on case no. A70-14986/2014). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

16. Parfenchikov A. Pristavy nachali vzyskivat'dolgi cherez Internet (Bailiffs have begun to recover debts through the Internet). Available at: http://rg.ru/2013/08/22.fssp. html (accessed 11 September 2013).

17. Organizatsionnaia struktura organov prinuditel'nogo ispolneniia Finliandii (The organizational structure of enforcement authorities in Finland). Available at: http://www.fssprus.ru/inter_experience9/ accessed 26 December 2014) (in Russian).

18. Toukola Yu. Ispolnitel'noe proizvodstvo v obshchestve budushchego, tekhnologicheskoe razvitie i grazhdanskie prava (Enforcement proceedings in the society of the future, technological development and civil rights). Prinuditel'noe ispolnenie aktov sudov i inykh organov v otnoshenii iuridicheskikh lits (organizatsii i pred-prinimatelei). Problemnye aspekty: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 4-8 iiunia 2012 g., Voronezh (Enforcement of court judgments and acts of other official authorities against the legal persons (organizations and individual entrepreneurs). Problematic aspects: Publication of the International scientific and practical conference, June 4-8, 2012, Voronezh). Moscow, Statut Publ., 2013). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

Cite this article as:

Morkovskaya K. S. Information Support (Advanced Technologies) as a Means to Improve the Efficiency of the Execution of Acts. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 1, pp. 104-112 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-1-104-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.