и объективным. Здесь ориентиром является рейтинг кафедр, который выстраивается в университете ежегодно, и востребованность научно-профессиональной компетенции наших коллег в системе образования за стенами университета.
И, наконец, пятый — быть готовым к решению новых задач и не бояться инноваций. Ведь важнейшим условием, обеспечивающим успешность любых реформ, является активное участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние.
Правительство, ректорат, деканат предоставляют условия для осуществления изменений педагогического характера. Мотивированное участие всех заинтересованных в развитии образования лиц очень важно и когда реформы планируются, и когда они находятся в стадии осуществления. Поэтому так важны наши встречи, на которых мы обсуждаем самые острые вопросы развития системы педагогического образования.
Будущее кафедры видится в том, чтобы кафедра педагогики стремилась продолжать традиции ленинградской, петербургской научнопедагогической школы. В этом заключается важнейшее условие развития потенциала кафедры, определяющее качество подготовки педагогических кадров, устойчивые формы деятельности научного сообщества, сохранение и преумножение его идеалов и норм. В «Очерках истории кафедры Герценовского университета», подготовленных к 85-летию кафедры, вошли воспоминания наших корифеев. А. К. Громцева написала: «... 90 лет! Это очень-очень много. Сейчас на склоне лет все чаще и чаще начинаешь думать о том, насколько прожитая тобою жизнь была счастлива, справедлива, удачна. И чем больше думаешь об этом, тем яснее осознаешь, что в моей жизни радость, счастье, значимость существования определялись в первую очередь работой».
Хочется верить, что и для всех нас кафедра также является, и будет являться мощным источником счастья и радостного мироощущения!
Примечание
1. Шкорина Н. Л., Кириллова Г. Д. Педагогическое наследие Шолома Израилевича Ганелина и его дидактическая система. СПб., 2009. С. 178.
Н. Ф. Радионова,
профессор кафедры педагогики
С. В. Ривкина,
доцент кафедры педагогики
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ С НИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра педагогики университета имеет прочные, длительные и постоянно развивающиеся связи с НИИ непрерывного педагогического образования. Можно выделить, по крайней мере, три группы вопросов, по которым эти связи реализуются весьма плодотворно.
Во-первых, сотрудники кафедры активно участвуют в научно-исследовательских проектах института. Так, с 2007 г. по настоящее время реализуется фундаментальное исследование в рамках ЕЗН «Исследование закономерностей развития инновационной сре-
ды высшего педагогического образования» (научный руководитель — доктор пед. наук, профессор Н. Ф. Радионова, ответственный исполнитель — доктор пед. наук, профессор Е. В. Пискунова; от кафедры педагогики — Т. В. Менг, В. С. Пусвацет, Ю. С. Матросова, А. А. Ахаян, О. В. Акулова, А. И. Синицына, С. В. Ривкина).
В ходе этого исследования ученым удалось:
• выявить социокультурную обусловленность изменений образовательной сре-
ды высшего профессионального образования;
• раскрыть сущность и структуру инновационной среды высшего педагогического образования;
• определить направления развития инновационной среды высшего педагогического образования;
• рассмотреть развитие школьного и высшего профессионального образования как источник инноваций в высшем педагогическом образовании;
• разработать обобщенную модель инновационных процессов в современном образовании;
• обосновать модель инновационных процессов проектирования образовательной среды учреждения высшего педагогического образования;
• рассмотреть интеграционные процессы в европейском образовании как основу развития инновационной среды высшего педагогического образования;
• проанализировать влияние международного сотрудничества в сфере образования на развитие инновационной среды высшего педагогического образования;
• охарактеризовать лингвистические особенности профессиональной коммуникации в сфере международного сотрудничества университетов;
• рассмотреть открытое образование как фактор развития инновационной образовательной среды современного педагогического вуза;
• представить электронное научное издание как ресурс современной образовательной среды университета;
• рассмотреть электронный ресурс преподавателя университета как фактор открытости образования;
• охарактеризовать информационный ресурс поддержки многоуровневого учебного процесса как признак инновационной образовательной среды университета;
• проанализировать научные исследования как источник развития высшего образования;
• определить роль научных исследований в развитии инновационной среды высшего педагогического образования;
• рассмотреть библиотеку как инновационную среду развития науки высшего педагогического образования.
С 2009 г. в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» ведется прикладное исследование «Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования» (научный руководитель — академик Г. А. Бордовский, ответственные исполнители — Н. Ф. Радионова и Е. В. Пискунова; от кафедры педагогики — Т. В. Менг, В. С. Пусвацет, Ю. С. Матросова, А. А. Ахаян, О. В. Акулова, А. И. Синицына).
Совместными усилиями ученым удалось:
• охарактеризовать нормативно-правовую базу инновационного развития отечественного образования и образовательных программ подготовки магистров по направлениям педагогического образования;
• обосновать основные направления совершенствования образовательных программ и технологий подготовки специалистов в магистратуре для инновационной деятельности в сфере образования;
• разработать усовершенствованные образовательные программы подготовки специалистов в магистратуре для инновационной деятельности в сфере образования;
• разработать методические рекомендации для преподавателей вузов по реализации усовершенствованных технологий подготовки специалистов в магистратуре для инновационной деятельности в сфере образования;
• разработать пакет программ междисциплинарных учебных модулей, содействующих подготовке обучающихся в
магистратуре к инновационной деятельности в сфере образования;
• разработать учебно-методическое обеспечение пакета программ междисциплинарных учебных модулей, содействующих подготовке обучающихся в магистратуре к инновационной деятельности в сфере образования.
С 2008 г. по настоящее время в рамках ЕЗН «Исследование процесса становления профессиональной компетентности будущих педагогов» (научный руководитель — Г. А. Бордовский, ответственные исполнители — Н. Ф. Радионова, А. В. Тряпицын; от кафедры — И. С. Батракова, Е. В. Пискунова, О. В. Акулова, И. В. Гладкая, А. П. Тря-пицына, Ю. С. Матросова, И. Ю. Гутник) осуществляется фундаментальное исследование.
В ходе работы:
• выявлена социокультурная обусловленность ориентации профессионального педагогического образования на развитие компетентности студентов;
• дана характеристика основных факторов развития профессиональной компетентности будущих педагогов;
• обоснована методология создания концепции становления профессиональной компетентности будущих педагогов;
• раскрыта сущность понятия «профессиональная компетентность педагога»;
• определена сущность процесса становления профессиональной компетентности студента в условиях вуза;
• выявлены организационно-педагогические условия становления профессиональной компетентности студента в образовательном процессе;
• разработана совокупность методов исследования процесса и результата становления профессиональной компетентности студента;
• выявлены и содержательно раскрыты этапы проектирования образовательных программ и учебных планов;
• охарактеризована подготовка профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте становления профессиональной компетентности студента;
• систематизированы возможности вуза в становлении профессиональной компетентности студента;
• обоснована методика анализа практической реализации концепции становления профессиональной компетентности студента: тенденции, закономерности, противоречия.
В 2009 г. сотрудники кафедры педагогики (И. С. Батракова, И. В. Гладкая, Е. В. Пискунова, Е. Н. Глубокова, Ю. С. Матросова,
А. П. Тряпицына, О. В. Акулова) активно включились в создание ЗН «Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода» (научный
руководитель — доктор пед. наук, профессор Н. Ф. Радионова, ответственный исполнитель — доктор пед. наук, профессор
А. В. Тряпицын).
В результате были:
• охарактеризована нормативная база разработки программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, особенности ФГОС ВПО;
• охарактеризована сущность профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы;
• обоснована и реализована методика изучения готовности профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода;
• обоснованы требования, предъявляемые к программам повышения квалификации;
• разработаны модули образовательной программы подготовки профессорско-преподавательского состава, различные
комбинации которых образуют пакет образовательных программ подготовки преподавателей вуза.
В 2011 г. завершаются два проекта по аналитической ведомственной программе «Развитие научного потенциала высшей школы»:
• «Совершенствование профильных программ подготовки учителя в условиях действия ФГОС ВПО» (научный руководитель — академик Г. А. Бордовский, ответственные исполнители — доктор пед. наук, профессор Н. Ф. Радионова и канд. пед. наук, доцент И. В. Гладкая);
• «Разработка учебно-методического обеспечения подготовки прикладных бакалавров на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования» (научный руководитель — академик Г. А. Бордовский, ответственные исполнители — доктор пед. наук, профессор Н. Ф. Радионова и доктор пед. наук, профессор А. Г. Гогоберидзе).
От кафедры педагогики в этих проектах активно работали Э. В. Балакирева, Н. В. Седова, Е. Н. Глубокова.
Совместными усилиями учеными были:
• систематизированы основные документы нормативно-правовой базы подготовки учителя, выявляющие необходимые требования к подготовке учителя и к разработке профильных программ на основе ФГОС ВПО;
• показано, что изменение целевых ориентиров в образовании приводит к модульной структуре содержания образовательной программы, а также переходу на кредитно-зачетную систему;
• осуществлен анализ существующих в российской образовательной практике подходов к выделению требований к уровню подготовки выпускников вузов;
• охарактеризованы действующие профильные программы подготовки учителя основных направлений подготовки;
• намечены основные направления совершенствования профильных программ подготовки учителя в условиях ФГОС ВПО;
• раскрыты возможные пути и условия обновления организации самостоятельной, исследовательской работы, практической деятельности студентов как направлений совершенствования профильных программ подготовки учителя в условиях ФГОС ВПО;
• обоснованы возможности совершенствования системы оценивания в программах профильной подготовки учителя;
• выявлены пути и условия совершенствования информационной среды;
• раскрыты требования к современному учителю как основание для разработки усовершенствованных профильных программ подготовки учителя;
• охарактеризована структура профильной учебной программы подготовки учителя в условиях действия ФГОС ВПО;
• охарактеризованы особенности самостоятельной работы студентов, их исследовательской и практической деятельности в усовершенствованных профильных программах подготовки учителя в условиях ФГОС ВПО;
• обоснованы исторические аспекты разработки учебно-методического обеспечения в отечественном педагогическом образовании;
• представлены различные подходы к пониманию сущности учебно-методического обеспечения профильных программ подготовки будущего учителя;
• определены и разработаны структурные элементы учебно-методического обеспечения в условиях подготовки будущих учителей в бакалавриате и магистратуре;
• дана характеристика нормативноправовой базы подготовки прикладных бакалавров для сферы образования;
• выделены сущностные характеристики отечественного и зарубежного опыта подготовки прикладных бакалавров для сферы образования;
• охарактеризовано существующее учебно-методическое обеспечение подготов-
ки прикладных бакалавров для работы в сфере образования;
• разработаны структура и содержание учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров для работы на ступенях дошкольного, начального и основного образования;
• разработаны структура и содержание учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров для работы в сфере образования с учетом профиля их предметной подготовки;
• разработан пакет программ повышения квалификации ППС в области проектирования и реализации учебнометодического обеспечения подготовки прикладных бакалавров для сферы образования на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Во-вторых, взаимодействие кафедры педагогики и НИИ НПО является плодотворным и в процессе подготовки соответствующих изданий, в которых отражаются результаты совместных исследований.
Так, в 2007 г. было издано, а затем в 2008 г. переиздано пособие «Разработка квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования» под редакцией Г. А. Бордовского,
В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. Авторами в этом пособии стали и сотрудники кафедры педагогики — А. П. Тряпицына, О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, И. Э. Кондракова, Э. В. Балакирева, И. В. Гладкая, С. П. Ильина, С. В. Рив-кина.
В 2008 г. вышло в свет третье (исправленное) издание монографии «Компетент-ностный подход в педагогическом образовании» под редакцией В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. Среди авторов этой монографии были сотрудники кафедры педагогики — О. В. Акулова, И. С. Батракова, Р. У Богданова, Е. С. Заир-Бек, Л. С. Илюшин, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, С. В. Ривкина.
В 2010 г. из печати вышли две монографии:
• «Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентност-ного подхода» под редакцией Н. Ф. Ра-дионовой и А. В. Тряпицына, авторами которой от кафедры педагогики были И. С. Батракова, И. В. Гладкая, Е. Н. Глу-бокова, О. Б. Даутова, Ю. С. Матросова, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына;
• «Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования» под редакцией Г. А. Бордовского, Н. Ф. Ра-дионовой, Е. В. Пискуновой, авторами которой от кафедры педагогики стали О. В. Акулова, А. А. Ахаян, Е. И. Бражник, Л. О. Маленкова, Т. В. Менг, Е. В. Пискунова, В. С. Пусвацет.
В этом же, 2010 г., были изданы два пособия:
• «Профильные программы подготовки учителя в условиях действия ФГОС ВПО: состояние, проблемы, перспективы» под редакцией Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, И. В. Гладкой;
• «Разработка учебно-методического обеспечения подготовки прикладных бакалавров на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования: анализ и проблемы» под редакцией Г. А. Бордовского, Н. Ф. Ра-дионовой, А. Г. Гогоберидзе.
Среди авторов этих пособий были Н. В. Седова, Э. В. Балакирева, Е. Н. Глу-бокова, А. П. Тряпицына.
В 2011 г. вышла коллективная монография НИИ НПО «Исследование процесса становления профессиональной компетентности будущих педагогов» и пособие «Учебно-методические модули подготовки студентов педагогического вуза к проектированию в образовании: сущность и разработка». Опять среди авторов были сотруд-
ники кафедры педагогики: О. В. Акулова, И. С. Батракова, И. В. Гладкая, И. Ю. Гут-ник, Ю. С. Матросова, Т. В. Менг, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, Т. Г. Галактионова,
В. С. Пусвацет, С. В. Ривкина, Н. П. Колесник, И. А. Бочкарева.
В-третьих, сотрудничество кафедры педагогики и НИИ непрерывного педагогического образования развивается в вопросах, касающихся распространения научных идей и научной продукции.
Ежегодно в рамках научного направления университета «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного
педагогического образования» НИИ НПО проводит конференцию «Педагогическое образование в эпоху перемен: итоги очередного научного года».
Активными участниками этих конференций являются сотрудники кафедры педагогики. Более 20 человек от кафедры ежегодно принимают в них участие.
Таким образом, можно утверждать, что кафедра педагогики является не только активным участником научноисследовательских проектов НИИ непрерывного педагогического образования, но и вносит свой существенный вклад в развитие самого института.
А. С. Роботова,
профессор кафедры педагогики
СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КУРСА: МЫСЛЕННЫЙ эксперимент
Одной из насущных задач гуманитарного образования в двадцать первом веке стала задача структурирования содержания многочисленных учебных дисциплин и курсов. Гуманитаризация вызвала небывалый подъём интереса к проблемам гуманитарного характера, что, в свою очередь, подвигло ученых на создание и выделение больших и не очень больших научных дисциплин, курсов гуманитарного характера, на усиление в образовательных дисциплинах гуманитарного компонента. Но во многом здесь еще господствует классическая традиция — деление на автономные разделы, курсы, спецкурсы и т. д. В каждом из них подчеркивается его важность, необходимость, приоритетность. В каждом прорабатываются ведущие идеи, концепции, понятия, определяются тексты для изучения, выполняются самостоятельные работы. Однако меняется ли при этом существенным образом качество гуманитарного образования? При отсутствии четкого членения на дисциплины и курсы неизбежны повторы, обращение к одним и тем же понятиям, текстам, именам, фактам.
За долгие годы работы в вузе автору пришлось вести педагогику как учебную дисциплину в разных ее составляющих. Это было Введение в педагогику, Введение в профессию, Введение в педагогическую деятельность, Теория обучения и воспитания, Педагогические теории и системы, История педагогики, Педагогическое проектирование, Теоретическая педагогика, Практическая педагогика и т. д. При этом обосновывались ведущие идеи каждого курса, ключевые понятия, планировались различные виды самостоятельных работ и возможные результаты изучения. Однако, по наблюдениям, качество педагогического образования существенно не менялось. Почему же? Конечно, многое зависело от личностного смысла изучающего данную дисциплину, профессиональных намерений и интересов студента, потребности в образовательном лидерстве, от мастерства и искусства преподавателя и т. д., и т. п. Но многое зависит от сочетания непрерывного и прерывного, что трудно сбалансировать, когда разные курсы читают разные преподаватели. Это зависит и от гумани-